Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений D=530 мм, Н=530 мм, вес с водой и маслом 74 ООО кг, или 24,4 кг на 1 IP. Картер и рубашки сделаны из стали. Верхняя часть поршня стальная, нижняя- чугунная, Охлалс-дение поршня масляное, Нефтяньгх клапанов 2 на цилиндр, связанных общей поперечиной. Подъем их игл регулируется, как и давление форсуночного воздуха. После войны двигатели этого типа с уменьшенной мощностью были установлены на коммерческих судах и ряде береговых электростанций. Прототипом этой машины был шестицилиндровый двигатель; =1 200 ЬР ири 450 об/м., =6,00 aim, D =420 мм, Я=420 мм, вес 21,4 кг пятся к той же плите. Двигатель Трейбе-ра (фиг. 24; N.=3 ООО IP, D=406 мм, И = =406 лш, вес 9,5 КЗ на 1 эффективную силу) Фиг. 23. на 1 ЬР. Двигатель Виккерса (фиг. 23) являлся стандартным двигателем англ. подводных лодок, строился с 6, 8 и 10 цилиндрами, с эфф. мощностью соответственно 600, 800 и 1000IP, Б=368.%ж,Н=381 380 об/мин., р = 5,9 afm; вес 8-цилиндрового двигателя с водой и маслом = 25,5 т. Двигатель-ревер- сивный, бескомнрессорный. Нефть от насосов, расположенных на переднем конце вала, под давлением 205-210 atm подается в общую магистраль. Подача в цилиндр регулируется иглой нефтяного клапана, давление в магистрали - перепускным клапаном, подача насосов-периодом от-хрытия всасывающих клапа-пов. Пусковые клапаны на цилиндрах автоматические, воздух к ним подводится от распределительной коробки. Цилиндры верхними фланцами ле-лсат на верхней плите станины, к которой сшхзу крепится фланец рубашки из листовой сварной стали. Крышки кре- Фиг. 24. бескомпрессорный, реверсивный интересен использованием конструкций авиамоторов. Характеристика двухтактного двигателя MAN для подводных лодок дана в табл. 2. На теплоходах двигатели работают или непосредственно иа гребной вал или через передачу. Первое возможно только лишь в том случае, когда число оборотов двига- Табл. 2. - Характеристика двухтактных двигателей MAN для подводных лодок.
теля лежит в пределах чисел оборотов экономической работы движителя. Так как Фиг. 25. движители требуют для хорошего кпд довольно низкого числа оборотов, то двигатели получаются громоздкими. Для умньше-ния веса двигателя устанавливают промежуточную механическую, гидравлическую или электрическую передачу.В зубчатой передаче завода Блома и Фосса для установки с 2 двигателями, работающими на один вал, удары в зацеплении смягчены тем, что шестерня насажена на полый вал, через к-рый проходит длинный (-9,5 м) промежуточный вал. З-д Фалька применяет особую гибкую муфту, в которой зигзагообразртая пружина между зубцами двух половин муфты поглощает удары. Завод Вулкан вводит между передачей и двигателем гидравлическую реверсивную муфту (фиг. 25). На американских теплоходах получила широкое распространение электропередача. Лит.: Б а л д и н С, Двигатели внутр. сгорания, Прага, 1923; ДуббельГ., Двигатели внутр. сгорания, Одесса-Москва, 1927; Шольц В., Судовыенефт. двигатели внутр. crop.,пер. с 3 нем.изд., Одесса, 1926; Зейлигер М., Дизеля повышенной мощности, Л., 1928; Ford L., Practical Marine Diesel Engineering, N. Y., 1925; С h a 1 к 1 e у A. P., The Diesel Engines for Land a. Marine Work, London, 1915; К б r-n e г К., Der Bau d. Dieselmotors, В., 1927; F б p p 1 O., Strombeck H., Ebermann L., Schnell-laufende Dieselmaschinen. Beschreibungen, Erfahrun-gen, Berechnung, Konstruktion u. Betrieb, 3 Auflage, В., 1925; Magg J., Dieselmaschinen. Grundlagen, Bauarten, Probleme, В., 1928. A. Сушинин. ДВИЖЕНИЕ, см. Механика теоретическая. ДВИЖЕНИЕ ВОДЫ. Законы Д. в. имеют широкое применение в гидротехнике при расчетах каналов, трубопроводов, плотин, вы-правительных и других сооружений. Д. в. бывает равномерное и неравномерное, без напора и с напором. Движение воды в открытых руслах, а) Равномерное движение воды. Необходимым условием равномерного Д. в. является постоянство живого сечения, материала и характера(щероховатости) русла, уклона дна и расхода воды. При этих условиях из основного уравнения для установившегося движения жидкости (см. Гидравлика) получает ся следующ. формула Ш е з и (Chezy) для равномерного Д. в. в открытых руслах: vhVRi, где V-средняя скорость водотока, к-опытный коэффициент, Л = -гидравлический радиус, равный отношению площади живого сечения к подводному (смоченному) периметру TJ, и г- уклон потока. Величина к изменяется, в зависимости от шероховатости русла и его конфигурации, довольно значительно. При приближенных вычислениях его можно при- нять равным 50, вообще же для определения к был предложен целый ряд формул. Наиболее употребительными были до последнего времени (примерно до 1925 г.) и применяются в нек-рых странах до сих пор: 1) Ф-лы Гангилье-Куттера: (Ganguillet-Kutter): fc = п г / 0,00 00155\ П членом уклонов 0,00155 / Vr г0,0005 можно пренебречь тогда /с = (23-ь): (1 + 23:) или применить так называемую старую фор-100 vk мулу Куттера: к = 2) Ф-л а m + V r Б а 3 е н а (Bazin): Табл. 1. В ф-лах Гангилье-Куттера и Базена и, тис называются коэфф-тами шероховатости; значения их для наиболее характерных состояний русла см. ниже в табл. 1. С 1925 г. (преимущественно в Германии) формулы (1) и (2) вышли из употребления, и при расчете открытых русел стали применяться более простые степенные формулы, а именно: 3) Ф-л а Маннинга (Manning): 4) Ф-л а Форхгеймера (Forchheimer): в формулах (3) и (4) коэффициент шероховатости п тот же, что и в формуле Гангилье-Куттера (см. табл. 1). Значения коэффициентов п, тисдляраз-личиых русел.
Приведенные ф-лы находят применение гл. обр. при расчете искусствен, каналов; при расчетах же естественных потоков (особенно рек с подвижным ложем) пользуются ф-лами, где отсутствуют и коэфф. шероховатости и R. Таковыми являются ф-лы Кри-стена (Christen), Матакевича (Matakiewicz), Линдбое (Lindboe), Германека (Негшапек). 5) Ф-л аКристена: где В-средняя ширина, -средняя глубина русла, т-коэффициент, характеризующий степень насыщенности рек наносами; для рек с наносами m = 7, а для рек без наносов т = 32; для каналов же, если придер-лшваться приведенных выше в формулах Базена и Гангилье-Куттера подразделений обделки русел, значения для т: I-57-54, 11-56-52, III-39-30, IV-28-20, У- 18-16 и У1-11. 6) Ф-л а М а т а к е в и ч а: ,0493 + 10 * 7, + 2,2 +1ш Имеется таблица, приведенная у Вейрауха, дающая непосредственно среднюю скорость V при f j от 0,1 до 7,0 м и уклонах i от 0,000025 до 0,01. Средние скорости колеблются от 0,028 до 8,993 м/ск. 7) Ф-л а Линдбое действительна для естественных потоков при Bj = 10 M,imaj; = =0,005, = 0,1 и выражает г; = /с Я г* . \ -о /пигх Для различных значений г, tvs. -g- численные значения коэффициентов сведены в следующую таблицу, даюшую значения v. Табл. 2. -Значения v в м-сп~
8) Для рек с подвижным ложем Германек дает следующие простые степенные формулы: при tm <1,Ь м .........1? = 30,7 tr, 1,5 tm 6 м.......щ = 34,0 tn t,;, > 6 JW........... = 44,5 t ° .0,4 Прежде чем остановиться в расчетах гидротехнических сооружений на определенной формуле, необходимо тщательно проверить имеющиеся результаты непосредственных измерений с данными, полученными по возможности в том же районе по различным ф-лам, и остановиться на той из них, при к-рой суммы положительных и отрицательных отклонений вычисленных величин от измеренных наиболее близки друг к другу и при которой получается наименьшее число крупных отклонений (например, больше 0,2 м-ск~). Вообще же для предохранения русла искусствен, потоков от размыва нельзя допускать V выше след. пределов для различных грунтов (в м-ск~): илистая земля и мягкая глина-0,10; жирная глина- 0,15; глина и крупный речной песок-0,30; хрящ-0,61; гравий-0,91; грубокаменистый грунт-1,22; сланец и конгломераты-1,83; тяжелая галька-2,25; ска.ла-3,05. Для мостовой средняя скорость принимается от 2,0 до 2,5 м/ск, для каменной кладки и деревянных лотков - до 4,0 м/ск. Для предохранения от осаждения наносов средняя скорость не должна быть меньше 0,25 м/ск при илистых и 0,50 м/ск при песчаных наносах. Выбор формы и размеров кана.пов зависит от целого ряда условий. Расход Q обычно задан заранее, площадь живого сечения F определяет объем выемки, а следовательно, и стоимость канала; подводный периметр и определяет стоимость обделки и укрепления дна и откосов; при отсутствии укрепления форма каналов определяется углом естественного откоса грунта. Пределы колебания скорости зависят от условий размыва и отложения наносов; увеличение уклонов часто сопряжено с опасностью понижения полезного напора воды. При учете всех указанных условий наивыгоднейшие размеры каналов определяют методом последовательных подстановок и приближений, задаваясь различными скоростями и подбирая ту наивыгоднейшую скорость, которая и соответствует наименьшим затратам как строительным, так и эксплоатаци-онным. Различные формы поперечных сечений каналов и их расчеты- см. Каналы. б) Неравномерное движение вод ы характеризуется изменением средней скорости V при переходе от одного сечения к другому и вызывается всяким изменением живого сечения или уклона потока. Плавное повышение водной поверхности в зависимости от преград или сужений русла (плотина, мостовые быки) называется подпором, плавное же понижение поверхности-с и а д о м, резкий подъем - прыжком воды, резкое пони-лгение-водопадом. При математич. решении вопросов неравномерного Д. в. исходят из цредположения медленных изменений живых сечений, а следовате.яьно, и средних скоростей. Поэтому формулы неравномерного движения относятся но преимуществу к искусственным каналам, а не к естественным руслам. Основное уравнение неравномерного движения воды имеет вид: . d2 d fv\ у dx dx [2g) km
|