Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений где к-коэфф. формулы Шези. Если известна зависимость R и F от ж, то уравнение неравномерного движения можно интегрировать, т. к. при известном F условие постоянства расхода дает зависимостью от ж и v. После интегрирования получаем зависимость z от X, т. е. кривую свободной поверхности. Интегральное ур-ие вида 2 - % = зу- + J Ш может быть решено последовательными приближениями, если на конечном участке 1-2 известны продольный профиль русла и ряд живых сечений. Целый ряд упрощающих допущений, в частности о призматич. форме русла канала при большой его ширине Фиг. 1. Фиг. 2. ПО сравнению с глубиной, позволил исключить из уравнения площадь живого сечения и заменить величину В глубиной русла I. Удельная энергия е потока при атмосферном давлении (открытом русле) и глубине i равна: в = + f. Ту глубину потока f;, которая соответствует минимуму удельной энергии, называют критической. Из уравнений dvr и г;=находим: = Глубину к-рая установилась бы в потоке, если бы при данном ук-лоне дна г дви-лгение перешло в равномерное со скоростью V, называют нормальной. Из ур-ия Шези V = /Со iZ-Bfli и Q =BtoV находим: ta = y-г Ур-ие неравномерного Д. в. в функции глубин имеет вид: dt .I-tS По критической глубине все потоки делят на две категории: при t > они обладают Фиг. 3. Фиг. 4. спокойным течением, при t<tj-бурным. В зависимости от отношений между t, t)л. tk различают следующие виды неравномерного Д. в. 1) 0 = h\ = Свободная поверхность горизонтальна, и глубина t возрастает вниз по течению (фиг. 1 и 2). 2) t> to> t ; > 0. Свободн. поверхность вниз по течению приближается к горизонт, прямой ( приближается к ф а вверх по течению - к прямой равномерного двилге-ния приблшкается к нулю (фиг. 3). 3) to> t>tk\ < 0. Кривая спада (фиг. 4). 4) *о>А;>*; >0- Прыжок воды. Глубина постепенно возрастает вниз по течению, приближаясь к величине t. В момент Фиг. 5. Фиг. 6. достижения этой величины свободная поверхность поднимается вверх и переходит внезапно к релшму Г> tj, (фиг. 5). 5) t < to < tk, > 0. Свободная поверхность приближается к прямой равномерного движения воды (фиг. 6). 6) tQ<t <ti.;~<0. Кривая спада приближается к прямой равномерного двилсения воды (фиг. 7). 7) tg < t/i < t;~> 0. Кривая подпора, начинающаяся с прыжка воды и приближающаяся к горизонтальной линии (фиг. 8). ]Г~- Фиг. Фиг. 8. Построение и расчеты отдельных кривых свободной поверхности при неравномерном движения воды см. Подпор. Движение воды в трубах. Потеря напора Н на длине L трубы, или гидравлич. уклон г = данной трубы, рассчитывается по ф-лам вида г = S g, где В-диаметр трубы (в м), или г = я , при чем последняя формула может быть при приближенных вычислениях заменена такой: г j Из большого числа эмпирических формул (свыше 150) Д. в. в трубах приведем наиболее употребительные. 1) Ф-л а Вейсбаха (W е i s b а с h): 2; = 0,01439+ .- 2) Ф-л а Д а р с и (D а г с у): 0,02 + -- 3) Ф-л а 3 о н и е (Sonne): 4) Ф-л а Лампе (L а m р е): где в среднем а=0,0007555. Для большинства формул во всех справочниках приведены таблицы или графики, позволяющие по двум из величии Q, v, В и ъ определять остальные. Кроме общей потери напора, в трубах от трения существуют еще потери от местных сопротивлений (см. Гидравлика), выралсае-мые ф-лой: h = j-- Значения для различных случаев местных сопротивлений (при входе, в коленах и отводах, при уширении и сужении, в запорных приборах) приводятся в справочниках (Htitte и др.). Лит.: Павловский Н. Н., Гидравлический справочник, Л., 1924; Б а х м е т е в Б. А., О неравномерном движении жидкости в открытом русле, Л., 1928; Э с с е н А., Формулы скоростей. Отчет гидравлической части на Кавказе за 1910--12 гг., Тифлис, 1913; W е i г а U с h R., Hydraulisches Rechnen, Stg., 1926; S i e d e к R., Studie uber eine neue Fornael zur Ermittelung d. Geschwindigkeit d. Wassers in Flussen u. Stromen, Wien, 1901; Christen Т., Das Gesetz d. Translation d. Wassers in regelmassigen Kanalen, Fliissen u. Rohren, Lpz., 1903. A. Эссен. Движение грунтовых вод. Грунтовой воде, при движении в водопроницаемых слоях грунта, приходится преодолевать большое сопротивление вследствие трения частиц воды между собой и о стенки пор грунта. Эти сопротивления в зависимости от свойств грунта могут достигнуть больших величин и заставляют воду двигаться весьма медленно. Скорость воды обыкновенно менее 1 м и редко более 5 ж в сутки. Влияние свойств грунта сказывается и на характере движения водяных струек, которое подчиняется законам вязкости и фильтрации. Вязкость. При медленном цвшжеяш! и малом поперечном сечении, движение воды по взаимно скользящим слоям не сопро-вол-сдается каким-либо внезапным изменением скорости меледу двумя соседними точками. При этом движении разность dv скоростей в двух соседних слоях, находящихся на расстоянии dn друг от друга, вызывает трение которое стремится движение одних частиц воды ускорить, а других-замедлить. Вязкость характеризуется внутренним коэффициентом трения Г} = Const, измеряемым силой, помноженной на время и деленной на площадь. По Пуазейлю (Poiseuille), при температуре воды Т° 0.00001814 П = . . . 1 , г, 3 ск см = 1 + 0,0337 Т + 0.00022 Т 0,0001814 кг ск 1 + 0,0337 Т + 0,00022 Г Фильтрация. Дарси (Darcy) в своих опытах с песчаными фильтрами нашел следующую зависимость: = /с . f F . В этой ф-ле Q-хсоличество воды в м, протекающее через фильтрующий слой в 1 секунду, h-разность между уровнями воды перед фильтром и после фильтра в м, I-кратчайший путь, который вода должна пройти сквозь фильтр, или толщина фильтрующего слоя в см, F-площадь поперечного сечения фильтрующего слоя в м, к-коэффициент пропускной способности грунта в см-ск-, равный для чистого песка (.36-1-50) d где d- средний диаметр зерен песка. Формулу (2) мол-спо преобразовать следующим образом: = =.v (3) I k-F к где р-пропускная способность грунта, т. е. количество воды, протекающее в единицу времени, при скорости равной единице, через фильтрующий слой, площадь которого равна единице, а v - средняя действительная скорость протекающей через фильтрующий слой воды. Ф-лы (2) и (3) говорят, что потеря напора h пропорциональна скорости или количеству воды, протекающему сквозь фильтрующий слой. Этот закон имеет, однако, место лишь для мелкого песка и для скоростей, обычных при медленной фильтрации. Поэтому закон Дарси не может быть применен для всех случаев движени.я грунтовых вод, т. к. в крупнопесчаных и граве-листых грунтах и при ббльших скоростях движения воды, чем в условиях медленной фильтрации, потери напора пропорцпональ-иы уже не первой степени скорости или количеству воды, а высшим степеням скорости. Закон сопротивления двшкению грунтовых вод. Смрекер (Smreker), исследуя движение грунтовых вод, указал на то, что коэффициент к пропускной способности грунта есть ф-ия скорости v. Если грунтовая вода двилсется в водоносных пластах с постоянной скоростью v, то высота напора h, необходимая для преодоления сопротивлений движению на длине пути I, пропорциональна скоростной высоте g - , пройденному пути I и некоторому коэфф-ту зависящему от свойств грунта водоносного пласта и от скорости v. Сказанное молено выразить ф-лой: Коэфф. $ м. б. выражен в общей форме так: П<со n>l где а и jS-постоянные величины, зависящие от свойств грунта водоносного пласта. Пренебрегая малой по сравнению с 4 величиной а и ограничиваясь первым членом бесконечного ряда, мы монсем формулу (4) заменить формулой: bi--. (в) Из формулы (6) определяем скорость движения грунтовых вод: в общей форме закон сопротивления движению грунтовых вод выразится, по Смре-керу, следуюп1ими уравнениями: Ъ V = к V (10) в этих уравнениях = > = 2д т=2 - и варьирует в пределах от 1 до 2. Если в особых случаях желательно получить более точные значения величин, чем при принятом m = з/э, то экспонент (показатель степени) т может быть определен опытным путем. Определение экспонента т. Если принять за ось.ординат Y-ось бурового колодца, а за ось абсцисс X-линию, лежащую в плоскости соприкасания водонепроницаемого слоя с водяным пластом, и определить точки Ai{Xi,y, .(жг,?/), А{х,у депрессионной линии, получаемой при определенной откачке воды из колодца, то на основании (10) по.тучим ур-ия: а) для точек А и А.{. Уз - Уг Х.2 +Хз Уг + Уз б) ДЛЯ точек J.2 и Aji ЗСа - Xi р * I ЛС, + ЗСг (12) Рещая эти два последние ур-ия по экспоненту т, получим: r/Y, = Хз-Хг Xj-X ... о\ Ig [{X, + X,) (у, + у,)] - Ig [(X, + Хз) (у. + Уз)] Количество грунтовой воды, протекающей по водоносному пласту. Если обозначить через Q количество грунтовой воды, протекающей по водоносному пласту с поперечным сечением Р, а через р - пропускную способность грунта, то Qp-F-v, (14) где V - средняя действительная скорость грунтовой воды. Подставляя в ф-лу (14) величину V из ф-лы (8), получим: (15) Лит.: В е g е г К., Vefsuche z. Bestimmung d. Was-serdurchlassigkeit v. Sand, Bauingenieur , В., 1922, В. 3, p. 680; Forchheimer Ph., Praktische Hi-draulik, Lpz., 1914; Forchheimer Ph.,ZurTheo-rie d. Grundwasserstromungen, Sitzungsberichte d. K. Akad. d. Wiss. , Wien, 1919, B. 128, p. 1223; Handbuch d. Ingenieurwiss., T. 3-Der Wasserbau, B. 1-Ge-wasserkunde, 5 Aufl., Leipzig, 1923; KeilhackK., Lehrbuch d. Grundwasser- u. Quellenkunde, 2 Aufl., В., 1917;Lummert R., Neue Methoden d. Bestimmung der Durchlassigkeit wasserfiihrender Bodenschichten, Brschw., 1917; Smreker O., Bestimmung d. Durch-flussmenge v. Grundwasserstriimen, Journal f. Gas-beleuchtung und Wasserversorgung , Miinchen-Berlin, 1918, p. 281. C. Брилинг. ДВИЖЕНИЕ ПОЕЗДА (дифференциальное уравнение). Поезд, состоя из локомотива и вагонов, в общем представляет систему твердых тел, соединенных частью жесткими, частью упругими связями. Одни тела, как кузова, имеют лищь поступательное движение; другие тела, как скаты, имеют и поступательное и вращательное движение. При своем движении вся эта система ограничена упругим рельсовым путем, к-рый м. б. расположен на разных уровнях по длине поезда. Теоретически составление ур-ия движения системы тел по той или иной траектории под влиянием определенных сил возможно, но в общем виде такое ур-ие представилось бы необычайно сложным; поэтому необходимо сделать некоторые допущения, возможные в пределах точности подсчета, а именно, принимается: а) что весь поезд сосредоточен в виде математической точки в ц. т. поезда, б) что все силы приложены в этом ц. т. ив) что рельсовый путь представляет собою жесткую математическую линию. Опыт показал, что для практики эти допущения вполне приемлемы. При движении поезда к системе тел, в него входящих, приложены следующие силы: 1) -касательное усилие локомотива, приводящее поезд в движение; 2) Wj-сила общего сопротивления всей системы; 3) реакции между скатами и рельсами и 4) реакции между отдельными единицами системы. При двгокении поезда можно применить теорему живой силы: йТ = d где Т - работа, скорость, т-масса. Работу совер-щают только силы F, и Wj, т.к. реакции между скатами и рельсами приложены в мгновенном центре системы и, следовательно, их перемещения равны нулю, а реакции между отдельными единицами взаимно уравновешиваются. Обозначим элементарное перемещение через dS; тогда элементарная работа сил, приложенных к поезду, выразится ф-лой (Fj. - W] dS. Приращение живой силы определится следующим образом. Пусть т- масса единицы системы, имеющей лишь поступательное движение, т,.-масса полу ската, имеющего и поступательное и вращательное движение, v-скорость движения, ш - угловая скорость ската, I - полярный момент инерции полу ската, R-радиус ската. Живая сила поезда выразится суммой: 2 2 2 ~ Т. к. Ът, -f = М (где М- -масса всего по- езда), а со = - , то живая сила поезда равна [М -Ь 2 ii) (1 -f у) М , где г- поправка на инерцию вращения колесных скатов, т. е. Приращение живой силы, т. о., примет вид (1 -f y)Mv dv, и получается ур-ие: {Fk - Wd dS = (1 -f y)Mv dv. Так как dS = v dt, то после преобразования получаем: dv Fj-Wk dt {i + y)M Если P-вес локомотива (в частности паровоза с тендером) в т, Q-вес состава поезда в т, а F]. и Wjt выражены в кг, то Р+1 dv dt Fjc-Wk (1 + 7) 1000 1000 P+Q где I равно (-77000 ускорение силы тяжести. Ур-ие этого вида и носит общепринятое название дифференциального уравнения движения поезда. Необходимо оговориться, что касательная сила тяги паровоза непостоянна за один оборот колеса, так как индикаторное давление пара в разных пололсениях поршня неодинаково; поэтому Fj до-лжно Представлять собою среднее касательное усилие за один оборот колеса локомотива. Такая же оговорка справедлива и по отношению к Wj.
|