Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 [ 73 ] 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

Табл. 2.-Классификация железных дорог по различным признакам.

1. По условиям эксплоатации:

а) Ж. д. общего пользования . Подчиняются правилам общего устава; обслуживают всеобщие нужды в от-

ношении регулярных пассажирских и товарных перевозок, совершаемых по установленным тарифам.

б) Ж. д. частного или необщего пользования .... Обслуживают лишь нужды определенного органа, предприятия или группы

предприятий. К этому виду дорог относятся: военные, промышленные, лесовозные, сельскохозяйственные и т. п.

2. По условиям финансирования и хозяйства: а; Казенные или государственные Ш. д........ Финансируются за счет государственного бюджета и эксплоатируются государством. Протяжение государственных дорог на земном шаре составляет лишь 25% всей ж.-д. сети. В СССР все Ж. д.-государственные, б) Частные Ж. д........ Финансируются частным капиталом, иногда при некоторых гарантиях государства. Эксплоатируются распорягкением частных владельцев с подчинением установленным положениям. Наибольшее распространение частные дороги имеют в Америке (95%).

3. По характеру дороги и размеру ожидаемого движения:

а) Магистрали усиленного типа, или сверхмагистрали . Транзитные Ж. д. исключительно важного государственного значения с особенно большим массовым грузооборотом.

б) Магистрали нормального

типа............ Транзитные дороги общегосударственного значения с большим грузооборотом.

в) Магистрали облегченного

типа............ Транзитные Ж. д. общегосударственного значения с сравнительно незначительным двинением. К этому виду относятся пионерные дороги большого протяжения, устраиваемые в целях вовлечения новых районов в общегосударственный оборот.

г) Подъездные пути и ветви . Ж. д. местного значения, устраиваемые в целях развития районов и улучше-

ния условий подвоза грузов к магистралям.

4. По ширине колеи:

а) Ширококолейные Ж. д. . . Ширина колеи: 1 524, 1 600, 1 667 и 1 676 мм.

б) Ж. д. нормальной колеи . . Ширина колеи 1 435 мм; такую колею имеют 67% Ж. д. земного шара.

в) Узкоколейные Ж. д..... Ширина очень разнообразная: от 1 422 до 181 м.м. Наиболее распространенными

являются размеры: 1 067, 1 ООО, 914, 760 и 750 мм.

5. По топографическим условиям:

а) Равнинные Ж. д......Проходят в равнинной и слабо холмистой местности. Отличаются малыми

уклонами и пологими закруглениями.

б) Ж. д. предгорные и прохо-

дящие в холмистой местности ............ Проходят в средне- или сильно холмистой местности. Имеют значительные

уклоны и иногда довольно крутые закругления.

в) Горные Ж. д........ Проходят в гористой местности. Трасируются по необходимости крутыми

уклонами и закруглениями малых радиусов.

6. По числу главных путей:

а) Однопутные Ж. д...... Один главный путь (на перегонах между стахщиями).

б) Двупутные Ж. д......Два главных пути, при чем один служит для поездов одного направления, а

другой-для обратного.

в) Многопутные Ж. д.....Имеют три и более главных путей, устраиваемых для обслун ивания особенно

большого движения.

7. По конструкции пути:

а) Обыкновенные Ж. д. (неподвижного типа)...... Имеют два гладких рельса, образующих рельсовую колею.

б) Переносные Ж. д...... Имеют два гладких рельса легкого типа, монтируются и укладываются целыми

звеньями, свободно переносимыми 1-6 рабочими. Применяются для небольших грузооборотов в случаях изменения погрузочно-разгрузочных пунктов и расположения Ж. д.

в) Зубчатые Ж. д....... Имеют, кроме двух путевых рельсов, расположенную по середине пути зуб-

чатую рейку, за которую зацепляются зубчатые колеса локомотивов, приводящие в движение поезд. Применяются в горных местностях при уклонах от 0,040 до 0,480.

г) Трехрельсовые и четырех-

рельсовые Ж. д......Имеют три или четыре гладких рельса, образующих две ширины ко,леи. Применяются для пропуска подвижного состава, обращающегося на Ж. д. двух разных размеров колеи, в тех случаях, когда Ж. д. одной колеи раеделена небольшим участком Ж. д. иной колеи.



д) Однорельсовые Ж. д. ... Имеют один лишь рельс, по которому катятся колеса подвижного состава,

равновесие к-рого поддерживается особыми устройствами.

8. По расположению пути:

а) Назешше Ж. д.......Прокладываются по поверхности земли на специалдао устраиваемом земляном

полотне п лишь в отдельных местах проходят по мостам, по путепроводам или в тоннелях.

б) Надзе&гаые Ж.д. (двухрель-

совые)........... Гасполагаются на всем своем протяжении на искусственных сооружениях (виадуки, эстакады) и в нек-рых случаях и на гражданских сооружениях. Применяются в особенно крупных, сильно застроенных центрах.

в) Подвесныеили внсячиеЖ. д. Передвижение производится по одному рельсу или по канату, расположеннол1у

над землей на отдельных опорах с б. или м. значительными пролетами. Ц. т. подвижного состава находится ниже пути его передвижения.

г) Подземные Ж. д......Располагаются сплошь в тоннелях или штольнях, применяются в особо круп-

ных центрах (метрополитены), а также при разработке полезных ископаемых (рудничные дороги).

9. По виду энергии, применяемой для тяги поездов или отдельных вагонов:

а) Паровозные Ж. д...... Имеют преимущественное распространение. Движение осуществляется посред-

ством паровозов. Наибольшим подъемом, допускаемым при этом виде тяги на дорогах с гладкггми рельсами, у нас является 0,010. За границей на некоторых дорогах применяются и более крутые подъемы, а аменно до 0,045, а в исключительных случаях и более (до 0,075).

б) Электрич. Ж. д....... Тяга поездов производится электровозами, а 1-3 вагонов-электромоторными

вагонами. Отличаются рядом преимуществ, как то: большая провозная способность, использование на месте дешевой энергии, возможность накопления энергии при движении под уклон, отсутствие дыма, меньший шум, более спокойный ход, симметричность локомотива и пр. Однако, этим дорогам присущи и значительные недостатки: очень высокая стоимость устройства и оборудования и зависимость всего движения от центральных станций. Применяются преимущественно для городского и густого пригородного движения, для подземной рудничной откатки, а также для междугородного сообщения в гористых местностях и при оче1*ь большом движении. Наибольшие подъемы, преодолеваемые при электрич. тяге на дорогах с гладкими рельсами, достигают 0,127.

в) Тепловозные Ж. д.....Для тяги поездов применяются локомотивы с двигателями внутреннего сго-

рания. Преимущества; более высокий (по сравнению с паровозами в 2-2/а раза) коэфф. использования топлива, отсутствие надобности в значительном количестве воды, меньше дыма и шума, симметричность локомотива и постоянная готовность к действию. Однако, тяга этого вида широкого распространения пока не получает, т. к. не удалось еще выработать достаточно удачного типа тепловоза большой мощности; имеющиеся типы еще очень сложны и дороги, при чем как ремонт, так и амортизация их требуют больших затрат. Наибольшее практич. применение тепловозная тяга пока получает при сравнительно незначительном и нерегулярном движении, а также на военно-полевых дорогах. Имеется основание предполагать, что в безводных районах этот вид тяги получит большое распространение.

г) Воздуховозные Ж. д. . . . Локомотивы работают сжатым воздухом (под большим давлением до 150-

200 aim). Преимущество-полная безопасность в пожарном отношении и отсутствие газов, портящих воздух. Главный недостаток-ограниченный район работы локомотивов (-10 км). Применяются преимущественно для подземной откатки на рудниках, а также для обслуживания особенно огнеопасных предприятий.

д) Канатные или цепные Ж. д. Тяга отдельных вагонов или вагонеток производится посредством приводхгаого

центральным двигателем бесконечного стального каната или цепи. При этом виде тяги допускаются очень крутые подъемы (до 0,800); безопасность движения обеспечивается особыми видами автоматических тормозов, охватывающих головку рельса. Применяются для небольших протяжений в гористых районах, а также в рудниках. В некоторых случаях при следоватгип груза под уклон движение по дорогам с канатной тягой может осуществляться автоматически, при чем порожние вагонетки поднимаются бесконечным канатом, приводимым в двин{ение спускающимися сцепленными с ним вагонетками.

е) Конные или ручные Ж. д. Движение производится лошадьми или людьми. Применяются при очень ма-

лых грузооборотах, преимущественно на коротких временных ветках.



10. По назначению дороги:

а) Транзитные Ж. д..... Обслуживают, гл. обр., транзитное движение, связывающее между собой от-

даленные центры и районы. Устраиваются с возможно более легким профилем и по кратчайшему направлению. Обычно рассчитываются на большие скорости и на значительное движение.

б) Разгружающие Ш. д. . . Основная задача-разгрузка перегруженных направлений других Я{. д.; прп

этом не исключаются и все другие задачи, выполняемые Ж. д.

в) Спрямляющие Ж. д..... Основная задача спрямить кружное направление массовых потоков, при чемпе

исключаются и другие задачи, выполняемые Ж. д.

г) Пионерные (колонизационные) Ж. д.......... Устраиваются для вовлечения в общий цикл народнохозяйственной и культурной жизни новых отсталых и нетронутых районов. Если предполагается систематическое заселение этих районов, то дороги получают название колонизационных,

д) Стратегические Ж. д. . . . При выборе направления, типа и оборудования дороги особое внимание об-

ращается на стратегич. соображения. В мирное время выполняют общие функции Ж. д.

е) Пригородные Ж. д..... Устраиваются для нужд населения особенно больших центров, живущего за

пределами города.

ж) Курортные Ж. д...... Обслуживают нужды курортной публики как в отношении связи курортов с

железнодорожной сетью, так и в отношении внутренней связи взаимно дополняющих курортов.

з) Промышленные Ж. д. . . . Обслуншвают транспорт одного или нескольких фабрично-заводских предприя-

тий и в соответствующих случаях связывают их с сетью Ж. д.

и) Местные Ж. д........ Обслуживают нужды местного населения и хозяйства, связывают отдельные

пункты районов между собою и с сетью магистралей. Устраиваются по облегченным технич. условиям и рассчитываются на небольшую скорость движения (до 30 пм1ч).

к) Портовые Ж. д....... Устраиваются в пределах портов для обслуживания портовых операций и для

связи порта с ж.-д. сетью.

л) Окружные Ж. д....... Устраиваются для разгрузки узлов и станций особенно больших городов, в

к-рых сходится значительное ксчичество Ж. д., а также для обслуживания периферии особенно крупных городов.

м) Городские Н{. д....... Обслуживают нужды городского населения и городского хозяйства, связывая

меяоду собою отдельные районы и пункты города. По виду энергии, применяемой для тяги, это, в большинстве случаев, электрич. Ж. д. (трамвай) и, в редких случаях, конные Ж. д. (конка).

пассал-сиров и столь дороги для грузов, что ими выгодно пользоваться только для перевозки почты и особеипо ценных товаров (золото, меха ИТ. п.) по тем направлениям, где нет Ж. д. или где перевозки этих грузов по Ж. д. не обеспечены от ограбления.

Регулярность движения. В отношении регулярности движения Ж. д. стоят на первом месте перед всеми иными путями сообщения, т. к. двиясение по ним не зависит от времени года и, за исключением редких стихийных явлений, от состояния погоды. При правильной организации пассаж, поезда ходят с точностью до нескольких минут, тогда как опоздание пассаясирских пароходов измеряется прп больших расстояниях часами. Грузовое движение, в особенности при введении маршрутных поездов, совео-шается по Ж. д. с точностью, значите.ть-но превосходящей иные сообщения.

Безопасность двиясения. Несмотря на большую скорость движения, яс.-д. сообщение является одним из самых безопасных. Статистика показывает, что сообщение по безрельсовым дорогам, особенно в населенных центрах, дает гораздо большее число жертв на пассаясирокилометр, чем сообщение по Ж. д. Чем совершеннее оборудована и чем лучше обслуясивается Ж. д., тем больше безопасность движения, при чем с увеличением скорости безопасность несколько уменьшается.

Приспособляемость к массовым перевозкам. Никакое другое су-

хопутное сообщение не может осуществить перевозки грузов и пассажиров в таком громадном масштабе, как Ж. д. Кроме того, Ж. д. сравнительно легко приспособляется, в известных пределах, к увеличению и уменьшению размеров движения при помощи передачи подвижного состава с одной дороги на другую.

Значение Ж. д. Создавая быстрый и дешевый сухопутный транспорт в любом направлении и давая возмояшость свободно преодолевать большие расстояния, Ж. д. оказывают благотворное влияние на развитие прорезаемых ими районов. Соединяя меяеду собой целые страны и самые отдаленные районы и создавая менсду ними ку.тьтурну10 и экономич. связь, Ж. д. дают возможность рационализировать и расширять массовое производство в наиболее благоприятных ус-.товиях, способствуют удешевлению продуктов производства и потребления, помогают регулированию цен и смягчению местных затруднений в снабнсенип, парализуют губительное влияние местных неурожаев, содействуют развитию отсталых районов и утилизации .их естественных богатств. Дешевизна и срочность яс.-д. перевозок оказывают громадное влияние на развитие торговли и массового товарообмена. Являясь рассадником культуры, Ж. д. оказывают благотворное влияние ив социальном отношении, поднимая культурный уровень, улучшая условия жизни и благосостояние населения. Помимо своего неоспоримого культурно-экономич.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 [ 73 ] 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155