Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Доменное производство металла скорость диффузии этих растворов в светочувствительный слой. Для фотомеханич. процессов пользуются обработанной хромовыми солями Ж., к-рая становится от этого светочувствительной: в местах, на к-рые попал свет, она перестает растворяться в теплой воде, удерлшвает ишрные типографские краски и т. д. Этими функциями Ж. в фотографии определяются те требования, к-рые предъявляются к Ж.: фотографическая Ж. долнгна быть чиста в химич. отношении, содерлсать не больше 2- 3% золы, не больше 0,05% жира, ничтожные следы тяжелых металлов-Си, Fe, РЬ- и очень мало восстановительных веществ, присутствие к-рых определяется потемнением аммиачного раствора AgNO. Для полива пластинок, пленок и бумаг расплавленной эмульсией Ж. последняя должна иметь определенную вязкость; для того чтобы слой фотоэмульсии мог выдерлсать ряд обработок в различных растворах, Ж. должна обладать определенными механич. свойствами-к репостью студня; для скорости ироникновения растворов в слой и для сушки очень валша ее набухаемость; от фотографической Ж. требуется определенная степень кислотности (Рн = =5-6), не далеко отстоящая от Р изоэлектрич. точки Ж. = 4,7. Валшы также и t°3arm. Ж.И студней различной концентрации. Испытание фотографии. Ж. сводится к измерению вышеуказанных свойств и сравнению их со стандартами; однако решающим иснытанием пригодности данного сорта Ж. для приготовления фотоэмульсий является варка из нее пробных эмульсий. Изготовление фотографии. Ж. производится так же, как и других высших сортов Ж., но для нее особенно тщательно выбирается сырье (преимущественно обрезки телячьих шкурок - ножки и головки - и обрезки кож из производств); для приготовления фотографической Ж. берут первые спуски, не подвергающиеся дальнейшему нагреванию (при вынаривании и т. д.), и весь процесс производства ведется особо тщательно и в условиях, обеспечивающих достижение наибольшей чистоты. Лит.: Вален та Э., Химия фотографич. процессов, вып. 2, Ленинград, 1927; S h е р р а г d S. Е., Gelatine in Photography, v. 1, New York, 1923; С a m b 0 n V., Fabrication des colles et gelatines, 2 ud., Paris, 1923; Alexander J., Glue a. Gelatine, New York, 1923. A. Рабинович. ЖЕЛЕЗНАЯ БЕРЕЗА, дерево сем. Betula-ceae, березовых, отождествляется с березой Шмидта (Betula Schmidtii Regel-онооре-камба у японцев), отличающаяся, однако, от последней по константам древесины. Ж. б. доставляет весьма ценную древесину, известную на дальневосточном рынке под названием корейской или карельской березы (не смешивать с обычной карельской березой!). Листья и семена Ж. б. и обыкновенной русской (Betula alba) сходны между собой, но кора Ж. б.-темная, напоминающая кору черемухи, а в изломе-красноватая, цвета сукровицы; толщина коры ок. 5 мм. Географически Ж. б. приурочивается к Дальнему Востоку, и, в частности, распространение ее установлено в Посьетском, Суйфунском (Ни-кольск-Уссуруйском) и других районах. Свойства древесины. Древесина Ж. б. отличается исключительными свойствами: на изгиб она прочнее всех видов древесины и превосходит другие дальневосточные древесины по уд. в. (тонет в воде, далье морской), твердости (от нее отскакивают пули нагана) и нейтральности к воде. Свойства этой древесины, по предварите л ьн. данным, установленным инж. П. К. Молгачевым (Ни-кольск-Уссурийский) и Отделом материаловедения Всесоюзного эл.-тех. ин-та, таковы. Торец Ж. б. показывает ясную границу между розовато-желтым ядром и широкой более светлой оболонью, нри чем по объему последняя превосходит ядро.Годичные кольца очень тонки и на торце трудно сосчитываемы даже в микроскоп (малой силы); для подсчета удобно пользоваться косым спилом под острым углом. Радиальные лучи мало выражены, особенно в ядре, и представляют инкрустацию шириной менее 0,5 мм из вещества более темного, чем самая древесина. Торец усеян светлыми пятнышками-норами поперечником до 0,1 мм, образующимися от выпадения бетулина. Абсолютная вла-гоемкость ядра при погружении в воду установлена в 28%, а оболони - в 50% (у микромелеса-другой ценной древесины Дальнего Востока-соответственные величины-92 и 120%); гигроскопичность абсолютно сухого образца, после пребывания его в воздухе с 80-90% влажности в течение 33 час, достигала 10,7%. Воздушносухая древесина при сушке до постоянного веса при 110° теряет 6,9% влаги. От сырости древесина Ж. б. не коробится, а гигросконич. скорость ее приблизительно в полтора раза меньше, чем у микромелеса. Механически древесина Ж. б. в комнатносухом состоянии, выдерльанная, характеризуется следующими данными: уд. в. ядра 1,048, а оболони-от 0,921 до 1,025; разрушающее усилие на изгиб 2 500 2 120 кг/сж (у русского ясеня- 785 4- 1 232, у клена 820-М180, у гикори 1 346 1 561) и близко к таковому же сварочного железа, превосходя разрушающее усилие на изгиб чугуна. Коэфф. качества нри изгибе (т. е. отношение разрушающего усилия при изгибе к уд. весам) 2 380--3 350; твердость, измеренная копром микротвердости П. К. Молгачева и выраженная в мм проникновения в древесину падающей иглы: вдоль волокон 1,2, а по радиусу 1,0 (тогда как соответственные величины у липы 4,0 и 4,0, а у дуба 2,4 и 1,8); твердость, охарактеризованная в мм проникновения пули нагана, выпускаемой с расстояния 5 м, поперек волокон 12, а вдоль 2, при чем пуля отскакивает (соответственные величины V липы 62 и 117, а у дуба 51 и 44); модуль упругости на изгиб-от 189 ООО до 226 860 кг1см (соответственная величина у дуба 100 ООО, а у сосны 111 ООО). Прочность на сжатие при усилии, направ-тенном параллельно волокну, характеризуется коэффициентом 1 200-1 320 кг/см, а в нанравле-нии, нерпендикулярном к волокну и наклоненном к радиусу,-коэффициентом 500- 720 кг/см, смотря но месту, из к-рого был выпилен образец. Статическая твердость, по Бринелю, характеризуется (при нагрузке 250 кг) данными табл. 1. Табл. 1. -Статическая твердость по Бринелю.
Динамическая твердость, по Шору, характеризуется средними числами: Параллельно волокну........... 44,2 Перпендикулярно волокну, ядро..... 42,0 Перпендикулярно волокну, оболонь ... 38,4 Наконец, элекгрич. сонротивление древесины Ж. б. характеризуется данными табл. 2. Табл. 2.-Э лектрическое сопротивление древесины железной березы.
Острожка торца трудна, обрабатываемость древесины хотя и затруднительна, но - в меньшем отношении к твердости и прочности, чем у более мягких пород. Применение. До настоящего времени древесина Ж. б. была известна лишь на Дальнем Востоке и шла на рубанкр!, фуганки, оси, колеса и другие грубые поделки. Однако исключительно высокие качества этой древесины дают основание рассчитывать на использование ее в более ответственных и иромышленно важных применениях, напр.: для машиностроения, для ткацких челноков (вместо америк. древесин персимон и флоридаль), для ручек молотков (вместо гикори), для чертеясных принадлежностей- линеек, угольников, рейсшин и т. д., для столярных и плотничных инструментов; м.б. возможно также использование Ж. б. и для производства активированного угля. Предвидится особенно важное нрименение Ж. б. в авиаиромышленности, в связр! с исключительно большим коэфф-том качества при изгибе, превосходящим пе менее чем на 50% лучшие авиаматериалы, и нейтральностью в отношении к воде. Плотность и однородность Ж. б. намечают этой древесине также широкое применение в ксилографии (вместо самшита). Опыт в этом нанравлепии, сделанный П. Я. Павлиновым, показал высокую степень пригодности торца Ж. б. для граверного дела, при чем мелкие поры оставляют след лишь при первом оттиске, а при дальнейших-забиваются краской и не вредят качеству эстампов (см. Гравирование), Экономика. Экономика вопроса Ж. б. до сих пор мало выяснена. Ориентировочно, по ненроверенным данным, указывается на возможность еяеегодно экспортировать из одного только района Никольска-Уссурий-ского ок. 1 400 древесины Ж. б. по цене на берегу ок. 53 р. за лг, при чем древесина м. б. доставлена в восьмигранных брусьях длиной ок. 356 см. Лит.: Молгачев П. К., Железная береза, Лесопромышленное дело , Владивосток, 1928, 4, стр. 27-28. П. Флоренский. ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, в широком смысле, всякий путь с возвышенной металлич. колеей, пригодный для передвижения по нему соответствующего подвияшого состава (локомотивы, вагоны, вагонетки). Эру Ж. д. обычно принято считать с 27 сентября 1825 г., т. е. со дня открытия первой паровозной Ж. д. общего пользования в Анг.лии (Стоктон-Дарлингтон). Ход развития ж.-д. сети на земном шаре представлен в табл. 1. Преимущества Ж. д. В современных условиях Ж. д., благодаря целому ряду иреиму-ществ, играют главную роль в общей сети путей сообщения на всех континентах. Эти преимущества - дешевизна перевозок по Ж. д., скорость, регулярность и сравнительная безопасность движения, а также приспособляемость Ж. д. к массовым перевозкам. Дешевизна перевозок. Т. к. сопротивление двияеению по Ж. д. раз в десять менее сопротивления по шоссейной дороге и в 10-50 раз менее, чем по грунтовой дороге, то стоимость перевозки груза на дальние расстояния при гораздо более мощных двигателях обходится во много раз дешевле безрельсовых перевозок. В отношении дешевизны перевозок перед ж.-д. (помимо морских путей) имеют преимущества только внутренние водные пути, но во-первых, количество этих путей ограничено; во-вторых, они работают не круглый год, и, в-третьих, скорость движения по ним значительно ниже. При коротких расстояниях, когда стоимость дополнительной перевозки между станциями Ж. д. и складами, а также перегрузка грузов па Ж. д. ложатся слишком большим накладным расходом на полную стоимость перевозки, преимущества Ж. д. в отношении дешевизны могут сильно снизиться, и за известным пределом, когда эти накладные расходы превышают экономию от самой перевозки, более выгодными могут оказаться автоперевозки И.ТИ гужевые перевозки. Скорость движения. Средняя скорость движения пассаж, поездов доходит у нас до 65, а за границей до 100 км/ч, считая в том числе и остановки; предельная же скорость движения в пути доходит теперь при паровой тяге до 140 км/ч, а при электрич. тяге были опыты двиясения со скоростью более 200 кж/ч. Средняя коммерч. скорость движения товарных поездов при ручных тормозах пока невелика (в среднем 13-14 км/ч). С введением более мощных паровозов, автотормозов, маршрутизации поездов и пр. эта скорость м. б. повышена, как показывает заграничная практика, до 40 км/ч. В отношении скорости Ж. д. уступают только воздушным сообщениям, к-рые однако значительно менее спокойны и менее удобны для Табл. 1. -Постепенное развитие ж.-д. сети на земном шаре. Государства Год открытия первой Ж. д. Протян епие ж.-д. сети, находящ. в эксплоатации, к концу соответствующих годов (в к.н) 1840 1850 1860 1870 1880 1890 1900 1910 1920 1926 *1 Англия (Велршобритаиия и Ирландия). . Бельгия .................. Германия ................. Италия................... СССР (Россия)............... Франция.................. По всей Европе ♦г....... Аргентина ................. Бразилия ................. Канада ................... Мексика .................. С. Ш. А................... По всей Америке *2....... Британская Индия............ Китай................... СССР.................... Япония ................... По всей Ааии*2.......... Алжир и Тунис.............. Египет ................... По всей Африке ♦г. . , . . . . Виктория ................. Квинсленд................. Новый Южный Уэльс.......... По всей Австралии *2..... По всему земному шару.. *1 АгсЫт fur Elsenbahnwesen Л 1, 1928 1825 1835 1835 1839 1838 1832 1 348 336 549 8 26 497 10 653 854 6 044 427 601 3 083 16 787 1 729 11 633 1 800 1 589 Э 528 24 999 2 997 19 575 6 134 11 243 17 931 28 854 4 120 33 838 8 715 23 857 26 189 32 297 6 263 42 869 12 907 30 957 36 895 35 186 6 345 51 391 15 787 48 107 42 827 37 579 8 510 61 148 16 960 69 559 49 385 39 262 11 093 58 148 20 118 53 561 1825 2 925 23 504 51 862 104 914 168 983 223 869 283 525 333 848 372 688 1857 1854 1840 1850 1830 26 4 534 114 11 14 515 36 129 3 359 32 49 292 732 691 4 018 349 85 139 2 273 3 200 11 087 1 120 150 717 9 800 9 500 22 533 9 800 268 409 16 369 14 798 28 697 14 573 311 094 28 636 21 370 39 792 24 559 388 173 1830 4 754 15 064 53 935 93 139 174 667 331 417 402 171 526 382 611 721 39 262 11 093 58 156 21 100 57 516 53 561 384 420 37 790 30 500 64 523 26 462 403 875 601 136 1853 1871 1880 1872 1 350 7 683 14 977 11 125 121 27 ООО 200 1-433 2 333 38 235 646 2 669 2 892 51 647 8 724 6 544 9 806 1853 1 393 8 185 16 287 33 794 60 301 101 916 117 704 1862 1856 517 1 056 1379 1500 ЗШ 1547 4 251 3 358 5 044 5 913 62 074 12 020 16 979 22 582 135 590 7 779 7 876 1856 1 786 4 646 9 388 20 114 35 854 51881 60 320 1854 1865 1855 151 113 443 331 545 1930 1 019 1368 4 325 3 435 3 641 5 178 4 507 4 523 5 640 6 458 6 089 1854 1 765 18 889 24 014 31 014 38 071 7 215 11 373 9 100 48 457 1825 7 679 38 568 108 012 209 789 372 430 617 355 790 125 1 030 014 1 192 065 1 229 923 *2 Включая остальные государства и колонии.
|