Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 [ 142 ] 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152


для получения шкалы большего радиуса. Для соблюдения единообразия шкал иа досках, гдесмонтированы приборы как постоянного, так и переменного тока, иногда употребляются специальные магнито-электри-ческие приборы с развернутой катушкой для получения развернутой шкалы.

Нек-рые приборы специального назначения имеют шкалы, градуированные особым образом. На фиг. 8 указана шкала, градуированная для определения отношения двух количеств. Она применяется в омметрах фазометрах, частотомерах, в измерителях изоляции и пр. В частности, на фиг. 8 дан омметр: одна стрелка указьшает силу тока 4 А, другая-напряжение 4 V; точка пересечения стрелок указывает на величину сопротивления 1 й. Подвижные шкалы приборов по своей сущности пе д. б. индивидуальны. Все шкалы регистрирующих приборов и шкалы счетчиков работы электрич. тока (счетные механизмы) заготовляются в массовых количествах, и Г. их заключается или в нанесении необходимых надписей на графленой бумаге и.ти же в подборе передаточных колес от оси вращающегося диска к счетному механизму.

Лит.: Drysdale С. V. and J о 1 1 е у А. С, Electrical. Measuring Instruments, L., 1924; E d g-c u m b e K., Industrial Electrical Mea.suring Instruments, 2 ed., L., 1918; Skirl W., Messgerate und Sclialtungen f. Wechselstrom-Leistungsmessungen, В., 1920; Ргос. of the Physical Soc. of London , L., 1917, V. 29, p. 215. B. Егоров.

ГРАДУС. 1) Единица измерения дуг окружностей; дуга, равная Vseo части окружности, есть дуга в 1 Г. (1°). Г. делится на 60 мин. (60), 1 мин.-иа 60 ск. (60 ). 2) Единица измерения углов: два радиуса, заключающие дугу в 1°, образуют угол в 1°. В градусной мере производится измерение углов, дуг меридианов, нараллелей, широт, долгот, азимутов и т. д. Voo ч. окружности называется градом; град делится на десятые, сотые и т. д. части. 3) Единица разности температур; величина ее зависит от применяемой термометрическ. шкалы. 4) Г. ареометрический-условная единица разности удельных весов, зависящая от тина ареометра; в частности, для спиртомеров выражает объемные %.

ГРАММОФОН, родовое название ряда аппаратов, способных воспроизводить произвольные звуковые колебания. Под граммофоном разумеются по преимуществу аппараты, в которых при регистрации и воспроизведении звука использованы исключительно механические приспособления (фонограф, граммофон, графофон, диктофон, патефон, тоноцикл, гомофон, парлофон, грамониум, грамола, фортофон и друг.), но существуют и такие механизмы, в которых между исходным регистрируемым звуком и звуком воспроизводимым включаются промежуточные звенья немеханическ. характера - процессы электрические, световые, химические и другие (мотофон Эдисона, микрофонограф Дюс-

со, мультифон, хронофон, фонограф Лиф-шица, электромофон, телеграфон, фонографы Паульсона, Румера, Нернста, телефонографы Меркардье и т. д.). В виду затруднительности проведения границы между теми и другими, за аппаратами обеих категорий установилось общее название говорящих машин, или, как рекомендует Р. Лотар,-г раммофонов.

Принципы записи и воспроизведения. Г. совмещает в себе два механизма с различными функциями: один-записьгеающий (recorder), другой-воспроизводящий (reproducer), при чем оба механизма материально связьшаются между собою через посредство закрепленной в твердом веществе записи звука (фонограмма), а во многих случаях имеют и другие общие органы. Основная задача всего процесса-закрепить в куске твердого вещества развертывающуюся во времени последовательность звуков так, чтобы в любой момент этот пространственный перевод временного процесса (звукозапись, фонограмма) мог быть переведен обратно в процесс временной. Этот перевод достигается через установ.тение двойного соответствия между моментами времени и точками одномерного пространственного протяжения, при чем посредником этого соответствия служит двюкение тела, на к-ром производится звукозапись. Этот перевод временной последовательности в пространственную и обратно посредством движения составляет общий принцип всех Г. Тело, на к-ром закрепляется последовательность звуков, носит название рекорда (record). Необходимым условием тождества записан, звука с вопроизводимым является точная синхронность продвижения рекорда в процессе записи и в процессе ее воспроизведения, достигаемая на практике исключительно помощью равномерн. вращения рекорда.

Граммофонные рекорды чаще всего имеют вид цилиндра, при чем для звуковой записи служит либо его основание либо боковая поверхность. В первом случае цилиндр имеет вид тонкого диска и носит название граммофонной пластинки (односторонней или двусторонней, в зависимости от использования); во втором случае рекорд называется валиком, или цилиндром. Для получения особенно длинной непрерывной записи рекорду придают вид гибког! ленты, которая наматывается на катушку (фонографы Лифшица, Румера и других). Иногда, наконец, фонограмма наносится на линейку.

Запись звука основана на изменении поверхности рекорда действием звуковых вибраций воздуха, при чем эти изменения д. б. пронорциональны амплитуде записываемой звуковой волны. Чаще всего эти изменения состоят в механич. деформации поверхности рекорда и достигаются либо непосредственным механическ. действием звука либо посредствующими процессами (химическим, фотохимическим). В нек-рых случаях запись осуществляется немеханическими следами (оптическими, магнитньпли, химическими). Наиболее распространенным является ме-хащ1ческий прием записи звука. В этом случае изменешю поверхности рекорда



основано иа переводе продольных колебаний звука в колебания поперечные, так что деформация поверхпости рекорда перпендикулярна к нанравлению его движения. Перпендикулярность колебаний к направлению движения рекорда (каковое соответствует направлению звукового луча) может мыслиться либо в касательной плоскости рекорда либо в плоскости, нормальной к ней и касательной к траектории данной точки. Т. о., следы на поверхности рекорда м. б. либо плоскими .пибо углубленными. На вкладном листе представлено микрофо-тографич. изображение фонограмм, нанесенных по тому и по другому принципу: I представляет граммофонную запись постоянной глубины, т. е. с колебаниями в плоскости рекорда, а II показывает вид углубленной фонограммы, с колебаниями, перпендикулярными к поверхности рекорда; профиль такой фонограммы изображен иа фиг. 1. Кроме этого различия в направлении колебаний, запись звука может еще существенно отличаться характером деформации: в одних случаях она достигается выдавливанием поверхности, в других-вырезыванием ее. Таким образом, в зависимости от характера фонограммы, установились 4 основных типа граммофонов (табл. 1).

Табл. 1.-о с н о в н ы е типы фонограмм.

Характер деформации

Пластическая

Направление ко.чебапий

параллельно параллельно нор-

бинормали ! мали звуковой за-

звуновой за- 1 писи (угпублен-

писи(плоской) j ной)

Фоногравюра Берлинера по стеклу и цинку или другим металлам

Первоначальный фонограф Эдисона соловпн. фольгой

Демонстрацион. фонограф с линейкой и оловянной фольгой

Фонограф Лиоре с размягченным целлюлоидом

Гравюрная

Фонограмма Берлинера по восковому составу

Патефон с сте-аратовыми валиками

Основное техническое требование, предъявляемое к Г.,-точность воспроизведения звука, по высоте, силе и тембру,-м. б. осуществлено лишь при строгой пропорциональности между амплитудами звукозаписи и исходного звука (необходимое условие далее в тех случаях, когда сила или высота звука подлежат изменению). Поэтому сопротивление вещества рекорда деформирующему усилию записывающего острия должно быть в точности пропорционально усилию. При пластической деформации и нормальном направлении колебаний этому условию довольно хорошо удовлетворяет тонкая оловянная фо.льга па очень мягкой подкладке. Вещества, которые наложены толстым слоем, совершенно непригодны, так как если они достаточно мягки для получения про-порциона.льности при наибольших амплитудах, то звуковой след будет затекать;

Фнг. 1.

если же, во избежание затекания, сделать их твердыми, то верхушки волн будут уплощены, звуковая кривая потеряет симметричность, и звук окалсется искаженным. Практически, для углубленной записи пригодным оказалось лишь вырезание но рекорду; однако, и вырезание не дает профиля вполне симметричного относительно средней линии, как видно, в частности, и на примере одного из таких профилей, вычерченного Л. Германом (фиг. 1). При плоской записи, т. е. параллельной бинормали звуковой волны, избегнуть уплощения верхушек волны значительно легче, даже при пластической деформации, так как здесь возможно применение тонких слоев и весьма мягких составов на вполне твердой подкладке и последующее закреп.ление нелепого следа при помощи травления.

Звуковая система. Для передачи звуковых колебаний рекорду служит звуковая коробка из металла, дерева, эбонита и т. п. материала, в виде круглого цилиндра; одно основание его затянуто тонкой, способной вибрировать пластинкой, обычно называемой диафрагмой, или м е м-браной, а другое-герметически закрывается крышкою, в к-рой утверлоден з в у-копровод (тонарм). Последний, в свою очередь, сообщается со специальной трубой, назьшаемой рупором, или п а в и л ь о-и о м. К диафрагме присоединяется, в одних случаях непосредственно, в других-через посредство различных рычаленых систем, записывающее острие (стиль). Вся звуковая часть Г. дслжна удовлетворять ряду тонких требований, несоблюдение к-рых ведет к искажению звука вследствие избирательного (непропорционального) поглощения нек-рых обертонов, а еще более-вследствие возникновения собственных колебаний или избирательного усиления существующих колебаний через резонанс. Несмотря на все старания, до сих пор еще не достигнуто полное устранение различных побочных звуков, которыми сопровождается воспроизведение звука в Г.-шумов, тресков, шипения, хрипения, металлическ. звона, гнусавого тембра. Эти побочные звуки частью возникают при самом процессе записи звука, частью лее присоединяются в процессе воспроизведения звука. С первыми нужно бороться при звукозаписи, вторые лее до известной степени м. б. ослабляемы ра-циональньпл устройством воспроизводящего механизма. Источниками побочных шумов м. б.: 1) трение записывающего и воспроизводящего сти.лей о поверхность рекорда, особенно, если вещество его недостаточно однородно или если существует несоответствие между формою конца стиля и формою звуковой борозды; 2) собственные вибрации рекорда; 3) собственные колебания диафрагмы, не входящие в состав ее вынужденных колебаний под действием звука или механическ. толчков от звукозаписи, а также резонанс; 4) резонанс звуковой коробки, звукопровода и рупора, а равно их соб-



ГГЛММОФОП






1. Микрофою!pa4)ii4L4-Kmi снимок фоногр.чммы iiocroiiiiiioii i.iy6mibi (iii> Э. В. (2к])т1чуру). 2. крофото! рафическш! снимок фонограммы углублсчнюГ! (но Э. В. Скрппчуру). 3, 4, 5, (i. Фото-1рафическ11е снимки колсплюнщхсн мембран, посыпанных песком лля обнаружения узловых

линий (по Л. К. Миллеру).

Т. Э,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 [ 142 ] 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152