Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений Изгибающий момент в сечении х-х M-Ril-x) + --J\h-x+) + p{h-xr A{H - h)a, Мтах найдем для х из условия = 0, или К-РЛЕ-рН + рх=0, p(H + h) - 2R откуда Подставив вместо р и В их значения, найдем ж, а но ж находим Мтах- Стойки с подкосами. Назовем у расстояние до фахбаума от точки приложения равнодействующей давления воды на <-n z? Фиг. 11. Фиг. 12. стойку; I-расстояние середины верхнего сечения подкоса до фахбаума. Рассмотрим три случая: 1)1<у, 2)1>у иЗ) V=y. Чтобы выполнить свое назначение, подкос должен обладать большой :кесткостыо, трудно достижимой при наличии деревянных врубок. Поэтому расчет подкоса ведется при самых невыгодных предположениях о его нагрузке. 1) 1<у (фиг. 12). На голову подкоса А действуют следующие нагрузки: половина давления воды АВВА\ равная - и приходящаяся на точку А часть давления воды АВЕА, равная R . Расчетное давление воды иа голову подкоса А (фиг. 13) равно: R = ----г R\ Вертикальная составляющая этого давления S = P ctg а, а составляющая, сжимающая подкос, Т= где а-угол наклона подкоса к вертикали. Усилие может оказаться приложенным не по оси подкоса. Примем крайним по-Щ/уу/уЩк ложением усилия Т фиг. 14. линию АС (фиг. 14). Кроме сжатия, подкос, подвержен еще и изгибу с моментом Наибольшее напряжение в подкосе равно + где (И-площадь поперечного сечения подкоса и ТГмомент сопротивления этого сечения. Рассчитанный т. о, подкос будет достаточно жестким; поэтому можно считать опоры А ж В (фиг. 12) неподвижными и определять давление стойки на прогон моста Фиг. 13. в точке В как реакцию неразрезной балки ВАВ на трех опорах, нагруженной давлением воды. Сечение стойки следует он- z=-zzss= ределять по наибольшему изгибающему моменту. Что- ;5Г бы избелсать сложного расчета, без ущерба для дела, можно давление на прогон в точке В и сечепие стойки найти из расчета балки АВ на двух опорах, нагруженной соответственной частью давления воды. 2) 1уу (фиг. 15). В этом случае систему ВВСС можно рассматривать как двойную балку на 2 опорах, нагруженную равнодействующей давления воды на стойку: р А-аЩ*-] 2 Давление во1;ы на голову подкоса в В: R =-j, давление, передаваемое низом стойки: R, = -р Затем определяется наибольший изгибающий момент. Полученное в дальнейшем сечение стойки сравнивается с расчетным сечением подкоса и выбирается большее. 3) 1У (фиг. 16). Подкос рассчитывается па действие сил в предположении, что иа голову подкоса В действует равнодействующая давления воды на стойку A.a{H*-h) 2 В дальнейшем стойка рассчитывается как неразрезная балка на трех опорах А, В и С (обозначения те же). Контрфорсные стойки. Контр-форсная стойка воспринимает давление воды 2>? Фиг. 16. непосредственно от одного пролета и через посредство прогонов давление воды смежных пролетов. Давление воды, передаваемое одной стойкой прогону моста, -el--Для случая, изображенного на фиг. 17 и 18, когда число пролетов между контрфорсны-ми стойками n-S, давление, передаваемое голове контрфорсной стойки в А, равно: 2Р = P-f P(w-l) = n R. Давление 2 R передается в данном случае 3 узлами: С, В, Е. На каждый узел примем горизонтальное усилие Сжимающее подкос уси.яие гп гр Т - где а-угол наклона подкоса к стойке. На стойки действуют силы S{, и от веса переходного моста и временной на него нагрузки. Наибольший момент, изгибающий переднюю часть контрфорспой стойки АВ, найдется по ф-лам для Мх, приведенным выше; эта часть стойки рассчитывается как двойная балка с моментом сопротивления, равным сумме моментов сопротивления составных ее частей. При расчете подгсосов вводится момент, получающийся от вне-центренности приложения силы Т, равный М= Т- ~, где Ь-ширина сечения подкоса. Коренная стойка, т. е. стойка у стен массивных опор. В этом случае расчетное давление воды соответствует половине пролета между стойками, т. е. В остальном расчет ведется так же, как изложено выше. Прогон переходного моста, под-дер лшвающий стойки, подвержен действию горизонтальных сил, передающихся верхними концами стоек, и вертикальных сил, передающихся от настила моста. Расчет сечения ведется по формулам косого изгиба. Фиг. 18. Фиг. 19. Прочные размеры прогона м. б. уменьшены передачей части горизонтальных усилий на все прогоны переходного моста при помощи п поперечин с уменьшением действующей на прогон горизонтальной силы в п раз. Плотины со съемными промежуточными опорами требуют большего времени для разборки и сборки по сравнению с плотинами, имеющими постоянные стойки. Зато в первом случае ледоход вовсе не повреждает пролетные части. Сплав дров вполне допустим через отверстие плотины, однако сплав бревен не должен иметь места, во избежание серьезных повреждений плотины. Флютбеты таких плотин устраиваются аналогично описанному выше. Для упора нилсних концов съемных стоек к королю прибивается порог. Для удобства установки стоек на место, перед порогом плотины по полу понура устраиваются направляющие тр-ки, состоящие из брусчатой рамы высотой, равной высоте порога. Рама прибивается к королю и полу корабельными гвоздями. В брусьях рамы с внутренней стороны вынимаются четверти, к к-рым прибивается дощатая обшивка в один ряд досок толщиной 3,8-5,0 см. Швы между досками проконопачиваются и заливаются пиком. Промежуточные стойки, в зависимости от подпора, делаются из 1 или 2 брусьев, с выемкой в брусьях пазов для закладки щитов. Для наибольшего использования материала и получения стоек меньшего веса, бревна для стоек обрабатываются с обли- винами. Нижним концом стойки входят в промежутки между смежными направляющими тр-ками и упираются в порог плотины, а верхним концом упираются в прогон переходного моста (фиг. 19), Стойки опускаются на место и вытаскиваются с переходного моста при помощи передвижных воротов. Для привязывания к стойкам снастей нри маневрировании ими служат крючья, ввинченные в концы стоек. Примером плотины со съемными стойками может служить Херсонская плотина на р. Тихвинке. Лит.: А н и с и м о в Н. И., Плотины, ч. 2, М., 1924; П е т р а ш е н ь И, В., Отчет о переустройстве Вюртембергской системы, М., 1923. Н. Анисииов. ДЕРЕВЯННЫЕ ТРУБЫ. Первые Д. т, представляли бревна с выложенными или просверленными отверстиями. Затем, когда встретилась надобность проводить воду под большим напором, дерево было заменено металлом. В настоящее время в Америке, Зап. Европе и в СССР снова стали применять Д. т. больших размеров, приготовленные по американскому методу из планок или клепок, для проведения воды под давлением до 10 atm. При правильном устройстве Д. т. очень долговечны, они не подвергаются действию электролиза, кислых и щелочных жидкостей, изменениям t° проводимой воды и даже, будучи проложены по поверхности, предохраняют воду от мороза и тепла. Сопротивлениедви-леению воды в таких трубах не увеличивается с течением времени, как это происходит в металлич. трубах. Д. т. применяются по преимуществу в лесистых районах, где дерево дешево, или в тех местах, где применение металлическ. труб по условиям перевозки обходится очень дорого. Кроме того, Д. т. имеют преимущество в тех случаях, когда приходится под небольшим напором проводить большое количество воды и где поэтому металлические трубы являются излишне толстостенными и, следовательно, экономически невыгодными. Старый тип сверленых труб из бревен встречается еще и теперь при проводке труб небольших диаметров (от 50 до 150 мм); длина таких труб ок. 3-4 м. Бревна по концам и посредине крепятся лселезными хомутами. Соединение таких труб делается посредством пазов или металлических муфт. Боковые ответвления делаются посредством специальных чугунных фасонных частей, имеющих муфтовые или раструбные соединения, в которые вгоняются концы Д. т. На фиг, 1 показан новый тип труб из клепок или брусков, стянутых проволокою, трубы из деревянных клепок изготовляются двумя способами: машинньпй-на з-дах или ручным-на месте укладки. По первому способу, клепки длиной до 6 Jii собираются в особых станках по круглол1у шаблону диам. 100-1 200 мм в виде цилиндра, плотно сжимаются и затем при сильном натяжении спирально обертываются круглой или плоской стальной проволокой в несколько рядов. Такие отдельные трубы тщательно покрываются горячей асфальтировкой и затем Фиг. 1, сохраняются в штабелях на складах з-дов. Трубы соединяются между собой посредством деревянных же муфт, которые делаются таклсе из клепок и насаживаются па концы труб (фиг. 1 и 2). Другой способ изготовления сплошных Д. т. состоит в том, что приготовленные на з-де клепки доставляют к месту работ и здесь уже, непосредственно в канавах, на особом шаблоне или на бетонных ребрах-фундаментах собирают непрерывный трубопровод любой длины (фиг. 3, 4 и 5). Концы клепок располагают вперевязку, а самые клепки скрепляют и сжимают обручами-хомутами, располагаемыми на известных расстояниях в зависимости от давления, под которым Фиг. 2. Фиг. 3. должна двигаться вода в трубах. Герметичность торцевой части клепок достигается вставкой на некоторую глубину в торец стальных пластинок. Д. т. диам. до 4,2 м применяются для давлений до 10 aim; при этом, чем диаметр больше, тем допускаемое давление меньше. В тех местах трубопровода, где приходится вести воду под давлением, ббльшим допускаемого, делается переход на металлическую трубу (фиг. 6). Непрерывную сплошную трубу возможно уложить с радиусом поворота, равным 90-крат-пому диам. трубы, без употребления отводов. При необходимости устройства более крутых поворотов или постановки па трубах деревянных резервуаров (из клепки) или задвижек применяются специальные фасонные части (фиг. 7, 8 и 9). Если встречается надобность по пути перейти с одного диаметра на другой, то это производится посредством применения конических клепок. Д. т. прокладываются по наружной поверхности земли, следуя складкам местности,или прокладываются в земле; опи не боятся блуждающих токов и потому м. б. прокладываемы рядом с трамвайными линиями. Д. т. диам. в 4,2 м является в па-стоящее время самой бспьшой. Хотя па такую трубу для стягивания ее обручами идет Фиг. 4. Фиг. 5. много металла, но металлическая труба того же диаметра весила бы больше, чем употребленные на деревянные трубы металлические обручи. Клепки для Д. т. готовят из калифорнийского красного дерева, секвой, дугласовой пихты (Oregon pine), канадской сосны, кипариса. В СССР для Д. т. применяют сосну, ель и лиственницу. Дерево должно быть чистое, прямоствольн., без сучков и хорошо выдер-лсанное. На практике размеры клепок варьируют от 32x100 мм до 75 X 200 мм. Обручи-хомуты делают из мягкой стали хорошего качества, гальванизируют или покрывают асфальтом. Наибольшее расстояние между обручами практически допускается от 250 до 300 мм. Сечение хомутов должно соответствовать внутреннему водяному давлению и давлению от разбухания дерева, которое достигает 2-3%. Расстояние между хомутами д. б. выбрано с таким расчетом, чтобы не могло получиться прогибания клепок, так как это может вызвать утечку воды. Кроме того, при выборе размеров сечения обручей следует заботиться, чтобы от сильного их слсатия не нарушилась целость волокон дерева. Обручи шириной менее 20 мм на практике пе применяются. Концы обручей с винтовыми нарезками вставляются в обоймы чугунных башмаков и подтягиваются посредством гаек. Долговечность Д. т. зависит, гл. обр., от качества материала, степени насыщения и характера почвы. В благоприятных условиях Д. т.,как обнарулсено раскопками , оставаясь в земле более 125 лет, сохранялись неповрежденными. В тех случаях, гд( давление в трубах недостаточно, чтобы вода всегда проникала во всю тсящииу стенок труб, срок слулсбы Д.т. доллсен исчисляться приблизительно в 30 лот; в сухих рых.пых грунтах от 10 до 15 лет. Если клепки предварительно подвергать креозотированию, то Д. т. остаются в хорошем состоянии в, течение долгого времени далее и в рыхлых грунтах. Расход воды па постоянное пропитывание дерева и потерю через иаруленую поверхность трубы следует считать равным, в нормальных условиях, 50 л на каждые 25 лш диаметра трубы, на протяжении \ км, ъ 24 часа. Деревянные трубы из клепок диаметром от 300 до ЪОО мм рекомендуется применять для давлений до 7 atm, диаметром от 600 до 1 ООО мм-для давлений от 6,5 до 4 aim, а трубы диам. от 2 ООО до 3 ООО мм- только для давлении не свыше 2,5 atm. Фиг. 6.
|