Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений ные балки, уложенные в расстоянии около 2 м друг от друга и служащие основанием для подрельсовых поперечин. В мостах с ездой понизу наличие тяжелых поперечных и продольных балок обязательно. На фиг. 9 показана ферма Гау с ездой поверху. Ферма состоит из верхнего и нижнего поясов, из прямых и обратных перекрепщвающихся раскосов и из вертикальных железных тя-л<ей. Места нрисоединения раскосов к поясам назьшаются узлами; расстояние между узлами-п а н е л ь ю. Верхний пояс работает на сжатие, нижний же - на растя-леение; восходящие раскосы считая от концов фермы к ее середине, являются главными и подвержены сжатию, обратные раскосы у концов фермы служат для поддержания главных сжатых раскосов против выпучивания; в средине же при проходе поезда работает то одна система раскосов, то Фиг. 8. другая, в зависимости от положения нагрузки. Для удобства пересечения раскосы одного направленрш делают двойными, а другого-одиночными; присоединение раскосов- посредством подушек из дуба или чугуна, впритык. Стыки поясов перекрывают металлическими планками со шпонками, стянутыми болтами. Между фермами ставят в горизонтальных плоскостях верхние и нижние и в вертикальных плоскостях- поперечные связи, составленные из перекрещивающихся диагоналей и ле-лезных болтовых стяжек. По мере увеличения пролета фермы Гау принимают более сложный вид: число систем раскосов увеличивается. В фермах Таунакак пояса, так и раскосы составлены из досок (фиг. 10). Раскосы работают на растяжение и на сжатие; пояса-как обычно: верхний- па слсатие, нижний-па растяжение. Раскосы прикрепляются нагелями и болтами. Толщина досок 5-7 см, ширина 25-30 см. Нагели представляют собой дубовые цилин- дры, диам. 3-6 см. В досках высверливают дыры диам. несколько менее диам. нагеля. Фиг. 10. Между фермами располагают, как указано выше, поперечные и продольные связи. Нагрузка передается на фермы продольными и поперечными балками или поперечинами, уложенными на верхние пояса. Фермы Л е м б к е (фиг. 11) похожи по конструкции на фермы Тауна. Различие в том, что в фермах Лембке доски раскосов поставлены вплотную друг к другу. Получается ферма со сплошной стенкой. Стенка ферм, во избежание выпучивания раскосов, обжимается вертикальными, а при высоте ее более 2 jh- кроме того, и горизонтальными брусками. Недостаток ферм Тауна и в особенности Фиг. 11. Лембке-быстрое загнивание досок. В последнее время находят применение для Д.м. фермы, в которых соединение частей выполнено при помощи металлич. колец Тухшерера. Подобного рода фермы, в виде балки, усиленной шпренгельной системой из досок, для пролетов в 20 .м применялись, между прочим, германской концессией Мологолес . Число ферм в же л .-дор. мостах с ездой поверху-2 или 3, в зависимости от пролета; с ездой понизу-2. Расстояние между крайними фермами определяется из условия устойчивости пролетного строения на опрокидывание ветром и для достаточной боковой жесткости пролетного строения должно быть не менее V12 пролета. Коэффициент запаса на опрокидывание 1,40. В мостах под обыкновенную дорогу с ездой поверху число ферм и расстояние между ними зависят от ширины полотна, от перекрывающей способности поперечных балок и от экономич. соображений. Наиболее употребительные расстояния 2-2,5 м. В мостах с ездой понизу расстояние между фермами обусловлено габаритом, шириной проезда. Большое расстояние между осями ферм требует особо сильных поперечных балок. Применяются шпренгельные балки. Высота ферм назначается от 74,5 ДО Уэ длины пролета и должна быть согласована с углом наклона раскосов в 45 - 50°. . Вес пролетных строений с фермами Гау, спроектированных под декапод (паровоз с давлением на ось 16 т, общим весом 16X5-fЮт), дан в табл. 1, Табл. 1.-Вес пролетных строений
Вес пролетных строений с фермами Тауна под ту же нагрузку дает табл. 2. Езда- поверху. Для предохранения опор от действия ледохода устраивают ледорезы. Ледорез состоит из наклонно положенного на сваи бревна (ребра) и двух сходящихся к ребру под углом плоскостей. Плоскости образованы досками или брусьями, поддержанными системой стоек, подкосов и свай. Уклон ребра от 1:1 до 1:2. Этот тип ледореза называется шатровым. При слабом ледоходе и тонких быках ледорезы имеют более простую конструкцию: один ряд свай с наклонным ребром (плоские ледорезы), или кусты свай (палы). Расчет железнодорожных Д. м. долговременного типа, согласно Техническим усло-Ф е р м а м и г а у. ям проектирования и сооружения железнодорожных деревянных мостов , производится на наиболее тялеелый состав, который может обращаться на данной линии в период предположенной работы моста, но во всяком случае на нагрузку не ниже схемы 0-1925 г. в отношении схем паровоза и тендера и не ниже 7 т на п. ж в отношении вагонной нагрузки. Для расчета временных Д. м. на срок не свыше 3 лет принимается Табл. 2.-Вес пролетных строений с ферма.ми Тауна.
Вес пролетных строений с фермами Лемб-ке, рассчитанными на нормальный поезд 1907 года (20 т на ось паровоза), приводится в табл. 3. Табл. 3.-Вес пролетных строений с фермами Л е м б к е.
Опоры деревянных мостов с фермами делаются свайные, рамные, ряжевые или каменные. В последнем случае деревянное пролетное строение укладывается временно вместо металлического или железобетонного. Свайная опора состоит из нескольких рядов свай. Для придания устойчивости служат боковые подкосы и схватки. Ряж представляет собой ящик с вертикальными стенками и сквозным полом. Все стены ряжа образованы венцами из горизонтально уложенных бревен, скрепленных в углах врубками (см.); верхние и нижние постели этих бревен стесаны для достижения большей плотности швов. Стенки ящика соединяют горизонтальн. распорками, образующими как бы вертикальные сквозные перегородки. Для укрепления стен ряжа ставят стойки. Ряж заполняют камнем. самый тялселый состав, к-рый будет фактически обращаться по мосту. Давление ветра считается равным 250 кг/м в отсутствии поезда и 150 кг/м при наличии на мосту поезда. Д.м. под обыкновенную дорогу рассчитываются на нагрузку, специально установлен, для этих мостов. Допускаемые напряжения для деревянных мостов даны в табл. 4 (ст. 525). Допускаемые напряжения для железных частей в Д. м.; а) на растяжение в болтах, одиночных тяжах и накладках - 900 кг/см, б) на растяжение в тяжах при 2, 3 и 4 тяжах, работающих совместно,- 750 кг/см, в) на растяжение тяжей со стяжными му()тами- 600 кг/см, г) на срезывание заклепок и болтов 0,8x900 = =720 кг/см.Ир-и. расчете иа од-новремен. действие вертикальной нагрузки и ветра допускаемые напряжения повышаются на 15%. Для временных сооружений-повышаются на 20%. Сжатые части проверяются на устойчивость, при чем коэффициент уменьшения допускаемого напрялсения вычисляется по формуле: = 1-0,0069 [ для значений !->5и<100,ипо формуле: S- kd для значений > 100. В этих формулах: I- длина стержня, г-радиус инерции, В-модуль упругости дерева (J5 = 110 ООО кг/см для сосны и дуба), ка -допускаемое напряжение на простое сжатие, s=5 - коэффициент Табл. 4. - Допускаемые напряжения для Д.м.
При расчете сложи, ферм, с несколькими пересечениями раскосов, допускается разложение их на простые системы с делением нагрузки на число систем. Сваи как стойки должны быть проверены на продольн. изгиб. Наибольший допускаемый отказ ев см определяется по формуле: е = п 5FQH надежности. Свободная длина слсатых раскосов в фермах ray=iUt, где [Л 1о-момент инерции основного снсатого раскоса, -момент инерции обратного раскоса. Прогоны рассчитываются или как свободно лежащие балки или как неразрезные. При расчете составных балок на шпонках коэффициент понижения прочности принимается равным 0,70 для двух брусьев и 0,5 для трех. Давление на опоры определяют в предположении, что прогоны разрезаны на опорах. Табл. 5. - Примерная стоимость Д. м. под железную дорогу.*
Табл. 6.-П ри мерная стоимость пролетных строений с фермами Гау, Тауна и Лембке под железную дорогу.*
Q + 0.2q 2P(P + 5F) Q + q где п-ЧИСЛО ударов в залоге, которое составляет для ручного копра20,для машинного и парового- 10, F-площадь поперечного сечения сваи в см, Q-вес бабы в кг, Р-расчетная нагрузка на сваю в кг, Н - высота подъема бабы в см и q-вес сваи в кг (с подбабком, если таковой применяется). Срок службы деревянных мостов 8-15 лет. Для предохранения от загнивания применяют осмолку горячей древесной смолой, пропитку разными составами или окраску. Примерная стоимостьдеревян-нЫх мостов ука.зана в табл. 5 и 6. Стоимость мостов под обыкиовен. дорогу: небольших отверстий 9-20 р, на м полотна, больших отверстий (200-300 м)-25-50 р. иа м полотна (по цепам до 1914 года). Лит.: Патон Е. О., Восстановление мостов, ч. 3-Таблицы и расценки, Киев, 1924; Патон E.G., Деревянные мосты, Киев, 1921; Передерни Г. П., Курс мостов, ч. 1-Мосты малых пролетов, М.-Л., 1927; Передерни Г. П. и Г н е д о в с к и й В. И., Мосты, выи. 1-Деревянные мосты. Л.-М., 1925; Ж у-р а некий, О мостах раскосной системы Гау, СПБ, 1855-56; Нормы проектирования и сооружения жел.-дор. мостов, Труды НТК НКПС , М., 1926, вып. 29; Вопросы деревянного мостостроения . П., 1923, сб. 1; Колокольцов Н. И., Таблицы для расчета деревянных мостов, Москва, 1925; Ко 11 G., Brucken aus Holz, 3 Aufl., Lpz., 1921; L a s к u s A., H61zerne Brttk-ken, 2 Aufl., В., 1922; Mela n J., Der Bruckenbau, B. 1-H61zerne Brucken, Wien, 1922. Г. Евграфов. ДЕРЕВЯННЫЕ ПЛОТИНЫ, искусственные сооружения из дерева, преграждающие течение воды для различных технич. целей; получили особое распространение на севере, где лес дешев и имеется в изобилии. Значительное количество Д. п. находится на Тихвинской и Мариинской системах. Сельское плотиностроение центральных, северных, западных, а иногда и восточн. округов РСФСР также имеет огромное число примеров Д. п. Большое преимущество их заключается, помимо дешевизны, также и в быстроте их возведения. Указанные выше плотины (см.) относятся к категории р а з-борчатых, т. е. освобождающих весной сечение реки в месте устройства сооружения. В СССР наибольпгай подпор Д. п.- 3,80 м (Тихвинская система) и 3,20 Jit (Ма-риинская система). Надводнью части плотины, не соприкасающиеся с водой, сохраняются 15-20 лет; части сооружения, подверженные переменному действию воды и воздуха, служат 8-10 лет. Деревянные части, постоянно находящиеся в воде, вовсе не подвержены порче; однако, шпунтовые
|