Литература -->  Производство газовых тканей 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 [ 138 ] 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152


Фиг. 5.

фотографич. перевода на доску поверхность ее поверх грунта покрывается светочувствительным слоем, на который рисунок и печатается с негатива. Во избежание порчи дерева растворами, бока доски покрываются восковым или гуттаперчевым лаками. Техника Г. по торцу заключается в том, чтобы, вырезая штихелем белые места, найти те направления и сочетания черных и белых линий, которые давали бы впечатление объемов, поверхностей и пространственных образов. Возможность гравировать предельно тонкие линии ставит ксилографию на первое место для точных технических изображений. Кроме того, ксилография дает возможность печатать гравюру одновременно с текстом в типографской машине.

Для- высокой гравюры по металлу (обронная гравюра) материалом могут служить: гарт, желтая или красная медь и сталь. Обронное Г. применяют при изготовлепии книжных украшений, заставок, концовок, буквиц, а также и печатей. Инструментами для этого Г. являются те же штихеля, но заточенные под менее острым углом. Кроме штихелей, употребляются мелкие пилочки, шабера, пуансоны и чеканы. К высокой гравюре относится Г. пунсонов. Пунсон- стальной квадратного сечения стержень с выгравированным на торце высоким зеркальным изображением литеры или знака. Г. пунсо-рюв-чрезвычайно ответственное дело, т. к. они служат оригиналом для отливки типографского шрифта. Перед Г. стальной стержень отпускают, на плоском точильном камне при помощи п у а н-сонного молота (стальной усеченный конус с вырезом вдоль оси, в который вставляется шлифуемый на перпендикулярность стержень и удернивается пальцами, при двиганий основанием конуса по камню) выверяют перпендикулярность плоскости его торца к боковым граням, и затем стержень зажимают в рисовальную колодку. При помощи калибр а-прибора, дающего вертикальные, горизонтальные и наклонные под онределеипым углом линии, а такя№ расстояния между ними, прочерчивают иглой весь рисунок литеры, после чего пунсон вынимают из колодки и приступают к его гравированию штихелями и пилками. При работе гравюру рассматривают через сильную лупу, укрепленную на особом штативе. Когда пунсон выгравирован, его закаливают, отжимают им в особом прессе матрицу красной меди, в которую и отливается очко типографской литеры.

Углубленная гравюра принимает краску для печати не на поверхность, как высокая гравюра, а, наоборот, в выгравированные углубления, поверхность же к моменту печатания должна быть чистой. В высокой гравюре краска наносится валиком на поверхность; в углубленной гравюре гораздо более густая краска втирается плотно во все углубления. В высокой гравюре слой краски везде одинаков, в углубленной-для получения темной линии нужна

глубокая канавка с ббльшим количеством краски, для светлой-тонкая черта с меньшим количеством краски.В высокой гравюре гравер вынимает все то, что должно остаться белым, в углубленной, наоборот,-все то, что д. б. черным. При печатапхш с высокой гравюры краска переходит па бумагу при соприкосновении с поверхностью гравюры, при


Фиг. 6.

печаташп! с углублепгюй-увлажненная бумага сильно прин-симается к краске и извлекает ее из углублений гравюры в силу того, что сцепление краски с бумагой оказывается больше, чем краски с металлом. По оттиску на бумаге легко узнать глубокую печать: видна вдавленность от доски, и линии, особенно темные, осязаются как выпуклости. Поэтому печатать углубленную гравюру одновременно с высокой в одной машине невозможно. Материалом для углуб-тенноГг гравюры служат: красная медь, ципк, сталь, литографский камень. Г. производится при помощи штихелей, подобных описаппым выше, глав. обр. грабштихелей. Грабштихель, проходя с нажимом по поверхности отшлифованной меди или отпущенной стали, врезается вглубь, дает струлку и отваливает по сторонам заусенцы. Эти заусенцы снимаются потом шабером. В высокой гравюре возможна резьба и черного и белого нггриха, в углубленной гравюре резьба всегда черньш штрихом. Для Г. берется хорошо прокатанная металлическ. доска, равномерного строения, толщиной ок. 2 мм. Доска шлифуется с лицевой стороны, края затачиваются фасетками, чтобы при печатании они не рвали бумаги. Для перевода рисунка доска грунтуется тонким слоем воскового лака, к-рый затем покрывают копотью. Рисунок переводится по сетке или же через переводную бумагу и прорисовывается стальной иглой, после чего .чак может быть смыт. Д.ТЯ работы штихелем гравюру укрепляют в особой вращающейся доске, т. к. движения штихеля при Г. ПрОИСХО- <)иг. 7.

дят всегда справа налево, и, следовательно, доска всегда должна поворачиваться соответственно нанрав-леиию штриха. Стол для 1\ ставится перед окном, и перед гравюрой устанавливают нагонный экран из бумаги или белой материи, для устранения отблеска от доски. Чтобы проверить эффект Г., желаемое место затирается сажей с салом, к-рая по миновании надобности Л1. б. легко удалена. Корректура неправильного Г. производится при помопщ шабера, снимающего металл, или,




в легком случае, при помогци гладилки (на красной меди). Если при этом получается впадина, ее выбивают с изнашси особым молотком на наковальне. Чтобы найти с изнанки соответственное место, употребляют специальный кронциркуль.

Среди способов Г. на меди существует Г. сухой и г .л о й (в отличие от травления по йгловому рисунку в офорте), заключающееся в том, что весь рисунок гравируется стальными иглами или алмазом, вправленным в специальную ручку. При этом виде Г. глубина штриха делается незначительной, стружки не получается, есть лишь перемещение частиц меди, образующее заусенцы по сторонам штриха. Эти заусенцы не снимаются, они задерживают некоторое ко-.личество краски при накатке, образуя по сторонам линии как бы темный ореол придавая этим особую бархатистую мягкость оттиску. Гравюра сухой иглой быстро теряет свою четкость при печатании, и число оттисков с такой гравюры обьгано не превосходит двух-трех десятков. Д.ля укрепления

неры. ОсобьЕй стальным, насеченным подобно напильнику, катком сообщают медной доске шероховатую поверхность. Будучи набита краской, такая доска дает на отпечатке сплошной черный глубокий цвет. Если лее по такой доске провести шабером, то окажется, что чем более сглажена поверхность, тем менее краска удерлеится на этом месте после вытирания доски перед печатью и тем светлее будет оттиснутый тон. При помощи черной манеры можно получить чрезвычайно мягкие формы рисунка.

В некоторых случаях при изготовлении углубленной гравюры на металле, главным образом на меди, применяют способ травления. Чистую форму протравленной доски-о фор т-очень часто неправильно называют гравюрой, хотя в этой технике собственно гравирования, т. е. механического удаления металла, не нроисходит и последнее заменено в данном случае химическ. растворением


поверхности медных гравированных досок их покрывают иногда 1альванопластически железом ( обсталивают ).

Стальной или алмазной иглой производят также Г. на литографском камне. Гравюру иа камне делают тогда, когда нужно литографским, т. е. наиболее дешевым, способом воспроизвести тонкие графич. формы. Камень гладко шлифуют, на него наносят карандашом рисунок и процарапывают его иглой. Благодаря тонкой структуре литографского камня, получается тонкая и чистая черта с гладкими краями. С гравюры на камне делается, как и с глубокой гравюры, оттиск, который переводится в нескольких экземплярах на бЪльшой камень для печатания обыкновенным литографским способом. Этот способ Г. применяется для печатания торговых этикеток, фабричных марок, бланков для корреспонденции с разными украшениями и т. п.

К углубленной художественной гравюре м. б. отнесен и способ т. н. черной м а-

его кислотой-крепкой водкой (еан forte). Гравирование штампов и сургучных печатей производится штихелями и сверлами иа стальной, предварительно отпущенной болванке, которая потом закаливается. Для удобства гравирования печать или иной какой-либо предмет зажимается в специальную шарообразную железную колодку, которая, обладая большим весом (до 15 кг), позволяет легко поворачивать обрабатываемую поверхность в желаемых направлениях фиг. 5).

Механическое гравирование. Гравироваль-1п>те машины по своей конструкции разделяются на два тина: в одном-гравер непосредствеиио управляет двилеением резца, в другом-резец передвигается при помощи двилсения по шаблохгу, при чем особое приспособление служит для пропорционального уменьшения формы или для изменения вертикального двилсешя в грри-зонтальное. Гравировальные машины или дают совершенно законченную гравюру, го-

6295



товую для печати, например, на дереве или (Литографском камне, или же рассчитаны на добавочное травление черты, нацарапанной алмазом на красной меди, хотя незначительная нагрузка алмазного штифта грузиком в 100 г дает уже достаточную для принятия

тельным и прямолинейиьпи), чем достигается Г. окрукностей, эллипсов и их пересечений. Схема устройства вращающегося стола приведена на фиг. 7, дающей вид на эту деталь снизу: А-шпиндель, на котором вращается рама В с ходящим по параллелям столом С;


Фиг. 9.

краски глубину штриха. Простейшая гравировальная машина (фиг. 6) состоит из двух параллельных призматических направляющих А, расположенных над металлической доской или камнем; но ним ходит тележка с передвигаюпЦТмся в ней держателем В, в к-ром зажимается штифт с алмазом на конце. Движениями алмаза в направлении, перпендикулярном направляющим, управляет микрометрический винт, автоматически по-ворач1геающийся иа необходимый угол при

D-касательные планки (хомут), охватывающие подвиж1П>п1 эксцентрик Е\ винт F изменяет эксцентриситет; при концептрическ. положенрп! эксцентрика относительно оси шпинделя точки стола описывают концеп-трич. окружности, при смещении-эллиптич. кривые. Дальнейшее услогкнение движения стола получается введением дополнительных передач в виде системы шестерен, создающих чрезвычайно сложные гармоническ. двиясения, вычерчивающие в результате сетки


возвращении тележки назад. Такой машиной можно гравировать то.чько параллельные лиции. Более стожные операции осуществляются двин-гением стола, иа к-ром укрепляется гравюра под алмазом; это движение м. б. вращательным или смешанным (враща-

или розетки, к-рые печатают, например, на денеиных знаках,-так называемая гильо-шировка, откуда эти машины и называются ги л ь о ш и р и ым и (фиг. 8 и 9). Гравиро-вальн. машина д.пя дерева (торцового) имеет специальный держатель для резца: резец,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 [ 138 ] 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152