Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений больше ймм и нижний (ш:зший) сорт-отd мм до 0. Если требуется получить больше двух сортов, то применяется многократное Г. на нескольких решетах, при чем Г. на п решетах дает п + 1 сортов. Порядок многократн. Г. может быть двоякий: сперва получают более крупные сорта, а потом мелкие, или наоборот. В первом случае последовательные решета имеют постененно убывающие диаметры отверстий, при чем верхний сорт на каждом решете будет продуктом определенного размера, а нижний-смесью всех остальных сортов. Операция эта повторяется до тех пор, пока при последнем Г. не получатся 2 последних, наиболее мелких сорта. Во втором случае последовательные решета располагаются с постепенно возрастающими диаметрами отверстий, и процесс идет в обратном направлении. 1-й способ обыкновенно дает более точные результаты, чем 2-й, и применяется, напр., при классификации, предшествующей мокрому обогащению, или при обработке твердых кварцевых руд, твердого донецкого антрацита и пр. 2-й способ имеет некоторые преимущества конструктивного характера и применяется при сортировке и классификации хрупких каменгатх углей, при подготовительной классификации для дробления и пр. В нек-рых случаях, в особенности при Г. мелких сортов (классов), оно сопровождается орошением материала водой из брызгал. Аппараты, на к-рых производится Г. (грохота), разделяются, по действию, на неподвижные и подвижные; по форме решета-на плоские, барабанные и ленточные; по роду решета-на колосниковые и решетчатые (сетчатые). Бывают еще простые переносные решета. Плоские подвижные грохота по роду своего движеьшя разделяются на: продольные, поперечные, круговые в вертикальной плоскости и круговые в горизонтальной плоскости. Производительрюсть грохотов и степень совершенства сортировки в значительной степени зависят от характера качания грохота, при чем, чем длиннее путь, совершаемый рудой по грохоту (при одинаковых прочих условиях), тем производительность грохота меньше и тем совершеннее сортировка. Неподвижные грохота, только плоские, колосниковые или решетчатые, устанавливаются с значительным уклоном (3045°) и применяются для самостоятельных операций па рудниках с небольшой производительностью для вспомогательного Г. в первой стадии дробления твердых руд. П.лоские подвижные грохота бывают наклоненные и горизонтальные. Принцип действия подвинспых плоских грохотов основан на том, что ускорение грохота передается руде до тех пор, пока вызываемая им сила инерции не превзойдет си-ты трения руды о грохот; как только это случится, руда начинает самостоятельное движение по грохоту. Таким образом, при неравномерном движении грохота с некоторым ускоре-1шем в одну сторону, достигается перемеще-1ше руды вдоль грохота и ее просеивание. Фиг. 1. Колосниковые подвижные грохота бывают с продольным и поперечным расположением колосников, имеющих форму поставленных на ребро железных полос, иногда с боковыми отростками, придающими поверхрюсти решетчатый вид, или по.яос коробчатого же-ле.за, с продыряв-леннылги отверстиями, или же, наконец, форму цилиндрических валиков. В первых двух типах колосники связываются в две качающиеся системы, сообщающие волнистый характер движению поверхности грохота (грохот Бриана, Зельтнера); в третьем-цилиндрические колосники имеют вращательное движение и, благодаря выступам на своей поверхности, обусловливают процесс Г. (калибровый грохот Дистль-Суски). Колосниковые грохота особенно пригодны для Г. крупных сортов вообще и, в частности, благодаря спокойному действию и незначительному дробящему влиянию, для сортировки хрупкого материала. В решетчатых подвижных грохотах решета приготовляются из железных или стальных листов Фиг. 2. Фиг. 3. с просверленными или штампованными отверстиями, слегка расширяющимися книзу (во избенсание застревания кусков), круглой, квадратной или прямоугольной формы, или имеют вид проволочных сеток. По роду движения различают качающиеся и вибрирующие грохота. На фиг. 1 представлена схема продольного грохота (английского): Фиг. 4. грохот качается на парных подвесных тягах Ь около неподвижных шарниров о; качания передаются от приводного вала w посредством эксцентриков и парных шатунов s. На фиг. 2 дана схема поперечного грохота (немецкого). Качание передается от одного вала W двум грохотам, расположенным по обе стороны вала. На фиг. 3-продольный круговой грохот Баумана;верхний конец его наглухо соединен с эксцентриком, насалсен-ным на вал w. Нижний конец грохота подвешен иа тяге I к шарниру. Для Г. мелких сортов угля применяются горизонтальные круговые грохота (например, Зельтнера, Кокса, Гумбольта, Феррариса). На фиг. 4 показана конструкция грохота Феррариса с нижним подвесом. Грохот А установлен на 6 пружинящих рычагах С из букового или ясеневого дерева; деревянная эксцентриковая тяга ОВ соединена с грохотом жестко при помощи стальной упорки на болтах!), могущей слегка пружинить. Такая конструкция дает в начале и в конце каждого хода толчок, усиливающий встряхивающее действие грохота. Вибрационные грохота состоят из проволочной сетки, укрепленной наглухо по краям. Сетка от специального ударного механизма получает быстрые вибрирующие движения, наподобие натянутой струны. В вибрационном грохоте Hummer-Sieb (фиг. 5) Фиг. 5. быстрые качания натянутой металлич. сетки а получаются от сильного электромагнита б, питающегося перемеиньш током в 15 пер. Каждое качание прерывается ударом о пластинки с, чем достигается сильное встряхивание материала, способствующее просеиванию его через отверстия грохота. Вращением колеса d можно во время работы грохота регулировать амплитуду его качаний. Проволочная сетка naTHHyte так туго, что при наибольшей нагрузке невозмож;но провисание ее. Наклон грохота 28-35° и м. б. легко изменен. Приводной механизм заключен в непроницаемую для пыли коробку. Производительность достигает 100-150 т в 24 часа на поверхности грохота при величине отверстий в 1 мм. Грохота этого типа применяются для классификации мелких руд (в понеречнике 1-5 мм) и для подготовки материала к сухим процессам обработки (например, электромагнитное или электростатическое обогащение). Барабанные грохота бывают цилиндрические, устанавливаемые с небольшим уклоном, и конические; первые состоят из свернутых в виде цилиндра листовых или проволочных решет. Концентрические сочетания барабанных грохотов не позволяют использовать всю поверхность каждого барабана, и грохочение на них менее точно. Грохочение в Фиг. 6. барабанных грохотах происходит от того, что при медленном вращении барабана материал, загруньаемый в верхнем конце его, перекатывается по внутренней поверхности, описывая винтовую линию, и вследствие наклона оси или конусности грохота постепенно двигается к переднему концу его. Ленточные грохота имеют бесконечную ленту в виде проволочной сетки, перемещающейся по двум барабанам (роликам); материал загружается сверху и проходит через отверстия сетки под влиянием сильной струи воды из брызгал. Грохота этого типа применяются только для мокрого Г. (для очень мелких зерен-не крупнее 0,5 мм). В грохоте Каллов (фиг. 6) загрузка материала производится питателем Ь; материал на движущейся ленте а подвергается действию струй воды из брызгал е. Мелкие зерна, прошедшие сквозь отверстия сетки, собираются в жолобе / и уводятся в сторону; более крупные, оставшиеся на ленте, смываются в воронку h брызгалом д. Обычно на грохоте поставлены две ленты параллельно; одна из них является запасной; ширина их 61 см, расстояние между осями роликов 1,2 м. Скорости движения ленты 15-30 м в минуту. Производительность за 8-часовой рабочий день ок. 43 т/м- поверхности грохота, при отверстиях в 1 мм. Расход воды 55-90 л в 1 минуту. Г. применяется также для сортировки по крупности песка, гравия, щебня для строительных нужд (бетон) и водоочистительных фильтров. Для просеивания щебня и удобной погрузки его в вагонетки применяется устройство, показанное на фиг. 7. Производительность плоских подвижных грохотов выражается формулой: Qt=3,6- г;= 3,6 В h - у - v , где производительность в т/ч, G-вес руды, лелсащей на грохоте, в кг, L-длина грохота в м, V-относительная скорость в м/ск руды по грохоту в сторону подачи Фиг. 7. (вдоль грохота), (л-коэфф-т разрыхления движущейся массы руды, В-ширина грохота в ж, h-толщина слоя руды в м, у-уд, вес руды в кг1м. В среднем можно принять, что на 1 м площади решета возможно в 1 час отсортировать около 9 м крупной руды (>70 мм в поперечнике), около 5,5 м средней руды (30-70 мм), 3,8 м крупного песка (> 1 лгж) и только 1,8 м мелкого песка (<1 мм). Производительность барабанного грохота в кг1ск определяется по формуле: где гр-коэффициент разрыхления движущейся массы материала, /-вес единицы объема ее в кг/м, Vq-средняя скорость подачи в м/ск, F-площадь движущегося слоя материала в м. Производительность в т/ч: = iW = 3>б<9 = 3,6гр. у .щ npntp=0,8 = 0,6/ п tg 2а где R-радиус барабана в м; h-толщина слоя руды в м; а-угол наклона оси барабана; п-число об/м. Расход мощности на приведение во вращение барабанного грохота определяется по формуле: 21 500 где G-вес барабана со всеми его частями в кг, Go-вес находящегося внутри него материала в кг, R-внутренний радиус барабана в м, п-число об/м., принимаемое обычно в пределах от до 4- . У R V R Лит.: Хмелев П. П., Сортировка-мойка для песка и гравия, М., 1907; Корзухин И. А., Механическая обработка полезных ископаемых, СПБ, 1908; Ж и т к е в и ч Н. А., Бетон и бетонные работы, СПБ, 1912; Чечотт Г. О., Проектирование и устройство простейших сортировочных для обогащения каменных углей, М., 1923; Левей сон Л. Б., Машины для обогащения полезных ископаемых. Плоские подвижные грохота, их теория, расчет и проектирование. Труды Ин-та мех. обраб. полезн. ископаемых, вып. 1, Л., 1924; его ж е. Барабанные грохота, их теория, расчет и проектирование, там же, вып. 5, М., 1927; Peele R., Mining Engineers Handbook, N. Y., 1927; ProchaskaE., GoalWashing, N. Y., 1921; Lister J. E., The Screening a. Grading ol Materials, L., 1924; Holbrook E. A. a. Eraser Т., Screen Sizing of Coal, Ore and other Materials. Wsh., 1925. Д. Цейтлин. ГРУББЕР, СМ. Экстирпатор. ГРУЗОВОЙ поЦЪЕМНШ,см.Подъемники. ГРУЗОВЫЕ АВТОМОБИЛИ предназначаются для перевозки грузов. Грузоподъемность Г. а. выражается в тоннах и называется тоннажем автомобиля. Тоннаж современных Г. а. устанавливается в пределах от 0,5 до 7,5 и даже до 10 т. Если собственный вес автомобил;я равен Q т, а его грузоподъемность равна Р т, то общий вес автомобиля в груженом состоянии а. = = Q + Р. Для современных Г. а. отношение весов Q колеблется в пределах от 0,50 до 1,1, при чем верхний предел относится к Г. а. большего тоннажа. Потребное для движения Г. а. тяговое усилие па ободе ведущих колес значительно выше тягового усилия легковых автомобилей. Для Г. а. малого тоннажа може-го использовать шасси легкового автомобиля, так как благодаря сравнительно невысоким значениям Q ш Р имеется возмонность за счет уменьшения скорости движения достичь уве. л.pa c.af.opg личения тягового 0,75-гпотого грузовика Фиат SOSfi усилия и получить достаточно быстроходный, легкий грузовик, в таких полугрузовиках и грузовиках, тоннаж которых немногим превышает 1 т, моторы совершенно одинаковы с моторами легковых автомобилей (фиг. 1 и 2). Мотор грузового автомобиля развивает требуемую мощность при сравнительно невысоком числе оборотов. Быстроходный, или многооборотный, двигатель потребовал бы значительного услол- J0O0 1400 7300 2200 2600 3000 Число оборотов в Imum. Фиг. 1. нения ряда передаточных механизмов для получения необходимого для Г. а. тягового усилия на ободе ведущих колес. Обычно в моторах грузовых автомобилей число об/м. коленчатого вала, соответствующее максимальной мощности, бывает от 1100 до 1 800 (фиг. 3 и 4), в отдельных случаях доходя до 2 ООО-2 200. При равной мощности, мотор Г. а. обладает б6.яьшими основными размерами (диам.цилиндров и хода поршня), чем мотор легкового автомобиля, ббльшим, чем у последнего, весом, приходящимся на единицу мощности, и, наконец, меньшей мощностью, получаемой с каждого литра рабочего объема ци- j/)ai<mep!Jcmuifa т/пора t 7,£-тонного грузовика,. Фиат 507Ф Фиг. 2. линдров (удельная мощность). Степени сжатия для тех и других моторов не отличаются резко между собой. Все улучшения, касающиеся отдельных деталей двигателя (напр., съемные головки цилиндров, поршни из легкого металла и пр.),успешно применяют в тех и других. Пониженным числом оборотов объясняется ббльшая долговечность моторов Г. а. Наиболее расиространенным типом мотора Г. а. является 4-цилиндровый мотор; 6-цилиндровые двигатели, требующие более сяожного ухода, распространены значительно меньше (-33%). В отношении расхода горючего моторы Г. а. являются менее характеристика 4.ииликр. катара экономными, чсм 5-тониого грузовика Лаймлер-Беии (mu.lL 5) ш ffo iw т юоогш ш> Vucjo оборотов в!мим. Фиг. 3. моторы современных легковых автомобилей. Вследствие тялселых условий работы Г. а., механизм сцепления, передающий крутящий момент двигателя, д. б. выполнен значительно бо.яее солидно. Однодисковое сцепление, по.яучившее в последние годы широкое применение в легковых автомобилях, в Г. а. распространено реже и встречается гл. обр. на машинах с грузоподъемностью, не превышающей 2/2-3 т. Большое распространение находит многодисковое сцепление (88%), к-рое можно считать типичным для современного Г. а. Конус, почти исчезнувший в легковых автомобилях, применяется на Г. а. и в настоящее время, гл. образом, на машинах большого тоннажа. Коробка скоростей отличается от обычного типа коробки скоростей легковых автомобилей лишь размерами отдельных деталей и большими передаточными числами, получаемьши при отдельных парах шестерен. В целях возможности двиления негруженого автомобиля с большей скоростью, чем при движении с грузом, в нек-рых грузовых автомобилях коробка скоростей имеет повышенное число передач (4-8) по сравнению с наиболее распространенным (3-4). Коробка скоростей располагается или в блоке с мотором или отдельно от него;
|