Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

Дверные полотна делают из дерева и из лселеза; деревянные полотна разделяются по работе на столярные и плотничные; полотна столярных или филенчатых Д. состоят (фиг. 7) из филенок т, помещенных в рамку, связанную из четырех брусков обвязки аЪ, be, cd и da, и из одного, двух или трех (в зависимости


Фиг. 8.

Фиг. 9.

ОТ размера полотен) средников ef, gh. Обвязка и средники-из 67- или КЪ-мм досок. В углах бруски обвязки соединяются двойным прорезным шипом (фиг. 1) или двойным глухим шипом (фиг. 8) и скрепляются нагелями; средники с обвязкой соединяются простым или же двойным сквозным шипом и нагелями; внутренние кромки обвязок и обе кромки средников окалевываются; в обвязках и средниках выбираются пазы, в к-рые входят края филенок. Филенки склеиваются из 38-Л1Ж досок и имеют вид щитов (фиг. 9) с краями, скошенными фаскою; этими тонкими краями филенка входит в пазы обвязки и средников. Размеры филенок зависят от величины дверей и от числа средников. Доски, употребляемые для выделки филенок, должны быть хорошо высушены, не доллны иметь сучков, гнили, трещин, косослоя и свилеватости. Наружные двери и те, которые отделяют теплое помещение от холодного, устраиваются с наплывными филенками (из досок толщиной 634-75 лин или склеенными из двух 38-Л1Л1 досок); в их кромках делаются \а пазы, которыми они соединяются с брусками обвязки и средников, чтобы прикрыть места соединения обвязки и средников с филенками; здесь часто прикрепляют шурупами или же тонкими гвоздями (шпильками) оклаДную калевку, образующую рамку вокруг каждой филенки. Если желают, чтобы через Д. проникал в помещение свет, то вместо верхних филенок вставляют стекла, для чего с внутренней стороны обвязки и соответствующих средников выбирается четверть и в нее вставляется стекло; стекла следует ставить зеркальные или двойные, так как ординарные от сотрясений при закрывании двери часто ломаются. Во избе-лсание этого иногда устраивают над дверью светлые фрамуги, отделенные от створной части двери импостом, чтобы сотрясения при закрывании Д. не передавались фрамуге; фрамуга прикрепляется к раме 4-6 шурупами (150-лш) или поперечными за-двшкками. Двери, открывающиеся в обе сторош>1, делают обязательно стеклянными,

г. Э. т. VI.


Фиг. 10.

а сходящиеся края створок несколько закругляют; такие Д. обыкновенно не имеют замков, а только дверные ручки; для этих Д. имеются особые петли. Раздвижные или сдвижные Д. входят в пазы, выделанные в кладке, и двигаются на роликах; ролики предпочтительны латунные или бронзовые, т. к. они производят меньше шума и не требуют смазки. Все изделия для Д. должны быть исполнеш.1 из соснового леса, с влалг-ностью не более 12-15%, и проолифлены горячей олифой; еловый лес может быть допущен только для наличников.

Простейший вид плотничных полете н-щитовые на планках, состоящие из 25-38-лш досок, которые сплачиваются впритык или в четверть и сбиваются на две планки аа и ЬЪ (фиг. 10) из брусков, толщиной 384-50 мм, шириной 63--100 мм; каждая доска прибивается к планке двумя 100-125-лш гвоздями, концы которых загибаются; чтобы Д. не давала провеса, на нее набивают подстрелину Ьа, идущую от нижнего неподвижного к верхнему свободному углу; подстрелина врезывается в планки зубом. Такие полотна устраиваются только для временных Д. и простых калиток в заборах, т. к. они недостаточно прочны. Щитовые полотна на шпонках делаются из 38- 50-лш досок, сплачиваемых в четверть, или в пшунт, и на шпонки (вместо планок); шпонки зарезываются в доски сковороднем и приготовляются из хорошо

высушенных ЪО-мм брусков или досок. Щитовые обшивочные двери устраиваются, как и щитовые на шпонках, но обшиваются снаружи 13-19-л1Л1 вагонной обшивкой а (фиг. 11), прикрепляемой 1Ъ-мм гвоздями. Такие двери очень тяжелы, но прочны, мало теплопроводны и удобны для входов в конюшни, ледники, подвалы и т. п. Плотничные полотна в наконечник составляются из 38-50-лш досок, которые сплочены в щит четвертью или шпунтом, при чем на торцевых концах досок нарезывается гребень, на который насаживается пазом наконечник или фундамент аа и ЪЬ (фиг. 12) вверху и внизу полотна; наконечник из доски, такой же толщины как и щит, прикрепляется к доскам щита гвоздями, подстрелиной или железными накладками (а также на клею). Наконечник м. б. сделан полныд!, т. е. с четырех сторон в виде рамы. Полотна в наконечник, обшитые снаружи вагонкою, весьма плотны, прочны, мало теплопроводны и удобны для черных выходов в лшлых помещениях.

Для навешиваггая полотей дверей служат разного рода петли, а также пятники (для тялселых Д.); стоячая половинка полотна


Фиг. 11.

Фиг. 12.




Фиг. 13.

удерживается на месте железными врезными задвижками (верхней и нижней). Для запирания Д. употребляются врезные замки, замки со щеколдами и с катками, щеко.л-ды без замков и поперечные задвижки.

Железные Д. состоят из полотен полукотельного железа, толщиной 1,5-f-3 мм, или кровельного железа весом 4- 5 кг лист. Эти листы прикрепляются маленькими заклепками к рамке пи из полосового или углового железа (фиг. 13); для

навещивания полотей к ним приклепывают по две петли /сил и т,которыми онинавещивают-ся на крючья, вбитые в откосы проема. Такими железными дверьми должны быть снабжены все дверные проемы в брандмауерах; однако, железгше двери, особенно-больших размеров, накаливаясь во время пожара, коробятся и отстают от рамы или стены. В этом отношении более надежными являются так называемые огнестойкие Д., сделанные из нескольких деревянных щитов и обитые кровельн. лселезом (3,5-i-4 кг) по войлоку или асбесту. Наилучшими являются опускные Д., автоматически закрывающиеся во время пожара вследствие расплавления легкоп-павких деталей.

Лит.: Зеленский В., Архитектура. Краткий курс построения частей здания, Москва, 1904; К о-р о л е в А., Пожарная охрана промышленных предприятий, 2 дополн. изд., М.. 1927; Steinmetz G-., Grundlagen fiir d. Bauen in Stadt und Land, B. 2, Miinchen, 1917; Meyer O., Tiiren und Fenster, itire Gestalt nacli alten und neuen nandwerkstechniken, Berlin, 1924. H. Туманов.

ДВИГАТЕЛИ БЕСКОМПРЕССОРНЫЕ, двигатели, работающие по циклу Дизеля, в которых распыливапие топлива осуществляется без помощи сяатого воздуха (см. Двигатели Дизеля). Процесс Д. б. отступает от теоретического цикла Дизеля по линии сгорания. Обычно в начале процесса происходит сгорание по линии постоянного объема со значительным повышением давления, с постепенным переходом па сгорание при постоянном давлении, так образом, процесс подходит под смешанный цикл (см. Двигатели внутреннего сгорания). Повышение давления получается в пределах lO-f-15 aim; поэтому степень сжатия бескомпрессорных дизелей выполняют меньше степени сжатия, принятой д.чя компрессорных двигателей. Давление сжатия Д. б. -25 aim против 30- 35 aim, обычно встречающихся в компрессорных машинах. Отсутствие компрессора, упрощение конструкции, увеличение механическ. кпд дали возможность нримепить бескомпрессорный дизель для нужд автомобильного и авиационного транспорта (см. Автомобильный двигатель), для которого наличие компрессора являлось препятствием к применению двигателя Дизеля. Пуск в ход Д. б. производится сжатым воздухом, подготовляемым либо небольшим отдельным компрессором, включаемым только на время пополнения убыли пускового воздуха, либо полученным перепуском в пусковой баллон части засосанного в цилиндр

и сжатого воздуха. Механический коэффициент полезного действия благодаря отсутствию компрессора у Д. б. достигает значения , =0,85. Расход топлива на индикаторную силу в машинах компрессорных и бескомпрессорных в общем одинаков, но па эффективную силу в бескомпрессорных машинах расход топлива отиосительио меньше. Конструктивное онисание и литературу см. Двигатели Дизеля и Двигатели судовые.

ДВИГАТЕЛИ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ, двигатели, в к-рых внутри рабочего цилиндра химическая энерги51 топлива преобразовывается в энергию тепла, превращаемую помощью кривошипного механизма в механическую работу.

Топливо и реакция сгорания. Для Д. в. с. топливо бывает трех родов: газообразное, жидкое и твердое. Лидкое топливо при введении в двигатель перед сгоранием испаряется или распыливается в мелкий туман; твердое топливо путем разлоления и частичного сгорания предварительно обращается в горючий газ, к-рый вводится в цилиндр двигателя; продуктами сгорания всякого рода топлива являются также газы. Поэтому все двигатели внутреннего сгорания молено рассматривать как двигатели, работающие на газообразном топливе.

Основной состав топлива. Основными химическими элементами, тепло сгорания которых используется в Д. в. с, являются углерод и водород. Из различных химическ. соединений углерода с водородом широкое распространение как топливо для двигателей получили следующие группы: 1) группа аромат и ков вида C I-L,n 6, относящаяся к циклическим соединениям: бензол CfiHo, толуол QHs, ксилол СвН; 2) группа о л еф и нов вида СпНап этилен С2Н4, пропилен CgHg, бутилен СНд и т. д.; 3) группа парафинов вида СпНгп+з-предельные углеводороды: метан СН4, этан CgHj, пропан CgHg, бутан С4Н10, пентан G5H12, го-ксап C,jH,4, гептан CvHs, октан CgHig, трп--декан CjgHas и т. д. Большинство непредельных углеводородов, слабо оводоролсенных, не могут применяться в двигателях непосредственно, так как неустойчивые соединения легко дают смолы, оседающие иа рабочих органах двигателей, и лишь в последнее время они нашли применение в специальных конструкциях форсунок с пневматическим распыливанием при сжигании совместно с предельными углеводородами. Большинство видов жидкого топлива представляет собою смесь различных углеводородов разных точек кипения, и потому они не могут быть выражены простыми химическими формулами. Для таких топлив процентное (по весу) содерлание всех входящих в них элементов определяется химическим анализом (табл. 1).

Табл. 1.- Состав жидкого топлива в весовых %.

Вид топлива

Керосин ....

86,32

13,24

0,44

Нефть......

85,90

13,03

1,07

Бензин .....

85,43

14,57

0,00



Химические реакции. Процесс горения всякого топлива сводится к окислению его составных частей, и продуктами полного сгорания являются: углекислота и водяные пары. При этом объемы газов, вступающих в реакцию, до и после сгорания не остаются постоянными. Если имеется углево-дородистое соединение вида CHnOi-*, то реакция происходит по формуле:

1 СН.0,4- (w -Ь J - 0 t О, =

= т.нзСО,-1-л13Н,0.

Зная количество теоретически необходимого кислорода, легко вычислить и теоретически необходимое количество воздуха:

0,21

где 0,21-доля объемного содержания кислорода в воздухе; точнее брать число 0,209. До реакции смесь горючего с воздухом может содержать количество последнего L, большее теоретически необходимого. Отношение а = ~- называется коэффициентом из-

оытка воздуха. Разницу в объемах газов (AF) до и после сгорания легко получить, вычитая из объемов газов после сгорания объем их до сгорания:

Изменение объемов не зависит от количества атомов углерода (т), входящих в состав данного соединения, а зависит лишь от числа атомов водорода (и) и кислорода (г).

Теоретически необходимое количество воздуха в килограммолскулах на 1 кг топлива:

т + -;- -

кг-мол.

0,21 12m + n + 16r Изменение числа килограммолекул при сгорании определяется как разность:

12гп -t- п + 16г 2( 12т + п + 16г)

+ 4-2 4+2 ...

Теплотворная способность топлива. Теплотворной способностью топлива Н называется количество калорий, выделяемое при полном сгорании его единицы (объемной или весовой) и определяемое калориметром Юнкерса или бомбой Крекера, т. е. при постоянном давлении Qp или при постоянном объеме Q , Разница мелоду величинами Qp и незначительна, и на практике ею пренебрегают. В Д. в. с. нельзя использовать всего тепла, выделяемого топливом, так как часть его теряется в виде скрытой теплоты парообразования, затраченной на испарение образующейся при горении воды, вследствие высоких температур отходящих газов. Поэтому отличают высшую теплотворную способность, без вычета этой затраты тепла, и низшую, или рабочую, учитывающую эту потерю. Так как

* Для применения указанного метода расчета для нефти и ее отгонов принимают следующие приближенные формулы: для нефти cjshj для керосина с,ан,в и для бензина c,hie.

темп-ра отходящих газов в Д. в. с. высока и, следовательно, вода, находящаяся в продуктах сгорания, уходит в виде пара, унося с собой скрытую теплоту парообразования, то на практике приходится считаться только с низшей теплотворн. способностью. Теплотворную способность, отнесенную к весовым единицам, будем обозначать через h, при чем низшую теп-тотворную способность-через hj,. Те же величины, отнесенные к 1 jk, в дальнейшем будем обозначать через Я и Я .

Для водорода, который находится в газообразном состоянии, высшая теплотворная способность, отнесенная к 1 кг, будет: /i=34 100 Cal. При сгорании 1 кг водорода получаем 9 кг воды. Считая скрытую теплоту испарехшя г 600 Са1/к:г, получаем из высшей теплотворной способности рабочую (низшую):

/1 = /I - 9 ) = 34 100 - 5 400 = 28 700 Са1/кг. Низшая теплотворная способность водорода, находящегося в химическом соединении с углеродом, по Менделееву, равняется

?1 = 24 600 Cal/кг. Теплотворная способность 1 кг топлива группы СдНп и СдНап не зависит от числа атомов углерода и водорода.

Характеристические постоянные. Характеристическ. постоянную (Д) после сгорания можно найти из изменения объемов до и после сгорания. Для начального состояния Gi весовых ед. смеси имеем: PiV = = GjRiTi; приведя продукты сгорания к первоначальным давлению Pj и температуре получим после сгорания: PjV2. = OiR2 Т, от-

куда° = р, или, принимая во внимание,

что V = V+AV, имеем: j= = или

Лг= Если объем после сгорания увеличивается, то ДГ берется со знаком +, если уменьшается, то со знаком -.

Средний химический состав наиболее употребительных видов газообразных топлив, их теплотворная способность, а также теоретически необходимое для их сгорания количество воздуха приведены в табл. 2 и 3.

Теплотворная способность рабочих смесей. Так как в двигатель засасывается не чистое топливо, а смесь его с воздухом, то практически на количество тепла , выделяющееся за один рабочий цикл, оказывает влияние не теплотворная способность самого топлива, а та же величина, отнесенная к единице объема рабочей смеси. Если на 1 газа для его сгорания тратится L ш- воздуха, то теплотворная способность смеси будет

rj -

т. к. тепло 1 м газа будет теперь заключаться уже в (l-fli) смеси. Два рода топлива, из которых один имеет теплотворную способность большую, чем другой, не всегда дают такое же соотношение и для их рабочих смесей:

Для нефти......... h = 10 ООО, Нд = 800

90°-ного спирта .... hu= Ь 630, Нд = 827

окиси углерода .... Ям = 2 800, Нд = 828

светильного газа . . . Н = 4 590, Нд = 739



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 [ 26 ] 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159