Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

уровень устанавливается путем передвижения сливной трубы, по схеме II-при помощи ряда кранов на различных уровнях.

В Г. раздаточные бензиновые колонки устанавливаются обычно во дворе, при выезде из Г.; в отдельных случаях их ставят внутри здания, в самом помещении для стоянки автомобилей. За границей большое


Фиг. 22.

число КОЛОНОК устанавливается на площадях городов и в пунктах большого автомо-бильн. движения, для снабнеения автомобилей бензином непосредственно в дороге.

Зарядка аккумуляторов. Каждый Г. д. б. снабжен хотя бы небольшой станцией для зарядки аккумуляторов. Т. к. при зарядке аккумуляторов выделяется вредный для че-ловеч. организма газ, то помещение зарядной станции д. б. хорошо изолировано от общих зданий Г. и иметь хорошую вентиляцию. Оборудование для зарядки аккумуляторов обьшно состоит из преобразователя переменного тока в постоянный, реостата и распределительного щита. В качестве преобразователя тока до недавнего времени слулшла почти исключительно установка из электромотора переменного тока, спаренного на одной плите с динамомашиной постоянного тока. С недавнего времени в качестве преобразователя тока значительное распространение начинают получать ртутные лампы, катодные выпрямители и, наконец, контактные (сухие) выпрямители.

Обслуживающие помещения гаража. Кроме описанных выше производственных помещений, Г. должен располагать рядом обслужи-вающ. помещений, как: контора, контрольные будки, столовая и т. д. Объем этих помещений , а равно и их устройство и расположение по генеральному плану, весьма разнообразны. Нормально контора располагается у въездных ворот, число же контрольных будок соответствует числу выездных ворот. По данным Центрального управления местного транспорта, общая площадь всех обслу-жявающ. помещений не должна превышать 9 на 1 автомобиль при гараже на 100 автомобилей и 14,.5 на 1 автомобиль при Г. па 50 автомобилей.

Гаражное дело в СССР. Только в самое последнее время вопросу о гаражном строительстве в СССР начинают уделять достаточное внимание. Это объясняется немногочисленностью автомобилей (около 16 000 на

всю страну), которые к тому же распылены по отдельным хозяйствам. В настоящее время в виду возникновения крупных автомобильных хозяйств в главных городах Союза предприняты постройки новых гара-лсей, удовлетворяющих основным требованиям рациональной эксплоатации автомобиля. Большинство же ранее устроенных Г. представляет собою здания, предназначавшиеся для других целей и уже в дальнейшем приспособленные для Г. Наиболее крупные работы по строительству новых Г. и по развитию уже имеющихся принадлежат Московскому коммунальному хозяйству, которое является одним из самых значительных автомобильных хозяйств Союза.

Техника безопасности. В связи с испытанием автомобильных моторов при их осмотре и исправлении воздух Г. всегда загрязнен продуктами неполного сгорания и, в частности, весьма ядовитой окисью углерода. В виду этого обязательным условием яв.ляет-ся устройство в Г. приточно-вытяжной системы вентиляции с подачей свежего подогретого (в холодное время) воздуха. Задача устройства такой вентиляции осложняется постоянными выездами автомобилей из Г., при чем открытие ворот нарушает расположение нейтральной зоны. С другой стороны, в целях экономии площади Г., автомобили располагают диагонально по отношению к продольной оси здания, вследствие чего газы, выделяющиеся из моторов, распространяются по всему помещению. По вопросу об устройстве вентиляции в гаралсе мнения расходятся и в 3. Европе, где одни предлагают устраивать вытяжку вверху и подавать свежий воздух внизу, другие держатся обратного мнения. Совещание при Московском отделе труда, созванное для обсуждения вопроса об устройстве вентиляции во вновь устраиваемом Г. Моск. коммунальн. хозяйства, постановило рекомендовать следующие принципы вентиляции в новом Г.: 1) устройство притока воздуха в рабочую зону сверху вниз до пола, со скоростью 4 ж/ск, 2) устройство вытяжки у стен в зоне наибольшего загрязнения воздуха, 3) устройство в потолке системы шахт для создания разре-лсения в верхней зоне и 4) снабжение верхних и нижних вытяжек регулирующими приспособлениями.

Лит.: Автомоб. хозяйство, сб. ЦУМТ НКПС, М., 1925; Rarabuscheck О., Automobil-Garagen, Anlage u. Einrichtung, В., 1909; L i b о t t e E., Die Garage f. Auto u. Kraftrad, В., 1925; Hofmann R., Automobil-Garagen,В., 1923; Automotive Industries*, Philadelphia; Der Motorwagen*, Berlin; Verkelirs-tecbnik*. В.; oBautechnik*, В.; Ьа vie automobi1e>>, Paris; Genie Civil , Paris. E. Чудаков.

ГАРАНСИН, rap an се, препараты крапа. См. Красители растительные.

ГАРАНСИН-КАРМИН, см. Лаки красильные.

ГАРАНСИННАЯ БАРКА, красильная барка, аппарат для крашения хлопковых, шерстяных, полушерстяных тканей и трикотажа в виде жгута. Г. б. (фиг. 1) состоит из деревянного (редко железного) продолговатого корыта или четырехугольного несколько сулсенного к основанию ящика (фиг. 2), наполняемого красильным раствором; дырчатой деревянной перегородкой, доходящей до дна, барка разделяется на 2 неравные части;



в переднюю (меньшую) задают растворы (красителей, солей); здесь нее на дне для нагрева красильного раствора расположена паровая труба (для острого пара) или змеевик (для глухого пара). Для удаления использованного красильного раствора имеется на дне спускное отверстие, закрываемое пробкой. Над баркой помещается вращающийся деревянный многогранный баран, на конце его оси находятся холостой и рабочий шкивы. Во время крашения баран приводится в движение, и ткань, перекинутая через него отдельными петлями-жгутами (число петель бывает 5-25, в петле 1-6 кусков), перетягивается, т. е. захватывается им из красильного раствора и опять погружается в него, получая при этом встряхивания, способствующие равномерному проникновению раствора в ткань. Иногда для ускорения заправки и разгрузки барки


Фиг. 1.

Фиг. 2.

отдельные жгуты-петли сшивают друг с другом и получают один жгут в виде петли. Для избежания спутывания жгутов их пропускают между деревянными колышками- пальцами деревянного бруса, расположенного вдоль указанной перегородки. Во время крашения выделяется много пара, поэтому барку делают закрытой: пространство над ящиком и бараном заключают в деревянный футляр и сообщают с вентиляцией. Гарапсинные барки строят разных размеров, емкостью до 9 ООО л (обыкновенно от 2 ООО до 4 ООО л), вмещающих до 450 кг ткани (обыкновенно 100-120 кг). На приведение в движение барки емкостью в 3 ООО л, для 100--120 кг ткани расходуется ~ 2 IP. Обыкновенно производят крашение субстантивными, основными, протравными, хромировочными, кислотными красителями (в последнее время шерстяную ткань красят также и индигозолями).

Лит.: Knecht Е.,Row son С. u. Loewen-t h а 1 R., Handb. d. Farberei d. Spinnfasern, 3 Aufl., B. 2, p. 1404-1415. в., 1923. Д. Грибоедов.

ГАРДИННОЕ ПРОИЗВОДСТВО, см. Кружевное производство.

ГАРМОНИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ, разложение сложных периодич. кривых на простые гармонические. Согласно теореме Фурье (см. Фурье теорема), всякую сложную периодическую функцию с периодом Т молшо разложить на конечное или бесконечно большое число простых периодических функций с периодами Т, V2 1\ Va v4 У и т. д. Эти простые периодические функции являются синусоидальными функциями и называются простыми гармоническими. Простым преоб-

разованием период Т можно привести к 27t; тогда можем представить теорему Фурье в следующем виде:

ЯО = Y 0 -Ь Л1 cos -Ь Л 2 cos 2t + ...+BiSmt +

-{-B~iSin2t-ir...=Ao+(AnCosnt+Bn&innt). Коэфф-ты А и В представляются в виде

2it 2ТС

An =-~l sin B = cos nt df(t).

Эти коэфф-ты называются амплитудa-м и соответствующих простых гармоническ. функций. В задачи Г. а. данной сложной периодичесхсой функции входит определение амплитуд и фаз простых гармонич. функций, составляющих данную сложную функцию, или, выражаясь аналитически, определение коэфф-тов, дающих возможность представить данную сложную периодич. функцию в виде ряда Фурье. Г. а. заключается, поэтому, в определении вышеуказанных двух интегралов. Математическ. приборы, при помощи которых производится Г. а., являются т. о. интсграт.орами (см.), определяющими интегралы указанной формы. Г. а. необходим для чрезвычайно большого числа практических исследований в технике и вообще в науке. Все периодич. движения, все колебательные и вибрационные явления (см. Вибрации) требуют для своего изучения Г. а. Огромное количество явлений физических (акустических, электрических и др.), механических, метеорологических (определение периодичности изменения t° и давления воздуха) и даже физиологических (биение сердца и т. п.) может быть полностью уяснено только при помощи Г. а.

Существует целый ряд математич. приборов, т.н. гармонических анализаторов. Из них наиболее распространенным является анализатор Генричи-Коради (Неп-rici-Coradi). Рамка 1Ш (фиг. 1), покоящаяся


Фиг. 1.

на трех роликах Е, Е и В, устанавливается на плоскости ty так, чтобы ось ЕЕ была параллельна оси t. Тележка W со штифтом F свободно скользит по раме анализатора параллельно оси, в то время как штифтом F обводится вычерченная в прямоугольных координатах (t,y) периодическая кривая. Рама ЛИ передвигается при этом параллельно оси у, оставаясь неподвилшой, в напра-



влении t. Движение тележки Ж пропорционально т. о. dt, двшкение рамы BR-пропорционально dy. Движение тележки W, ограниченное полным периодом 2ж данной периодич. кривой, передается (при помощи серебряного канатика и роликов) шайбе II со шпинделем S, совершающим п оборотов при прохождении тележкой W полного периода данной кривой. Шпиндель S закреплен в интеграторе KLMN, несущем два измерительных колеса R, оси которых расположены перпендикулярно друг к другу. При прохождении тележкою расстояния t интегратор вращается т. о. на угол у = . Движение рамы, пропорциональное dy=df(t), передается цилиндрической шайбе С, закрепленной на оси ЕЕ. Эта шайба соприкасается с находящимся над ней стеклянным шаром G и вращает последний вокруг его оси, параллельной оси t. Соприкасаясь с измерительными колесами Ri и i?2, шар (г придает им соответственное вращение, определяемое для 7?! величиною, пропорциональною sin ntdy, и для 7?2-величиною, про-порциональн. cosnt dy. Когда весь период 2п данной кривой будет обведен штифтом F,

показания колес R и Rz будут пропорцио-гтс 2ТС

нальны величинам sin и cos ntdy;

другими словами, показания измерительных колес jri И будут равны;

ai=Pi sin nt dy н = cos nt dy\

PjH р2 являются константами, зависящими от размеров прибора; обыкновенно принимают:

Рг= - i и Р2 Тогда показания прибора непосредственно равны амплитудам соответствующих простых гармоник п-го порядка данной сложной

периодич. кривой, т. е. А=~ я В = ,

Анализаторы Генричи-Коради делаются обыкновенно с несколькими интеграторами для одновременного определения составляющих гармоник 1-го, 2-го, 3-го и т. д. порядков. Из других известных систем гармонических анализаторов необходшмо отметить анализаторы Мадера, Михельсона, Томсона (лорда Кельвина).

Анализатор, сконструированный Л. К. Мартенсом (фиг. 2), отличается тем, что с его помощью непосредственно определяются не коэффициенты ряда Фурье, а амплитуды тех простых гармонических колеба-

тельных движений, которые могут возникнуть под влиянием сил, изменяющихся по закону данной сложной периодической кривой. На стержне Б насажено свободно вращающееся на шариках колесо Ж, катящееся по бумаге, на которой вычерчена в полярных координатах анализируемая периодическая кривая. В центре этих координат закрепляется при помощи кнопок кольцеобразная шайба, служащая центром вращения для линейки Е с делениями и для стойки, в к-рой скользит в радиальном направ.11ении стержень Б. Колесо М ведется по бумаге


1.1,1........

Фиг. 2.

так, чтобы указатель К обводил анализируемую кривую точкою пересечения креста, нанесенного на стеклышке указателя. Стержень Б при этом не вращается, но имеет возможность скользить в радиальном направлении в центральной стойке. На цилиндрической части колеса М нанесены деления, дающие в результате анализа амплитуды соответствующих составляющих гармоник колебательных движений в мм. Для разделения периода исследуемой кривой на необходимое для отыскания соответствующих гармоник число частей употребляется небольшое зубчатое колесо Д на стержне Г. Вставляя последний в центральную стойку вместо стержня Б, обкатывают колесом Д весь период исследуемой кривой на различных расстояниях от центра координат, при чем под колесо Д подкладывается копировальная бумага, оставляющая на чертеже мелкие деления, позволяющие разделить период исследуемой кривой на любое количество равных частей. На фиг. 2 показано разделение периода кривой 1--19 на 18 равных частей для отыскания амплитуды синусоиды 9-го порядка. Соответствующие деления колеса Д видны на дуге АВ. Определение этой амплитуды производится след. обр. Данную кривую обводят указателем К слева направо частями 1-2, 3-4, 5-6, 7-8,..., 17-18, при чем на интервалах 2-3, 4-5 и т. д. указатель К вместе с колесом М приподнимают над бумагой. После этого уже в



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 [ 33 ] 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152