Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 [ 153 ] 154 155 156 157 158 159

предполонеено произвести его цементацию при помощи двух рядов скважин, располо-иеенных по напорной грани плотины. Водоспускные отверстия плотины закрываются щитами Стонея, двигающимися в пазах быков плотины. На случай повреждения щитовых затворов служат щандорные щиты, входящие в пазы щитов для постройки плотины. Шандорные щиты, как и построечные щиты, гребенки, в виду необходимости их установки в текучую воду, выполнены в виде сквозного каркаса, опускающегося в воду под действием собственного веса; после его установки отдельные панели каркаса закрываются щитками Булле, которые в случае необходимости могут быть дожаты грузом. Как щиты Стонея, так и шандорные щиты обслуживаются двумя кранами, двигающимися по парному мосту, уложенному по быкам плотины. В примыкании к левому берегу, между последним пролетом плотины и шлюзом, распо.лож;ен под защитой глухой части плотины монтажный парк, служащий Д.г1я сборки и ремонта щитов Стонея. Крановый мост продолжен над парком на 50 jh и перекрывает его двумя пролетами по 17,5 jw в свету. В эти прслеты подаются собранные щиты, которые кантуются и подымаются кранами для их установки на место. Один из пролетов, хсроме того, служит складом для запасного щита и двух шандорных щитов.

Шлюз. Судоходное сообщение обоих бьефов обеспечивается предполо1кенной на левом берегу трехкамерной шлюзовой лестницей, верхняя голова которой распололеена против корня плотины. Шлюз предназначен для речного судоходства с грузооборотом 1,9 млн. т. Размеры камер: длина 120 ж, ширина 18 ж, минимальная глубина на королях 3,0 м. Отметку верхнего короля проект принял в 44,90 м, исходя из самого низкого горизонта верхнего бьефа 48,50 м, соответствующего максимальному судоходному расходу 14 000 л1ск. Отметка нижнего короля 10,20 м и соответствует минимальному горизонту, допускающему двилеение полногрузных судов внилшем бьефе, 13,80 ж. Отметки королей и п.пощадок стен шлюза определены из условия, чтобы при любых возможных соотношениях горизонтов верхнего и ниленего бьефов шлюзование могло производиться без всяких дополнительных впусков или выпусков воды. Исключение сделано только в нилшей камере, где речная стенка снаблеена широким водосливом, расположенным на отметке 27,50 м, сливающим во время половодья излишнюю воду в нижний бьеф; это дало возможность снизить стенки нижней камеры на 1,9 м. При назначении отметок промежуточных королей, кроме того, соблюдено условие, чтобы при любом реальном соотношении горизонтов глубина на средних королях была не меньше меньшей из глубин на верхнем и нижнем королях. Отметка водослива 3-й камеры подобрана так, чтобы ворота трех нижних голов получились одинаковой высоты. Ворота верхней головы высотою 7,4 м предположены ригельного типа. Ворота 2-й, 3-й и 4-й голов имеют высоту 18,1 м\ при этой высоте сводчатый тип ворот дал замет-

ную экономию в весе по сравнению с ри-гельным, что и побудило на нем остановиться. Вес каждой створки нижних ворот составит ок. ПО т. Для защиты ворот от навала судов, что особенно опасно для вторых ворот, при поломке к-рых получается прорыв верхнего бьефа, перед верхними двумя воротами предположено устройство заградительных цепей, затормаживающих наваливающееся судно. На случай ремонта шлюза в верхней и нилшей его головах предположено устройство однотипных шандорных закрытий, при чем для подачи шандор устанавливается на каждой из голов по деррику. Опускание и подъем шандор осуществляется механическ. домкратами. При снабжении шандор роликами такое ограждение м. б. опущено в текучую воду, что необходимо для ограледения верхней головы в случае прорыва вторых ворот шлюза. Тяга судов принята односторонняя, 8 кабестанами, установленными по 2 по длине каждой камеры. На случай увеличения грузооборота замена кабестанов электровозной тягой будет возможна без коренных перестроек. Система напо-лнения шлюза принята донная- двумя расположенными симметрично относительно оси шлюза гал.лереями с поперечными прорезами для выпуска воды в камеру. Затворы расположены в боковых стенах голов шлюза на уровне галлереи верхней из примыкающих камер. Во избежание засасывания воздуха при таком их расположении, затворы предположены герметические клинкетного типа (Butterriy). Подход к верхней голове защищен со стороны верхнего бьефа прямым пирсом, длиной 240 м, примыкающим к голове ш.люза, в виде стенки на каменной аркаде. В сторону берега верхняя аванкамера значительно расширена и огралсдена откосами, защищенными мощеными каменными отсыпями. Низовой подход шлюза ограледен со стороны реки прямым каменным пирсом длиной 226 м, переходящим далее в располо-лсенную по кривой дамбу, сопрягающую его со скалой Дурной. Судоходный канал подхода прорезает скалу Дурную, состоящую из прекрасного гранита и служащую каменным карьером для всех работ левого берега. Со стороны берега низовой подход, как и верховой, огражден защищенными откосами и дамбой, слулсащими для причала ожидающих очереди караванов. Идущая по плотине дорога пересекает шлюз мостом, распо-лолеенным ниже второй головы шлюза.

Станция. На правом берегу к плотине примыкает через посредство сопрягающего устоя силовая станция. Мощность станции определяется ок. 750 ООО ЬР, хотя река обеспечивает в ма.ловодные годы зимою только от 200 до 250 тысяч ЕР; остальная часть энергии покрывается рекой только часть года, и нехватка должна быть покрыта паровым резервом.

По принятому проекту предположено установить 10 аггрегатов, мощностью около 80 000 № каледый. Аггрегат состоит из вертикальной турбины Френсиса, непосредственно соединенной с трехфазным генератором, дающим ток напрялеением 11 000 V. Эта энергия для передачи на потребляющие



з-ды будет трансформироваться на 110 ООО V, а в случае осуществления электрич. связи с Донецким бассейном-на 220 ООО V. Все оборудование станции и трансформаторных подстанций будет выполнено по типу современных крупных сташщй; в частности, подстанции предположено осуществить по типу открытых подстанций, не требующих никаких зданий.

Напорная грань здания станции составляет с касательной к оси плотины угол в 7,5°, отступая по отношению к грани плотины на 20 Л1 в сторону нижнего бьефа. Соответственно числу аггрегатов, станция имеет 10 панелей по 22 ж. Одиннадцатый пролет той же величины помещен посредине длины станции и служит для установки двух вспомогательных малых турбин, мощностью по 3 ООО ЕР, обслуживающих местные нужды станции. В этом же пролете размешены монтажная площадка для сборки турбин и генераторов и ряд помещений для вспо-люгательных устройств. Общая длина станции-242 м. В конце станции к ней примыкает под углом в 100° к напорной грани глухая плотина, сопрягающая станцию с берегом. Примыкающая со стороны верхнего бьефа к корню плотины территория спланирована на отметку 54 ж и ограничена со стороны воды защищенным откосом, расположенным в плане под углом 35° к оси силовой станции. Напорной гранью станции, концевой плотиной и откосом спланированной территории ограничивается аванкамера, служащая Д.11Я подвода воды к станции. Шоссейная дорога, проведенная по плотине, на сопрягающем устое поворачивает в сторону берега и пересекает входное сечение аванкамеры трехпролетным мостом.

Станция состоит из щитового отделения, представляющего собой ограничивающую аванкамеру плотину со входными устройствами напорных трубопроводов турбин, и собственно силовой станции, соединенных между собой напорными трубопроводами (фиг. 4). Входные сечения трубопроводов поделены промежуточными быками на три части, закрываемые каждая клинкетными затворами системы Butterfly. В быках предусмотрены малые водопроводные галлерей, закрытые вспомогательным затвором и служащие для предварительного наполнения водой напорной трубы и спиральной камеры, с целью уравновешивания давления воды на главные затворы перед их открытием. Перед щитами расположены пазы для шан-дорного закрытия на случай ремонта, а с нарулсной стороны стенки щитового отделения установлены ограждающие решетки. Затворы напорных труб обслуживаются установленными на стенке щитового отделения лебедками. Для обслуживания шандорных затворов и решеток, а также для монтажа затворов, по стенке ходит кран, подъемной силой около 90 т.

Собственно станция состоит из бетонной подводной части, включающей всасывающие трубы, спиральные камеры и фундаментные конструкции генераторов и верхней части здания. В подводной части также размещены все вспомогательные устройства для турбогенераторов, как то: вентиляция для охла-

ждения генераторов, трубопроводы, регуляторы турбин, электрич. кабели и пр. Верхняя (надводная) часть здания заключает в себе машинный зал, имеющий пролет в свету 18,2 ж, высоту 20 ж при полной длине около 250 ж. К машинному залу со стороны щитового отделения примыкает расположенный над напорными трубами корпус, шириной 8 ж, служащий для размещения распределительного устройства низкого напрялсения. В этом лее корпусе в средней части расположено распределительное устройство местных нужд и главный пульт управления.


Фиг, 4.

Рядом с корпусом распределительн. устройства на открытых площадках установлены трансформаторы, по три однофазных трансформатора на каждый аггрегат. От трансформаторов ток, напряжением 110 ООО V, воздушными линиями передается через аванкамеру на распределительную подстанцию, расположенную на спланированном берегу аванкамеры. На распределительной подстанции предполагается также установить трансформаторы со 110 ООО на 220 ООО V для передачи в Донецкий бассейн.

Стоимость всех работ первой очереди, включая и вспомогательные устройства, составляет в круглых цифрах 203 млн. р., а именно: на плотину 35 млн., на гидростанцию 47 млн., на шлюз 18 млн., на вспомогательные устройства 45 млн., на жел.-дор. строительство и новые мосты 24 млн. р.; остаток сметной суммы покрывает остальные более мелкие расходы-по отчуждению, технич. консультации и т. п.

Вспомогательные работы. Объем работ по Д. далеко выходит за пределы наших советских капитальных работ, и далее в Европе найдется немного объектов, равноценных ему в этом отношении. Тем не менее к осени 1928 г. уже закончен в основном весь подготовительный период организации работ, в течение к-рого необходимо было создать на месте ряд вспомогательных устройств и приспособлений и оборудовать, самое место работ необходимыми механизмами.

Главнейшей частью вспомогательных сооружений было сооружение временной, простой, но все же достаточно мощной силовой станции. Мощность станции была предварительно определена в 7 ООО kW, и ее оборудование состоит из 4 котлов системы Бабкок иВиль-кокс по 400 лс каждый, 2 турбин, по 3 500 kW каждая,



с соответствующим электрич, оборудованием. Топливо временной силовой станции-нефтяное. К осени 1928 г. на строительстве установленй 363 мотора, общею мощностью 14 ООО IP. Для питания этих моторов устроены 53 трасформаторпых помещения, с распределительными устройствами, мощностью 16 097 kW. Высоковольтных воздушных трехфазных линий проложено 12 пм, низковольтных-ок. 100 км.

Вторым существенно важным вспомогательным устройством является железнод.)ронш. сеть на территории строительства. Сеть состоит из путей нормальной колеи, достигших к осени 1928г. протяжения до бОклс; паровозный парк состоит из 50 мощных паровозов. Подвижной состав исчисляется в 70 самоопрокидывающихся американсьих вагонов, около 20 большегрузных платформ и до 200 нормальных платформ.

Для производства работ применяют целый ряд новейших механизмов и приемов. Подрцвные работы ведутся с помощью жидкого кислорода, обладающего значительной бризантной силой и являющегося наиболее безопасным в смысле залежки невзорвав-шихся патронов в шнуре. Для работ сжатым воздухом устроены 4 неподвижные компрессорные станции, подающие до 300 mImuh сжатого до 6 atm воздуха и несколько мелких передвижных компрессоров. Массовая работа по уборке скалы (до 1,4 млн. Л1) выполняется экскаваторами иа гусеничном ходу:шестью паровыми, емкостью ковша 1,3 м, четырьмя электрическими, емкостью 3 и одним на ж.-д. ходу, емкостью ковша 2,25 м. Крановое оборудование строительства к разгару работ по основным сооружениям будет доведено до 25 паровозных кранов, мовпюстью 40 т со стрелою до 20 м, и 18 дерриков, жестких и вантовых, грузоподъемностью 10--20 т и стрелою до 35 м.

В основные сооружения Д. надо уложить свыше 1 млн. .vt бетона, при чем средняя суточная интенсивность бетонирования составляет 2 ООО м, а наибольшая потребная производительность доходитдоЗ ОООле. Чтобы справиться с этой задачей, на обоих берегах построены мощные камнедробильные и бетонные .з-ды; часовая производительность каждого из камнедробильных заводов около 3 ООО m в две смены; производительность каждого бетонного з-да, считая па замес 5 мипут, составляет за две смены при 15 часах работы машин 1 600 м\

Механизация проведена и во всех других более мелких работах. Общая мощность паровых двигателей отдельных рабочих млшин, вместе с мощностью указанных выше эл(;ктромотороп, составляет 24 ООО IP. А. Винтер и П. Лаупман.

Экономическое значение Днепростроя. Для

экономической оценки Днепростроя надо отдельно рассмотреть его энергетическое и транспортное значение.

Днепровская гидроэлектрическая станция является мощным источником дещевой энергии. При установке аггрегатов общей мощностью в 550 000 kW Днепровская станция могла бы дать свыще 2,5 млрд. kWh, и притом эта энергия будет значительно де-щевле тепловой, которую можно было бы получить в районе по цене не ниже 2-2,5 к. за kWh. При высокой стоимости Д. около 200 млн. р.) дещевый ток получается не только благодаря большой выработке энергии, но таюке и благодаря тому, что часть стоимости сооруисений может быть перенесена на транспорт. В виду большого значения Д. для транспорта такое перечисление экономически целесообразно, т. к. в этом случае получается возможность дать очень дешевые тарифы на днепровскую энергию. Предполагаемая стоимость днепровского тока для отдельных потребителей колеблется в пределах от 0,5 к. за кWh (для алюминия) до 2,5-3 к. (для коммунального и местного потребления). Для нек-рых потребителей энергия будет отпускаться даже по 0,4 к., однако при условии пользования этой энергией не непрерывно в течение всего года, а в то время, когда в Днепре имеется избыток воды. Для производств, допускающих перерывы в работе, такая сезонная энергия представляет известную экономическ. ценность.

В разрабатываемом ныне плане потребителей днепровской энергии уже намечаются такие производства (гл. обр., производство ферро-марганца), которые предполагают работать по сезонам в зависимости от наличия воды в реке. За счет развития таких сезонных производств возможно полнее использовать мощность Днепра, которая сильно колеблется в зависимости от времени года, иадая до 160 ООО kW в зимние месяцы и поднимаясь выше 1 млн. kW в половодье.

Сильно колеблющийся релшм Днепра выдвигает отстаиваемую многими (А. А. Го-ревым и др.) идею соединения Днепровской гидроэлектрич. станции с тепловыми станциями Донецкого бассейна. Такое соединение двух энергетических систем, давая возможность останавливать тепловые станции в периоды избытка воды в Днепре, являлось бы удобным способом утилизации сезонной энергии Днепра; однако, выгода этого соединения несколько уменьшается в силу дороговизны электропередачи, стоимость к-рой исчисляется в 25 млн. р. По мнению противников этой идеи, дороговизна сооружения и эксплоатации этой электропередачи перевешивает выгоды от использования сезонной энергии, и они предлагают решать проблему наиболее полного использования Днепра путем организации сезонных производств и созидания тепловых резервов на месте. Основным потребителем днепровского тока явится ряд новых производств, самая возмояе-ность возникновения которых в стране обусловлена наличием дешевой энергии. Это- производство алюминия, ферро-мар ганца и других сплавов (ферро-силиция, ферро-хрома и т. д.). Два з-да-алюминиевый и Днепро-сплав-при полном их развитии потребуют ок. 1 млрд. kWh. Затем, важными потребителями днепровского тока явятся некоторые новые химическ. производства и з-д высококачественной стали. Стоимость всех этих новых заводов,по предварительным подсчетам, определяется в 120 млн. р. В общей сложности для всех этих новых производств необходимо от 1 до 1,5 млрд. kWh. Кроме За-поронсья, днепровскил1 током предполагается снабжать и Днепропетровск. Среди возможных потребителей днепровского тока некоторыми намечается металлургич. завод, к-рый надо перенести из Кривого Рога в Запорожье. Защитники идеи сооружения нового метал:лургич. з-да в непосредственном соседстве с Днепровск. гидроэлектрич. станцией указывают на то, что возможность получения днепровского тока позволяет отказаться от сооружения собственной станции, и в то же время даст возмоленость повысить качество металла путем введения процесса дорафинировки мартеновской или бессемеровской ста.11и в электрических печаХ.

При тарифе 0,5 к. для алюминиевого производства, 0,80-для производства ферросплавов, 0,75-д-пя химическ. производств и 1,2-для электростали только в первый год не удастся получить полностью 6% на затраченный капитал. В последующие годы прибыль будет больше 6%.

Что касается транспортного значения Д., то преладе всего необходимо иметь в виду, что Днепр в своем естественном состоянии



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 [ 153 ] 154 155 156 157 158 159