Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Производство газовых тканей организованное сотрудничество плановвгх органов между собою, а именно: 1) периодич. созыв совещаний президиумов плановых органов; 2) установление единых методов и директив для республиканских и областных плановых органов по разработке контроль-пых цифр, перспективного и генерального планов; 3) информацию республиканских Госпланов и областньпс плановых комиссий общесоюзными хозяйственными органами и организациями, работающими частично или полностью на территории республики или области, о всех плановых предполояениях и начинаниях; 4) обеспечение постоянного сотрудничества руководителей РКИ, ЦСУ и объединений профсоюзов в президиуме гос-п.танов и плановых комиссий. Кроме того, Съезд разработал основы типового положения Госпланов союзных республик и областных плановых комиссий. Одни из указанных ностановлений Съезда не осуществлены до сего времени, другие получили законодательное оформление в постановлении СНК от 8 июня 1927 года, которое, подчинив плановые органы ведомств непосредственно руководству соответствующих народных комиссариатов, оставило для них обязательными директивы Госплана СССР в области методологии, программы работ и календарных сроков их выполнения и обязало ведомства представлять Госплану все необходимые материалы. Госпланы союзных республик, согласно тому же постановлению, подчиняются руководству Госплана СССР иа директивных началах. Если взаимоотношения плановых органов Союза с Госпланом СССР т. о. юридически оформлены, то взаимоотношения ведомственных плановых органов республик с Госпланами республик, а тем более взаимоотношения местных ведомственных органов с местными плановыми ко-тущссиями (обл- и губпланами), остаются не-о<]-1ормленными до сего времени. Первый Съезд президиумов Госпланов формулировал следующие основные задачи плановой работы: а) пересмотр плана электрификации как основного стержня генерального плана реконструкции народного хозяйства на энергетических основах ; б) перспективный народно-хозяйств. план; в) годовые контрольные цифры, предваряющие и заключающие годовые операционные планы ; г) систему конъюнктуря, наблюдений; д) работы над комплексом социально-культурных явлений. Эти же задачи включены и в постановления СНК СССР от 8 июня 1927 г. Первый Съезд президиумов Госпланов и постановление СНК от 8 июня 1927 г, дают оформление и подводят итоги той большой синтетической работе, которая была проделана Госпланом в предыдушие этапы его деятельности. Синтетическая работа Госплана и всей системы плановых органов в предыдущие периоды их деятельности является доминирующей, но отнюдь не единственной формой плановой работы. Не говоря уже о работах по районированию, отдельные секции Госплана, начиная с 1921 года, т. е. с момента образования Госплана, а затем и чистые плановые комиссии производят ряд обобщающих работ по перспективному планированию. Синтетич. работа в Госплане и в республиканских и местных плановых органах велась и по другим линиям плановой деяте.ть-ности-по линии бюджетной работы, но линии научно-исследовательской работы и особенно но линии изучения динамики народного хозяйства в органах конъюнктурного наблюдения. В течение известного периода, до первой попытки составления пар.-хоз. плана в форме контрольных цифр нар. хозяйства, именно конъюнктурные наблюдения давали возможность устанавливать взаимозависимость отдельных отраслей нар. хозяйства и тем корректировать разрывы, неизбежные при разработке и рассмотрении отдельных, разрозненных планов. Сама форма планирования, которая получила в 1925 г. известность как контрольные цифры народи, хоз-ва , стала возможной только на основе опыта, материалов и организации конъюнктурных наблюдений. К первому же Съезду президиумов получи.ла завершение и структура Госштана, приспособленная к синтетическ. плановой работе. Госплан был разбит на три основных сектора: 1) Сектор реконструкции; 2) Сектор экономический и 3) Сектор производственный. Каждый сектор объединяет ряд секций. Так, Сектор реконструкции включает в себе секции: Электр рхфикации. Топливную, Строительную, Районирование! и Бюро съездов по изучению производительных сил; Сектор экономический- Торговую, Бюджетно-финансовую, Экономико-статистическую и Конъюнктурное бюро; Сектор производственный- Промышленную, Сельскохозяйственную и Транспортную. Для объединения работ секторов по составлению контрольных цифр, перспективного плана и по пересмотру плана Гоэлро (генерального плана) были образованы три специальные комиссии: Комиссия по контрольным цифрам, Комиссия по перспективному плану и Комиссия по генеральному плану, задачи которых заключались в разработке методологии соответствующих планов, в рассмотрении отдельн. разделов планов и в сводке их в единый план. Указанхнэю 3 комиссии слиты в 1928 г. в единую Центральную комиссию перспективного планирования (ЦКПП). Таким образом, к I Съезду президиумов уже были налицо организационные и, в известной степени, метод ологич. предпосылки и опыт тех новых форм работы, к-рые требовали от плановых органов услоукнившиеся задачи народи, хозяйства. Но фронт плановой работы был все еще разрознен. Съезд президиумов дал толчок для объединения разрозненных плановых работ, и весь следуюпщй за ним период проходит под знаком консолидации и концентрации плановых усилий над разрешением основных проблем хозяйствен, строительства. II Съезд президитиов Госпланов, 25 - 31 марта 1927 г., посвященный рассмотрению материалов по перспективному пятилетнему плану, снова возвращается к проблеме организации плановой работы, снова выдвигает задачу дальнейших работ по экономич. районированию СССР и снова подчеркивает необходимость полного сотрудничества наркоматов и плановых органов с Госпланом СССР. В специальной резолюции по организационным вопросам планирования II Съезд плановых работников дает определение системы плановой работы как сочетания контрольных цифр, утверждаемых СТО, с оперативными планами, утверждаемыми наркоматами, и устанавливает порядок рассмотрения и утверждения контрольных цифр и оперативн. планов, получивший затем законодательное оформление в постановлении СНК СССР от 8 июня 1927 г. XV Съезд партии (2-19 декабря 1927 г.) не рассматривал специально вопроса об организации плановой работы; он дал директивы по составлению пятилетнего перспективного плана и только попутно констатировал значительный шаг вперед в деле составления плановых заданий , а таклсе признал необходимым, в виду растущей сложности планирования и растущего его значения, усиление плановой дисциплины, укрепление плановых органов и улучшение планового руководства. Но содержание директив XY Съезда по пятилетнему перспективному плану заставило изменить самую методику построения плана и организацию работ по его составлению. В отличие от прежних работ, в составление пятилетки сейчас принудительно втянуты не только центральные ведомства, но и вся периферия республиканских и местных плановых и ведомственных органов. В плановую работу втягиваются и научно-технические силы страны. Съезд дает, наконец, определенное решение той проблеме организации плановой работы, которая, начиная с Гоэлро, не перестает занимать плановую мысль, т. е. проблеме экономического районирования. III Съезд президиумов Госпланов, состояв-Н1ийся уже после XV Съезда партии, а именно 6-14 марта 1928 г., таклсе возвращается к организационной проблеме планирования. Резолюция съезда указывает следующие начала для организации дальнейшей работы по построению пятилетнего плана: 1) перспективный план развития нар. хозяйства СССР составляется Госпланом СССР совместно с Госпланами союзных республик и союзными ведомствааш ид. б. построен так, чтобы в нем были конкретно представлены целостные планы развития хозяйства союзных республик и экономических районов и планы отдельных отраслей народного хозяйства СССР; 2) Госпланы союзных респуб-.лик и союзные ведомства составляют планы развития отдельных отраслей народного хозяйства, планы для республик и районов на основе директив и заданий союзного и республиканских правительств, по формам, преподанным Госпланом СССР. Госпланы республик и союзные ведомства, а равно отдельные экономические районы, если они признают это необходимым, разрабатывают, наряду с этим, таклсе и варианты по отдельньш элементам перспективного плана; 3) крупнейшие предприятия союзного значения на территории союзных республик или районов доллсны принимать активное участие в работе соответствующих плановых органов; 4) в целях достижения единства, в работах по перспективному плану должны таклсе принимать астие ЦСУ СССР и союзных респлб.лик. Современная организация плановых органов. Современная система плановых органов определяется указанными выше пололсе-ниями о Госплане СССР и Госпланах союзных республик, постановлением СНК СССР от 3 июня 1927 г., а таюке основными по-лолсениями о плановых органах народных комиссариатов СССР, принятьпии постановлением СНК Союза 14 июня 1928 г. Плановые органы существуют при всех союзных нар. комиссариатах, за исключением Народного комиссариата по иностранньш делам и ПК РКП. Плановые органы наркоматов состоят под непосредственным руководством соответствующих нар. комиссаров, но в области методологии плановых работ и сроков их выполнения они руководствуются таклсе и директивами Госплана СССР. Аналогичные отношения устанавливаются между Госпланом СССР и Госпланами союзных республик, которые подчинены непосредственно СНК соответствующей республики. На плановые органы возложена разработка генерального и перспективного планов, а таклсе годовых контрольных цифр. На плановые органы наркоматов, кроме того, возлагается разработка сводного годового плана соответствующих отраслей, на основе утвер-лсденных контрольных цифр, рассмотрение специальных оперативных планов и проверка их выполнения с точки зрения выполнения плана. В области конъюнктурных на-б.людений точно так же устанавливается связь мелсду Госпланом СССР и прочими плановыми органами: последние обязаны свои обзоры конъюнктуры представлять в Госплан СССР, на который возлагается составление общего обзора конъюнктуры нар. хозяйства. В Госплане СССР сосредоточено тагсже руководство научно-исследовательскими работами по вопросам, связанным с составлением планов, и программы исследовательских работ плановых органов и наркоматов д. б. согласованы с Госпланом СССР. В настоящее время работа по генеральнохму и перспективному планам, а также работа по контрольньш: цифрам народного хозяйства методологически и организационно мелоду собой увязаны, и в обпцй круг вопросов перспективного планирования в Госплане СССР (а в плановых органах республик и в местных плановых органах-таклсе и в области текущего планирования) введен комплекс проблем. социально-культурного строительства. Организующие идеи плановой работы. Изучение этапов организации плановой работы указывает на огромное организующее влияние, к-рое оказывала на систему плановых органов идея единства плана. После первого опыта создания единого хоз. центра в лице ВСНХ и единого хоз. плана в плане электрификации РСФСР единство плановой работы осуществляется, однако, не прямым, а обзодным путем, путем решения конкретных и индивидуальных задач и путем создания ряда автономн. плановых органов. Характерная особенность процесса осуществления единства плановой работы заключается именно в этом осознании неизбежности и необходимости подхода к единству и цельности плана от индивидуального СХЕМА ПЛАНОВЫХ ОРГАНОВ СССР. СНК СССР
о , -ЪН НКПРОС НЭ А. нкзДРДВНЭ ш-1нкс5б1сТ-0 Госпланы Союзных республик Госпланы федер. и авт. республик Краевые и областные планов, комиссии Планов, комисс. автон/gv областей VS/ Губврнскив планов, комиссии Окружные планов ( комиссии
|