Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Производство газовых тканей гильзы в см. Очевидно, чем больше Г. и., тем большего веса заряд пороха может быть в патроне. Для винтовочного пластинчатого пороха марки Г плотность не молсет быть более 0,800-0,820. В порохе америк. типа, имеющем вид цилин;!,-риков с одним каналом, Г. п. может быть доведена до 0,900 и выше.При такой плотности предельный вес заряда м.б.значительно увеличен по сравнению с порохом пластинчатым. Для сравнения приводятся де1г-ствительная и Г. п. различных сортов дым-пых и бездымных порохов. Д е ii с т в и т е л ь и .а я и гравиметрическая плотности различных сортов порохов. Фиг. 2. Пороха Дымные пороха (артил. нор.мы) С черным углем: 1;рупнозерн............... Артил................... Ружейн. (прежн. обр.)......... Охотн. крупный............. Охотн. мелкпй............. Действит. плотн. Грав. плотн. с бурым углем: Ружейн. (новый) . Охотн. крупный . . Охотн. мелкий . . Современные охотн. пороха Дымный охоти. отборн. крупный . средний . мелкий . . жемч. крупный . средний . мелкий . . Нормы технических условий для охотн. дымного пороха........... Дымные минные пороха........ Бездымные пороха (норм не установлено) Бездымн. винтов, пластинч. типа . . . Бездымн. винтов, америк. типа . . . . Бездымн. револьв. пластинчатого типа Глухарь .............. Бездымн. охотн. пластинч. типа Сокол Лтп.: См. Бездымьый порох, Взрывчатые вещества и Дымный порох. Н. Довгепввич. ГРАВИМЕТРИЯ, отдел высшей геодезии, из.лагающий способы измерения напрялсения силы тялсести д. Наибслее точный способ определения си.лы тяжести состоит в нахождении из наблюдений периода Т колебаний маятника и его приведенной длины (см. Маятник) I и вычислении затем (j из формулы Т = л: . Определения напряжения силы тяжести могут быть абсолютными, когда непосредственным результатом наб.людений является значение г/, и относительными, когда определяется только разность значений д для двух или более мест на земной поверхности. Вследствие необходимости исключения целого ряда ошибок (на в.лияние атмосферы, непостоянство тем- пературы, амплитуду размаха маятника, кривизну и скольжение ножа, на котором качается маятник, гнутие маятника, качание штатива, ход часов, по которым определяется Т) абсолютные наб.людения очень сложны, длительны и требуют большого числа отдельных наблюдений; поэтому они производятся редко; последнее по времени и самое точное по результату было произведено в Потсдаме (око.ло Бер.лина) в 1898--1906 годах Кюненом (Kuhnen) и Фуртвенг-лером (Furtwangler) по поручению Международного геодезического союза. Полученный ими результат: =981,274±0,003 сж/ск является исходным пунктом для наших знаний о силе тялсести. Из способов относительного определения си.лы тялсести наиболее часто применяется следующий: в двух местах, из которых в первом д известно, производят определение периодов Ti и Та колебаний одного и того же неизменного маятника, после чего и находят д- значение силы тяжести для второго места из ф-лы; g-i = gi, При таком способе приходится вводить поправки только на качание штатива, амплитуду, влияние атмосферы и темп-ры и ход часов; последняя поправка теперь определяется при помощи радиотелеграфа приемом сигналов точного времени. Очень удобный прибор для определений по этому способу пред.ло-лсеп Штернеком (Sterneck): в нем употребляются полусекундные маятники, которые вследствие их небольшого размера и веса легко перевозить. Точность определения д этим прибором, впоследствии несколько усовершенствованным, молсет достигать 0,001 см/ск, при продолжительности наблюдений даже в течение трех суток. В последние годы этот лее прибор оказался вполне применимым для наблюдений и на море (в подводной лодке), если наблюдать одновременные качания двух или дажсе четырех маятников, что возмолспо нри помощи фотографической регистрации. Для относительного же определения силы тяжести на небольших расстояниях (до 10 км) применим гравитационный вариометр Этвеша (Eotvos). представляющий видоизменение крутильных весов Кулона, так как он позволяет определять градиент силы тялсести , где S-направ.ление на поверхности зем.ли или, точнее, на уроненной поверхности, с точностью до IlO CGS. Поэтому, определив >(/ двумя местами интегрированием, находят разность Лд для этих мест. Кроме этого, гравитационный вариометр дает возможность определить направ.ление главных
всех промелсуточных точках мелсду плоскостей поверхности уровней в месте наблюдения и меру отклонения ее от шаровой поверхности; если же некоторую область покрыть достаточно часто наблюдениями с вариометром и хотя бы в двух точках этой области определить отклонения отвеса, то возможно определить форму уровенной поверхности для этой области. Помимо упомянутых выше геодезич. ирименений, гравитационный вариометр оказался очень полезным при изучении геологич. строения верхних слоев земной коры, т. к. по неоднородности гравитационного поля данной области можно делать те или другие заключения о форме, размерах и расположении масс, вы-зываюших эту неоднородность, в силу чего возникла гравиметрическая разведка полезных ископаемых (на железные руды, нефть, уголь и др.), с каждым годом во всех странах все более расширяющаяся. Лит.: Н е 1 m е г t F., Die Schwerkraft und die Massenverteilung der Erde, Enzvklopadieder niathemat. Wiss., B. 4, Abt. 3, Heft T, Lpz., 1910 (подр. обзор и б11б,пиогр. указ.); см. также Геофизика. Л. Сорокин. ГРАВИРОВАНИЕ, нанесение линий или рельефа режущим инструментом на твердую поверхность с целью: 1) размножения изображений посредством оттисков (гравюры), 2) получшшя точных линейных форм, служащих для измерения, или 3) украшения обрабатываемой поверхрюсти углубленным рисунком. Г. производится или ручным способом или же при помощи специальных гравировальных машин, которые в некоторых случаях лишь упрощают процесс ручного Г., иногда его заменяют, по главн. образ, создают точные линейные формы, невыполнимые ручным способом. Гравюры, в зависимости от метода нoл,eния оттисков, бывают двух видов: высокие и углубленные. Первые из них при печатании несут краску на выпуклых частях своей поверхности, и в этом случае количество краски везде одинаково; вторые, наоборот, содержат краску лишь в углублениях (и в разных количествах-в зависимости от величины этих углублений), с выпуклых ж;е частей поверхности краска счищается. К высокой гравюре относится гравюра на дереве, или ксилография, а также так называемая о б р о н-н а я гравюра на меди, цинке или гарте; к глубокой гравюре-так наз. к .я а с с и ч ес к а я гравюра на меди или стали. Гравюры на дереве бывают двух видов: продольные, когда слои дерева расположены в плоскости доски, и торцовые, когда они расположены перпендику.тярно обрабатываемой поверхпости доски. Ручное гравирование. Для продольной гравюры на дереве употребляют дерево груши, яблони, сливы, древесина которых имеет слабо вырая-сенную елейность, большую плотность и малую гигроскопич-иость. Хорошо просушенную доску обрабатывают вручную или машинным способом, придавая ей при этом строго паралле.ты1ые плоскости, при толшине доски в величину роста типографского шрифта, т. е. 25 мм. Лицевая сторона доски, кроме того, шлифуется тонкой стеклянной бумагой. Пере!, Г. на доску наносится рисунок. Рисунок или срисовывается с оригинала на-глаз в зеркало <для получения негативного рисунка на дот, э. т. V. ске), или переносится при помохци сетки, при чем в этом слп1ае возможно изменение масштаба рисунка, или же на предварительно покрытую снятым молоком доску кладется лицом карандашный оригинал и притирается костяшкой. По нанесении карандашного рисунка на доску он прорисовывается тушью, после чего вся доска покрывается несколько более светлой тушью. Последнее делается для того, чтобы при резьбе ясно были видны границы между оставленной черной поверхностью доски и белым вырезом. Японцы наклеивают клейстером оригинальный рисунок, сделанный тушью на тонкой бумаге, лицом на доску и Фиг. 1. затем промасливают его так, что он делается хорошо видимым с изнанки; гравюра, таким образом, режется по бумаге, при чем, конечно, оригинал пропадает. Доска кладется на колсаную подушку, наполненную песком, для более удобного поворачивания доски в зависимости от направления вырезываемой линии. Инструментами для продольного Г. служат ножи различных профилей, оправленные в деревянные ручки (фиг. 1), и полукруглые стамески разной величины (фиг. 2). Процесс Г. заключается в том, Фиг. 2. чтобы ножом или стамеской удалить дерево с поверхности в тех местах, где нет рисунка, т. е. где на оттиске должны получиться бе.71ые места. Для этого делается или одно движение стамеской, при чем вырезается стружка полукруглого сечения, или же три движения нолюм, которым вырезается треугольная пирамидка (фиг. 3). Если ноле обрезает лишь сделанный уже в окончательной форме на доске рисунок, гравюра носит название о б-резпой. Но существует и другой вид -гравюры, в котором технич. возможности дерева-четкость и острота штриха-создают самостоятельную граверную форму, отличную в своих средствах выражения от рисунка. Здесь гравер, яв.т1яющийся вместе с тем и автором-художником, строит в предварительном рисунке лишь общую композицию, а затем уже при помощи ножа,-вырезая черные и белые, толстые и тонкие липни, их пересечения и т. п. комбинации,- создает изображения пространствен, форм. Фиг. 3. В продольной гравюре нож, двигаясь в разных направлениях относительно слоев доски, встречает и различные сопротивления, что подчас затрудняет проведение плавной кривой линии. Кроме того, сама линия в гравюре, представляющая собою лежащую призму, в зависимости от ее положения относительно слоев доски, является неодинаково прочной; тонкая линия подвержена смятию от давления при печати, а расположенная поперек слоев-и возмолсности выкрашивания. Эти недостатки продольной гравюры побудили англ. гравера Т. Бьюика в конце 18 в. испробовать Г. на торце. Изобретение Бьюика блестяще себя оправдало, произведя коренной переворот в Г. на дереве, открыв новые богатые изобразительные возможности для деревянной гравюры. Преимущество торцового слоя перед продольным заключается в том, что режущий инструмент во всех направлениях встречает одинаковое сопротивление, чём обеспечивается равномерность гравируемой кривой линии; сопротивление давлению при печати также несравненно больше, т. к. это давление направлено по оси слоев. Т. о., явилась возможность гравировать тончайшие линии Фиг. 4. без малейшего опасения их излома. Применение штихеля вместо ножа упростило и ускорило Г. и создало т. н. тоновую гравюру, построенную на передаче формы при помощи комбинаций б.или м. близко лежащих параллельных или пересекающихся линий, создающих впечатление тона большей или меньшей темноты. Техника Г. на торце разрешила задачу передачи в гравюре не только техники пера равномерно окрашенным штрихом, но и техники карандаша, угля и особенно живописи. Штихеля, употребляемые в Г., представляют собою стальные стеря-сни (фиг. 4). Передний конец шТихеля затачивается плоскостью под углом в 40-50°; эта плоскость и яв-тяется режущей поверхпостью при двилеении штихе.ля с нажимом по доске. Более тупой угол резал бы хуже, бплее острый заставил бы штихель зарываться. С противопололсного конца штихель оттянут, и на этот конец насаживается точеная ручка, имеющая форму груши или, чаше, форму гриба со срезанной с нижней стороны шляпкой. Этот срез нужен для прижимания штихеля к доске и он лее мешает положенному штихе.тю кататься по столу. Штихеля изготовляются различных профилей; наиболее употребительные из них: г р а о ш т и X е л ь, ш п и с ш т и х е л ь, мессерштихель, флахшт и-X е л ь, полукруглый и р е б-штихель. Главный из них--грабштихель, проводящий линию желаемой ширины в зависимости от углубления его в дерево. Для выемки значительных поверхностей употребляют полукруглый или флахшти-хель, при чем для предохранения доски от заминания под штихель кладется деревянная или костяная подкладка, которая удерживается указательным и средним пальцами левой руки и служит опорой для штихеля как рычага. Ребштихель проводит параллельные линии для гравирования тона определенной силы. Для торцовой гравюры употребляется почти исключительно самшит (Buxus sempervirens), обычно называемый пальмовым деревом . Обладая чрезвычайно большой плотностью (уд. в. сухого дерева 0,91-1,16), самшит дает торцовый срез без сколько-нибудь заметных отверстий, что совершенно необходимо для чистой печати и тонкого Г.; к тому лее елейность самшита очень равномерна. С самшитом может конкурировать лишь т.н. железная береза (береза Шмита, корейская береза), произрастающая в Уссурийском крае. Кавказский самшит идет в продажу чураками в 150 см длины и диаметром ок. 10-15 см. Чурак распиливается на поперечные кружки толщиной около 3 ежи просушивается, кружки опиливаются прямоугольниками, и материал подбирается по однообразной плотности и по чистоте слоев. В обработку идут лишь те куски, в которых нет не только сучков, но и кривых слоев, которые заметны по светлой атласной окраске на общем матовом фоне торца. Только перпендикулярный к поверхности слой режется штихелем чисто, кривой лее слой выкрашивается или замочаливается. Прямоугольные торцы фугуются по своим боковым граням и склеиваются в доски нужной величины негигроскопич. клеем (напр., столярным клеем с олифой или белилами). Склеенная доска обтачивается на п л а н-шайбе с обеих сторон, шлифуется с лица еще циклей или пемзой, и толщина ее доводится до 25 мм. Места, оказавшиеся после шлифовки неудовлетворительными, высверливаются и в них загоняются цилиндрич. пробки из хорошего самшита,к-рые после обрезки зашлифовывают заподлицо. Таким лее способом и в процессе работы можно в награвированном улсе месте восстановить ровную поверхность и вновь по ней гравировать. Во избежание коробления доски доллсны храниться поставленными на ребро, для того чтобы воздух получал одинаковый доступ к обеим поверхностям. Доски значительных размеров, для предотвращения рас-калываршя, скрепляются пропущенными в толщу доски болтами с гайками, или лее на специальной машине просверливается ряд параллельных отверстий, в которые натуго загоняются %-мм стальные трубки. Нанесение рисунка на доску производится или тем же способом, как и на продольную доску, или же доска предварительно грунтуется белилами на яичном белке с добавлением небольшого количества квасцов, делающих краску трудгю размываемой. Д.;тя
|