Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений разделяется на два несообщающихся между собой бассейна. Вся порожистая часть между Днепропетровском и Запоролсьем совершенно несудоходна, и только незначительное количество леса в илотах проскальзывает через пороги. Д., де.пая судоходной поролшстую часть Днепра, прежде всего создаст удобнейшее водное сообщение мелоду двумя крупными промышленными центрами, одним, уже ныне существующим-Днепропетровском, и другим, ожидаемым-Запорожьем; но еще более важным д. б. создаваемая им позмоленость сквозного судоходства по Днепру. В бассейне верхнего Днепра имеются грузы, тяготеющие к лежащим ниже порогов рынкам, и, обратно, имеется много грузов, к-рые могли бы пойти вверх по Днепру в Днепропетровск и выше.Главную роль в днепровскол! грузообороте будут играть хлеб, отправляемый вниз, н нефть-вверх по течению. Кроме того, в связи с развитием приднепровской металлургии, надо ожидать появления значительного количества металлич. и других грузов. Учитывая особые преимущества водного транспорта и малую насыщенность района ж. д., можно олсидать на Днепре в порожистой его части грузооборота порядка 3 млн. т. Что касается проектируемой новой лс. д. Демурино-Марганец, то помимо того, что соорулеение этой дороги является первым-этапом сверхмаги-стра.пи Донецкий бассейн-Кривой Рог, надо прежде всего иметь в виду, что эта дорога значительно улучшает транспортные показатели Запорожья, сокращая расстояние до Донецкого бассейна на 66 км, или на 22%. С другой стороны, новая дорога облегчает работу 1-й Екатерининской дороги, крайне перегруженной на нек-рых участках. Если бы отказаться от постройки новой дороги, то пришлось бы затрачивать значительные средства на повышение пропускной способности 1-й Екатерининской дороги. Лит.: Александров II. Г., Днепрострой, т. i, М., t929; М а л ы ш е в В. М., История проблемы использования пороичистой части Днепра, Материалы к проекту проф. И. Г. Александрова, вып. 2, М., 1925; Материалы к проекту проф. И. Г. Александрова, вып. 1-5. М., 1925-28; Предварительная экспертиза проекта Диепровской гидрометрич. станции, изд.Центр. э.гектротехиич. совета. Л., 1926; Мате)1иа.пы по экспертизе амсрпканскай фирмы X. Купер и К , изд. Центр, электротехнич. совета, М., 1926; Днепровская гидроэлектрич. станция и использование ее эир)Гни, Материалы комиссии но разработке ген. плана потребителей днепровской энергии при президиуме ВСНХ СССР. М., 1929; Днепрострой. Бюллетень Гос. днепровского строительства , М., 1928, 1-6; Александров II. Г., Днепрострой, Москва. 1927; его же, Днепрострой, ПХ . 1926, 12: Шапошников П. Н.. Днепрострой и производство металла. Харь-1!ов. 1927; Чевердпн А. Ф.. Дпепровско-Бугскпй бассейн и транспортное значение его 11рчиьгх путей, Киев. 1927. Н. Шапошников, ДНООЧИСТИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ имеют целью обеспечить безопасное плавание по рекам путем очистки русел от таких засорений, которые могут вызвать аварию судов. К подобным засорениям отиосятся отдельные камни, затонувшие деревья или НИИ, называемые вообще карчами, утерянные с судов якори и с плотов лоты и, наконец, затонувшие суда. Все эти предметы представ.пяют настолько серьезную опасность, что удаление их с ходовой полосы является элементарнейшей обязанностью технич. надзора, а до выполнения этой ра- боты такие препятствия для судоходства должны быть обставлены предостер га-тел ьпым и знаками. Меры по очистке русел от засорений ие должны, однако, ограничиваться удалением последних только с ходовой полосы; необходимо также производить периодические очистки бечевника от таких камней и деревьев, которые угрожают падением в воду при подмыве берега. Для отыскания подводных препятствий производят т. я. т р а л е и ь е в пределах ходовой полосы. Роль трала играет снасть с подвешенными к ней в нескольких точках грузами. Закрепив конец трала на двух лодках, едут па них против течения, волоча снасть по дну. Когда снасть заденет за препятствие, ставят здесь плову-чую вешкуи продолжают работу дальше. Способ выемки из реч1юго русла отдельных предметов зависит от рода предмета, сопротивления его подъему и от глубины реки. Небольшир камни и карчи весом до 80 кг могут быть извлекаемы вручную посредством ж; слезных граблей (см. фиг.), которыми рабочие действуют с плотов или, если глубина небольшая, стоя на дне реки. Для удаления предметов весом более 80 кг прибегают к приспособлениям, служащим отдельно для захвата и отдельно для подъема, Д.ия захвата камней применяют стальной болт или щипцы (см. фиг.). Стальной болт вставляется в пробуравленную в камне, наклонно к горизонту воды, скважину и удерживается в ней при подъеме силою трения, для чего ось болта не должна проходить через ц, т. камня. Щипцы при помощи рукояток накладывают на камень, который зажимается при натяжении подъемного каната. Волее тяжелые камни сначала накатывают па специальную цепную сетку, концы которой собирают вместе и зацепляют за крюк подъемного механизма; так же поступают и с тяжспы-ми карчами. Для небольших карчей применяют ввинчиваемые в них ш т о п о ры . Камни и карчи весом более 3 m предварительно раздробляют при помощи взрывчатых веществ для извлечения по частям указанными выше способами. Приспособления для подъема камней и карчей имеют разнообразное устройство в зависимости от тяжести поднимаемых предметов и оказываемого ими сопротивления при извлечении из русла. Отдельные, незначительного веса, камни и карчи, могут быть подняты при помощи дифференциальных блоков с переносных козел. При значительном весе карчей и камней подъем их производится при помощи пловучих подъемников (кар-, че- и кампеподъемников) или пловучих кранов (карче- и камнеподъемных кранов). Снаряды первого типа представляют собою два жестко спаренных судна, между которыми оставлен некоторый свободный промежуток. Над промелсутком меледу судами, иа столбах, укреплен блок, а через него перекинута цень, идущая к подъемному механизму (в качестве последнего чаще всего применяются лебедки). Обычная подъемная сила такого подъемника 5-6т. Пловучий кран представляет собою однопалубное судно прочной конструкции, кормовая часть к-рого оканчивается отвесной плоскостью. По оси судна в кормовой части установлен подъемный кран, стрела которого (большей частью железная) свешивается за вертикальную кормовую грань. Обычно подъемная си-яа кранов для речных работ 10-15 т. В случае невозможности поднять препятствие це.ликом, из-за его громоздкости или большого веса, его извлекают краном по частям. Работы при помощи камне- и карчеподъемных снарядов, как сопряженные со значительной опасностью, производятся исключительно днем. Роль водолазов при этих работах заключается в перевязывании извлекаемых предметов, нагрузке мелких камней в специальную, приспособленную для их подъема железную корзину, а также в закладке взрывчатых веществ, в случае необходимости их применения. Такая необходимость всегда возникает при разборке круп-ньгх слежавшихся камней и сплошной каменной породы, а иногда также при разборке затонувших судов. Несмотря на то, что работаидет на малой глубине, надлежит не упускать из виду ни одной предписываемой правилами предосторолшости. Вообще опускать водолаза можно только тогда, когда наверху находится вполне знающий это дело боцман или десятник, который должен следить за сигнальной веревкой, за манометром насоса и за правильным положением подающих воздух шлангов. Извлеченные предметы удаляют на дубах (больших лодках) или в специальньгх шаландах на берег в безопасные места или в затоны, ненужные для судоходства и рыбоводства. При сплошной очистке реки на большом протяжении, организуют особые карчеподъемные партии; в состав каждой партии входит одна карчеподъемница со штатом в 10-12 чел., 3 шаланды и паровая пильня. Такая партия обычно перемещается вниз по течению самоплавом, но работа ее бывает гораздо продуктивнее, если ей помогает также пароход, обслуживающий большей частью несколько таких партий одновременно. Лит.: Юргевич Л., Перемычки с песчаною загрузкой и подводные взрывные работы, Киев, 1912; А н у л о в К., Брилинг Е. и М а р ц е л л и М., Курс внутренних водных сообщений, т. 1, М.-Л., 1927; Труды съездов русских деятелей по водным путям, СПБ. К. Акулов. Г. Э. т. VI. ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, см. Землечерпательные снаряды. ДОББИ КАРЕТКА, двухподъемная каретка в ткачестве; в русской фабричной практике этим названием нередко обозначают конструкцию завода Hattersley. См. Ткацкий станок. ДОБЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ,про-мышленная деятельность по овладению дарами природы путем присвоения их в готовом виде или путем размножения (при помощи естественных сил природы) растений и животных, к-рые или прямо удовлетворяют потребности человека или слулсат материалом для дальнейшей переработки. В узком смысле Д. п.-промышленная деятельность понщвлечениюиз земли полезных ископаемых. Важнейшими отраслями Д. п. являются: земледелие,лесоводство,скотоводство, рыболовство, охота, горное дело. Таким образом, Д. п. охватывает весьма разнообразную и широкую хозяйственную сферу. По мере развития человечества,количество б.таг, получаемых от природы в готовом виде, относительно сокращается, и все более расширяется сознательное воздействие на биологич. процессы для получения необходимых растений и животных. Экономическая роль Д. п. в мировом хозяйстве чрезвычайно велика, так как Д. п. является важнейшим источником продовольствия (зерновые продукты, мясо, рыба, молочные продукты, яйца, фрукты, овощи, кофе, чай, какао и т. п.) и промышленного сырья (каменный уголь, железо и другие металлы, нефть, хлопок, шерсть, лен, джут, шелк, лес, каучук, кожа, меха и т. п.). Без нек-рых видов сырья был бы совершенно невозможен гигантский рост современной индустрии с ее широким применением машин, колоссальным ж.-д. и промышленным строительством, громадным морским судостроением и т. п. Таковы уголь и леелезо, значение которых в мировом хозяйстве дает основание называть современную эпоху эпохой угля и железа . Одно питание машин углем требует ежегодно 1,1 млрд. т угля, между тем как еще в 1850 г. его требовалось лишь 40 млн. т. Чрезвычайно велико и значение нефти как топлива и как материала для получения ряда ценных продуктов (осветительные и смазочные масла). Сделав возможным развитие авиации и автотранспорта, нефть стала важным сырым материалом в военном деле (аэропланы, подводные лодки, военный флот). Этим объясняется борьба между импе-риалистич. государствами за драгоценные месторождения нефти, налагающая свою печать на мировую политику. СостояниеД.п. обусловливается как естественными, так и социально-экономиг. условиями данной страны. Географич. положение, рельеф территории, климат, почва, характер ископаемых оказывают определяющее влияние на возникновение и развитие соответствующих отраслей Д. п. Так,громадные пространства ценного чернозема, равнинный характер страны и благоприятные климатич. условия содействовали развитию земледелия в нашей черноземной псчосе; богатство Англии и С.Ш.А. камеи, углем и железом обусловило развитие в них мощной каменноугольной и железоделательной нромышленности и т. д. Помимо естественных факторов, на рост Д. п. в огромной стенени влияют социально-экономич. условия: частная собственность на землю и недра, анархия каниталистического хозяйства этот рост тормозят, сосредоточение основных отраслей Д. п. в руках государства нри социализме и плановый характер социалистич. хозяйства содействуют этому росту. Статистика Д. п. крайне несовершенна. Если в отношении отраслей, сосредоточенных в руках крупных предприятий (добыча угля, металла, каучука, хлопка и т. п.), учет ведется сравнительно полно, то в отношении отраслей Д. п., где заняты многие сотни миллионов мелких производителей, он представляет почти непреодолимые трудности. Продукция важнейших отраслей добываюшей промышленности видна из табл. Продукция вашне11ших отраслей добывающей промышленности. Страны Сбор в 1926/27 г. Пшеница Хлопок- Лен-волокно волокно в млн. квинталов Азия* . . Америка . Африка . Европа*, j Океания СССР. . . Мировой сбор . 29 330 46 215 1 131 796 18 21 10 0,06 12,8 41,4 4,0 0,05 0,01 1.6 59,8 0,0 6 0,007 0,01 2,3 3,3 5,6 Добыча в 1926 г.
* Без СССР. * в С.Ш.А. *** в Канаде. .... В Юнчно-Африканском Союзе. ..... в 1925 г. Мировые ресурсы Д. п. весьма значительны. В области сельского хозяйства громадные еще не занятые под посевы площади имеются в Сев. Африке, Южн. Америке (Аргентине), Австралии и других странах. В С.Ш.А. площадь, могущая быть исполь-зованой под посевы, превышает более чем в три раза обрабатываемую под пшеницу площадь. Громадные неиспользованные земли шмеются в СССР: в Сибири, Казакстане, Туркменистане, Узбекистане. Присоединение к пахотному фонду СССР площади чернозема Сибири, Туркменистана и Узбекистана могло бы удвоить теперешний сбор хлеба в СССР. При орошении 7,5 млн. га лёссовых земель Туркменистана и Узбекистана молшо было бы обратить их под ценнейшие с.-х. культу- ры. Мировые запасы главнейших видов промышленного сырья-угля, нефти, железа- таковы: залелш угля составляют 7 571 321 млн. т, в том числе в Северной Америке 5 073 426 млн. т, в Азии 1 463 707 млн. т, в СССР 428 ООО млн. т. Истощение этих мировых запасов при темпе ежегодного роста добычи в 3% должно произойти в 173 года; в частности, срок истощения запасов в Англии-102года, Франции-99 лет, Вельгии- 92 г., С.Ш. А.-183 г., СССР-206 л., Азиат, части СССР-287 л. (по Рамзину). Геологи-ческ. ресурсы нефти составляют 7 696 млн. т, в том числе в СССР 2 874 млн. т, в Южной Америке 1 230 млн. ш, в С. Ш. А. 930 млн. т, в Персии и Месопотамии 775 млн. т. Истощение этих запасов-дело сравнительно близкого будущего. Поэтому обладание громадными запасами нефти дает СССР важные преимущества в мировом хозяйстве и выдвигает его на первое место в снабжении мирового рынка нефтью. СССР обладает целым рядом пригодных для развития разнообразнейших отраслей Д. и.: огромными земельными пространствами, пригодными для произрастания ценных культур (пшеницы, хлопка, винограда, чая, табака), значительными рыбными богатствами (второе место в мире), обширными лесными площадями (28% всех мировых лесных ресурсов), неисчерпаемыми торфяными богатствами, способными удовлетворить только своим ежегодным приростом все топливные нужды населения (взамен дров, угля и нефти), и богатыми месторождениями полезных ископаемых. Последние расположены в различных районах СССР. Так, Урал обладает богатыми месторолсдениями железных руд, золота, платины, никеля, каменного угля, соли, драгоценных камней, Юг-залежами угля, СО.ЛИ, железн. и марганц. руд, ртути, Юго-Восток-соляными озерами и нефтяными месторол-сдениями. Центральная часть- леелезными рудами, горючими сланцами, фосфоритами. Север-нефтью (Ухта), мрамором, гранитом, торфом, Кавказ--нефтью, рудами марганца, железа, серебра, цинка, Казак-стан-30.Ч0Т0М, серебром, нефтью, каменным углем, Сибирь-золотом, серебром, медью, графитом, Дальне-Восточный край - золотом, серебром, рудами свинца, снова, железа, каменным углем, нефтью. Помимо указанных выше районов, громадные месторождения леелезн. руд имеются в районе т. н. Курской аномалии: рудные богатства этого района превосходят все остальные мировые запасы, взятые вместе. Природные богатства СССР, вследствие низкого уровня техники и недостатка капитала, или вовсе не используются или используются весьма недостаточно. Так, средний сбор хлеба с единицы площади у нас в 2 раза ниже, чем во Франции и б. Австро-Венгрии, в 2v2 раза нилсе, чем в Германии, и в 37й раза ниже, чем в Англии. Занимая ббльшую площадь посева, чем С. Ш. А., СССР уступает им по сбору хлебов, что объясняется преобладанием у нас трехполья. Переход к более высокой с.-х. технике, помимо недостатка капиталов, чрезвычайно тормозится преобладанием у нас типа мелкого крестьянского хозяйства. Отсюда ряд осуществляе-
|