Литература -->  Графическое определение перемещений 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 [ 137 ] 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159

этих волн, вообще говоря, отличаются от фазы падающей волны-они будут отставать или опережать последнюю в зависимости от соотношения v и частоты собственных колебаний молекулы Vq. Изменение фазы определяет и изменение фазовой скорости. Два исходных ур-ия теории дают и два решения, относительно Д. с. и абсорбции, к-рые теоретически связаны неразрывно: если нет абсорбции, не м. б. и Д. с, к-рая в прозрачных частях спектра есть след наличия полос поглощения в других частях. Теория Ло-рентца приводит к следующим выражениям для п и для индекса абсорбции и:

S + v

S + rj

(1) (2)

f. in- ТП - 2 оч 1 4я v

g, (a)

при чем e-заряд и m-масса колеблющейся частицы, JV-число резонаторов в единице объема и д-коэфф. затухания, определяемый столкновениями молекул друг с другом, излучением или другими причинами. Величина X связана с экспериментально определяемыми величинами след. обр.: количество монохроматическ. света J,прошедшего через толщу поглощающего вещества z, выражается по закону Бугера уравнением: J = Jo е~, где Jo-количество света, входящего в вещество, 7с-экспериментально определяемая величипа, связанная с х выражением: fc =

= - , где с-скорость света. Формулы (1)

и (2) справедливы в том случае, когда имеются только резонаторы одного типа с частотою Vfj-, если имеется несколько резонаторов с различными собственными частотами, то в правых частях уравнений (1) и (2) придется взять сумму, распространенную на все собственные частоты. Формулы (1) и (2) в раскрытом виде очень слож;ны, но они значительно упрощаются для многих практически важных случаев Д. с. Если поглощение невелико, т. е. моншо в первом прибли-н<:еиии предположить, что gf=0, и кроме того, пренебречь дробью Vg (выражающей влияние окружающих молекул) в ф-ле для , то уравнение (1), при переходе от частот к длинам волн, примет вид:

/ AS . А

Эта ф-ла (Селльмейера) охватывает как нормальную, так и аномальную Д. с, за исключением очень узкой области при Я=Яо, где она приводит к невозможным бесконечным значениям в соответствии с тем, что нами откинуто затухание. Если главная находится в далекой ультрафиолетовой части спектра, то для видимого спектра в первом приблинхении формулу (3) можно представить таким образом:

= + 5 + 5+--- (4)

Эта ф-ла, впервые предложенная Коши, довольно удовлетворительно охватывает область нормальной Д. с. обычных веществ и

часто применяется для практич. целей градуировки спектральньЕХ приборов. Постоянные А, В, С,... могут быть найдены из уравнения (3), но для практич. целей находятся эмпирически но данным для п для нескольких Я. Формула (3) дана для случая резонаторов одного типа; в общем случае она принимает вид:

г- - л.

где индекс г соответствует различным частотам, aDj-постоянные факторы, смысл которых ясен из ур-ия (3). Напр., Д. с. СОг, представленная на фиг. 2, определяется четырьмя Я,;, а именно: 720,41 А, 1 480,0 А, 4,31 (х и 14,91 М. Если учесть откинутую Vs в выражении (а) для , но попрелснему пренебрегать д, то уравнение (1) м. б. написано в таком виде:

п- 1

( .-)

т. е. для данной длины волны частное от

на N есть величина постоянная, на-

зьшаемая рефракцией. Эта ф-ла Лорент-ца-Лоренца имеет важное практич. значение для химич. анализа (см. Рефракция). Обыкновенно вместо N вводят пропорциональную числу резонаторов плотность q, и выражение для рефракции получает вид:

Разность рефракций для 2 волн Я и Яг, т. е. /nf-i n-i

\ ni+2 ni+ 2

иногда называют а т о м п о й (или соответственно молекулярной) Д. с. Уравнение (5) вполне отвечает опытным данным (пары одноатомных металлов, газы, растворы, кристаллы). По дисперсионным данным можно определять весьма точно собственные частоты и число поглощающих резонаторов. Теория квантов на основе принципа соответствия и волновой механики Шредингера приводит к выражению для Д. с, в пределах точности наблюдений совпадающему с уравнением (5). Разница состоит в том, что к положительной Д. с. (5) добавляется еще отрицательная Д. с, соответствующая возможности спонтанных переходов из верхних возбужденных энерге-тич. состояний атома в нил<;ние. Если атом или молекула находятся в нормальном, не-возбуждеином состоянии, то отрицательная дисперсия света отпадает. Относительно практических методов измерения дисперсии света см. Рефрактометры.

Лит.: Хвольсон О. Д., Курс физики, т. 5, глава 7-ст. д. С. Рождественского Э.лектромагнит-ная теория света , Берлин, 1923; Falkenhagen Н., Dispertion и. Absorption, Handbuch d. physikal. Optik, hrsg. V. E. Gehrcke, B. 1, p. 720, Leipzig, 1927; Wood R. W., Researches in Physical Optics, N. Y., 1921; Lorentz H. A., The Theory of Electrons, Leipzig. 1916. C. Вавилов.

ДИСПЕРСНЫЕ СИСТЕМЫ, см. Коллоиды.

ДИСПЕЧЕРСКАЯ СИСТЕМА, особая система регулирования движения поездов на целом участке дороги, при чем это регулирование осуществляется одним полновластным



в своих распоряжениях лицом-так называемым диспечером (по-английски- отправитель ). Только во Франции диспечер рег-ламентироьан как совещательный агент; однако указания его настолько авторитетны, что дежурный по станции обязан мотивировать свой отказ в случае неиспользования советов диспечера. Диспечер имеет быст- рую и непосредственную связь со всеми станциями руководимого им участка и благодаря этому он имеет возможность вести на каждый момент исполнительный график движения поездов или особыми значками отмечать нахождение их на перегонах и станциях на схеме путей или на особой поездной доске; поэтому диспечер в каждый данный момент имеет перед собой полную и подробную картину движения на участке. Пользуясь этой картиной диспечер, в целях точного соблюдения расписания движения, уменьшения непроизводительных простоев поездов, избежания задерлсек поездов срочного обращения, ликвидации заторов в движении и вообще повышения коммерческой скорости, всегда может решить вопрос о предоставлении перегона тому или другому поезду, о назначении поезду того или иного времени на прохолодение перегона, об отправлении товарного поезда ранее времени, назначенного ему расписанием, о назначении пункта скрещения двух поездов или ле пункта обгона одного поезда другим и т. п. В Д. с. принято за правило, что каждый поезд может отправиться со станции на перегон только при наличии распоряжения ( приказа ) диспечера. Исключения из этого правила допускаются для отправления поездов, следующих по определенному строго соблюдаемому расписанию, для чего никаких распоряжений диспечера не требуется. На двухпутных участках, гдедвюкение поездов одного направления за редкими исключениями совершенно не зависит от движения поездов обратного направления, диспечеру приходится решать задачи более простые, чем на однопутных участках, где движение поезда одного направления исключает возможность движения по тому же перегону поезда обратного направления. Значение Д. с. становится особенно большим тогда, когда нормальное движение поездов оказывается по той или иной причине нарушенным и возникает замешательство. Диспечерская система имеет неоспоримые преимущества перед тем порядком, когда разные вопросы по использованию пропускной способности участка, и в частности вопрос об очередности поездов, решаются дежурными агентами двух соседних станций. В последнем случае станпионные агенты при разрешении таких вопросов совершенно не могут учесть всех последствий своих решений для работы всего частка, так как они не знают, какие поезда и в каком месте на участке в данное время находятся.

Виды Д. с. Главное различие между применяемыми видами Д. с. заключается в том, что в одних случаях дежурный по станции остается фактическим распорядителем движения на своей станции, в других - он освобождается от части своих функций, а в третьих - он совершенно упраздняется.

В СССР, с введением на некоторых ж.-д. линиях Д. с, дежурные по станции сохранились, за исключением Тула-Лихвинского подъездного пути.

Если Делуриых по станции при применении Д. с. не существует, то регулирование движения производится след. образом. Все стрелки на главном пути па променгуточиых станциях всегда заперты на замок в положении вдоль главного пути. Прибывающий на станцию поезд останавливается перед станцией. Главный кондуктор подходит к стрелкам и имеющимся у него ключом отпирает одну из них, ведущую на свободный путь, вводит поезд на назначенный ему путь и запирает за ним стрелку, вновь установивши ее вдоль главного пути. После этого он подходит к запертому в ящике телефону, отпирает его, вызывает диспечера и, сообщив ему род и номер сопровождаемого им поезда, время прибытия поезда на станцию, а также свою доллшость и фамилию, просит дальнейших указаний. Диспечер делает ему то или иное распоряжение и указывает точное время, когда поезд должен отправиться дальше. С наступлением этого времени главный кондуктор отпирает выходную стрелку своим ключом и выпускает поезд со станции. Когда поезд пройдет выходную стрелку, главный кондуктор устанавливает стрелку вдоль главного пути, запирает ее и отправляет поезд дальше. Сношений между станциями по движению поездов не производится никаких. В таком виде Д. с. применима при малых размерах двилсения, на линиях второстепенного значения.

В С. Ш. А. на станции делурит оператор-телеграфист, который все время поддерживает связь как с диспечером, так и с соседними станциями, но приемом и отправлением поездов неносредственно не руководит. Этот оператор-телеграфист есть не что иное, как дежурный но станции с сокращенными функциями. Он извещает диспечера по телефону о времени прибытия, отхода и проследования поездов, а также о других обстоятельствах, случившихся с поездами.

С 1927 г. в С. Ш. А. начали вводить новый тип, так наз. полной Д. с . Примером полной Д. с. может служить система, принятая на участке, длиною в 65 км, Огайской линии ж. д. New York General, на котором диспечер со своего механизированного распорядительного рабочего стола не только руководит движением поездов, но и обслуживает всю сигнализацию, управляя семафорами на всех станциях участка перед приближающимися к ним поездами, а также переводит входные стрелки на станциях. С этой целью все стрелки и семафоры на участке управляются посредством 26 рычажков на распорядительном аппарате диспечера. На вкл. листе, 1, показан общий вид этого аппарата, главнейшими частями к-рого являются: 1) расположенный на крышке автомат, отмечающий вертикальными линиями иа специальной графической таблице движение поездов по участку; 2) схематич. план путей перегонов, станций и разъездов всего участка (фиг. 1, верхний ряд), на котором диспечер фишками с нанесенными на них № поездов (фиг. 2) отмечает местонахожде-



;0.;;,;j{jl Щ1П!!6 i;f:;Qlp

lliiiilli

iiiililll lili

Фиг. 1.

ггие поездов па перегонах и станциях и на котором автоматически указывается положение всех управляемых диспечером стрелочных переводов; 3) световые указатели (фиг. 1, второй ряд), показывающие направление движения поездов и контролирующие положение стрелочных переводов ; 4) переводные рычажки на три положения (фиг. 1, третий ряд); 5) переключатели (фиг. 1, нижний ряд) для включения звукового сигнала, дополняющего показания светового указателя, а также для предупреждения возможности автоматич. открытия семафора в том случае, если дис-печер найдет нулс-ным задержать следующий поезд. Переводный рьгчажок в своем среднем положении соответствует закрытому семафору, в верхнем положении он устанавливает стрелку и открывает семафор для приема поезда на обгоночный путь, и, наконец, в нхгжнем по.т10жении устанавливает стрр.т1ку и открывает семафор д.:1я приема поезда на главный путь. Уведомление о месте следования поезда получается диспечером при помощи световых указателей, располоншиных непосредственно под изображением каждого стрелочного перевода на схематическ. плане; такой указатель начинает светиться, как только поезд вступает на короткий участок пути, па котором распо-лшкен стрелочный перевод, и гаснет, когда поезд вьпЧдет за пределы этого участка. Эти самые указатели дают также и контроль над стрелочными переводами-они кратковременно вспыхивают как в момент начала перевода остряков, так и в момент прижатия остряка к рамиому рельсу. Кроме того, в этот момент раздается звонок. Даваемая переключателем диспечеру возмолшость предщредить автоматическое открытие семафора на любой станции, т.е. закрыть его на длительное время, является бсиьшим достинсением, так как она позволяет диспечеру пропустить один поезд и задержать другой, без затраты па это заметного количества времепи. Д.яя того чтобы диспечер в любой момент мог знать, в каком направлении по данному перегону фактически двилется поезд, его распорядительный аппарат сиаблен указателями нанравления двил-сения, имеющими вид маленькой светящейся стрелки с острием, направленным в сторону двюкения поезда (фиг. 1, второй ряд). Стрелочные переводы на схематическом плане сделаны подвижными; они связаны с переводными рыт. э. т. V/.


Фиг. 2.

чажками так, что при перемещении рычажков в верхнее или нижнее пололгение они также перемещаются, при обратной ле постановке рычалша в среднее пололгеиие они остаются неподвижными. При этом они безошибочно показывают фактическое положение стрелочных переводов. Весь аппарат снабжен такой внутренней зависимостью между рычажками и контрольными элементами, что диспечер лишен всякой возможности своими действиями на аппарате создать небезопасное положение для поездов: если диспечер, по ошибке, сделает попытку совершить неправргльпое де11ствие, то эта попытка останется безуспешной.

в других спучапх диспечер учитывает каждый отдельный товарный вагон посредством намагниченных ста-иьных пластинок. Эти пластинки размещены иа той же диспечерской доске, на которой изображены схемы путей, при чем площадь каядой пластинки соответствует вместимости путей в вагонооспх. Для учета вагонов (отдельных или группы) у диспече11а имеются железные пластинки того ;ке масп1таба. Занятие вагонами путей на станциях диспечер отмечает. 1[:1кладывая соответствующее число вагоншлх пласти-iiOK на намагниченную пластинку данной станции и, т. о., получает полную наглядную картину целого диспечерского участка. Вагонные пластинки могут быть различного цвета в зависимости от типа вагонов.

Чаще всего, однако, Д. с. применяется в таком виде, что диспечер распорялаетсг движением поездов пе непосредственно, а через дел-сурпых по стап1щи, которые, получивши от диспечера те или иные указания, распоряжаются поездами па своей станции улге от своего имени. При этом все сношения по двияе1шю поездов между станциями имеют место полностью и производятся де-Лч-урными по станции за их ответствегпюстью.

Д. с. на дорогах СССР. На дорогах СССР Д. с. является еще новшеством, зарекомендовавшим себя с лучшей стороны. НКПС разработал широкий план диспечизации сети наших железных дорог, который постепенно осуществ.лястся, в особенности с того времени, как Трест заводов слабого тока стал изготов.71ять у себя приборы селекторной теле(юнной сети. На магистральных Л1пшях СССР Д. с. придана организация, могущая быть охарактеризованной в следующих чертах.

Диспечер доллсен хорошо знать все эксплоатационные особенности станций и перегонов своего участка и двилсения па нем поездов. Руководство движением диспечер производит при помощи отдаваемых им пи телефону распорялсений станциям. Д.71я успешного руковод1ггельства диспечер обязан:

1) вести лично соответственно ходу поездов исполнительный график двилгения поездов (вкладной лист, 2) или ж;е фишками отмечать на схематическом плане участка местонахождение поездов (вкладной лист, 3);

2) пользуясь этим графиком,иметь непрерывное наблюдение за движением всех поездов на своем участке и руководить им так, чтобы расписание поездов соблюдалось возможно точнее; 3) давать распорял-сения: а) о назначении поездов, б) об отмене поездов из числа назначенных в обращение, в) о замене одного поезда другим из числа назначенных в обращение и т. п.; 4) следить за работой распорядительных и узловых станций, для чего эти станции обязаны постоянно держать диспечера в курсе положения на



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 [ 137 ] 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155 156 157 158 159