Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений совокупности образуют маятниковую машину В, которая служит для переплетения основы и утка в группах нитей, поднимаемых фигурной машиной А. Движение ножей Фиг. 3. маятниковой машины и картона фигурной машины производится особым прибором. Машина А во время образования зева отклоняет влево часть трубочек, к-рые перемещают соответствующие маятники / и ставят их под действие ножей fc. На маятники трубочек, оставшихся в покое, могут действовать ножи fc. Ножи fc и fc движутся соответственно переплетению основных нитей рисунка и фона,т.е. при каждом ударе станка часть их поднимается, часть же остается неподвижной. Число ножей fc и fc д. б. кратным числам нитей переплетения рисунка и фона Фиг. 4. в отдельности. Например, если рисунок вырабатывается 8-ремизным атласом, а фон- 5-ремизным, то надо взять по 5x8=40 тех и других. Благодаря тому, что маятники рисунка и фона перемещаются независимо друг от друга, скрещивания нитей в зеве не получается. Лит.: Монахов А. Д., Т1{ацкое производство, с атласом, П., 1923; Г р е б н е р Э., Ткачество, пер. с нем., М., 1905; D о п а t F., Technologie d. Jacquard-Weberei, Lpz.-W., 1902. И. Новиков. Д A M Б bl, возвышения в виде вала, устраиваемые: 1) для проложения пути над водой, оврагом, в русле реки; 2) для защиты местности или сооружений от разлива рек, колебаний уровня озера или моря, от селевых вод; 3) для выправ.тения течения реки; 4) для обеспечения правильной работы головных ирригационных сооружений; 5) для ограждения искусственных водоемов и каналов- морских, речных, оросительшх. Дамбы устраивают земляные, фашинные, каменные, карабурные, сипайные, габионные и смешанного типа. Путевые дамбы. Д. дорожная и железнодорожная устраивается для про-лонения пути над водой и имеет ширину по верху в зависимости от пропускной способности дороги (однопутная, двухпутная),а откосы-в зависимости от качества грунта и высоты Д. Крутизна откосов Д.при крупном постелистом камне-от 1:1 до 1:1 V4> при средних размерах камня-от 1:1 V4 ДО 1:1 Уг при песчаных Д.-от 1:1/2 до 1:3 (в зависимости от качества песка и от возможности воздействия воды на Д., напр., при разливах рек); при глинист, и суглинистьгх грунтах- от 1:1/2 ДО 1:2. Для высоких дамб откосы делаются книзу более пологими. В случае воздействия на Д. воды, при прохождении пути по берегу реки, устраивают с напорной стороны бермы, придающие дамбе большую устойчивость. Бермы должны превышать максимальный уровень воды на 0,50- 1,00 м (фиг. 1). На поймах рек и при пересечении русел рек с устройством искусственных сооружений откосы дамбы необходимо защищать не только от течения, но Растит, мтля иеи дерн в к/remi мта дерма о,зг itf- ухло о,ог Подп.г.ев. jCuMOcmu от ларахтера рал/njea Фиг. 1. Фиг. 2. и ОТ действия волн. Поэтому такие откосы необходимо укреплять: одиночной мостовой, мостовой в прикол (фиг. 2), двойной мостовой, камнем в плетневых клетках, дерновкой, фашиной, подпорной стенкой (фиг. 3), бетонными плитками (см. таюке Берегоукрепительные работы). Когда Д. служат обыкновенной дорогой, то ширина по верху делается до 5 л* и более. Въезды на них или переезды никогда не врезаются в тело Д., а присыпаются к ней. Если на дороге имеется большое движение, то возможно устройство в дамбе специального проезда в виде особого шлюза, который на время высоких вод закрывается двумя рядами шандор с засыпкой пространства между ними землей или навозом. Шлюзы этим дают хорошо врезанные в Д. устои и солидное основание во избежание протока воды через них или в местах соединения с Д. При изысканиях необходимо тщательно собирать все гидрологич. данные и производить бурение и шурфование местности. Особое внимание надо обращать на исследование в местностях, имеющих многочисленные подземные пустоты и поверхио-стпые провалы, так как заполнение таких пустот, расположенных неглубоко от поверхности, и отвод поверхностных и грунтовых вод могут предупредить деформацию дамб. Береговые дамбы (см.). Речные береговые (оградительные) дамбы. В наиболее опасп. местах сооружают р е-3 е р в н ы е дамбы (см. фиг. 4) шириною по верху 1,25 - 5,00 м, с полуторным откосом, а при песчаных грунтах - с тройным. Фиг. 3. Оградительные дамбы имеют широкое распространение в Голландии, Италии, Франции, Венгрии, Польше, Америке. На р. По длина оградительных Д. составляет 525 км, на р. Луаре-483 км, на р. Дунае-2 484кл1, Фиг. 4. на реке Тиссе - 3 299 :jh. На фиг. 5 изображено несколько характерных профилей речных береговых Д. На фиг. 6 показан поперечный разрез незатопляемой Д., шириною по верху 2,00 м, с внутренним откосом 1:12 и внешним 1:1. Внутренний откос покрыт пучками фашин диаметром 0,20 м. Между двумя последовательными пучками остается промежуток в 0,40 л*, заполняемый растительной землей и прикрьггый ветвями, к-рые скоро дают ростки и прочно защиш;ают всю Д. На горной реке Арк было построено сначала земляное ядро Д., в 2,20 ж шириной, покрытое с внутренней стороны каменной стеной, утолщаюшейся книзу и заложенной на 0,50 м ниже горизонта меженних вод. В виду того, что нижняя часть стенки сползла, был устроен пояс из бутовых камней, опущенный на 1,5 Jit ниже горизонта высоких вод. На фиг. 7 показан тип Д., который благодаря своей прочности и дешевизне имеет теперь широкого распространения; фиг. 8 изображает береговую Д., предназначенную для укрепления озерной и нагорной сторон реки, а фиг. 9 - оградительную Д., расположенную в болоте (фашины заложены с обеих сторон дамбы). Для определения очертания оградительных Д. можно пользоваться ф-лой инж. Вернадского: Фиг. 6. 8,4 CL где в-ширина зеркала, С-модуль сопротивления, h-глубина потока, Ь-продольная координата, е-основание неперовых логарифмов, Во - отверстие сооружения. Пользуясь этой формулой, можно создать условия полного примыкания пограничных струй потока к берегам, исключающего возможность образования вредных заводей и, следовательно, размыва Д. Повышение уровня высоких вод благодаря сужению русла Д. можно определить по формуле: Фиг. 7. где t-средняя глубина, Ъ - ширина русла при высоком горизонте, В-расстояние между дамбами. Указанное вредное влияние оградительных дамб возможно несколько уменьшить путем регулирования стока данного бассейна, понижая тем са-мьпд максимальные горизонты паводка. Однако облесение склонов бассейна реки дает сравнительно ограниченный эффект, а устройство водохранилищ, собирающих паводковые воды, является предприятием очень дЬрогим и дающим экономический эффект только в связи с использованием водохранилищ для водной энергии или для орошения. При весенних паводках в воде обычно имеется большое количество весьма ценного для удобрения с.-х. угодий ила, использование которого м. б. достигнуто помощью затопляемых оградительных Д., поднятых немного вьпне уровня средних паводков. В случае надобности возводят дополнительно незато-пляемые Д. для большого ложа реки. Соединяя затопляемые Д. с незатопляемыми Д. при помощи поперечных Д., образуют бассейны заиления, в к-рых большие воды отлагают свой ил. Затопляемые Д. не должны представлять препятствия для разлива больших вод и вызывать размыв земель ниже их; их главное назначение-создавать площади с малыми уклонами, на которых, благодаря уменьшению скорости, не будет происходить размыва. Устройство затопляемых Г.в.в.3,84 Фиг. 8. Д. может также иметь целью давать речной воде выход при ледяных заторах и тем предохранять Д. от прорыва. В тех случаях, когда.через затопляемые Д. переливается слой воды, наружный откос их делают очень пологим-до 1:12. В случае же укрепления его камнем или дерном он может быть круче. Пример затопляемых Д. можно видеть на фиг. 10-12. Река, б.чагодаря ненадежному гравелистому руслу, постоянно повреждала луга во время разлива. Старое русло реки было закреплено помощью затопляемых Д., устроенных из нескольких рядов дубовьгх кольев, соединенных распорками и плетнем из ивы или ветлы. Промежутки между кольями заполнены крупной галькой из реки. Нижняя часть сооружения с наружной от реки стороны снабжена частым забором из ивовых ветвей, удерживаемых легким плетнем. Эти ветви задерживают отложения паводков, которые возвышают поверхность земли. Ветви разрастаются в ряд деревьев, которые своими корнями укрепляют берег. Площадь с возделанной почвой, ограничиваемая береговыми Д., называется в Германии и в Гол.71аидии польдером. Польдеры могут быть морские и речные. Первые обычно состоят из плодородного суглинка, нанесенного морем, и находятся Г.в.в.3.41 0.3-1,-л Фиг. выше MopcF:oro отлива. Встречаются польдеры, расположенные и ниже уровня моря, что вызывает необходимость применять для их осушки водоотлив. Когда уровень дна поднимается на половину высоты прилива Фиг. 10. моря, то поверхность земли быстро зарастает. При возвышении ее на 0,3-0,5 м выше уровня нормального прилива она ограждается Д., осушается при помощи системы каналов и используется для сельскохозяйственной культуры. Гребень Д. должен возвышаться над гребнем приливной волны при максимальном штормовом приливе на 0,3-0,5 м. Д. делаются шириною по верху 2-4 м с откосами к морю от 1:3 до 1:6 и внутренним 1:2. Иногда они снабжаются бермой (см.). Нижнюю часть Д. делают более пологой и укрепляют камнями, фашинами. Располагать Д. необходимо перпендикулярно к господствующим ветрам и ударам Фиг. 11. Фиг. 12. волн. Эти Д., будучи расположены на наносном грунте, оседают, как оседает и пойма. Осадка дамбы происходит иногда на Уз ее высоты. Польдер приходится ограждать Д. и со стороны материка, чтобы изолировать его от поверхностного стока атмосферн. вод. Морские береговые Д. требуют особо тщательного надзора в виду частых их прорывов. Для защиты гаваней, рейдов от ветра, наносов и ледохода устраивают также /(амал .2,85. J;); jgfe. Фиг. 13. оградительные Д. (см. Волнолом и Мол). На фиг. 13 и 14 приведены два типичных примера Д., служащих для ограждения морских каналов и гаваней. Струенаправляющие дамбы. Если река во время прохода высоких вод выходит из берегов, то при пересечении реки ж.-д. мостом на поемных берегах д. б. устроены струенаправляющие Д., имеющие обыкновенно в плане или грушевидное очертание (фиг. 15, а), с примыканием к насыпи в двух местах, и.ш! же вид одного или нескольких отростков (фиг. 15, B-f е), в зависимости от силы течения и интенсивности стока весенних вод (при спаде). При грушевидном очертании Д. делают или замкнутые (фиг. 15, а), снабженные трубою с наружным щитом (для выпуска скопляющейся внутри воды), или разомкнутые с захождением одного от-отростка за другой (фиг. 15, б). Последнему очертанию следует отдавать предпочтение, так как глухая Д. подвергается сильному напору, что вызывает необходимость в увеличении толщины дамбы и применении водонепроницаемого грунта. Изображенная на фиг. 15 е схема укреплегшя одним рядом Д. в виде ветвей достаточна только при малых размерах. В противном случае необходимо устраивать несколько отдельных ветвей (фиг. 15, в), постепенно укорачивающихся по мере удаления от главного русла. Расстояние между ветвями (траверсами) каждой Море Фиг. 14. группы делается 50100 л , в зависимости от силы течения и характера грунта; чем сильнее течение и чем слабее грунт, тем расстояние д. б. меньше. Лучше делать ветви с некоторым закруглением (фиг. 15, ж) и на конце их устраивать Г-образные придатки (фиг. 15, г). Иногда, с целью более полного отклонения струи, траверсам придают ломаное очертание (фиг. 15, д). Для уменьшения разрупштельного действия воды, пологость откосов концевых частей траверсов следует делать возможно большей (фиг. 15, ж). Головная часть первой ветки (у русла) делается с откосом 10 :1, а последующих-от 5 :1 до 3 : 1; на остальном же протяжении-откосы всех траверсов 2:1. Все подвергающиеся действию текущей воды откосы д. б. надлежащим образом укреплены. Иногда, в зави-
|