Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Графическое определение перемещений Кроме того, в кино нередко применяется ирисовая Д., расположенная на том или ином расстоянии перед объективом, т. п. американская, или концентрическая Д., к-рая при закрывании затемняет, как бы тушует, не весь снимок сразу, а постепенно от краев внутрь, так что середина остается до конца ясной в постепенно смыкаюшемся с размытыми краями кружке. Такая Д. (см. фиг. 5-конструкция известной америк. фирмы Белл и Гауел) обычно располагается на особом супорте, прикрепляемом или К штативу или к передней стенке аппарата, и соединяется с аппаратом складным тубусом для уничтожения вредных засвечиваний и рефлексов. За последнее время Фиг. 5. широко входят в упо- требление такие Д. с прозрачными или полупрозрачными лепестками, сделанными из белого или неокрашенного целлюлоида. Д. в зрительных трубах и микроскопах см. Зрительная труба, Микроскоп. Лит.: Ф о г е л Ij Э., Карманный справочник по фотографии. Руководство для фотографов-любителей, И издание, М.-Л., 1928; Энглиш Е., Основы фотографии, М.-Л., 1927; Лобель Л., Техника кинематографии, М.-Л., 1926; Pliotographischer Notiz-Kalender , Halle, ab 1911; Vogel E., Taschenbuch d. Photographic, 39 Aufl., В., 1927. ДИВИНИЛ, бутадиен, винил-этилен, эритрен, CHgiCH-CHiCHg, газ, с характерным запахом; горит коптяшим пламенем; его t°Kun., указываемая различными исследователями, разная: от -5 до--1°; в чистом виде получается через тетрабромид, представляю-ший собой твердое кристаллическ. вешество с t°nA. -fll8°. Д. может служить исходным материалом для синтетического каучука. Лит.: см. Каучук синтетический. ДИЛАТОМЕТРИЯ, метод исследования свойств веществ, основанный на их расширяемости от нагревания. Первоначально задачей Д. было только определение коэфф-та теплового расширения, гл. образ., жидких и твердых тел. В самое недавнее время дилатометр ич. метод получил в отношении к металлам, металлич. сплавам и огнеупорным изделиям широкое применение для изучения пололеения точ.ек превращения, явлений закалки стали, роста чугуна (см. Термическая обработка металле в)-вообще всех явлений, сопровождающихся резкими изменениями объемов. Приборы, применяемые в Д., называются дилатометрами. При исследовании расширения жидкостей применяется, гл. обр.,дилатометр Оствальда, состоящий из трубки с рядом вздутий, емкость к-рых заранее известна. Трубка заполняется испытуемой жидкостью до определенной черты, при нагревании же прибора жидкость заполняет трубку до того или иного ее вздутия. Средний коэфф. расширения определяется как ф-ия i°вида: at=ao-fajf-b +аг1; коэфф-т расширения а при темп-ре t определяется как ф-ия t° вида: а = о + 2,at + 3aJ2 . Применяется такке и весовой дилатометр. Т. Э. т. VI, Для определения коэфф-та расширения жидкости этим способом пользуются формулой: P,(l + a,0=Po(l + iStO, где Ро и Pj-веса жидкости, наполняющей сосуд при 0° и t°, и /3-средние коэфф-ты расширения жидкости и стекла между 0° и t°. Проделав опыт со ртутью, для к-рой известно, находят /9; повторив опыт с испытуемой жидкостью, находят для нее а. В отношении твердых тел, в частности металлическ. сплавов, Д. преследует две цели: 1) изучение расширения разных сплавов в пределах определенной Г-ной зоны и нанесение кривой: коэфф. расширения-состав (атомный или весовой); 2) изучение расширения сплавов определенного состава в функции от t° и выявление тем самым точек нре-вращення, соответствующих ненормально-стям в ходе теплового расширения изучаемого сплава. При исследованиях 2-го рода дилатометр, испытания позволяют иногда кон-статирова,ть превращения, сопровождаемые таким небольшим тепловым эффектом, что его не удается уловить обычн. методом термического анализа. Чаще всего при дилато-метрич. испытаниях определяют не абсолютное значение коэфф-та расширения, а разность между тепловым расширением изучаемого образца (металлический предмет или образец огнеупорного материала) и эталонов (керамет. изделия, кремнезем, специальные сплавы), тепловое расширение к-рых не представляет неиормальностей в изучаемом интервале Г. На ось абсцисс в этом случае наносится i°, а на ось ординат-разность расширений. Получается дифференциальная ди-латометрич. кривая, на к-рой можно заметить все ненормальности в расширении изучаемого металлическ. сплава. На этом принципе основан наиболее распространенный в данное время дифференциальный дилатометр Шевнара. Ряд исследований, произведенных самим автором прибора, Портвеном, Голубиновым и др., привел к количественному определению склонности чугуна к гра-фитизации, к возможности классифицировать сорта стали в зависимости от их способности менять объем при закалке, к уточнению t° превращения кварца в тридимит, т. е. к разрешению задач, имеющих огромное практич. значение. В частности, Д. позволила установить точные пределы существования инвара, т. е. сплава железа с 36% никеля, почти не обладающего тепловым расширением, элинвара, т. е. сплава железа с 34% никеля и 12% хрома, с пичтоненым тепловым коэфф-том упругости, платинита-сплава железа с 46% никеля, обладающего свойством припаиваться к стеклу. С помощью дифференциального дилатометра проверены и установлены истинные коэффициенты расширения разных металлов в пределах от -195° до -f 1 100°. Кроме дилатометра Шевнара, существует несколько менее распространенных дилатометров (Обергоффера, Хонда, Стеблейна и других). Лит.: Хвольсон О. Д., Курс физики, т. 3, стр. 102, Берлин, 1923; G пег tier W., Metallo-graphie, В. 2, Т. 2, Abschn. 5, Lfg. 1, 2, В., 1924- 1926; Chevenard P., M6tliodes de recherche et de contr61e dans la metallurgie de precision, Paris, 1923; RM , 1922, p. 546, 1925, p. 357, 1926, p. 92; 3t. Ц. \Ш, p. 10b 14, Л. Дяугач, Д ИЛ Ю ВИ Й, отложения ледникового периода. Значительная площадь европейск. части СССР покрыта этими отлолгениями. Д. не обнаруживает правильных напластований и представляет раздробление горные породы, захваченные ледником на пути своего движения и отложенные на местах таяния в виде моренных глин с песком, галькой и валунами (конечные морены). Этим объясняется то явление, что среди галечников и валунов преобладают криста.члич. породы Скандинавии, Финляндии и Карелии. Многочисленные потоки, образовавшиеся при таянии ледьшка, перемывали моренные отложения и отлагали перемытый материал в виде галечников, песков, глин и суглинков (флю-вио-гляциальи. отложения). Моренные глины и суглинки идут для производства кирпичей. Пески и галечники разрабатываются для строительных целей. Валуны дикарь идут на мощение мостовых и шоссейную щебенку. Лит.: к р о т о в п., Следы ледникового периода в с.-в. части Европейской России и на Урале, Казань, 1885; К р и IU т о ф о в и ч II., Строение ледниковых отложений иа территории Ковенской, Гродненской и Виленской губ., Ежегодник по геологии и минералогии России , Варшава, 1896, т. 1; Боголюбов Н., о фазах межледниковой эпохи Мос1;овской губ., там же, 1907, т. 9, пып. 1--2; М и р ч и н к Г., После-третичные отложения Черниговской губ. них отношение к аналогичным образованиям остальных частей Европ. России, Вести. Моск. горн, акад. , М., 1923, т. 2, вып. 1. П. Топольницкий. ДИМЕТИЛАНИЛИН, диметил фе НИ л-а м и и, СбН5К(СНз)2, третичн. амин, бесцветная в чистом состоянии, буреющая на воздухе ЛШДКОСТЬ с t°Kun. 193° и Гзает. +0,5°, удельного в. 0,962 нри 15° Продал- ный технич. Д. содержит различное количество примесей, гл. образом, монометил-анилина. В виду близких точек кипения последнего и Д., для испытания чистоты Д. пользуются его свойством, в отличие от мо-нометиланилина, не вступать в реакцию с уксусным ангидридом. Для этого наблюдают изменение t° при смешении Д. с уксусн. ангидридом. Технически годный Д. при смешении 4 см его с 2 см уксусного ангидрида не должен повышать температуру больше чем иа 1° [*]. Д. полается при действии хлористого метила или метилового спирта на ашмин. В виду дороговизны первого, в технике употребляется исключительно метиловый спирт. Для облегчения и ускорения процесса реакция ведется под давлением и в присутствии катализаторов. Таковым чаще всего слулшт серная к-та. В автоклав Р], снабженный мешалкой и масляной баней, Загружают равные по весу количества свежеперегнанного анилина и метилового спирта, предварительно смешанного с 10% (по весу) серной кислоты 66°Вё. Медленно нагревают содержимое автоклава до 190°, при чем давление, медленно подгпгмаясь до 10 atm, делает резкий при этой t° скачок и доходит до 30 atm. Затем, подняв i° д,о 200-210°, выдерживают при ней ок. 6 ч., после чего автоклав охлаждают и отгоняют из него непрореагировав-ший спирт, к-рый был взят в избытке. После этого содержимое автоклава передавливают в котел для нейтрализации, куда загрула-ют необходимое количество едкой щелочи. В нейтрализациопном котле происходит пе только нейтрализация серной к-ты, но и омыление получившегося от присоединения метилсульфата к Д. четвертичного аммонийного основания, для чего смесь в нейтра.71иза-ционном котле нагревают в течение 5 ч. до 170° при давлении 8-10 atm. Затем вторично отгоняют получившийся при омылении метиловый спирт и пропусканием водяного пара перегоняют Д. Последний из смеси с водой высаливают поваренной солью, отделяют и очищают перегонкой в вакууме. Выход достигает 94% теоретического. Более рентабельным является ведение процесса с целью получения смеси монометиланили-наи Д., что достигается уменьшением количеств взятых в реакцию метилового спирта и серной к-ты. Реакционную смесь непосредственно в автоклаве омыляют и обрабатывают хлористым бензилом, при чем в реакцию с последним вступает лишь мономе-тилацилин, образуя метилбензиланилин; последний, в отличие от Д., не перегоняется с водяными парами, чем достигается их разделение. Очистка Д., как и метилбензиланилина, достигается перегонкой в вакууме. Получение Д. [ ] протекает в присутствии каталитически действующего иода при нагревании под давлением анилина с метиловым спиртом. Аналогично получению Д., лишь с некоторым изменением в деталях, протекает получение и д и э т и л а н и л и н а. Д.-весьма валсный промежуточный продукт для получения раз.чичиых красящих веществ Д. является азокомпонентом для синтеза азокрасителей, как, напр., желтого для масла и г е л и а н т и н а (метилоранж). Весьма большое применение Д. имеет при синтезе ди- и трифенилметановых красителей, в частности аурамина, малахитового зеленого, метилового фиолетового и др. Ряд производных Д. применяется для синтеза красящих веществ; из них важен п-нитрозодиметиланилин, являющийся промежуточным продуктом для многих красителей азинового, оксазинового и тиазиново-го ряда, так, напр., галлоцианины, мети л е-новый голубой и друг. При нитровании Д. в сильно кислой среде получается лг-нитропро-дукт, переходящий по восстановлении в ди-метил-ж-фенилендиамин-исходный продукт для синтеза некоторых акридиновых красителей. При сульфировании Д. дымящей серной к-той с последующим щелочным плавлением сульфокислоты Д. получается диметил-лг-аминофенол-исходный продукт для синтеза родаминов и т. п. Д. слулшт исходным продуктом для получения сернистого красителя - иммедиа левого чисто-синего р]. Значение Д., как и его б.яи-жайших аналогов: монометиланилипа, ди-этиланилииа, моноэтиланилина, метилбеп-зиланилина, эти.пбензиланилииа, для синтеза красящих веществ весьма велико. Цены иа Д. в последнее время получили тенденцию кнонилданию, что, вероятно, стоит в связи с получением синтетическ. метилового спирта. В Америке с 1920 по 1922 год цены на Д. понизились более чем вдвое, и В 1922 году 1 англ. фунт Д. стоил 32 цента, т. е. около 1р. 40 к, за кг. В настоящее время цена димети лани лина [i ] в Англии ок. 2 шиллингов за англ. фунт, т. е. ок. 2 р. 20 к. д. СН,-С: N-OH CH,.C:N-OH Лит.: >) В о р о ж ц о в Н. Ы., Ступени в синтезе красителей, стр. 21, Л., 1926; Beilsteins Handbuch d. organ. Chemie, B. 1, В., 1918; ) Meyer V. u. J a с о b s 0 n P., Lehrbuch d. organ. Chemie, Lpz., 1922-24; *) F i e r z-D a v 1 d H. E., Grundlegende Operationen der Farbenchemie, p. 112, Berlin, 1924; )Groggins P. Ы., Aniline a. Its Derivatives, p. 171, L., 1924; ) Г. П. 250236; ) Howe, Colour Index, N. Y., 1924; ) S с h u 1 z G., Farbstoff-tabellen, 6 Aufl., B. 2, В., 1923; ) L a n g e О., Die Scliwefclfarbstoffe, p. 55, Lpz., 1925; Chemical Age , London, 1926. И. Иоффе. ДИМЕТИЛГЛИОКСИМ, диметилди-оксим, образует блестящие иглы с 1°пл. 246°, нерастворимые в воде, но легко растворимые в спирте и эфире. Д. получается действием гидроксиламина на изо-нитрозометилэтилкетон; последний получается непосредственно перед реакцией из ме-тилэтилкетона или из метилацетоуксусно-го эфира и не нуждается в изолировании. Д.-чувствительный реактив на никель: с солями никеля он дает красный кристаллич. осадок; этой реакцией пользуются в лабораторной практике для качественного и количественного определения никеля и для отделения его от кобальта (реакция Чугаева). ДИНА, единица силы в системе CGS, равна силе, которая, действуя постоянно на массу в 1 0, сообщает этой массе равномерное ускорение в 1 см/ск. ДЙНАМИДОН, высокоогиеупориый материал, изготовляемый из сплавленного боксита или искусственного корунда и пластичной глины. Уд. в. 3,7; средний химич. состав Д. : 21% Si02, 72% AI2O3, 3-4% FeOg, 3-4% TiOg; CaO и MgO-незначительные количества. Огнеупорность Д. колеблется в пределах 1 800-1 850°; пористость 15% (весовых); временное сопротивление на раздавливание 750 кг на 1 см. Обладает постоянством объема и устойчивостью при резких изменениях темп-ры. Для изготовления корундовой массы берут корунд, получаемый по способу Гольдщмита, и обжигают его с каолином. Преимущественное применение Д. имеет в цементном производстве как самый стойкий футеровочпый материал для зоны спекания вращающихся печей. При всех высоких качествах Д. как огнеупорного футеровочного материала препятствием к его щирокому распространению является его высокая цена. Лит.: Ост Г., Химич. технология. Л., 19 25. ДИНАМИКА, см. Механика теоретическая. ДИНАМИКА АВТОМОБИЛЯ, дисциплина, рассматривающая динамическ. качества автомобиля, от которых зависит средняя скорость его двилееиия при заданных условиях эксплоатации. 1) Динамическая характеристика автомобиля. При помощи двигателя на ведущих колесах автомобиля создается тяговое усилие кг, идущее на преодоление сопротивления воздуха Р, кг и сопротивления качения Pf кг. Величина Р , определяется из ур-ия P,,=if-P-FI, где К-F- коэфф-т, зависящий от формы автомобиля и Vfj-скорость двилеения в м/ск; величина Pf-из ур-ия Pf=G f, где G -вес автомобиля в кг и /-коэфф-т качения, зависящий от качеств щин и дороги. Остаток тягового усилия Ра - (Рад + Pf) идет на преодоление автомобилем подъемов и на разгон. Для определения усилия Pi кг, расходуемого на подъем, пользуются ур-ием Ph=Ga sin а, где sin а-подъем дороги, обозначаемый обыкновенно буквой i. Усилие, идущее на ускорение автомобиля, определяется из уравнения Pj= yGaj, где j в лг/ск-ускорение автомобиля, д м/ск-ускорение силы тяжести и /?- коэфф. влияния вращающихся масс автомобиля. Для прямой передачи коэфф. 1,06, для промелеуточных передач /3 5s 1+ 0,06г, где ц-передаточное число в коробке скоростей. Т. о., полный тяговой баланс автомобиля получает следующее выражение: Pd-P. + Ga-f + G,-i + G,-1-j, а после преобразования:
Фиг. 1. Величина / + г -f характеризует автомобиль в отнощении способности преодолевать сопротивление качению (/), подъем (г) и развивать ускорение (j). Зависимость удельной тяги автомобиля -- от его скорости и называется динамич. характеристикой. Величина в дальнейщем обозначается буквой D. Силы Р и Pjp как функции скорости автомобиля могут быть определены лабораторным испытанием. На фиг. 1 представлена примерная динамич. характеристика автомобиля при движении на прямой передаче. Зная качества дороги и щии, т. е. зная /,можно для каждой скорости автомобиля найти как максимально возможй. ускорение при любом подъеме ъ, так и максимальный подъем г, к-ры11 автомобиль может преодолеть при установи в-щемся движении, т. е. при j=0. На фиг. 1 проведены две прямые /г /з fi fi соответствующие двум различным значениям /; при /1 получается максимальная скорость, равная км/ч, а при /2 получается Fg км/ч. Максимальи. значение Р - / = г + -/в первом случае измеряется отрезком аЪ, а во втором-отрезком ас. Если при заданном значении / принять одно из значений г или j равным О, то кривая динамич. характеристики определит максима.пьное значение другой величины. В Научи. автомоторном ии-те при испытании автомобилей на станке с беговыми барабанами были определены величины a , j. и j., как функции скорости автомобиля. Сопротивление дороги и потеря на качение (/) при испытании соответствовали условиям работы автомобиля на беговых барабанах станка, т. е. условиям очень хорошей дороги. На фиг. 2, 3, 4 и 5 приведены данные этих испытаний, при чем все автО мобили разделены на четыре группы (см, табл.): фиг. 2-легковые автомобили до 2 л, фиг. 3-легковые автомобили свыше 2 л,
|