Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Производство газовых тканей от инструментов, которыми они производятся, имеют следующие названия: 1) л о-натная работа, применяемая при добыче рыхлых и мягких пород и при нагрузке добытых и находящихся в раздробленном состоянии пород;инструменты, применяемые при этих работах: лопата, заступ, гребок, лоток, вилы; 2) кайловая работа применяется при добыче гл. обр. ломких пород и как вспомогательная (производство врубов) при клиновой или взрывной работе (см.); применяемая при этих работах кайла бывает простая-односторонняя или двусторонняя-и составная-со вставной лопастью или со вставным острием (обушком); самый распространенный тип кайл-угольная Kaii-ла Акме ; длина лопасти ее-45 см, вес- 0,58-0,91 кг; 3) кирковая работа в настоящее время применяется очень редко, напр., при добыче массивов камня для нужд строительного дела и для скульптурных работ; инструменты при этой работе: кирка (без рукояти или с рукоятью) и молоток; 4) клиновая работа, как самостоятельная, применяется нри трещиноватых породах; эта работа производится главным образом в соединении с кайловой работой; инструменты при клиновой работе: клин, балда, поддир, лом. Машинная работа имеет применение и как самостоятельная (напр., добыча глины экскаваторами, вскрытие торфов, добыча золотоносных песков драгами) и как вспомогательная при других работах (бурение шпуров, производство врубов). Кроме перечисленных горных работ, в горном деле применяются еще так называемая огненная работа в связи с действием низкой температуры (см. Вымораживание) и гидравлическая работа (см. Гидравлические разработки). Лит.: Описание Донецкого бассейна, т. 1, вып. 1. Екатеринослав, 1914; Протодьяконов М., Материалы для Урочн. полон{. горных работ, ч. I, II, М., 1926; Бок и й Б. И., Практич. курс горного искусства, т. 2, М.-Л., 1925. А. Глаголев. ГОРНЫЕ РЕКИ имеют большую скорость течения, паводочн. волны проходят быстро, с крутыми подъемами и спадами, и график изменения горизонта воды состоит из большого числа острых пик, в противоположность относительно плавным кривым равнинных рек. Отношение максимального расхода к минимальному велико, в особенности для потоков, которые питаются исютю-чительно ливнями и периодическими снегами; для рек, питающихся отчасти и вечными снегами, это отношение меньше. Кроме больших скоростей, отлршие Г. р. от равнинных заключается также в большей амплитуде изменения скоростей в продольном направлении. Долина горного потока, в зависимости от ее геологич. возраста и степени проработанности ее денудацией потока, т. е. процессами, способствующими нивелировке поверхности, имеет более или менее определенно выраженный ступенчатый характер, т. е. большое изменение уклонов в продольном направлении. Если реки стекают с гор средней высоты или с гор, расположенных в относительно теплых странах, то режим этих рек будет преимущественно зависеть от количества выпадающих в нх бассейне дождей; их меженний уровень имеет место в сухой сезон, т. е. обыкновенно летом. Если же водные потоки спускаются с бассейнов, которыми командуют покрытые вечными снегами и ледниками горы, то их режим зависит главн. обр. от темн-ры, которая ускоряет или замедляет таяние снега; они обыкновенно имеют низкие уровни зимою и свой средний расход летом. Леса имеют на ход разливов важное регулирующее влияние. Обезлесение скатов имеет последствием увеличение бедствий от наводнений, так как дождевая вода стекает тем быстрее в тальвег, чем меньше она встречает иа своем пути препятствий. Сток Г. р. может быть использован для орошения или как источник энергии, для чего обычно в узк;их местах Г. р. прегра-яодают высокими плотинами. Образовавшееся водохранилище иногда может собрать в себе весь свободный годовой сток бассейна Г. р. или, при большой разности горизонтов и их бьефов, дать огромные количества водной энергии для промышленных или иных целей. Использование Г. р. для сштава требует регулировки, которая состоит в уменьшении кривизны и уборке деревьев, крупных камней или порогов в их русле и является простейшим видом регулировки. Однако, большое количество речных наносов и камней, которые выносят Г. р. в дстинные части реки, а также резкие их паводки вредно отражаются в долинной их части на судоходных условиях реки и могут вызывать затопление культурных районов. Поэтому приходится производить общее регулирование Г. р. (см. Выправление рек). При больших колебаниях расходов воды часто применяется двойной поперечный профиль для разных горизонтов, в особенности при сравнительно пологом дне и значительной ширине долины. Стрежень реки и его очерта-. ния определяются затопляемыми направляющими сооружениями. Если количество высоких вод не слишком велико или во всяком случае не значительно превышает количество меженних вод, то применяется б. ч. простое (не двойное) поперечное сечение. В узких и глубоких долинах с высокими берегами, где легко могут быть устроены бо.лее высокие направляющие и оградительные дамбы, последние устраиваются неза-топляемыми и для отложения наносов снабжаются высокими траверсами с пропусками (пролетами). Иногда же продольные дамбы и при простых поперечных сечениях регу-.лируемого русла устраиваются сперва затопляемыми и то.лько впоследствии, после поднятия наносами пространства за ними, обращаются в незатопляёмые оградительные дамбы. Притоки могут входить в Г. р. под всевозможными углами, вплоть до впадения по касательной к дуге окрулсиости. В последнем случае обычно происходят в самом устьи или непосредственно нилсе его, в русле главной реки, отложения наносов. Изменением устья притока и отнесением его вниз по течению молено достигнуть или углубления ложа главной реки у устья притока и выше его, если падение реки здесь значительно больше, чем до первоначального устья, или же повышения дна-нри про- тивоположных условиях. Кроме спрямлений и изменения устьев, при регулировании Г. р. применяются и другие обычные способы регулирования рек, с целью придания им нормального правильного профиля, посредством продольных и поперечных сооружений, которые у Г. р. имеют весьма разнообразную форму. Улучшение речных потоков в их верхнем течении вообше, а Г. р., в частности, может иметь и неблагоприятные последствия: чрезмерное углубление дна реки, что вызывает надобность в особых укреплениях, ранее не предусмотренных; слишком сильное повышение или понижение уровня грунтовых вод в соседних частях бассейна; неблагоприятное влияние на дебит источников. Чтобы работы по урегулированию горных рек могли иметь полный успех, необходимо, чтобы рука об руку с ними шли (или даже их опережали) работы по регулированию всех входящих в них горных потоков и оврагов, путей передвижения лавин,-по осушению и укреплению всех второстепенных скатов, облесению и засаживанию кустарником голых склонов и берегов для возможного уменьшения наносов на местах их нервоначального возникновения и, наконец, работы но осушению пространств за регуляционными сооружениями-регулирование т. и. внутренних вод и улучшение условий стока во всех притоках путем регулирования или перенесения на другое место их устьев или устройства особого водосборного канала для внутренних вод. Все эти работы в их совокупности составляют то, что называется регуляционными работами. Лит.: Дингельштет В., С.-х. гидравлика, ч. I, стр. 26-27, СПБ, 1904; Великанов М. А., Гидоологип суши, стр. 160, Москва, 1925; Беляев И. И., Постановка опытн. изучения приемов мелиорации в 3. Европе, П., 1915; F г а п Z 1 U S О., Ver-keiirswasserbau, p. 131-137, В., 1927. Б. Шлегель. ГОРНЫЙ воск, см. Озокерит. ГОРОД-САД, небольшой (30-50 тыс. жителей) вполне благоустроенный город, гармонично соединяющий все преимущества как городских, так и сельских условий жизни и лишенный их отрицательных сторон. Идея города-сада практически нашла осуществление в образцовых рабочих поселках, выстроенных в Англии в конце прошлого века (Порт Сенлайт близ Ливерпуля, Борн-виль близ Бирмингама); теоретически ясо она разработана в Англии Э. Говардом. По проекту Говарда Г.-с. имеет круглую форму и разделен на 6 равных секторов. Основными элементами Г.-с. являются (фиг. 1): 1) центральная площадь, окруженная главнейшими общественными зданиями; 2) большой центральный парк, заключенный в кольцо стеклянной галлереи-хрустального дворца; 3) неясной парк (главнЬе авеню), в к-ром располагаются культурно-просветительные учреждения и -к к-рому примыкают торговые и общественные здания, имеющие районный характер; 4) окружная жел. дорога с 6 пассажирскими станциями и распо-лоясенными вдоль нее складами и промын]-ленными предприятиями; 5) жилые кварталы, располагаемые двумя кольцами по обе стороны поясного парка; они разбиты па 5 500 участков, размером каждый ок. 240 м; на участке может быть выстроен только один дом особняк в два этажа (коттедж); в Г.-с. строго соблюдается правило: на один дом- одна семья; 6) сельскохозяйственная, иначе парковая или защитная, зона охватывает город со всех сторон; она занимает территорию в пять раз ббльшую самого Г.-с. и рассчитывается так, чтобы с нее можно было Фиг. 1. удовлетворить потребность Г.-с. в сел.-хоз. продуктах. Большое ко.тичество зелени, высокая степень благоустройства и забота об эстетике должны обеспечить Г.-с. чистоту, красоту и здоровье. Рост Г.-с. ограничен; достигнув онределен-ных размеров, он может выделить новые и новые Г.-с. и превратиться в группу Г.-с, каждый из которых остается, однако, стабильным, связанным с остальными хорошими путями, но обычно отделенным своей за-защитной зоной. Движение в пользу постройки Г.-с. началось в начале настоящего столетия. Основатели его ставили себе задачи не столько технические, сколько политико-экономические: частной собственности на зем.тю в Г.-с. не допускается (аренда на 999 лет), нет поэтому земельной спекуляции, а земе,ть-пая рента остается в распоряжении города. Однако в большинстве случаев это правн.то не соблюдалось. Кроме того, выяснилось, что Г.-с. самостоятельными единицами быть не могут, а развиваются как пригороды или города-спутпики вблизи крупных, уже стожившихся, центров. Первый же Г.-с.- Лечворс, выстроенный в Анг.тии под непосредственным руководством Говарда, значительно отошел от его теоретической формы. Причина-необходимость считаться с целым рядом местных условий: рельефом местности, расположением существующих доро1\ направлением ветров и другими обстоятельствами. Оказалось также невозможным обеспечить Г.-с. соответствующей сельскохозяйственной зоной, и последняя свелась к нейтральной полосе, гарантирующей Г.-с. от возмоншости срастись с друг, поселениями. Вскоре выяснилось, что система особняков-коттеджей слишком дорога и не м. б. основой Д.ТЯ серьезного разрешения жилищного вопроса. Второй Г.-с.-Вельвни дает улсе значитсньный сдвиг в сторону укрупнения строительства. Система застройки состоит из группировки зданий вокруг внутренних Фиг. 2. скверов, детских площадок и газонов; это придает уютность и спокойствие и сокращает расходы на устройство улиц и их мощение (фиг. 2-расположение коттеджей в тупике). Континеита.71ьные европейские государства, привыкшие вообще к многоквартирным домам, пошли еще дальше, и в настоящее время Г.-с. улсе не связывается непременно с понятием коттеджа. Теперь городами-садами называют благоустроенные, с большим количеством зелени пригороды, дачные места, рабочие поселки. В них обычно ставятся известные ограничения плотности населения (около 100 че.ловек на 1 га) и застройки (около 10% площади участков), высоте построек (не более 2-3 этажей), обращено бо.тьшое внимание на запень, cnof)T и общее санитарно-техническ. оборудование. Типы их зависят от характера применяемого лсилищ-ного строительства, а самые формы плана- от господствующих в стране архитектурных на правлений. Наиболее известные Г.-с: в Германии, Геллерау близ Дрездена - типичный для немец1сой школы планировщиков, пытающейся возродить романтику готического города; целый ряд французских Г.-с.-cites-jardins, характерных правильными линиями, осями и перспективами, и, наконец, послевоенные Г.-с, голландские и французские, на планах и застройке к-рых сказались уже новейшие архитектурные формы-простота, рационализация и влияние новых материалов--бетона, железобетона-и всякого рода облегченных конструкций. Наиболее известный из этих Г.-с.-Нессак, близ Бордо, построенный по проекту и,двестного архитектора Корбюзье. В России Г.-с. расиространения не получили. В 1913-14 гг. было присту-плено к организации Г.-с. на Моск.-Казан, ж. д. при платформе Прозоровской, после войны 1914-18 гг. было приступлено к постройке многих пригородов и благоустроенных рабочих поселков. Технически они схожи с городами-садами, по организации же и своим принципам исходят из общих новейших основ градоустройства вообще. Все движение в пользу Г.-с. объединено в международном обществе Г.-с. с правлением в Лондоне и отделениями почти во всех странах. Об-во созывает ежегодные съезды и издает собственные журналы: Garden Cities а. Town Planning* в Лондоне и La vie urbaine в Париже. Лит.: Семенов В., Благоустройство городов, М.,1912; Howard Е., Garden Cities of Tomorrow, 2ed., London, 1902; Unwin R., Town Planninfi! in Practice, L., 1909; P u r d о m C. В., The Building of Satellite Towns. L., 1925: Wolf P., Wohnung und Siedlung,B., 1926; LeCorbusier, Urbanisme, Paris, 1925. B. Семенов. ГОРОДСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ- трамвай (см.) и метрополитен (см.)-служат для пассажирского двилсения в горо- де и па ближайших его огсраинах; грузовое двилсение по ним производится редко. Трамваем называется Г. лс. д., проложенная на уровне мостовой. Как исключение, по топографическ. условиям или вследствие чрезвычайной перегрулсенности нек-рых артерий, трамвайные пути иногда на коротком протяжении проводятся вне улицы (Генуя, Берлин). Основной признак трамвайного верхнего строения заключается в том, что рельсы втапливаются в мостовую заподлицо с ее поверхностью (см. Верхнее строение, II). Электрическ. тяга окончательно вытеснила на трамвае все остальные виды тяги: конную, паровую, пневматическую. Для тяги на трамваях исключительно применяется постоянный ток не свыше 500- 600 V, так как дальнехЭшее повышение напряжения МОГ.ЛО бы оказывать вредное влияние па соседние провода слабого тока, а таклсе иа всякого рода подземные кабели, водопровод, газопроводы и прочее и вообще было бы небезопасно для уличного движения. Рабочий провод на трамваях почти всюду устраивается сверху и лишь в нек-рых городах (Париле, Вена) по эстетическим сообралсениям он прокладывается под зелшей в особых каналах. Как железная дорога, проходящая среди уличного двилсения, трамвай не молсет развивать скоростей свыше 12- 13 км/ч в центральных частях города и 25 км/ч за городом, при максимальной технической скорости в 25-40 км/ч. Метрополитен-Г. лс. д. большой скорости, проводимая вне поверхности улицы, т. е. либо на эстакадах (или насыпях в малонаселенных частках), либо в тоннелях (или выемках в малонаселенных участках). С введением электрическ. тяги и сильным развитием уличного автомобильного движения, для которого эстакады яв лились препятствием, метрополитены стали проводить почти исключите.льно в тоннелях. Верхнее строение метрополитена от.711шается от трамвайного и более приближается к железнодорожному (см. Верхнее строение, III). Для тяги на метрополитенах применяется, как и на трамваях, постоянный ток, но более высокого напрялсения, до 600-850 V и иногда даже до 1 500 V (Барселона), что объясняется возможностью ограничить в тоннелях метрополитена влияние блуждающих токов на подземные трубопроводы. В качестве рабочего провода на метрополитене, в от.личие от трамвая, применяется почти всюду третий рельс, что дает возмоленость со-1сратить размеры тоннеля по высоте, не пред-1 етавляя в то же время опасности для публики, доступ которой на пути закрыт. Не стесняемые уличным двилеением, поезда метрополитена могут развивать значительные скорости, ограничиваемые только необходимостью частых остановок на станциях, примерно через 500-600 м; при таких условиях средняя коммерческая скорость на метрополитенах выражается в 20-30 км/ч, при максимальной техническ. скорости 50- 00 км/ч, а на метрополитенах-экспрессах, с остановками через несколько км, средняя коммерческ. скорость достигает 35-45 км/ч, при максимальн.-70-90 км/ч. Частота движения на метрополитене и большие скорости
|