Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

квадратного или ромбич. сечения, заточен, как грабштихель; перед его острием имеется


Фпг. 1 1 .

вертикальный тупой штифт-ограничитель глубины, устанав.яиваемый на яеелаемую глубину штриха. При движении назад резец свободно приподнимается и лишь касается поверхности доски.

Гравировальные машины второго типа требуют, раньше всего, приготов.иения шаблона. Последний, в зависимости от типа машины и назначения гравюры, приготовляется вручную, или фотомеханическим путем, или гравировальной машиной. Шаблон всегда делается в большом масштабе, чем обеспечивается точность окончательной формы, в чем гл. обр. и зак.11ючается назначение такой машины. Когда шаблон готов, машина устанав.ливается на определенное уменьшение помошью пантографа, являющегося главной составной частью такой машины. С одной стороны пантографа находится острие осязателя на черте шаблона, с другой-острие алмаза на загрунтованной восковым лаком медной доске. Движение осязателя повторяется в пропорционально уменьшенном виде на граверной доске. Рельефная гравировальная машина, имея в качестве шаблона барельеф, орнамент, медаль или монету, преобразует движение осязателя по рельефу, производя ряд согласных кривых па плоскости гравируемой алмазным штифтом доски; в результате полчается светотеневое графич. изображение этого рельефа. Машина представлена на фиг. 10: стелы А, с рельефным оригиналом, и В, с гравируемой доской, двигаются согласованно в разные стороны одновременно; рычаг осязателя С при движении стола А полчает, б.тагодаря рельефу, дви-

жение в вертика.льной плоскости, которое и передается рычагу D с гравирующим штифтом, двигающимся уясе в- горизонтально!! плоскости; микрометрический ви!!т Е передвигает тележку с рычагами, устанав.ливая расстояния между рядами паралле.льных сечений поверхности рельефа, проходимьгх остр!!ем осязателя.

К гравировалыгым маш!гнам до известной степени м. б. от!гесены и машины, работа!о-щие сверлом или фрезеро.\1 (фиг, 11). Простейший вид такой ма1нинь!-вертикальный фрезер lia двуп.лечем горизонталь!!ом рычаге, которым по.ттьзуются в цинкографском производстве, чтобы высверливать белые места цинкографс1сого клише, вместо того чтобы трав14ть 1!х 1СИСЛ0Т0!!. Этим фрезером можно пользоваться для той лее цели и в ксилографии. В соединении с меха1!ическим пантографом такой фрезер может по выпуклому шаблону гравировать пунсон.

Для уменьшения рисунка в гравироваль-!!ых машинах пользу!Отся, кроме пантографа, также i! принципом неравноплечего рычага (фиг. 12): рычаг, имеющий на нижнем конце осязатель, ходящий по шабло!!у, верхним 1С01ГЦ0М передвигает стол, по!соящийся на трех шар!!ках; гравируемая доска устанавливается !га столе под неподвижной иглой или фрезером. Помощью особого кронштей-!!а, передвигаемого по кремальере винтом, можно !!зме1!ять отношение плеч рычага и так!!м образом получать требуемый масштаб.


Фиг. 1 .

Ювелирное Г. (moi!oграммы, у1сраше-пия) испол!!яется теми же штихелями; для гравирования !та стекле применяется алмаз.

Лит.: Рудометов М., Опыт систематическ. курса по графич. искусствам, СПБ, 1898; Macro- т и н В., Томас Бьюик, Берлин, 1923; G и s m а п Р., La gravure sur tools et Iepargne sur metal du XIV au XX siecle. P., 1916. П. Павлинов.



ГРАВИРОВАНИЕ СИТЦЕПЕЧАТНЫХ ВАЛОВ. Ситцепечатные валы изготовляют в виде полых цилиндров из красной меди, со стенками ок. 3 см толщиной. Валы из желтой меди дешевле, но они имеют тот недостаток, что при отливке получаются пузыри, которые потом при работе могут портить рисунок. Д.т1ина валов-не менее 75 см, а по окруясности-от 45 до 50 см. Для специальн. целей печатания платков изготовляют валы с большей длиной по окруясности для помещения всего раппорта рисунка. Г. с. в., в зависимости от величины и характера рисунка, м. б. выполнено несколькими способами, из которых самыми распространеннымиявляются: молетное гравирование и пантографный способ с травлением азотной к-той. Реже применяют способ резного гравирования и.чи же видоизменение способа травления-так называемый фотографический способ гравирования.

При Г. св. по молетному способу работу начинают с того, что рисунок, для набивки к-рого надо изготовить валы, срисовывают на бумагу полностью или только повторяющуюся часть его (раппорт). Если рисунок состоит из многих цветов (тонов), то калсдый цвет отдельно срисовьшают на бумагу и изготовляют столько валов, сколько цветов в рисунке. Затем подбирают валик из отпущенной стали такого размера, чтобы раппорт накладывался на его поверхность целое число раз по окрунсности, что достигается обтачиванием валика до требуемьгх размеров. Нанесение рисунка на валик м. б. выполнено тремя путями: 1) На валике выбивают пи к о посредством закаленных штампов и палочек с остриями в виде точек, колец, квадратов, шестерок и т. д. Чаще всего наносят на поверхность валика мелкую сетку из точек, количеством от 30 до 40 на 1 см поверхности. На таком валике гравер вырезывает грабштихелем узор в виде углублений, пользуясь лупой. 2) Вырезывание узора можно произвести и без нанесения сетки. Для этого валик погружают на несколько секунд в 5%-ный раствор медного купороса, куда прибавлено немного серной к-ты. Валик быстро розовеет; его вынимают, обмывают, и если теперь наложить на него бумагу, на к-рую рисунок нанесен красками, содержащими сернистый натрий, то на валике рисунок изобразится в виде точек и линий черной сернистой меди. По этому рисунку легко вырезать углубленный узор, 3) Наконец, на валик можно нанести рисунок травлешем к-той, для чего валик с начала покрывают кислотоупорной мастикой, а затем на мастике чертят рисунок так, что на месте рисунка металл вала обнажается. При вращении валика в слабой азотной кислоте на эти места действует кислота и образует углубленный рисунок.

Перед вырезыванием узора сталь валика д. б. отпущена. Для этого его помещают в железный цилиндрический стакан несколько большего диаметра, чем самый валик, и промежуток засыпают смесью из порошков угля и мела или смесью из мелко измельченной кости и костяного угля. Затем стакан ставят в горн, отапливаемый коксом или древесным

углем, и нагревают в продолжегше 1-IVa ч. По окопчании нагревания раскаленный стакан с валиком засыпают песком или золой и оставляют медленно охлазкдаться в течение 2 ч. После нанесения углубленного узора валик опять закаливается, для чего его снова нагревают на том же горне и затем опускают в воду комнатной t°. Закаленный валик с нанесенным на нем узором носит название матки, или матрицы, и слулсит д.тя накатывания молеты-рельефа на молетирном прессе. Д.тя получения м слеты берут отпущенный стальной валик такого диаметра, чтобы раппорт матки накладывался на его новерхности не менее 6 раз но окружности. Матка к.падется на два свободно вращающихся валика, а мстету прижимают к ней посредством рычалсных грузов или гидравлич. пресса. При вращении


молеты матка выдавливает на ее поверхности рельеф рисунка. После этого молету закаливают на горне, и в таком виде она служит для нанесения углуб-тенного рисунка на печатный вал. Накатывание рисунка на вал производится на молетирной машине, при чем в зависимости от характера рисунка различают: 1) накатывание на круг, когда на ткани нужно по.тучить продольные полоски или продольно повторяющиеся рисунки по длине товара, 2) и а к а т ы в ан и е на винт - для пстучения рисунка на валу по винтовой линии и 3) накатывание на качк у-если рисунок с молеты передается на вал прерывными участками.

Молетирная машина (см. фиг.) имеет следующее устройство: вал упирается своими шипами на стойки А и Ai я соединяется у стойки Al с патроном В, а через него-со счетчиком С, который имеет форму круга с делениями для отметки перемены раппортов по окружности вала. На другом конце шип вала прикрепляется хомутом к диску, приводимому в движение колесами В, а последним сообщается движение от приводного шкива Е. На столе машины расположен су порт Я, могущий скользить вдоль длины стола. В нижней части су порта проходит винт К, которым пользуются для установки супорта в над.тежащем месте при работе машины. На конец винта К насажено колесо Jfj, имеющее 360 зубцов. Рукояткой G колесо, а вместе с ним и вал, молено поворачивать на вполне определенный угол, что отмечается указателем Gi. Другой конец винта К соединяется посредством рычага М с колесом Bi, если нулсно полЛ(ить непрерывное движешхе супорта по длине стола, как это требуется при накатывании п а винт. Колесо В соединяется с главным



приводом машины. При работе на круг ко.яесо Z>i разъединяется, и передача су-порта производится колесом К. На супорте Я установлены супорты молеты в L, где помещается молета. Давление на мо-лету осуществляется посредством рычажных грузов N. Для поворачивания вала на определенный угол (при накатывании н а качку) служит рукоятка О. Стойка А посредством маховичка может двигаться по направлению длины стола, для того чтобы можно было работать с валами разных размеров. Т.к. длина вала значительно больше длины молеты, то накатывание рисунка производится участками, путем передвпгания молеты каждый раз на величину раппорта винтом К. По окончании накатывания, для получегнш резких очертаний рисунка, медь на валу около углублений гравюры поднимают маленьким долотом, в виде маленьких выступов, после чего ват поступает на шлифовку дляудаленргя неровностей. Шлифование производится на корыте часто вручную: один рабочий вращает ва.л, а второй водит по образующей вала шлифовальным камнем. Если рисунок состоит из нескольких цветов, то изготовленный для кагкдого отдельного цвета по рисунку особый вал д. б. в строгом соответствир! с остальными валами печатного рисунка. Молетный способ Г. с. в. применяют для получения топких узоров и линий для теней.

Если нунсно гравировать большие грунты, то применяют более дешевый и а н т о-г р а ф н ы й способ. Медный вал соответствующего диаметра покрывают сначала кислотоупорным лаком или мастикой. Мастика Калло состоит из 62 частей чистого льняного масла, 8 частей росного ладана (бензойной смолы) и 5 частей белого воска. В настоящее время часто приготовляют мастику сплавлением в котле 6 частей асфальта, воска, 1 части гуммилака, 1 части бургундск. смо.лы, V4 части шеллака И.ТИ же растворением копаловой смолы в скипидаре. Для покрывания вала мастикой его нагревают изнутри чугунными чушками настолько, чтобы мастика при соприкосновегаш с его поверхностью плави.тась. После этого начинают водить куском мастики по вращающемуся валу и разравнивают нанесенный слой мастики деревянным валиком, обтянутым кожей. При этом способе рисунок предварительно наносят на белый цинковый лист, для чего изображение, посылаемое камерой-обскурой, отраяеается наклонным зеркалом на цинковый лист и здесь обводится карандашом или резцом. После того рисунок на цинке обыкновенно раскрашивают соответственно цветам оригинала. Полученный таким образом рисунок на цинке вычерчивают алмазом при помощи пантографа иа мастичной поверхности вала. Затем вал, покрытый мастикой, помещают в корыто с азотной к-той в 36° Вё и держат в нем до тех пор, пока не получится необходимая глубина гравюры (не более 0,3 мм). По окончании травления вал очищают от мастики и передают в граверную для просмотра. Как и при молетном способе, для калодого цвета рисунка изготовляют отдельный вал. Способ травления имеет тот недостаток, что гравюра лишена резких

очертаний, тк как азотная кислота действует не только вглубь материала, но и расширяет линии узора.

Для больших грунтов, когда приходится гравировать сплошь всю поверхность вала, применяют резной способ Г. с. в. на резном станке. На поверхность вала гханосят г а-шюры, имеющие вид пологих винтовых линий. Гашюры располагают на такам рас-стоянрш друг от друга, чтобы печатная краска во время печатания сливалась в одну сплошную поверхность. Если на поверхности вала, помимо сплошных грунтов, нужно оставить места для узоров рисунка,то резной способ комбинируют с работой на пантографе: на пантографе обводят контуры узоров и вычерчивают самый узор, а на резной машине проводят гашюры на местах сплошных грунтов. После этого вал поступает в травление и на окончательную отделку.

Фотографический способ применяют для получения на валах очень тонких узоров, художествен, произведений и картин природы. Первое удачное применение фотографии для Г. с. в. принадлежит Рольерсу (1901 г., Богемия). Сущность работы заключается в следующем: рисунок фотографируют на желатинную или коллодийную светочувствительную пленку через сетку, называемую растрой, которую помещают мелоду пленкой и объективом камеры. Т. о., рисунок получается в виде точек или штрихов. По закреплении снимка пленка снимается со стекла и служит для нанесения рисунка на печатный вал, предварительно покрытый светочувствительной хромированной желатиной. Рисунок с пленки переводится на вал в виде позитрша, после чего вал высушивают и подвергают травлению к-той. Хромированная желатина с мест, подвергнутых действию света, не снимается и заменяет собою мастику при обычном панто-графном способе. Травление ведется обычно в несколыео приемов для получения более отчетливых теней: первое травление производят для получения самых рхежных теней; затем эти места покрывают лаком п углубляют места более густых красок и т. д. Фотографич. способ является особенно ценным при фотографировании рисунка через светофильтры, так хеак нри этом молено пргр-готовить печатные валы, которые дают возможность воспроизведения цветов природы наложением красок друг на друга.

Лит.: Петров П. П., Беление, крашение и аппретура волоки. веш;еств, М., 1909; Берту Е., Гравирование ситцепечатных валов, Изв. Об-ва для содействия и улучшения мануф. промышленности , М., 1910, 9-12; там же, 1911, 1-4; Федорове, Руководство по белению, крашению и печатанию хлопчатобумажных, шерстяных и шелковых изделий, Москва, 1923. А. Меос.

ГРАГАМИТ относится к асфальтитам. По составу и свойствам отличается значительным разнообразием. В общем, характеризуется черным в массе цветом, раковистым или неровным изломом, сильным или тусре-лым блеском, черной чертой. Уд. вес для чистьгх разновидностей 1,15-1,20, для рте-, чистых 1,17-1,50; твердость по Мосу 2-3, по иг.ле пенетрометра при 25°-О, по консистометру при 25°-свыше 150; плавится лишь частично; 1°пл. 180-310°; содерлеит твердого углерода 30-50%, минеральных



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 [ 139 ] 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152