Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

к-рому ведется расчет колеса, на величину сопротивлений в трубе и высоту подвеса колеса (точнее-сопла) над нижним уровнем. Поэтому следует колесо и соило ставить возможно ниже. Наиболее употребительные напоры у колес Пельтона lOO-i-400 м\ наибольшая построенная мошность в одной турбине


Фиг. 7.

40 ООО IP, наибольший D= 3,7jm, наибольший rfs0,25 л1. Потери энергии внутри турбины слагаются: 1) из потерь на трение в сопле, в зазоре между соплом и колесом, при входе на лопатку и протекании по ней; 2) из энер-

ГНИ кгм на каждый кг расхода, уносимой

водой, отходящей со скоростью v, (потеря выхода); эти две потери влияют на ?; 3) из потерь на трение в подшипниках вала и колеса о воздух; эта потеря равна 2--4% (меньше у мощных турбин) и определяет j? j. Кпд колес Пельтона наилучший у типов с п 10 (у односопловьгх колес); при больших мощностях его можно считать ??=0,85, хотя известны машины и с ?> 0,90. При прикрывании сопла кпд уменьшается, но медленно (см. ниже). Новая турбина Банки (1917 г.) принадлежит таклое к активным турбинам; она должна заполнить промежуток между колесами Пельтона и тихоходными турбинами Френсиса с ng=:50-i-70; распространения она пока не получила.

Турбина Френсиса за последние 30 лет вытеснила реактивн. турбины употреблявшихся ранее типов (Фурнейрона, Жон-валя). Колесо этой турбины состоит из двух ободьев (фиг. 7), соединенных между собою рабочими лопатками. Верхний обод, в виде искривленного диска а, укреплен при помощи втулки и шпонки на валу Ъ; нижний, или наружный, обод выполняется в виде кольца с; ободья соединены между собою

рабочими лопатками е. Между лопатками по искривленным каналам, к выходу сулшва-ющимся, протекает вода, сплошь их заполняя, изменяя при этом направление относительной скорости, увеличивая ее и уменьшая свое давление. Для впуска воды служит наиравляющий аппарат, окружающий все рабочее колесо. Он состоит из ряда направляющих лопаток / с суживающимися между ними каналами д. Эти лопатки укреплены между двумя плоскими, расставленными на расстояние J5 кольцами h ж к, к-рые называются верхним и нижним ободьями направляющего аппарата. Т. к. у реактивных турбин давление в зазоре между направляющим аппаратом и рабочим колесом не равно атмосферному, то зазор д. б. изолирован от внешнего давления. Уплотнение сверху достигается крышкой т с сальником п, а снизу опорным кольцом р, соединенным с так наз. всасывающей трубой q, отводящей воду от турбины и погруженной нижним отверстием в нижний горизонт. При таком расположении реактивная турбина, в отличие от активной, использует не только верхний напор (от верхнего уровня до турбины) h, но и нижний (от турбины до нижнего уровня) hg (фиг. 8): если всасывающая труба сплошь заполнена водой, то вверху ее получается разрежение соответственно высоте всасывания; используемая турбиной разница давлений (перед входом в турбину и за ней) соответствует уже не верхнему напору h, а полному Н. Это позволяет располагать колеса реактивной турбины, не боясь потерь, довольно высоко над нижним уровнем, что представляет практич. удобства. Произвол в этом отношении ограничивается: 1) необходимостью иметь над направляющим аппаратом до верхнего уровня слой воды примерно не менее - (во избежание засасывания

воздуха в турбину водяной воронкой) и 2) невозможностью иметь высоту всасывания более 10 м теоретически, а практически до -6 л, во избежание разрыва струи под турбиной . Второе назначение всасывающей трубы - изменять направление воды по выходе из рабочего колеса. Скорость воды при выходе обычно направлена вдоль оси турбины; чтобы направить воду влоль отводного канала, надо ее направление изменить на один или два прямых угла, что и достигается в коленах всасывающей трубы. Третье назначение всасывающей трубы- уменьшать скорость, с к-рой вода оставляет турбину; как выше сказано, соответствующий скоростной напор есть потеря энергии, и чем он меньше, тем больше коэфф. полезного действия. С этой целью всасывающая


Фиг. 8.



труба делается расширяющейся к выходу. Формы ее довольно разнообразны: прямая коническая (железная, фиг. 8, 13, 14), кривая (фиг. 15) и колоколообразная.

Регулирование турбины Френсиса производится обычно по способу Финка. С этой целью направляющие лопатки делаются поворотными вокруг осей, параллельных валу (фиг. 7). Поворот всех лопаток сразу на небольшой угол изменяет ширину прозора между ними, а значит изменяет Q . Особью короткие тяги (поводки) связывают на шарнирах хвосты направляющих лопаток М с регулировоч. кольцом. Поворот кольца (тоже на малый угол) производится регулировочным валом, который с одной стороны связан рычагами и тягами с кольцом, а с другой (уже в машинном помещении) соединен или с ручным воротом или со скалкой сервомотора авто-матиче кого регулятора. Такое регулирование называется в н утренним. Сервомотор представляет собою цилиндр с поршнем, шток к-рого связан шатуном с кривошипом регулировочного вала. При пуске масла под давлением в 10-20 atm ъ ту или другую сторону







Фиг. 9.

Фиг. 10.

цилиндра, поршень поворачивает в нужном направлении регулировочн.вал. Масяо naia-чивается особым насосом. Впуском масла заведует распределительный золотник, приводимый в движение от центробежного регулятора. Последний,а также обычно и насос вращаются ремнями от вала турбины. При разгрузке турбины и повышении ее числа оборотов сервомотор прикрывает направляющий аппарат, а при уменьшении числа оборотов- открывает. Важны: 1) быстрое действие сервомотора (д,тя чего нужен сильный сервомо-

тор и чувствительный центробежный регулятор); 2) возможно медленное возрастание или падение числа оборотов турбины до того времени, пока сервомотор передвинет направляющий аппарат (для чего нужен большой маховой момент на турбинном валу, увеличиваемый часто постановкой маховика); 3) быстрое затухание колебаний числа оборотов (для чего регулятор снабжается особыми приспособлениями-выключателями, пруншнами и пр.). Автоматический регулятор-сложная и дорогая машина; при малых турбинах его стоимость близка к стоимости самой турбины, и здесь часто обходятся без него, довольствуясь ручным регулированием. У турбин закрытых или полузакрытых обьино применяется в и е ш-нее регулирование (фиг. 9), где на-прав.11яющие лопатки из стального литья составляют одно целое с осями, выходящими через сальники в воздух, где эти оси рычагами и поводками присоединяются к регулировочному кольцу, окружающему вал турбины. У очень крупных турбин избегают регулировочного вала, двигая кольцо прямо от поршней сервомоторов (одного или двух) посредством шатунов.

Характерными величинами д.71я реактивных турбин являются: входный диаметр рабочего колеса Dj, высота направляющего аппарата Б, диаметр всасывающей трубы при входе в нее Dg (фиг. 10) и наружный диаметр направляющего аппарата1)о(фиг. 7). Удельное число оборотов турбины Френсиса значительно выше, чем у колес Пельтона; наименьшее щЧ. Увеличения rig достигают: 1) увеличершем отношений и и 2) увеличением окружной скорости и - - UV2gH, т. е. быстроты TJ. При этом характерно изменяется форма колеса, по к-рой и можно судить об его (фиг. 10 и 11).

При Wgs200 отношение s1, а s0,25;

такие турбиьш! назьшаются нормальными, а с меньшим или большим -соответственно тихоходными или быстроходными. При Ug £s 350 и выше входная кромка рабочей лопатки располагается не на поверхности цилиндра, а на коноидальной поверхности со значительным приближением верхнего конца кромки к оси. Такие турбины, называемые сверхбыстроходными Френсиса, или диагональными, -имеютдо 600; у них за характерный диаметр удобнее принимать не Dj, а диаметр выхода Dg, очень близкий по величине к Dg.

Число лопаток у колес всех этих типов-между 10 и 30. При желании иметь еще большее применяют турбины винтовые, или пропеллерные. У этих турбин наружхшй обод отсутствует, число лопаток уменьшается до 6-2, сами лопатки не из штамповаиной стали, а массивные литые; их входные и выходные кромки располагаются в плоскостях, почти перпендикулярных к валу. Такое колесо сходно с пароходным винтом или даже пропеллером аэроплана. У таких турбин rig повышается до 800-1 ООО, но есть попытки повысить его до 2 000. Турбина Лавйчека, обладающая нек-рыми особенностями, может



считаться промежуточной между диагональ-нъпди и винтовыми турбинами.

Направляющий аппарат у всех этих типов турбин сохраняет ту же конструкцию. Чем быстроходнее турбина, чем больше напор и высота всасьшания, тем меньше давление вверху всасывающей трубы и тем вероятнее кавитация, при которой нарушается


Фиг. 1 1.

плавность работы, понижается кпд турбины и разъедаются ее лопатки. Во избежание этого быстроходные турбины не могут ставиться под высокие напоры и высоко подвешиваться над нижней водой. Прежде для увеличегшя аггрегата сажали на один вал несколько колес (кратные турбины); число их о доходило до 5. Тогда аггрегата в раз больше колеса. При вертикальных турбинах кратные турбины конструктивно неудобны; теперь только некрупные горизонтальные турбины строятся иногда с <т=2 (сдвоенные турбины).

Кпд крупных турбин больше мелких; при расчетах можно принимать j?=0,77 для турбин до 100 IP; 0,80-до 1 ООО IP; 0,83- до 10 ООО IP и 0,86-для более мощных. Реактивные турбины разных типов теперь имеют примерно одинаковый ?, только у ти-Х0Х0ДШ.1Х Френсиса ц немного снижается. При испытаниях турбин часто получаются и ббльшие цифры кпд, у наиболее мощных- до 0,95, но на них неосмотрительно основывать расчеты. Из 14-23% потерь ок.2-4% падает на механические потери, а остальное \ на гидравлические в направляющем колесе, зазоре и рабочем колесе, а также в подводящей камере (см. ниже) и во всасывающей трубе, но не в подводящих или отводящих каналах или трубах, потери в которых не относятся на счет турбины. Прежде для

т. э. т. V/.

удобства привода считалось наиболее целесообразным горизонтальное расположение вала (фиг. 12 и 13), но затем бьшо выяснено, что потери во всасывающей трубе у вертикальных турбин (фиг. 7, 15) значительно меньше, чем у горизонтальных. Применение вертикальных турбин облегчилось разработкой вертикальных типов электрич. генераторов и новых типов подпятников (Митчеля или Кингсбе-ри, и.71и сегментных), так что теперь реактивные турбины с горизонтальным валом


Фиг. 12.

применяются лишь при.небольшой мощности и большом напоре. Изредка, для повышения числа оборотов генератора и удешевления его, вводят между вертикальньши валами турбины и генератора цилиндрическую зубчатую передачу, которая теперь с большим совершепством изготовляется на большие мощности и на передаточн. числа. При напорах до 10-15 м мелкие и средние турбины ставят в открытые камеры (фиг. 14). Если на вал турбины не посажен генератор, то передача на горизонтальный привод с горизонтального вала берется ремнем или канатами, а с вертикального-зуб-чатьвя колесом; последи, надо стараться избегать из-за сотрясений и износа. При больших напорах турбины ставят в металлическ. закрытые камеры в виде цилиндрических или конических кожухов (фиг. 12). Для уменьшения потерь от беспорядочного


Фиг. 13.

течения в кожухе и экономии места часто применяется спиральный кожух в виде раковины улитки (фиг. 8 и 13). К открытым турбинам вода обычно подводится каналами, к закрытьпл-трубопроводами (см.; также см. Гидроэлектрические станции). Крупные турбины, хотя бы под напором менее 10 м, теперь обычно делают тоже закрытыми,



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 [ 36 ] 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159