Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

образованию предполагаемой формы 6-же-леза, свойства к-рой еще мало исследованы. При 1 400° ма.тая остановка падения t° указывает на преобразование сУ-л%елеза в /-железо, а при 900° большая остановка указывает па преобразование у-железа в -железо, переход которого в к-железо отмечен малой остановкой при 760°. При нагревании железа эти изменения происходят в обратном порядке с той небольшой разницей, что точка остановки при 760° остается неизменной как при охлаждении, так и при нагревании, точка же остановки, соответствующая 900°, на кривой нагревания находится выше. Точку остановки при 760° принято называть критической точкой Л., при 900°- критич. точкой А, а при 1 400°-критич. точкой А. Для различения критических точек Ла, 3, А на кривой нагревания от со-ответствехшых точек на кривой охлаждения их обозначают дополнительной буквой г при охлаждении (refroidissement) и с при нагревании (chauffage): Л, Л. А

и

и Лз,

Ад. Тщательные наблюдения, произведенные при помощи точнейших методов над возможно чистым железом (99,94% Fe), по-тазали, что точка А находится на уровне 898°, а Лз-на уровне 909° р]. Т. о. алло-тропич. форма у-железо существует в °-ных пределах 900-1 400°. Аллотропич. характер а- и у-железа доказывается резким отклонением кривой термического расширения при критич. точке Лз При изучении

явлений электрическ. сопротршления железа при разных t° установлено, кроме того, заметное изменение электросопротивления при Лз Р] и четкое изменение прочности на разрыв: при t° несколько выше Лз у-железо оказалось значительно прочнее, чем -железо [в]. Изменение в строении железа при переходе через Лз доказывается тем, что -железо, нагретое выше Лз и закаленное при различных t°, не обнаруживает изменений в строении вплоть до перехода через Лз, когда оно неизменно претерпевает перекристаллизацию с образованием кристаллов у-железа. Наиболее веское доказательство явно выраженной аллотропии /-железа дано в последнее время рентгеновским спектральным анализом, подтвердившим изменение строения железа в температурных пределах от 900 до 1 400°, состоящее в полном перемещении атомов и перекристаллизации р].

Лит.: о S m о п d, Memoires de Iartijlerie de Ja marine-). P., 1887, v. 24, p. 573; ) Iron a. Stee] Inst. Journ;il , L., 1890, 1; ) Burgess and Crowe, Trans. of tlie Amer. Inst, of Min. a. Metall. Eng. , N. Y., 1913, V. 46; *) R 0 s e n h a i n a. H u m Г r e y, Royal Soc. Proc. , L., i9{0, v. 83, A, p. 200; Ben e-dicks, Iron a. Steel Inst. Journal*, L., 1912, 2; °) Rosenhain a. II u m f r e y, ibid., 1913, 1, ) W e s t g r e n, ibid., 1922, i. И. Райхинштвйн.

ГАММА-КИСЛОТА, у-кислота, сульфо-кислота (?-аминонафтола: по.тучается при он щелочном плавлении 6,8-

дисульфо-кислоты /9-на-фтиламина (см. Краеите-SO3H-lX/* - промежуточные про-

дукты); яв.ляется ценным азокомпоиентом при синтезе азокрасите-лей(см.); способна, аналогично изомерной с ней J-кислоте (см.), придавать азокрасите-

-NH,

лям субстаитивн. свойства (см. Крашение). Азокрасители, содержащие Г.-к., часто могут диазотироваться на волокне и подвергаться дальнейшим обработкам, чем значительно повышается их прочность, и. Иоффе.

ГАММА-ЛУЧИ, у-л у ч и, один из трех видов радиации, испускаемых радиоактивными телами. В отличие от к- и /?-лучей, у-лучи не несут с собой электрического заряда и обнаруясивают волновые оптич. свойства (интерференция при прохоиодении через кристаллы, по опытам Рёзерфорда и Андра-де). Длина волны у-лучей колеблется для различных случаев в широких пределах, от нескольких А (1А = O.lwiu) до сотых долей А, при чем соответственно уменьшению длины волны растет проникающая способность лучей. Гамма-лучи производят обычные действия световой радиации-тепловое, химическое, фотоэлектрическое-и вызывают видимую люминесценцию. Электрическая нейтральность и наличие волновых свойств у у-лучей позволяют считать их световой радиацией, не отличающейся от рентгеновских лучей при совпадающей длине волны. Источниками у-лучей, правда, во многих случаях слабыми, служит большинство радиоактивных тел; сравнительно мощную у-радиацию дают Ms-Th , Ra-C и т. д. В большинстве случаев у-ра-диация не однородна, а соответствует многолинейному спектру (напр., у Ra-C более 14 линий). Г.-л. сопутствуют -и -частицам и возникают в ядре атома. Закономерности в спектрах гамма-лучей позволяют считать, что ядро атомов имеет структуру с дискретными энергетическими уровнями, формально схожую со строением атомной периферии.

Лит.: к о h 1 г а и 8 с h F., Probleme d. Y-Strali-lung, Brschw., 1927. C. Вавилов.

ГАММА-ФУНКЦИЯ, эйлеров интеграл второго рода, для по.ложитель-ного числа р определяется формулой

V(p) = J хР-Ч- dx.

Непосредственно имеем: Г(1) = 1 интегрирование по частям дает: г {р) = {р- \ )г(2?-1). Эти две ф-лы являются основными для Г.-ф. В частности, при п целом, имеем: Г(и) = (и-1)Г(и-1) = ... ...=(и-1)(п-2)...2-1.Г(1)=(п-1)! Если р ~п-\-а, где п-натуральное число, О< <1, то имеем:

r(w-ba)=(M-l-f )( -2-fa)...(l+ )- -r( ). Т. о. достаточно в таблицах дать значения Г.-ф. для значений аргумента между О и 1; все остальные значения легко вычислить по последней ф-ле. Отметим еще соотношение:

ад.г(1 -Р) = -,

эта формула позволяет вычислять значения Г для V2 <Р <1 если известны значения Г.-ф. для аргументов между О и частности, из этой формулы следует:

г(-)=/ x-h-4x= 2je-dz = V;

je~dzназывается интегралом Пуас-



ГЛНИСТЕР

с о н а. Для больших значений п имеем приближенное вырансение гамма-функции:

r(w +1) := и! ne-Y7tn (формула Стирлинга). Эйлер дал также вьфажение гамма-функции в виде бесконечного произведения:

(гг-1)!

\\х) = Иш

Это выражение позволяет определить Г.-ф. также для отрицательных и комплексных значений ж; она оказывается непрерывной

в виде многоэтажных зданий. Выбор ме-яаду системами одноэтажной и многоэтажной определяется исключительно стоимостью земельных участков, и потому в больших городах Запади. Европы и особенно Америки начинают отдавать преимущество многоэтажным Г.; так, в С. Ш. А. уже существуют Г. ; в 44 этажа, емкостью в 3 ООО автомобилей. I На фиг. 1 представлен разрез большого i одноэтажного Г. на 200 автобусов. Уровень i пола в таких Г. располагается по возмож-I ности на уровне дороги, для облегчения


Фиг. 1.

всюду, кроме значений х= 0,-1,-2,..., где имеет полюсы 1-го порядка. С Г.-ф. связана еще функция; 1

R(P.g) = хР-\1-х)- dx (р>0, q> 0)

(бета-функция, или эйлеров интеграл 1-го рода). Ее выражение через Г.-ф.:

Лит.: Ч е 3 а р о .Э.. Элемептариый учебник алгебраическ. анализа, ч. II, пер. с нем., Одесса, 1914; Лахтин Л. К., Кривые распределеиия и построение для них интерполяционных формул по способам Пирсона и Бруиса, М., 1922. В. Степанов.

ГАНИСТЕР, в высокой степени огнеупорная кремнистая горная порода, добываемая в Англии (южн. Йоркшир) и заключающая в себе незначительную примесь глины. Враз-молотом состоянии и будучи смочен водой, Г. образует слабо п-тастичную массу, допускающую, однако, сбивку в набойку и формовку кирпича. При введении в метал-лургич. практику бессемерования Г. сыграл важную роль как материал для изготовления прекрасной футеровки для конвертеров. Там, где не находят горной породы, подобной Г., ИЗГОТ0В.ЯЯ1ОТ из смеси дробленого кварца или песчаника с глиной так наз. искусственный ганистер (см. Динас).

ГАРАЖ, крытое помещение для содержания автомобилей вне службы, оборудованное для ремонта и ухода за ними. Технич. интерес представляют лишь помещения для б. или м. значительного числа автомобилей, т. к. индивидуальные Г. для 1-2 автомобилей мало отличаются от обыкновенного экипажного сарая и не могут иметь сложного оборудования для ухода за машинами. По вместимости Г. разделяются на: малы е-до 10 автомобилей, средни е-до 50 или 60 и б о л ь ш и е-свьппе 60 автомобилей. Малые и средние гаражи всегда бывают одноэтажные, как наиболее простые для постановки и вывода автомобилей; большие же гаражи в последнее время иногда возводятся


въезда и выезда машин. Для скорости выезда, а также в целях пожарной безопасности, в Г. устраивается несколько ворот. Конструкции ворот уделяется весьма большое внимание в виду их значительного пролета и возможности осадки их створок; нужно иметь в виду, что при наших климатич. условиях снабжение створок нижними роликами нецелесообразно, т. к. последние часто портятся вследствие обилия снега и грязи.

При сооружении многоэтажных Г. главным затруднением является устройство для въезда и выезда автомобилей. Здесь применяются два способа: наклонная панель и подъемник. Наклонная панель, которая м. б. устроена как снаружи, так и внутри здания, должна обязательно предоставлять возможность самостоятельного въезда и выезда, во избежание столкновения

автомобилей мелоду собою, а также потери времени при установке и подаче. С этой целью устраивают либо две самостоятельных панели-одну для въезда, а другую для выезда, либо одну панель двойной ширины с над.тежащим барьером посредине. Уклон панели берется обычно не более 0,1, что дает возможность автомобилям двигаться со скоростью 30--40 км/ч. На фиг. 2. представлено схематически распо-лолеение двух наклонных панелей снарулси здания: белая - обозначает панель въездную, а черная-выездную. Главное неудобство наклонной панели, размещенной внутри здания, заключается в том, что она отнимает значительную часть пспезной площади. Въезд по наклонной панели употребляется для гаражей, не превышающих 6-8 этажей. При более высоких Г. практичнее применять электрические подъемники (фиг. 3). При двухэтажном гараже с расположением первого этажа в полуподвале

Фиг. 2.



требуемые подъем и спуск въезда должны равняться лишь половине высоты этажа; это значительно сокрапдает длину въездов, и


Фиг. 3.

при этом полезная площадь двухэтажного гаража обходится на 20-30% дешевле площади одноэтажного.

Расположение автомобилей в гараже. Установка автомобилей может быть двоякая: система установки в одном общем зале и т. н. боксовая система, при которой каждый автомобиль находится в особом отделении (боксе). На фиг. 4 даны основные способы расположения: А-в общем зале, с одним общим въездом, Б-в изолирован, боксах, но с одним общим въездом, и В-в боксах с самостоятельными въездами. Площадь, необходимая для постановки одного автомобиля, определяется размерами самого автомобиля и тем промежутком, который необходимо оставлять между автомобилями, а равно между автомобилями и стеной. В виду того, что размеры автомобиля колеблются весьма сильно, невозможно дать с


Фиг. 4.

достаточной точностью общие нормы площадей для разных автомобилей. В среднем молено принять для площади, занимаемой самим автомобилем: 2x6 ж для грузового автомобиля и 1,6x4 ж для легкового. Расстояние между двумя рядом стоящими, машинами принимают равным 0,1Ь~\м.

Расстояние передка автомобиля от стены д. б. около 1,5 jvt для возможности установки верстака. Расстояние до боковой стены, в целях удобного въезда, берется равным 2 ж. При установке автомобилей в общем зале между ними надлежит оставлять проезд такой ширины, чтобы для выезда приходилось давать задний ход не более одного раза. При постановке же автомобиля задним ходом (радиатором к середине помещения) выезд должен производиться совершенно без применения заднего хода. Для этой цели ширина проезда д. б. равна приблизительно полуторной длине автомобиля. Более точные данные можно получить при вычерчивании кривой движения автомобиля или на основании испытаний.

Из приведенной схемы расположения автомобилей следует, что наибольшая площадь на 1 автомобиль затрачивается в Г. с боксами и центральным въездом; при самостоятельных въездах и боксовом распололсении площадь, требуемая для одного автомобиля, значительно уменьшается, но большое число въездных ворот удорожает здание. Поэтому для стоянки автомобилей, принадлежащих одному хозяйству, обычно применяются здания с центральным въездом и общим


Фиг. 5.

залом. Расположение автомобилей в отдельных боксах, помимо увеличения потребной площади, представляет неудобство еще и в смысле обслуживания (затрудняется надзор). Боксовое расположение автомобилей в настоящее время применяется почти исключительно в наемных гаражах, где имеют стоянку частные автомобили; при этом боксы отделяются один от другого обычно не капитальной стенкой, а проволочной сеткой.

Расстановка автомобилей в общем зале. В общем зале автомобили м. б. расположены перпендикулярно или под углом к оси помещения. В последнем случае легче осуществить выезд автомобиля без применения заднего хода, и интервалы менс-ду автомобилями могут быть более узкими, но зато удлиняется здание. На фиг. 5 представлены три типа расположения автомобилей: под прямым углом, под углом в 60° и под углом в 45°. Ширина здания суживается по мере уменьшения угла, а длина его увеличивается; общая площадь, приходящаяся



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 [ 30 ] 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152