Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

дить одновременно в движение несколько гидравлических домкратов одним насосом, они часто употребляются при строительных


Фиг. 5.

работах для подъемов мостов, стропил, целых сооружений ИТ. п.

Иногда бывает необходимо поднять какое-либо инженерн. сооружение одновременно во многих местах, при чем скорость поднятия всех точек должна быть одинаковой, независимо от распределения нагрузки на отдельные Д. Для этого применяется гидравлический Д., изображенный на фиг. 6. Он состоит из поршня а и цилиндра Ь; вода, нагнетаемая особой насосной установкой, поступает в цилиндр через кран с, который открывается движением ру-коятки кверху; в положении, изобрал-сенном на фигуре, кран находится на границе закрытия. Рукоятка крана входит в выточку гайки, к-рая двигается по винту д. Последний <f приводится в двиление стальным тросом /, обхватывающим шкив е и проходящим затем через два направляющих шкива d. Трос этот обходит последовательно все Д. установки, и концы его навиваются в противоположных направлениях на барабан ворота. Приводя последний в движение, мы вращаем на определенный угол винт д, который передвигает наверх гайку, а вместе с ней и рукоятку крана с, к-рый при этом открывается и за-ставлябТ цилиндр b двигаться вверх. Одновременно рукоятка крана с начнет вращаться книзу, т. к. шпиндель и гайка, прикрепленные к поршню, остаются неподвижными, и после того как цютиндр поднимется на высоту, равную передвил-сению гайки, кран закроется и подъем Д. остановится.

Лит.: К и ф е р Л. Г., Грузоподъемные машины, 2 изд., т. 1, М., 1922; Бетман Г., Грузоподъем-


Фиг. 6.

ные машины, М., 1928; Ernst А., Die Hebezeuge, 4 Aufl., В. 1, В., 1903; Aumund Н., Hebe- u. Forderanlagen, 2 Aufl., В. 1, В., 1926; W e 11 i с h H., Hebezeuge, 3 Auflage, Leipzig, 1922.

ДОНКА, небольшой паровой насос, служащий для питания паровых котлов. Ручные питательные насосы могут применяться при котлах, у к-рых произведение Fp 75 (различные авторы дают значения, колеблющиеся между 45 и 140), где F-площадь нагрева в м, а р-давление в atm. При больших размерах котлов применяются Д. Одной из наиболее распространенных является Д. Вортингтона, представляющая собой не что иное как небольшую модель парового насоса той же системы (см. Насосы). В котлах Бельвиля применяют Д. Бельвиля, изображенную на фиг. Парораспределение совершается непосредственно штоком А в мертвых точках, при посредстве муфты Б, передвигающей тягу В, к-рая в свою очередь приводит в движение золотник Г посредством рычага Д и золотникового штока Е. Нижняя часть является простым насосом двойного действия с двумя отдельными клапанными коробками (на фиг. дан разрез только через одну из них), единственной особенностью которого является приспособление, сообщающее незадолго до мертвых точек пространство под поршнем со всасывающей трубой. Достигается это передвине-нием насосным поршнем рычагов Ж и 5, действующих на соответственные клапаны; целью этого устройства является уравнивание давлений по обеим сторонам насосного поршня, при чем вследствие получающейся т. о. разгрузки шток получает значительное ускорение, способствующее надежному переходу через мертвую точку. Д. яв.ляется, вообще говоря, очень неэкономичной машиной; расход пара в наиболее совершенных крупных Д. с двойным расширением и конденсацией спускается до 9,5 кг/КРг-час (1Р означает индикаторную силу); обычно же равен 10-:-15 кз/РР-час, достигая в небольших Д., работающих без расширения пара, до 60 и более K3/IPj-4ac. В настоящее время на крупных установках донки заменяются центробежными питательными насосами, которые приводятся в движение паровой турбиной или электромотором.

Лит.: Д е п п Г. Ф., Паровые котлы, СПБ, 1902; Р о h 1 И а u s е п А., Berecbnuiiar, Ausfiihrung u. Ве-trieb d. Dampfkesselanlagen, 3 Aufl., Mittweida, 1906; Berg H., Die Kolbenpumpen. 3 Aufl., ВегИп, 1926; S p a 1 с к h a v e r R. und S о h n e i d e r s F., Die Dampfkessel nebst ihren Zubehortellen u. Hilfseinricb-tuiigen, 2 Auflage, Berlin, 1924.

ДОННЫЙ ЛЕД, скопление льда рыхлого губчат. строения, образующееся перед началом ледостава на дне реки. Д. л. образуется




гл. образом в реках с большою скоростью течения и особеипо в noiiO/К.пстых мостах. Всплывапие Д. л. па поверхпость происходит иногда сразу иа ио:1ьшоп площади, вызывая явление шуги , В])ед1юе для судоходства н гид10техт1Ч. coopyavi-uuiii па реке, для водопроводов, а так-л:е для работы гидравлич. уст;.1ново1с. Всплывшие массы льда от соп])икосповен11я с очень холоди, воздухом смо)заются сильнее п из губчатого неплотного строешгя переходят в п.ютпое кристаллическое; иромежуткп ме/К-ду льдинами с относительно неподвнлсио!! водой замерзают, и т. о. формируется основная часть ледяного покрова. После формирования сплошного покрова Д. л. может образовываться только под полыньями, и поэтому одной из мер борьбы с 1П1М яв.ляется искусстсеипое заморажи1апие полыней. Благодаря работам В. Альтберга установлена природа Д. л. п изучены его действия. В иастояпдее время раз11абатыва10тся практнч. методы борьбы с этим стихийным .явлеипем.

Лит.: В е л и к а тт о в М. А., Гидрология сути, стр. 1 5.1 - 1 57. М , iX-2b: А л ь т о е. р г 13. if., ;1опиый лед и природе и его восироизбе;1еипе и лаГшраторип. П., 1017; его vk е. О иеи-рых титпых 11е;1ультатах наблюлриий нал д:али.1м .льдом в период 1923-25 гг., Пзв. Гусей. илролог. ин-та . Л., Г,12б; его и; е. О причинах ьОрау.1ва}1пя допншо льда иа дие реьи и oricpa, там Яч-е, П.. 1022. 4: его гк е, Повое о и1и1110де доииоги льда, там не. 1021. 1-3. Б. Шлегепь.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЦВЕТА, два хрома-тпческ. цвета, дающие прп оптнч. смешоиип

1 3

мояено подыскать цвет к нему дополнпте.дь-ный. Дополнительными м. б. как монох])о-матпч. цвета, так и смешанные. Примеры


5S0 570 580 5S0 600 610 620 620

650 660 670 680 гтги.

друг С другом ощущение ахроматич. цвета (белого или серого). Для всякого цвета

нескольких пар донолнитольпых цветов даны на приложенной цветной таблице: 1) хо-.лодный иселтый и ультрама1)иновып cuuuij;

2) теплый же.лтый и кобальтово-синнй;

3) ораплл:евый и голубой; 4) красный и го-.лубовато-зеленый; 5) пурпурный п зеленый; С) фио.летовый и же.лтовато-зеленый. В сн.лу хтдивидуальпых ocooeuHOCTeii глаза д.ля отдельных лиц дополнительпыми могут оказываться несколько различные цвета. На ([ИГ. приведена кривая, показывающая, какие Д.1ИНЫ воли в среднем являются взаимно донолпительными. Если через л обозначить в ша длину волны гсакого-пибудь цвета, а через л длину волны цвета

I ему дополнительного, при чем Я > Я, то связь ме7кду Я и Я может быть выражена следу-к-ядим пред.лол-:еиным Г1)10н-бергом уравнением прямоугольной гиперболы:

(Я-559) (498 - Я) = 421.

Ахроматпческ-,ий цвет получается из Д. ц. ,)нппь в том случае, когда эти последгнге взяты в онределенном соотношении их интенсивности; общим правилом здесь является то, что цветов теплых (красных, ojuinлиевых и и;ел-тых) требуется брать в смеси меньше, чем цветов хо.лод-ных (зеленых, синих, фио.ле-товых). Цвета, видимые нами на ахроматич. поверхностях, в })езультате последовате.ль-пого U одновремопиого кон-т>астов, являются донолпительными к цвету вызвавшее- го их раздражения. Некоторые наб.людаемые уклонения их в сторону красного по С1)авиению с вышеназвапны-ът иа])ами (вместо л:е.лтого- оранжевый, вместо синего- фиолетовый и т. д.) вероятнее всего объясняются смещением цветового тона у вы-зыва1ощ(Ло контраст цвета, в i ].)езу.льтате длительноГг адаи-тацин глаза к данио.чу цвету. Доио.лнпте.лвные цвета обычно признаются II цветами парио-гармонирующнми.



ДОППЛЕРЛ ЭФФЕКТ

Лит.: К г а г U р Н., Physisch-ophthalmologische Grenzprobleme, p. 75, Lpz., 1906; Troland L., Colorimetry Reports, 1920-21, Journ. of tbe Opt. Soc. of America*, Ithaca, 1922, v. 6, p. 554; Grunberg v., Ztschr. f. Psychologie u. Physiologic d. Sinnes-organe , Lpz., 1905, Abt. 1, B. 39, p. 284. C. Кравнов.

ДОППЛЕРА ЭФФЕКТ, изменение частоты колебаний v или длины волны Я, воспринимаемой наблюдателем или прибором, при наличии относительной скорости между источником волн и наблюдателем. Величина Д. э. может быть выведена чисто кинематически. Пусть имеется характеризуемая неподвижной системой координат (ж, 2/, z) среда, в к-рой распространяются колебания; в ней движутся источник и наблюдатель с подвижными координатами (Xi,yi, г,) и (Жг,2/2,2) Обозначим абсолютные скорости того и другого через Vi и v, углы, образуемые этими скоростями с (ж, у, Z),-через а, Д, и о , /25 /2- Пусть от источника распространяется волна а cos v{t - . Можно выразить X соответственно через Xi или х., так: ж = я?! ± vt cos а; ж = Жг ± Vgf cos (знак характеризует направление скорости). Волна в системе источника примет вид:

acosv(i-i±), в системе наблюдателя:

acosv(t-*). т.е. частота в системе источника будет:

/ , BjCOSaA

в системе наблюдателя:

Т.О.,частота, воспринимаемая наблюдателем,

13, cos а,

ViCOSOi

я,-я,(it J).

Если скорости Vi и v-i очень малы в сравнении со скоростью волны, то, обозначив через W относительную скорость между источником и наблюдателем по линии, их соединяющей, из (1) получим:

или, соответственно:

Приближенными ф-лами (2) и (3) обычно и выражается Д. э.

Как ясно из вывода, Д. э, должен существовать для каких угодно волн (звуковых, морских, световых и т. д.). Особо важное практич. значение Д. э. представляет, однако, для волн световых; он дает возможность определения относительных радиальных скоростей звезд или вращения светил по смещению спектральных линий в сравнении с земными источниками тех же линий. По Д. э. определяется скорость каналовых лучей в разрядных трубках. Хаотическое тепловое движение молекул благодаря Д. э. определяет в значительной мере конечную ширину спектральных линий в разреженных газах и т. д. В оптич. области Д. э. многократно проверялся на опыте: путем отражения света от вращающихся зеркал (Белополь-

Г. Э. т. VII.

ский, Голицын), при непосредственно вращающемся источнике света (Майорана), при помощи каналовых лучей (Штарк) и т. д

Лит.: Белопольский А. А. и др.. Курс аст рофизики, т. 3-Астроспектроскопия, Петроград, 1921 Михельсон В. А., К вопросу о правильном при менении принципа Допплера, Ж , 1899, т. 31 (физич отд.), вып. 7, стр. 119; Зоммерфельд А., Стро ение атома и спектры, пер. с нем., М.-Л., 1926 D о р р 1 е г е., Abhandlungen, Ostwald*r Klassiker d exakt. Wissenschaften , Lpz., 1907, 161. C. Вавилов

ДОПУСКИ в машиностроении, максимальные колебания в линейных размерах готовых частей, при к-рых все же обеспечена правильная работа взаимно соприкасающихся деталей. Т. к. абсолютная точность при изготовлении машинных частей недостижима, то устанавливают два предельных размера, между к-рыми могут, без ущерба для функционирования данной детали, колебаться ее размеры. Разность между максимальным и минимальным предельными размерами и называется Д. Работа по Д. становится необходимой в тех случаях, когда в массовом производстве готовые детали должны собираться без помощи ручной пригонки, когда, по соображениям производства или ремонта готовых изделий, необходимо достижение взаимозаменяемости частей, а также и при производстве одиночным порядком, когда необходима особая точность.

Соотношение между соответственными размерами двух взаимно соприкасающихся деталей (напр., диаметров втулки и вала) называется пригонкой. Смотря по тому, должны ли эти детали иметь в готовом механизме движения одна относительно другой или нет, различают два основных рода


пригонок-п одвижную и покоящуюся. Частным случаем пригонки является посадка, которая характеризуется различными значениями игры (зазора или натяга). На фиг, 1 изображено отверстие с двумя валиками: левый в соединении с отверстием образует подвижную, правый-покоящуюся посадку (Д. обозначены на фиг, черным). Игрой мы называем разность между соответственными размерами двух взаимно соприкасающихся деталей; игра м. б, положительной, если между частями остается зазор, и отрицательной, если имеется налицо натяг и части м, б, сдвинуты лишь при помощи нек-рого усилия. Наличие зазора характеризует подвижные посадки, отсутствие его или наличие натяга указывает на покоящуюся посадку. На фиг. 1 отверстие имеет предельные размеры и Oz, Д, его равен do; предельные размеры левого валика-Ai и Б1, а -его Д. Отверстие с левым валиком образует подвижную посадку, при чем величина зазора может



1 2 3 4 5 6 7 8 [ 9 ] 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155