Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений равную Мз д cos а, и сложим эту силу с только что полученной перпендикулярной к ней силой М2 sin а, то будем иметь в конечном итоге: 1) сумму всех сил инерции, действующих по направлению АО: J = (Mi+ Жа- ) i (cos а ± i cos 2а); д . -cosan 2) равнодействующую сил М m2-;.--sina: Т. о., все инерционные усилия системы поршня и шатуна разлагаются на две силы J яЕ (фиг. 4), Последнюю можно рассматривать как центробежную силу массы Mz , вращающейся на расстоянии В вокруг центра вращения О со скоростью v. Направление этой силы всегда параллельно кривошипу. Центр вращения О находится на расстоянии В-Х от центра вращения О кривошипа. Тангенциальные (касательные к окружности кривошипа) силы инерции слагаются из тангенциальных сил, производимых инерционными усилиями Pj поршня и сил Pg, Q и С шатуна. Сумма этих тангенциальных сил TTi-T-T-T.T, Подставляя сюда выралсение дляPj, получим \ 4L sin а -I- - sin 2а -f + iZ-sin3a + .sin4a).. Для тангенциальных сил, вызываемых поступательным двилением шатуна, имеем: (к 1 - sin а + - sin 2а + sin За + sin 4а Инерционные усилия Q качательного двилсения шатуна вызывают на кривошипе силы t3=Q--[-ccs(a + i9) = + sin 2а-f- L-l L sin 2a - sin 3a - sin 3aj ; sin (a + )S) = 3 sin a + sin4a Центробежные силы С шатуна вызывают на кривошипе касательные силы T,= C.sin(a + ;5)=M,-., sin а + + i Sin 2a -ь sin За-ь sin 4a) Таким образом, сумма всех тангенциальных сил имеет следующий вид: Т = + То + Тз -Ь + Ts = /Ci sin а + -Ь sin 2а + fcg sin За + fc sin 4а . Коэффициенты ki, к, к и к имеют значения, указанные в табл. 2. Определение равнодействующих инерционных усилий многоцилиндровых двигателей не представляет затруднений, если известны отдельные состав.г[яющие этих усилий для каждого цилиндра в отдельности. Приведенная табл. 2 дает ф-лы для этих равнодействующих для ряда случаев многоцилиндровых двигателей, у к-рых массы поршней и шатунов, а также ходы поршней для всех цилиндров одинаковы. Лит.: Г е л ь д Г. А., Судовые двигатели Дизеля, П., 1922; Левенсон Л. В., Кинематика механизмов, М., 1923; Д у б б е л ь Г., Двигатели внутр. сгорания, Одесса-М., 1927; Radinger L., Dampf-maschinen mit hoher Kolbengeschwindigkeit, 3 Auflage, Wien, 1893; L о г e n z H., Dynamik des Kurbel-getriebes, Lpz., 1901; H о r t W., Technische Schwin-gungslehre. В., 1922. Л. Мартене. ДИНАМИТ, одно из взрывчатых веществ (В. В.), в к-ром составною частью является мадтроглгиермя (см.). Впервые Д. для технич. применения был предложен в 1867 г. шведск. инж. А. Нобелем, производившим опыты с напитыванием нитроглицерином нористых инертных веществ, напр. угля, кремнистых земель, бумаги.В таком виде нитроглицерин, не теряя взрывчатых свойств, оказался удоб-ньпл для подрывньгк целей, сравнительно безопасным и малочувствительным к ударам. Как сам Нобель, так и другие изобретатели В. В. применяли не только различные инертные поглотители, но таюке-и деятельные, т. е. такие, к-рые сами способны гореть или взрываться; поэтому все Д. разделялись на два основных класса: 1) Д. с инертным основанием и 2) Д. с деятельным основанием. В настоящее время, вследствие большого разнообразия видов Д., различающихся своим составом и назначением, может быть принята следующая классификация, приведенная в труде Ф. Наума (Ph. Naoum). 1) М е х а-нические смеси: а) Д. с недеятельным или пассивным основанием (кремнистые породы-кизельгур, измельченные шлаки, кирпич, слюда, углемагиезиальиая соль и другие), б) Д. с деятельным основанием (опилки, уголь, селитра). 2) Взрывчатые желатины: коллоидная система из нитроглицерина и растворенной в нем нитроклетчатки. 3) Желатинообразные Д., представляющие собой смеси взрывчатой желатины с селитрсй, древесной мукой, отрубями-веществами, наз. поглотителями или наполнителями. 4) Труднозамерзаю-щие и незамерзающие Д., в к-рых нитроглицерин частично заменяется ароматическими нитропроизводными; иногда вместо нитроглицерина берут динитроглице-рин, динитрохлоргидрин и иитрогликоль. 5) Безопасные (предохранительные) Д., в к-рых хотя главной составной частью и является нитроглицерин, введенный в же-латинообразном виде (с коллодионным хлопком), но вследствие особых примесей эти Д. не воспламеняют рудничного газа и угольной пыли. 6) Д. с незначительным содержанием нитроглицерина, ког торый служит лишь для обеспечения детонации. Из этих сортов различают: а) В. В. с аммиачной селитрой в виде основания и с содержанием 4% нитроглицерина; б) безопасные для рудников-полупластичные В. В. с кислородными соединениями и с содержанием 4-12% нитроглицерина. Основные техническ. требования, предъявляемые к Д., следующие: 1) содержание влаги в Д, не д. б. более 1%; 2) при испытании химич. стойкости Д. должны выдерживать пробу Абеля (см. Взрывчатые вещества) при 75° в течение 10 м.; 3) Д. должны выдерживать пробу на эксудацию при 30-33° в течение 144 час; 4) должны давать полную детонацию 5 патронов, уложенных в стык; 5) гремучий студень и студенистый Д. испытывают на бризантность в бомбе Трауцля; 6) гризутины и порошкообразные Д. испытывают на бризантность с применением свинцовых цилиндров. Размеры динамитных патронов: диам. 23±2 мм и 30 + 2 мм, длина 100-120 мм и 110-120 мм, средний вес патронов 67-69 з и 103-106 г. Гремучий студень и студенистый Д. патронируют в пергаментную или парафинированную бумагу; гризутины и порошкообразные Д. патронируют в двойную бумагу и, кроме того, парафинируют. На патронной бумаге должно быть указано: название завода, сорт и состав Д., год изготовления и Л ящика. Динамитные патроны упаковывают в картонные коробки в количествах, соответствующих их диаметру и среднему весу, с тем, чтобы вес патронов с бумагой в одной коробке равнялся 2,5 кг. Каждую коробку обертывают бумагой и перевязывают шпагатом. Коробки по 10 штук упаковывают в деревянные ящики, в которые вкладывают печатную инструкцию для употребления Д. и обращения с ним. На ящиках ставят установленные надписи. Главнейшее применение Д. следующее: 1) гремучий студень-для разработки самых крепких пород: гранита, гнейса и других; 2) студенистые Д. 83%-ные-для самых крепких пород, 63%-ные-для крепких пород и 40%-ные-для менее крепких пород-в каменоломнях, при мелиоративных и хозяйственных работах; 3) гризутины: 29%-ные- в газовых рудниках для твердых пород, 20%-ные-в газовых рудхшках для более мягких пород, 12%-ные-в газовых рудниках при разработке угля; 4) 12%-ные порошкообразные Д.-при различных работах на открытом воздухе. Лит.: Naoum Ph., Nitroglyzerin und Nitro-glyzerlnsprengstoffe (Dynamite), В., 1924; Сухаревский М. Я., Взрывчатые вещества и взрывные работы, М., 1923; Ост Г., Химическая технология, Л., 1927; Stettbacher А., Die Schiess- und Sprengstolfe, Lpz., 1919; Escales R., Nitroglyzerin und Dynamite, Lpz., 1908; Kast H., Spreng-u. Zundstoffe, Brschw., 1921; C о 1 v e r E., High Explosives. A Practical Treatise on Their History, Manufacture, Properties and Use, New York, 1918; M a r-s h a 1 1 A., Explosives, v. 1-2, L.. 1917; Weaver E., Notes on Military Explosives, New York, 1917; Daniel J., Poudres et explosifs. Dictionnaire des matieres explosives, Paris, 1902. H. Довгепввич. ДИНАМНАЯ СТАЛЬ, мягкий магнитный материал, характеризуемый высокой магнитной нроницаемостью и малой коэрцитивной силой (см. Магнитные материалы), употребляется в электропромышленности в л иТ. Э. т. VI. том, кованом и прокатанном виде. Первые два вида Д. с. применяются для тех частей магнитной цепи в электрич. машинах и аппаратах, по к-рым проходит постоянный магнитный поток и от к-рых требуется высокая механическая прочность. Л и т а я Д. с. применяется в динамострое-нии гл. обр. для ярма электрич. машин (см. Спр. ТЭ). Для устранения в стальных отливках внутренних натяжений, для улучшения структуры и,следовательно, механич. и магнитных свойств стальное литье отжигается при 900-950°. Взамен стального ли тья в качестве более дешевого материала применяется также литье из серого чугуна, в к-ром весь углерод по возможности должен быть в форме графита. Кованая Д. с.применяется для вращающихся частей электрич. машин, которые делают очень большое число оборотов (роторы). Соответственно с предъявляемыми к этим частям требованиями в отношении их механич. и магнитных качеств, их изготовляют из стали углеродистой, никелевой или хромоникелевой и сообщают им отжиг или закалку и отпуск. Второй вариант термич. обработки предпочтителен для повышения механич. качеств, но менее благоприятен в отношении магнитных свойств. Вообще кованая Д .с. как материал более однородный обладает лучшими магнитя, свойствами по сравнению с литьем. Вместо поковок применяют таклсе детали из ковкого чугуна, обладающего лучшими магнитн. свойствами, чем применяемый обычно литой серый чугун. П р о к а т а н и а я Д. с, к-рая иногда называется также железом, применяется в электропромышленности в виде полос и листов (2-1-0,5 мм толщины); в последнем случае, согласно нормам Центр, электротехн. совета, листовая Д. с, толщиною 0,5 мм относится к разряду листовой электротехнической стали, находящей весьма широкое применение для всех тех частей электрич. машин и аппаратов, которые подвергаются действию переменного магнитного потока; это влечет за собой потерю энергии в виде выделяющегося в таких частях тепла гистерезиса и тепла, развиваемого паразитными токами Фуко, ослабляющимися с уменьшением толщины изолированных друг от друга листов материала. В настоящее время прокатанный материал начинают применять в производстве электрич. машин для изготовления ярма, плит и других деталей взамен отливок и даже для частей роторов взамен поковок. Вопросы производства, термической обработки, механич. и магнитных свойств листовой электротехнической стали, в частности листовой Д. с, см. Электромашиностроение, в. Волков и Н. Минкевич. ДИНАМОМАШИНА постоян.тока имеет назначением, работая в качестве генератора, преобразовывать механич. энергию в электрическую. Генератор постоянного тока, в от.11ичие от генератора переменного тока (см.), слулшт для образования электрического тока, текущего постоянно в одном и том же направлении (вместо постоянный ток иногда говорят прямой ). Д., работая в качестве двигателя, служит д.тя преобразования электрическ. энергии в механическую. Генератор и двигатель постоянного тока- машины обратимые: работая в качестве генератора, Д. стремится превратиться в двигатель, развивая момент вращения, противодействующий направлению двюкения соединенного с ней механич. двигателя (паровая машина, дизель и проч.); работая же в качестве электродвигателя, она стремится одновременно работать в качестве генератора, развивая в цепи якоря напряжение в направлении, противопололшом текущему в нем току. Преобразование механич. энергии в электрическую и обратно происходит в якоре машины, в то время как другие части имеют назначением обеспечить эту деятельность якоря. Постоянный ток можно получить двумя методами: 1) путем равномерного вращения провода в однородном (гомогенном) магнитном поле, вокруг одного из полюсов магнита; 2) путем вращения витка в магнитном поле, образуемом двумя магнитами, с последующим выпрямлением полученного таким образом переменного тока в постоянный при помощи коллектора. Униполярная машина. Машины, образующие постоянный ток по первому способу, называются униполярными, или гомополярными. Принцип действия их покоится на известном опыте Фарадея (фиг. 1): провод АВ, укрепленный на контактных кольцах, вращаясь вокруг одного из полюсов магнита, пересекает магнитный поток постоянно в одном и Фиг. 1. том же нанравлении, вследствие чего в проводе индуктируется постоянная эдс, и во внешнюю цень передается постоянный ток при помощи неподвил;ных щеток С ч D, скользящих по контактным кольцам и So. Несмотря на чрезвычайную простоту униполярной машины и большой интерес к ней со стороны изобретателей, практич. применение (сравнительно ограниченное) получила лишь униполярная машина системы Е. Нег-герата, строившаяся General Electric С°. 1ри равномерном движении провода, длиною I см, со скоростью v см/ск, в потоке магнитной индукции В, в проводе наводится электродвижущая сила (в V) е=В -l-v 10-8. Магнитная индукция и окружная скорость практически ограничены определенными предельными величинами: в литой стали В, примерно, 16 ООО гаусс и г в стальных роторах от 120 до 150 mjck. Длина провода /, соответствующая ширине полюса, в свою очередь, ограничена размерами машины. С увеличением ширины полюса I приходится увеличивать диаметр D ротора, для того чтобы пропустить через него магнитный поток Ф. Так как В=л D ~ В, 4 ~ - 2 ТО ширина машины и активная длина прово- да i = ~ ; при длине провода в 20 сл* уле подходим к максимальным диаметрам ротора, допускаемым при 3 ООО об/м. При параллельном включении проводов между двумя контактными кольцами эдс достигла бы при сохранении вышеуказанных предельных величин всего 100-120 V. Неггерат соединил провода последовательно через контактные кольца, щетки и неподвижные провода, проходящие через полюс индуктора (фиг. 2). В виду больших окружных скоростей стальных контактных колец проблема снятия тока весьма сложна. Медные щетки изнашиваются в течение 24 ч. работы на 12-75 мм, что заставило ввести в них прослойки из стальных пластин. GEC вынолнен ряд униполярных Фиг. 2. машин как для электролитич. целей с малым напряжением (6V) и большой силой тока (8 ООО А), так и для электрич. центральных станций, мощностью до 2 ООО kW и напряжением от 200 до 600 V при 900 об/мин. Униполярная машина допускает значительные мгновенные перегрузки (до 200%), хорошо держит нанряжение и имеет такой же кпд, как и кол.текторная машина постоянного тока (фиг. 3), так как повышенные механическ. потери от joo трения компенси- до во 40 20 руются минимальными электрическими . Униполярная машина обратима и может работать как двигатель. Фиг. 3. Несмотря на частичный успех машины Неггерата, следует, однако, признать, что проблема создания дешевой, надежной и требующей малого ухода униполярной машины еще не разрешена.* Коллекторная машина. Последовательное соединение проводов без посредства колец внутри якоря, так чтобы наводящиеся в них эдс складывались, возможно лишь в изменяющем свою силу магнитном потоке. Получаемый переменный ток, изменяющийся по закону синуса, выпрямляется, по предложению Пачинотти(1860 г.) и Грамма (1870 г.), путем замены контактных * Следует, однако, предостеречь от же.лания построить униполярную машину с обмоткой без сколь-3HHjHx контактов. Это принципиально невозможно в такой же мере, как и построение вечного двигателя.
|