Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

месте, при помощи весьма несложных приспособлений. Но все выгоды дешевизны в значительной мере парализуются недолговечностью судов. Так, деревянные суда, стоимостью в Va стоимости эквивалентных им стальных судов, служат примерно в три раза меньше этих последних. Судно барочного типа, стоимостью-в Vi5-V20 стоимости стального, служит 2-3 года вместо 45-50 лет, и т. д. Таким образом, применение деревянных судов, несмотря на их дешевизну, вообще говоря, не представляет больших выгод, а в настоящее время, благодаря истощению

Табл. 6. -Размеры и грузоподъемность наиболее употребительных типов речных деревян нлх судов.

Наименование тииа судна

Длина между нерпендик.

Ширина по миделю

Высота борта

Грузовая осадка

Грузоподъемность в т

в м е

г р а X

Баржи маломер-

ные (баржонки)

до 50,0

9,0-10,0

3,5-3,6

Баржи волжские

(самые большие)

до 120

12,0-13,0

4,0-4,2

2,2-2,3

2 500

Баржи системные

67,0

3,2-3,5

1,75

Берлины днеп-

ровские и буг-

ские......

45-50

9,0-10..0

3,0-3,4

1,50

550-700

Полулодки и фоп-

танки .....

45-50

8,0-8,5

350-480

Тихвинки ....

20-25

6,0-6,5

40-100

Коломенки . . .

35-45

8,0-8,5

2,5-2,9

1.2-1,4

200-300

Мариинки ....

40-45

2,3-2,5

1,2-1,4

300-350

Барки ......

36,0

280-320

Тесовки .....

36,0

280-300

Санные американ-

ские баржи . .

ДО 2 500

лесных ресурсов и вздорожанию больше-мерного судостроительного материала (и в особенности копаней), эти выгоды окончательно сводятся на-нет. Тем не менее, недостаток строительного капитала и настойчивая текущая потребность в оборудовании водного транспорта подвижным составом еще долго будут служить стимулом для Д. с.

Лит.: Регистр Ллойда британок, и иностр. судов, СПБ, 1903; Труды С.-Петерб. отделения Об-ва содействия русск. торговому мореходству. Правила и по-станов,ленип Северного Веритас, СПБ, 1897; Русский регистр. Правила постройки волжских дерев, нена-ровых судов, СПБ, 1914; Пост, комиссия русских об-в но страхов, речных транспортов. Правила постройки и классификации дерев, пепаровых судов, плавающих но Мариинскому водн. пути, СПБ, 1913; Труды Об-ва для классификащш морских, речных и озерных судов, Русский регистр, вып. 1, П., 1916; Альбом чертежей дерев.речных судов, СПБ, 1896; Б у ч а ц к и й Л. X., Тины речных судов и их рациональная конструкция с определением наивыгоднейших размеров стоимости тракции и провозной платы с пудо-версты, СПБ, 1895; Неуструев С. П., Словарь волжских судовых терминов, Н.-Новгород, 1914; Боголюбов Н., История корабля, т. 1, 2, М., 1879; Карапетов В., О сопротивлении движению судов внутр. плавания, СПБ, 1902; Б о н ш т е д т, Практическ. судостроение, пер. с нем., СПБ, 1912; М и д д е н д о р ф Ф., Рангоут и такелаж, пер. с нем., СПБ, 1905; Звонков В. В., Энсплоатация водных путей, М., 1927; Ц е х ан о в и ч В., Речное судостроение, ч. 1-Материал и конструкция речных дерев, судов, М., 1928; его же, О допускаемых напряжениях при расчете прочности дерев, судов, Водный транспорт , М., 1927, 7; Н е й-с о н А., Практич. руководство к постройке лодок, пер. с английского, М., 1904; Цеханович В., Буд1вельна механ1[>*а сталевого та деревляного корабля. Одеса, 1928; Johows Hiltsbuch fur d. Schiffbau, 5 Aufl., Berlin, 1928; Водный транспорт , Москва; Торговый флот , Л. В. Цеханович.

ДЕРЕВЯННЫЕ ГВОЗДИ, шпильки, применяемые в сапожном деле для прикрепления подошвы к заготовке, делаются из бере-

зы, бука, клена и других легко колющихся твердых пород. Для того, чтобы шпильки легче входили в колеу, на концах их делают косые срезы с одной, двух или же четырех сторон (см. фиг.). В СССР Д. г. изготовляются исключительно кустарн. способом. Де- [)[)[) рево, предназначенное для производства шпилек, предварительно распиливают поперек на диски, толщина которых соответствует длине шпильки. Диски раскалывают на пластинки по толщине шпильки, на которых ножом делают косые срезы, соответствующие заострению шпилек. После этого пластинки складывают по нескольку штук вместе и раскалывают их на шпильки. По другому способу па поверхности диска прострагивается ряд параллельных бороздок треугольного сечения. Если заострение шпилек должно быть сделано с четырех сторон, то прострагиваются еще бороздки в направлении, пернендикулярном к первым. Рубанок с двумя лезвиями - одним для грубой стролжи и другим для окончательной отделки бороздки-снабжен направляющим гребнем, скользящим при работе по уже простроганной бороздке. Обработанные таким образом диски раскалываются на пластинки, которые колются поперек на шпильки. А. Золотарев.

ДЕРЕВЯННЫЕ ЗУБЬЯ устанавливают на зубчатых колесах для достижения спокойного и бесшумного хода при больших окружных скоростях. Укрепление корня Д. з. в отлитых выемках чугунного обода производится при помощи деревянных клиньев или железных штифтов (см. фигуру). Для правильной и бесперебойной работы необходимы точн. пригонка и достаточная толщина обода колеса. Зацепление обычно эвольвентное, реже-циклоидальное. -При расчете шага t исходят из давления зуба Р или МО- I мента М одного вала и числа зубьев z сидящего на нем ксяеса. Толщина зуба, измеренная в делительном круге, равна для подвергаемого обработке

чугунного зуба 1,3, для Д, з,-1,8 .

Зубья по установке подвергают обтеске и фрезироваиию. Направление волокон должно итти от выступа зуба к основанию. Материалом для изготовления Д. з. служит белый бук, тщательно просушенный для прочного укрепления в ободе колеса. Д. з. смазывают при работе густой смазкой. На нек-рых з-дах зубья кипятят в масле, чтобы придать




им ббльшую устойчивость в работе. Расчет ведется как и для колеса с чугунными зубьями. См. Зубчатые колеса.

Лит.: Сидоров А. И., Детали машин. Таблицы чертежей к 1 и 2 ч., Москва-Ленинград, 1925; Luegers Lexikon d. gesaniten Teclmik, B. 4, p. 85, 94, Berlin-Leipzig. 1928.

ДЕРЕВЯННЫЕ КОНСТРУНЦИИ, сооружения, в которых основным строительным материалом является дерево. Следующие свойства дерева определяют применение его в строительстве: 1) малый объемный вес, например: вoздyшю-cyxaя сосна весит ок. 600 кг/м, воздущно-сухой дуб-ок. 800 кг/м;

2) относительно большая крепость на растяжение, изгиб и сжатие вдоль волокон;

3) простота добывания и механич. обработки;

4) малый коэфф. теплонроводности (Я s 0,1);

5) хорошая сопротивляемость химич. воздействию паровозного дыма и газообразных выделений химического, красильного, солеваренного и других производств; 6) неприхотливость в отношении текущего ухода (покраски); 7) отсутствие явлений усталости в дереве; 8) долговечность; 9) непродолжительность возведения деревянной постройки, независимо от времени года; 10) возможность разобрать и перенести сооружение на повое место. Все эти полояштельные качества, делающие дерево удобным и дешевым строительным материалом, проявляются, однако, В надземных сооружениях только при соблюдении следующего основного требования: дерево должЧю содержать не более 15-20% влажности. Сырое дерево не только тяжелее и слабее сухого, оно почти неизбежно подвергается действию микроорганизмов и быстро разрушается. Никакое расчетное увеличение запасов прочности, приводящее только к перерасходу материала, не может увеличить долговечности Д. к. в случае загнивания; поэтому далее в деталях, во врубках и гнездах, долл-сен предусматриваться отвод конденсационной или случайной воды. Все части Д .к. по возмож;ности должны быть доступны для осмотра и проветривания и ни вкаком случае пе доллч:ны соприкасаться с холодной кладкой. В сооружениях, подвер-л;енных действию атмосферных осадков (мосты, эстакады и другие) или мокрых производственных процессов (бани и другие) и, тем более, почвенных вод (погреба, плохо изолированные лшлые постройки и другие), дерево доллено применяться только в консервированном виде, иначе все соорулеение становится временным (54-10 лет), утрачивая тем самым в значительной степени свою экономичность. Только в подводных соору-лсеииях можно применять сырое дерево (шпунтовые ряды, ростверки, ряжи, сваи и др.), так как при непрерывном пребывании под водой дерево, даже без всякой пропитки, сохраняется тысячелетиями. Основными Д. к. являются легкие перекрытия малых и больших пролетов, защищенные от атмосферных осадков и почвенной сырости; в этом случае лучше всего используется легкий вес дерева, возмол-сность зимней сборки, отсутствие (неизбежной для металлическ. сооружений) периодической окраски. Предпочтение следует отдавать открытым, бесчердачным конструкциям, которые в пол-парном отношении даже лучше металлических.

Основные породы русского строительного леса - сосна и дуб (см. Древесина). По своим строительным качествам к сосне приближаются ель, пихта, лиственница и другие хвойные породы; к дубу-ясень и некоторые твердые лиственные породы. Помимо индивидуальных особенностей каждого вида твердые лиственные породы отличаются от хвойных, гл. обр., несколько большей крепостью поперек волокон (на смятие) и лучшей связью между встокнами (на скалывагае). Зато хвойные породы имеют более правильное строение древесины, больший рост, меньший коэффициент усушки, меньший вес и значительно больше раснространены, чем твердые лиственные.Поэтому основная часть Д. к. выполняется преимущественно из хвойных пород, а мелкие вспомогательные части (подушки, вкладыши, шпонки, нагели и другие)-из твердых лиственных пород (или из металла). Всякое дерево, даже самое твердое, вследствие, своего волокнистого строешя, в значительной степени п о-литропно. Растяжению поперек волокон хвойный лес сопротивляется в 50 раз хуже, чем вдоль волокон смятию-в 10 раз. Эта особенность дерева, вытекающая из анатомич. строения его, приводит к своеобразному конструированию деревянных узлов и сопряжений. В дереве всегда приходится считаться с неизбеж;ностыо игры -тл. обр. от усушки его в поперечном направлении, доходящей в некоторых случаях до 5-10%. В виду невозможности в Д. к. точно предусмотреть и нормировать все внутренние напряжения, возникающие при усушке и короблении дерева, сопряжения д. б. по возможности простыми как в смысле расчетного распределения усилий между их частями, так и в отношении их изготовлешш. Следует избегать многорядных врубок (двойной, тройной зуб и пр.), требующих ттцательной пригонки, и сложных врубок, невыполнимых без долбления. Предпочтительнее применять сопряжегшя, почти вовсе не требуюпще пригонки (при помощи нагелей, шпилек, штифтов, гвоздей), или сопряжения, допускающие точно механизированное производство работ (применяя кольцевую шпонку). Усушка вдоль волокон незначительна (около 0,1%) и потому при расчете Д. к. н учитывается; не учитывается также влияние температурньгх колебаний. Нормы допускаемых элементарных напряжений и нагрузок определяются двумя основными факторами: крепостью дерева, с учетом различных коэфф-тов наделсности, и расчетными деформациями. При назначении коэффициента надежности необходимо учитывать зависимость крепости дерева от неправильностей его строения-наличие сучков, косослоя, свилеватости уменьшает крепость дерева при его работе па изгиб (поперечный и продольный) и растялееиие вдоль волокон, в то время как при смятии эти дефекты ш имеют существенного значения; в случае появ.11ения в дереве трещин от усьгхания и работы его на растяжение поперек волокон и на скалывание мож;ет ироизойти полное разрушение дерева. С наибольшей осторожностью должны нормироваться допускаемые напряления на скалывание (и растяжения



поперек волокон, почти не имеющие практического значения). При смятии, наоборот, м. б. допущено некоторое перенапрялеение, если только не опасны для сооружения в целом увеличивающиеся соответственно де-форл1ации. Необходимо учитывать при этом, что в сложных врубках и многорядных сопряжениях избыточная леесткость соедине-гигя в отношении смятия увеличивает опасность разрушения от скалывания отдельных частей сопряжения порознь.

Абсолютная крепость той или иной породы дерева определяется лабораторным испытанием нормальных образцов, хотя временное сопротивление дерева в лабораторных условиях не всегда правильно характеризует действительную крепость его в сооружении. Особенно велико это несоответствие для скалывания: маленький нормальный образец, испытываемый в металлическом станочке с ограниченной линией среза, без отдирания и выклинивания, дает в

покрытий малого пролета. В больших покрытиях pacTHHyfbifi стык неизбежен. Идеальное решение возможно лишь при наличии надежного неразмокающего клея (фиг. 1). Чем крепче клей, тем круче может быть срезка склеиваемых элементов. Того же типа стык, разверстанный по всей длине растянутого элемента, осуществляется в слоеных дощатых поясах, сшитых гвоздями или нагелями того или иного вида (фиг. 2). В брусчатых или дощатых частях с просветами стык следует сосредоточивать в одном месте, вводя добавочные накладки или прокладки из дерева или железа; в обоих случаях связь осуществляется при помощи нагелей (фиг. 3, 4 и 5) или шпонок (фиг. 6, 7 и 8). В нагельных соединениях ослабление сечения тем меньше, чем меньше диам. нагелей или чем дробнее, следовательно, само сечение нагелей. В соединениях на шпонках решающее значение имеет скалывание: чем дробнее сечение, тем больше поверхностей

Фиг. 1

<

<

Фиг. 4.

Фиг. 2.

Фиг. 5.

I @ ш я-1-7

Фиг. 3.

Фиг. 7.

е1 i i а i I о i I

> in i 1

:\ J J;

Фиг. fi.

Фиг. 8.

2-3 раза большее временное сопротивление сдвигу вдоль волокон, чем модель врубки или нагельного, шпоночного и других сопряжений в натуральную величину из того же дерева. Большинство существующих норм недостаточно оценивают это расхождение и, руководствуясь исключительно лабораторными данными, дают преувеличенные цифры допускаемого напряжения на скалывание. Лабораторное испытание нормальных образцов дает необходимую сравнительную оценку крепости отдельных пород дерева, но абсолютные допускаемые напряжения, конечно, следует принимать, исходя из реальной крепости дерева, полученной при непосредственном испытании моделей соирялсений.

Вследствие политропности дерева и ограниченности сортимента лесных материалов наибольшие трудности заключаются в проектировании стыков, узлов и других сопряжений э.тементов Д. к. меледу собой. Сложнее всего конструируется растянутый стык. Выработкой хотя бы 5% общего количества лесных материалов увеличенной длины молено было бы сильно упростить конструкции

скалывания и, следовательно, тем короче стык. Т. о., растянутые части, как правило, следует делать не из брусьев, а из досок. В слеатых элементах дробность сечения нул:-на только для присоединения элементов решетки или пояса. Сжатый стык осуществляется простым упором ровно опиленных концов досок или брусьев. Для плотности стыка и предотвращения вмятия летних волокон в более мягкие весенние желательно применять прокладку из гибкой металлической пластинки (кровельное железо на сурике и др.). Боковое смещение устраняется обжимами, прокладками или закладыванием обрезка тонкой газовой трубки (фиг. 9) или дубового нагеля в высверленные в обоих концах гнезда. Всякое услолшение стыка, рубка шипов и т. п.-вредно, так как уменьшает площадь смятия и плотность присоединения. Во избелсание продольного изгиба стык следует располагать по возможности блилсе к узлу и поперечным связям. Стык изгибаемых элементов Д. к. осуществляется по возможности на косом зубе (фиг. 10, А, Б), т. к. прямой зуб может привести к разрыву поперек волокон. Во избежание



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159