Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

Табл. 6.-Н ормы продвижения груза

Скорость

Норма продвижения,

Большая:

Для магистралей . .

Для прочих направлений ......

Для малодеятельных линий ....

Малая:

Для повагонпых отправок ......

Для мелочных отправлений и местного сообщения . Для мал о деятельных ЛИ1ШЙ ....

320 160

На от-правл. (суток)

На передачу с одной дороги на другую (суток)

120 60

Примеч ание

При исчислении сроков доставки расстояние до 25 км включительно в расчет не принимается, а расстояние свыше 25 км считается за полное суточное расстояние

Расстояния менее 25 км при исчислении откидываются, а выше 25 км считаются за полное суточное расстояние

Соответств. нормы при исчислении 12,5 км

На обязанность ж. д. возлагается правильное и своевременное выполнение перевозки. В случае утраты, порчи, повренедения груза ж. д. отвечает за причиненные ущерб в размере действительного размера убытка; в случае просрочки в доставке ж. д. уплачивает заинтересованному лицу вознаграждение в размере от 0,1 до 0,5 провозной платы, смотря по степени опоздания.

В связи с повыщением доходности ж. д. стоит разработка мероприятий по улучще-нию условий пользования ж. д. для населения. Сюда относятся следующ. меры. 1) Открытие городских станций. Городские станции являются средством вынести нек-рые коммерч. онерации ж. д. за пределы станции в близлежащие города и поселки. Городские станции производят как пассажирские операции по продаже билетов, плацкарт, по приему багажа, так и грузовые операции, принимая на дому у отправителя грузы для отправки и привозя ему на склад прибывшие по назначению грузы. Эти опера- НИИ выполняются за особую комиссионную плату. 2) Развитие складов долгосрочного хранения. Эти склады дают клиентуре возможность пускать в оборот документы (складочные свидетельства), выдаваемые при приеме груза на хранение. Срок хранения на таких складах-до 6 мес. 3) Выдача ж. д. ссуд. Операция долгосрочного хранения теснейшим образом связана с операцией выдачи ссуд, к-рую жел, дорога имеет право производить с разрешения НКПС, В (JCCP выдаются лишь целевые ссуды, предназначенные для оплаты провозных жел.-дор, платежей за грузы одного и того же грузохозяина, 4) Развитие прямых смешанных лелезно-д о р о ж н о -в о д н ы X сообщений. Такое сообщение установлено для всех линейных и городских станций ж.-д. сети с нортами и пристанями пароходств главных рек Союза.

На всем пути следования перевозочным документом является накладная, к-рая составляется на партию груза, соответствующую по весу подъемной силе вагона и по объему - его вместимости. Перегрузка производится пароходством, которое взимает за это особые сборы. Перевозка производится с соблюдением уставных сроков доставки по ж, д, и особых сроков доставки по воде (на Волге, вниз по течению 150 км и вверх-90 в сутки), 5) Развитие ветвей необшего пользования. Такие ветви строятся государственными и кооперативными предприятиями для обслуживания нужд этих нредприятии. Эксплоата-ция ветвей необщего пользования не подчиняется Уставу ж. д., а производится на особых договорных условиях между владельцем ветви и ж. д. 6) М е-ждународные перевозки, В настоящее время установлены прямые сообщения с Латвией, Эстонией, Литвой, Польшей, Финляндией, Германией, Австрией, Чехо-Сло-вакией, Францией, Италией, Китаем, Персией и Турцией, С нек-рыми из этих стран установлены грузовые и пассажирские сообщения, с другими одни только пассажирские или одни грузовые,

б) Порядок оформления договоров.

Коммерческая работа железных дорог выполняется по грузовому движению товарными станциями, но пассажирскому-пассажирскими станциями.

Грузовое движение. Товарные станции бывают двух видов: 1) тарифные станщш, открытые для постоянного производства всех или нек-рых коммерч. операций с расчетом платы за действительное расстояние, 2) нетарифные станции, открытые для временного вынолнения тех же операций и взимающие плату по расчету не за действительное расстояние, а за весь перегон до соседней тариф, станции. Тарифные и нетарифные станции противопоставляются станциям, производящим технич, операции, на к-рых ж. д, не обязана производить грузовых или пассаж, операций. На больших станциях коммерч, операции более дифференцированы, чем на малых станциях. Так, на больщих станциях операция приема груза сосредоточена в особых пакгаузах отправления, а операция выдачи-в пакгаузах прибытия. Операции на больших станциях распадаются на операции грузового двора и на онерации товарной кассы. Соответственно этому и коммерч, персонал станции распределяется на две группы. Общее руководство коммерч, работой лежит на начальнике станции или иногда на его помощнике по коммерч. части. Товарный, или грузовой, двор служит для операций по приему и выдаче грузов, погрузке их в вагоны и для отправления груженых вагонов. Гру-




Фиг. 4.

ЗОНОЙ двор д. б. оборудован пакгаузами, крытыми и открытыми платформами и, по мере надобности, специальными складочными помещениями: холодильниками, элеватором, нефтехранилищами и пр. Пакгаузы д. б. снабжены передвижными, неподвижными (врезными), а на некоторых станциях и вагонными весами. Прием груза производится весовщиками по накладной, которая следует с грузом до станции назначения и выдается получателю вместе с грузом. Погруженные вагоны пломбируются пломбами (фиг. 4) с указанием дня, месяца и года операции; каждая стадия коммерческой работы на жел. дор. тщательно регистрируется. После фактич. приемки груза на товарн. дворе товарная касса составляет грузовые документы, а именно: дубликаты накладных, дорожные ведомости, следующие вместе с накладньгми и грузом до станции назначения, а в случае требования отправителя-также свидетельство о наложенном платеже, выдаваемое отправителю.


Фиг. 5.

В последнем случае вместе с накладной следует извещение о наложенном платеже. По окончании всех операций в товарной конторе и в товарном дворе документы подбираются и сдаются главному кондуктору.

Операции на линии заключаются в том, что кондуктор доводит поезд до ближайшей распорядительной станции, где смена кондукторской бригады влечет за собою сдачу поезда и прием его станцией, а затем передачу новой кондукторской бригаде в том же порядке. Так происходит на каждой попутной распорядительной станции и на передаточных станциях. По прибытии груженых вагонов на станцию назначения грузы выгружаются в пакгаузы, осматриваются, регистрируются и подготовляются к выдаче. В товарной конторе составляется уведомление получателю о прибытии груза и производится окончательная таксировка. Пос.те-довательность всех этих операций показана схематически на фиг. 5 и 6. При обпаруже-нии недостачи, норчи или утраты груза станция составляет коммерческий акт, служащий весьма важным документом для определения ответственности ж. д.

Пассажирское движение. Пассажирские не-гевозки обслуншваются пассажирок, стан-

циями, где основная коммерческая работа сосредоточена в кассах продажи билетов. Пассаж, станции, подобно товарным, м. б. тарифными и нетарифными. Для наиболее

Лолученив груза

Техническая контора

Шорный дбор

Ыарная касса

Получатель

Прием дйнумгеп-

поезда fbcnpe-дел докуметоб

Выгрузив азуэсв и Xfnt/ca 6

По£у*емие груз \доА-ум и запись

Таксировис

по /peii йбленчк

Спрадиа е npuOvm

Получение

груза

Фиг. 6.

ходовых направлений билетные кассы снабжаются картонными билетами т. н. эдмон-соиовского типа, с отпечатанными названиями станций отправления и назначения, с указанием тина вагона, цены билета и в некоторых случаях и направления. Для менее ходовых направлений заготовляются бланковые билеты, на к-рых все нужные обозначения вписываются от руки. Выдача такого билета требует довольно большой затраты времени (3-3,5 мин. на билет). Для упрощения работы кассы снабжаются алфавитными перечнями, в к-рых приводятся три нанравления: кратчайшее, беспересадочное и выгоднейшее по времени до всех станций


iZ\ жапд дня братии билетов и IM itscma единичных. Фиг. 7.

назначений сети. На билете при выдаче пробиваются компостером (игольчатым) дата выдачи и номер поезда. Запас билетов, представляющий большую материальную ценность, должен тщательно храниться и учитываться. Хранение многочисленных билетов требует особых шкафов, в к-рых билеты, назначенные для продажи, располагаются в



особых гнездах. На фиг. 7 представлен эскиз билетного шкафа на 121 место для бланковых билетов и 184 места для единичных. Система готовых билетов, помещаемых в шкафах, весьма громоздка и дорога. Поэтол1у за последние 25 лет неоднократно предпринимались попытки механизации работы станционных касс. За границей, особенно в Германии, механич. билетопечатающие кассы уже введены на многих станциях. Их особенность заключается в том, что билеты печатаются тут же при выдаче, и одновременно автоматич. касса подсчитывает выручку. Перевозка пассаж, багажа выполняется теми ле поездами, с к-рыми следует пассажир; пассажир получает багажную квитанцию, а багаж передается в поезд при багажной дорожной ведомости.

Лит.: Устав т. д. СССР, М., 1927; Положение о прямом сообщении между ж. д. СССР, М., 1929; Свод тарифов, М., 1928; Свод тарифов на перевозку пассажиров и багажа по ж. д. СССР, М., 1928; Положение об отчетности на путях сообщения. Отчетность по перевозкам пассажиров, багажа и грузов, М., 1928; Хохлов Н. П., Коммерч. эксплоатация ж. д., 2 изд., М., 1926; Сокович В. А., Коммерч. эксплоатация в вопросах и ответах, М., 1927; А н-т о ш и н А. П., Материалы к курсу коммерч. эксплоатации, М., 1927; Быков К. В., Работа станций, ч. 1 и 2, М., 1928; Колешко А. И., Практич. руководство по коммерческой эксплоатации ж. д., М., 1929; JosserandL., Les transports, 2 ed., Paris, 1926: Rundnagel R., Die Betorderungsgescliafte, Handb. d. gesamten Handelsrechts, hrsg. v. V. Ehren-berg, B. 5, Abt. 2, Lpz., 1915; Das deutsche Eisen-balinwesen der Gegenwart, hrsg. v. Hoff, Kumbier und Anger, 3 Aufl., Berlin, 1927. A. Антошин.

III. ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК.

Наиболее характерной чертой, отличающей транспортные предприятия в ряду других производственных предприятий, является невозможность накопления их продукции. В то же время, в силу своего общественно-правового характера, они всегда д. б., как исправный возчик, готовы к совершению предъявляемых им перевозок в соответствующих направлениях. Отказать в перевозк(е, задержать ее, а равно направить по тому или другому пути ж. д. могут только в рамках, строго очерченных уставом ж. д. Процесс согласования транспортных возможностей с требованиями на перевозки носит общее название регулирования перевозок. При этом комплекс мероприятий по приведению перевозочных средств в каждом пункте железнодорожной сети в соответствие с ожидающимися или уже совершающимися перевозками составляет область технического регулирования, а предусмотренные законом меры согласования предъявляемых перевозок с транспортными возможностями - область экономического регулирования. В общей системе регулирования ж.-д. перевозок наблюдаются два момента: планирование перевозок, заключающееся в предварительном на известный период согласовании предложения транспортных услуг со спросом на них, и р е г ул и р о в а и и е перевозок, в тесном смысле, как система мероприятий, направленных к наилучшему проведению плана в жизнь и приспособлению его к конкретным условиям. Таким образом, общий цикл мероприятий по регулированию перевозок распадается на планирование экономическое, планиро-

вание техническое, регулирование экономическое и регулирование техническое.

Органами, планирующими перевозки, являются Центральный к-т (ЦКП) и районные к-ты (РК) но перевозкам-междуведомственные организации, состоящие при Народном комиссариате путей сообщения; органами, регулирующими-Центральное управление ж. д. (Цужел), управления районных к-тов и правления ж. д. с их линейными организациями-отделениями службы эксплоатации. В соответствии с неносредственными целями планирования перевозок перевозочные планы распадаются на годовые, квартальные и месячные. На каждый год определяется бюд-нет Ht.-д. транспорта; для этого раз в год составляются эксплоатационные сметы, иро-изводственные, ремонтные и строительные программы железн. дорог. Отсюда-потребность в годовом плане перевозок как основе смет и бюджета ж.-д. транспорта. Так как нек-рые элементы сметы (напр. подвижной состав), во избежание слишком жестких рамок перевозок, д. б. рассчитаны не по средней годовой работе, а по крайней мере по работе максимального квартала, и т. к. перевозки различного характера обычно достигают максимальных размеров в различные сезоны года, то годовой план дается с разделением на кварталы; особо при этом планируются массовые потоки грузов через перегруженные узлы и в выходных направлениях, как обоснование необходимых работ по усилению их пропускной способности. Годовые планы составляются РК и представляются к 1 августа предшествующего планируемому году на утверждение ЦКП. Этот срок представляется слабым местом годового плана. Он является слишком поздним, для того чтобы служить основой для составления смет дорог на май-июнь, и слишком ранним, для того чтобы подвести под него солидную экоиомическ. базу, т. к. главный распорядитель нашей экономики-урожай-определяется только в июле-августе. Последнее обстоятельство, делая годовой план недостаточно пригодным для непосредственно оперативных целей, заставляет прибегать к составлению еще и квартальных планов, применительно к соответствующему распределению бюджетного года; такое деление на кварталы близко совпадает и с сезонностью в колебании размеров и характера перевозок; для отдельных же видов перевозок, сезон к-рых не вполне совпадает с квартальным делением, предусматриваются специальные сезонные планы. Квартальные планы составляются в РК за месяц до начала планируемого квартала и к 12 числу представляются на утверждение в ЦКП. Квартальные цифры перевозок проектируются с распределением но месяцам и служат, но утвернодению их ЦКП, контрольными цифрами для составления в РК оперативных месячных планов, выпускаемых для руководства дорогам к началу планируемого месяца.

Экономическое планирование. Экоиомическ. планирование перевозок осуществляется РК двумя путями. Все те перевозки, для к-рых м. б. с достаточной точностью определены отправитель, получатель, станция (участок) отправления и станция (участок) назначения



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 [ 84 ] 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155