Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159


Фиг. 3.

ПО закону кривой II на фиг. 2. Рассмотренный пример демпфера, где сила сопротивления изменяется пропорционально скорости, является простейшим. Возможна и другая, более сложная, зависимость между силой сопротивления и скоростью.

Д. весьма широко применяется в технике. Наибольшее распространение он получил в электрических измерительных приборах. При отсчетах по приборам весьма важно, чтобы стрелка быстро устанавливалась в поло-нсение, соответствующее измеряемому значению. Д.тя успокоения колебаний приборов применяются гл. обр. воздушные и электромагнитные Д. Одна из конструкций воздушного Д. представлена на фиг. 3. С подвижной системой прибора, вращающейся в опорах, жестко связан поршень К, к-рый молсет перемещаться в изогнутом по кругу цилиндре С. Между стенками цилиндра и поршнем if имеется зазор, благодаря к-рому поршень при своем движении не задевает стенок цилиндра. При вращении подвижной системы воздух, находящийся в цилиндре, вытесняется поршнем и, возникающие при этом силы сопротивления вызывают затухание колебаний. При соответствующем выборе Д. можно получить апериодическое отклонение.

Другим весьма расиространенным видом является электромагнитный Д., действие которого основано на явлении электромагнитной индукции. Устройство такого Д. показано на фиг. 5, ст. 450, т. IV ТЭ. На оси прибора вместе с подвижной системой укреплен легкий металлическ. (обычно алюминиевый) диск, расположенный между полюсами постоянного магнита. При вращении диска в нем возникают вихревые токи, которые, взаимодействуя с магнитным полем, создают тормозящий вращающий момент; последний почти пропорционален скорости вращения диска.

Скорости, регуляторы первичныхЗ;ви-гателей также иногда снабжаются демпфером (обычно масляным) для устранения колебаний регулятора при изменении режима работы машины. Эскиз такого регулятора представлен на фиг. 4. К-масляный демпфер, представляющий собою наполненный маслом цилиндр, в котором перемещается поршень Р. Пространства, находящиеся по обеим сторонам поршня, сообщаются каналом S. При перемещении поршня масло перегоняется через канал из одной части цилиндра в другую. При этом возникает сила сопротивления, зависящая от скорости поршня, вязкости масла и от размеров канала. Сечение канала молшо ре-


Фиг. 4.

гулировать при помощи клапана V и тем самым изменять силу сопротивления.

Широкое применение получил Д. в синхронных машинах для ограничения колебаний при параллельной работе нескольких машин. См. Генератор переменного тош.

Лит.: Gr е i g е г J., Mechan. Schwingungen u. ihre Mes.sung, в., 1927; К e i n a t h G., Die Technik elekt-rischer Messgerate, Mch.-В., B. 1, 1928; Hort W., Technische Schwingiingslehre, В., 1922. И. Брук.

ДЕМУЛЬТИПЛИКАТОРЫ, механизмы дополнительных передач, устанавливаемые на автомобилях с целью увеличения или уменьшения передаточн. отношений меледу двигателем и ведущими колесами. Так как сила тяги автомобиля, отнесенная к окрулшости ехо ведущих колес:

Р = 716,2 .гг,

где N-мощность мотора автомобиля в IP при п об/мин., Г]-кпд всей передачи между маховиком мотора и ведущими колесами, R-радиус последних в м, т-полное передаточное отношение в трансмиссии автомобиля, а скорость его движения v = 0,382 Р

(в км/ч), то, при наличии в трансмиссии автомобиля Д., т-т-т-т, где т-передача в заднем мосту, т-в основной коробке передач и т-в демультипликаторе, получаем, следовательно, возможность повышения тягового усилия за счет понижения скорости движения:

Р=716,2в и V = 0,382 Р---

Обычно применяемые Д. имеют две передачи: mj = 1 и mjj > 1, причем первая допускает пользование всеми передачами основной коробки без изменения, а вторая- соответственно повышенными, в результате чего получается широкая возможность изменения Р и V в зависимости от условий работы автомобиля и сопротивлений движению его. Как пример на фиг. 1 приводятся тяговые усилия Р и скорости движения v, развиваемые грузовым трехосным автомобилем (модель A3, Торникрофт, Англия),

I -на 1-й передаче со включенным д. ( rzirhi) II- 2-й

1- 1-й

III - 3-й )

2- 2-й

IV - 4-й

3- 3-й

4- 4-й

СО д. (штгнгнги)

с выключенным Д. ( rzi di) со включенным Д. (mWzindii) с выключенным Д. (mj-mumj со включенным Д. ( 2iv *dii) с выключенным Д. (mm2jjjm£jj) Д. (mrzivdi)

имеющим четырехскоростную коробку передач и Д., со следующими передаточными отношениями: mj = 5,28; = 2,62; mjjj = = 1,58; mjl; wj=l; mj=2,3, откуда m.j-mjj 12,14; тп-сга = 6,03 и т. д. При включении повышенной передачи Д. современных конструкций кпд V? падает не более, как на 4 - 5%. Применение Д. с несколькими передачами значительно повышает общую экономичность автомобиля, т.к. а) увеличение числа передач (до восьми при Д. с двумя передачами и нормальной четырехско-ростной основной коробке передач,как в рассмотренном выше примере) позволяет сохранять наиболее экономичный режим мотора при разнообразных условиях дороги и на-



грузки, б) повышение передаточных отношений помощью Д. обеспечивает высокие тяговые усилия, не снижая максимальных возможных скоростей на прямой передаче. В силу этого Д. находят широкое применение в автомобилях, от которых требуется возможность получения как высоких тяговых усилий при двшкении с полным грузом (напр., в тяжелых грузовиках, тягачах) или по бездоро-жыо и дорогам с большим коэффициентом сопротивления движению (напр., в трехосных, гусеничных и других автомобилях повышенной проходимости), так и пробега с наибольш. экономичностью и ско-

sStjl

го 30

Скорость еижения V НСрВЫХ ИЗ уКаЗаН-

Фиг. 1. Сила тяги и скоро- ПЫХ выше машии)

сти движения, развиваемые или ПО ХОРОШИМ ДО-трехосн. 3-тонн. грузовым гям <ппя тчтппых автомобилем Торникрофт с Рргам ДЛЯ ВТОрых;.

дехмультииликатором. По конструкции Существующие Д. разделяются на: а) системы с передвижными (скользящими) шестернями и б) планетарные; Д. располагаются: а) в основной коробке передач или непосредственно возле нее, б) в заднем мосту и в) между коробкой передач и задним мостом (в отдельном картере), соединяясь с ними карданными валами. Пример конструкции Д. со скользящими шестернями приведен на фиг. 2 (трехосного двухтонного автомобиля Моррис, Англия). Д. построен по тому же принципу, что и нормальная коробка передач со скользящими шестернями, одноходовая, двухскоростная, с прямой передачей {т = 1 при движегши каретки а вправо до сцепления ее кулачков с кулачками шестерни б) и повышенной (тп >1 при движении каретки а влево до сцепления ее шестерни с шестерней в, при чем передача осуществляется через две пары шестерен а, в


Фиг. 2.

и г, б). Переключение шестерен основной коробки передач осуществляется при помо-цщ рычага д, дополнительной-при помощи рычага е. Дополнительная передача может быть также осуществлена введением в основную коробку передач второй пары шестерен постоянного зацепления.

На фиг. 3 изображен планетарный Д. По принципу действия прибор аналогичен

планетарной коробке скоростей ФордаХсм. Автомобиль). Коронная шестерня 1 дифференциала крепится к коробке 2; к последней болтами привертываются шестерня 3 с внутренними зубьями и крышка коробки 4. Внутри коробки 2 помещается корпус дифференциала о с обычной крестовиной 6 и конич. сателлитами. С корпусом 5 жестко соединены три цапфы, на которых свободно посаладны шестерни 7, находящиеся в зацеплении как с шестерней 3, так и с шестерней 8. Внутри втулки шестерни 8 имеются канавки. При помощи механизма пе реключения 15, шестерня 8 м. б. соединена с фланцем 11 дифференциала; в этом случае нарезанные на конце детали 9 зубья 10 входят в соответствующие канавки фланца и шестерни 8. При этом угловая скорость вращения шестерни 8 будет равна


Фиг. 3.

угловой скорости вращения шестерни 3,- и шестерни 7, не имея вращения вокруг своих осей, будут вращаться как одно целое с коробкой сателлитов 5 и коронной шестерней 1, так что передаточное число в заднем мосту автомобиля остается без изменения. При дальнейшем продвижении детали 9, зубья 10 выйдут из канавок фланца 11, войдя по всей своей длине в канавки втулки шестерни <S; в то же время имеющиеся на другом конце детали 9 зубья 12 войдут в прорези диска 13 и соединят этот последний с шестерней 8. Т. к. диск 13 прикреплен к кожуху заднего моста, то шестерня 8 остается неподвижной, и, при вращении коронной шестерни 1, шестерня 3, вращая шестерни 7 вокруг их осей, заставляет эти шестерни перекатываться по неподвижн. шестерне 8; в виду этого угловая скорость вращения коробки сателлитов, связанной с цапфами шестерен 7, будет меньше угловой скорости вращения коронной шестерни 1; следовательно, скорость движения автомобиля уменьшится, а окружное усилие на ведущих колесах увеличится.

Лит.: Heerestechnik , Berlin, 1928; Der Motor-wagen , в., 1927, 1928; Engineering ,L., 1927; World Motor Transport Congress, L., 1927. H. Брусянцев.

ДЕНАТУРАЦИЯ. 1) Д. СП И рта-приведение спирта в состояние, в котором он непригоден к употреблению в качестве напитка. Денатурация осуществляется прибавлением к спирту веществ (денатурантов), различных в зависимости от назначения денатурированного спирта; единого способа Д. не существует. Общей-называется Д. для целей освещения и нагревания, специальной или частной-для иных технических целей. Денатуранты доллсны удовлетворять следующим условиям: не вредить назначению спирта (т. е. не вступать в химич. реакцию со спиртом, не вводить минеральных, смолистых, кислых или сильно щелочных веществ, не понижать сильно t° вспышки



спирта; при горении не выделять вредных газов, не осмоляться со временем), быть дешевыми и доступными, трудно отделяться от спирта (затруднительность ренатурации) и не быть сильно ядовитыми. Кроме денату-рантов, вводятся индикаторы и краски. Общепринятый индикатор-метиловый алкоголь, чрезвьгчайно трудно отделяемый от этилового спирта и легко обнаруживаемьй рядом чувствительных реакций в ничтож;ных количествах в ренатурированном спирте. В качестве краски при Д.-б. ч. применяется кристалл-виолет. Главнейшие денатуран-ты: кетоновые масла (брожения, окисления сивушных масел, отбросы ацетонового производства), пиридиновые основания, древесный спирт (если он содержит: высшие кетоны, непредельные соединения, пригорелые вещества; содержащийся в нем ацетон- плохой денатурант и индикатор), животное масло, керосин, скипидар и разные другие углеводороды (особенно для частной Д.). При общей Д. прибавляется смесь 2-4 де-натурантов (в том числе обязательно древесный спирт с целью ввести СНдОН) в количестве до 2-3% по объему. Ре натур ация в лабораторных условиях всегда возможна (за исключением удаления следов метилового спирта), в общежитии же (путем фильтрации через хлеб, печеный лук и проч.) рена-турация весьма несовершенна.

2) Д. (денатурирование или денатурализация) б е л к о в-их необратимое свертывание, т.е. выпадение из раствора при нагревании выше известной t° (б. ч. 55-60°) или под влиянием других причин. См. Белковые вещества, Коллоиды,

Лит.: Д о р о ш е в с к и й А. Г., Применение спирта для технических целей и денатурация, Петроград, 1915. А. Раковский.

ДЕНДРИТНОЕ СТРОЕНИЕ (стали и других сп-лавов), строение, при котором наблюдается расположение кристаллов металла в виде елочных веточек (дендритов). Дендриты рассматриваются то как недоразвившиеся крупные кристаллы, то как друзы мелких кристалликов. Эти кристаллы ясно видимы не-воорулсениым глазом в усадочных раковинах медленно остывших слитков чистых металлов, или на их наружных поверхностях, а в сплавах-и на их полированных и протравленных поверхностях сечения. Это различие объясняется тем, что дендриты в чистых металлах совершенно однородны и поэтому не обнаруживаются травлением; в сплавах же, вследствие особого характера застывания их, сопровождающегося сегрегацией, дендриты неоднородны, при чем оси дендритов состоят из более тугоплавких составных частей, а междуосные пространства-из более легкоплавких. В стали эта неоднородность вызывается присутствующими в ней примесями, главн. обр. углеродом и фосфором, к-рые вследствие сегрегации накопляются в междуосных пространствах. Д. с. отчетливо наблюдается во всякой литой стали (см. вкладн. лист), при чем величина дендритов, их распололсение и резкость их очертаний зависят от условий отливки и охлаждения стали и от содержания в ней примесей. Д. с. мало изменяется термич. обработкой-закалкой и отжигом, вследствие край-

ней медленности происходящих при высоких t° диффузии примесей и выравнивания химического состава дендритов. Механическая же обработка-ковка, прокатка и штамповка-силы-ю деформирует металл, при чем строение его переходит в неясно-дендретное или спутанно-волокнистое. К такому строению и стремятся при изготовлении ответственных стальных изделий, т. к. оно отвечает более высоким механич. качествам, чем ясно выраженное Д. с. м, Оннов.

ДЕНДРИТЫ, сростки кристаллов, принимающие древовидные, ветвистые, мохоподоб-ные формы. Д. образуются б. ч. на плоскостях напластования и отдельностей различ. горных пород путем отлонгения растворенных в подземных водах веществ, главн. обр. окиси л:елеза и двуокиси марганца.Самородные медь и серебро часто встречаются в виде подобных образований. Снежные узоры на оконных стеклах зимой дают ясное представление о строении Д.

Лит.: Мушкетов И, В., Физич. геология, т. 2, М.-Л., 1926; О г Э., Геология, т. 1, М., 1924.

ДЕНДРОЛОГИЯ, наука, составляющая часть ботаники и обособившаяся в самостоятельную отрасль знания, занимающуюся изучением систематики, морфологии, биологии и географического распространения древесных и кустарниковых пород, с характеристикой их экологич., фитосоциологич. и технич. свойств. Эта дисциплина является основой для всех технических специальностей, к-рыв имеют в качестве объекта своего воздействия дерево или получаемые из него продукты, как, напр., лесоводство, садоводство, механич. и химич. технология дерева и т. п.

Лит.: Р е г е л ь Э Русская дендрология, вып. 4, СПБ, 1870-74; Медведев Я., Деревья и кустарники Кавказа, 3 изд., Тифлис, 1919; Арнольд Ф. К., Русский лес, 2 изд., т. 2, ч. 1, СПБ, 1898; Пеньковский В., Деревья и кустарники как разводимые, так и дикорастущие в Европ. России, на Кавказе и в Сибири, ч. 1-5, Херсон, 1901; В о л ь ф

3. Л., Декоративные кустарники и деревья для садов и парков, их выбор и культура в разных полосах России, П., 1915; В о л ь ф Э. Л., Хвойные деревья и кустарники европ. и азиат, частей СССР, Л., 1925; Б ю с г е н М., Строение и жизнь наших лесных деревьев, СПБ, 1903; Сукачев В. П., Лесные породы, систематика, география и фитосоциология их,

4. 1-Хвойные, вып. 1, М., 1928; Яшнов Л. И., Курс биологии лесных деревьев с кратким описанием. Лесная дендрология, Казань, 1928; Кеппен Ф., Географическое распространение хвойных деревьев в Европ. России и иа Кавказе, СПБ, 1883; В а р м и н г е., Ойкологич. география растений, М., 1901; Г р е б-н е р П., География растений, М., 1914; Б у ш Н. А., Ботанико-географич. очерк России, сборн. Естеств. производит, силы СССР , т. 5, отд. 1,вьш. 1, 1а, П., 1923; Комаров В. Л., Краткий очерк растительности Сибири, Л., 1924; Сукачев В. П., Растит, сообщества. Введение в фитосоциологию, 4 изд.. Л., 1928; его ж е, Краткое руководство к исследованию типов лесов, М., 1927; Sargent С. S.. The Silva of North America. A Description of the Trees which Grow Naturaly in North America, Exclusive of Mexico, V. 1-14, Boston-New York, 1891-1902; M at h i e u A., Flore forestiere de France, P., 1860; L о n-don J., Arboretum et fruticetum britannicum, L., 1844; H a r t 1 g Th., VoUstandige Naturgeschichte d. forstlichen Kulturpflanzen Deutschlands, В., 1840- 1851; W i 1 1 к о m M., Forstliche blora v. Beutschland u. Osterreich, Lpz., 1875; D i p p e 1, Handbuch d. Laubholzkunde, В., 1889; В e 1 s s n с r L., Handbuch der Nadelholzkunde, 2 Aufl., В., 1909; Koch K., Dendrologie, Biiume, Straucher u. Halbstraucher, wel-che in Mittel- u. Nord-Europa im Freien kultiviert wer-den, Erlangen, 1869-1873; К i r с h n e r O., L о e w E., Schr6terC., Lebensgeschichte d. Blutenpflan-zen Mitteleuropas, Stg., 1908. H. Кобранов.

ДЕНДРОМЕТР, прибор для определения диаметра ствола дерева на корню на раз-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 [ 65 ] 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159