Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [ 69 ] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

повой счетчик вместо сектора имеет храповую муфту, поворачиваемую помощью собачки, к-рая получает качательпое двиясение от


ФПГ. 20.

вертикального грабельного вала. При упоре собачки в последний зуб храповика, последний сбрасывает защелку. Кулачный счетчик, наиболее простой по конструкции, имеет переставную муфту с кулаками, расположенными чаще или реже. В улиточном счетчике рычаягок, снабяенный роликом, катится вверх но спиральной дорожке-улитке. Устанавливая ролик рычаяжа выше или ниже, получают более частое или редкое сбрасывание.

Жиея-самосброска имеет ширину захвата 2,5 м. Для запряжки требуется пара лошадей; есть и одноконные жнеи с шириной захвата 1,1 м, но эти машины очень тяжелы в работе. Сопротивление при работе распределяется так, что на перекатывание машины требуется 50% усилия, на работу механизма 20% и на резание и сбрасывание 30%.

в) Сноповязалка одновременно жнет и связывает снопы. Она состоит из следующих основных частей (фиг, 20): мотовила 1, пригибающего стебли к ножам; режущего аппарата 2; бесконечного полотна (платформы) 3, передвигающего срезанные стебли к элеватору; элеватора 4, поднимающего стебли; вязального стола 5, где образуется снон; вяжущего аппарата б и снононоса 7. Машина снабжена одним ходовым колесом 8 и одним


Фиг. 21.


Фиг. 22.

нолевым 9 и обыкновенно имеет двухколесный передок автомобильного типа с параллельно повертывающимися колесами; за-пряяжа дышловая, трех- или четырехкоп-ная. Мотовило состоит из шести планок и устанавливается соответственно высоте и на-

Т. Э. т. VII.

клону стеблей ири помощи рычагов 10, расположенных около сиденья рабочего. Режущий аппарат отличается тем, что ножевые сегменты пробегают два промежутка между пальцами; шатун 11-деревянный. Полотна платформы и элеватора снабясены деревянными нланками (фиг. 21) для захватывания стеблей. Стебли, поданные элеватором на наклонный стол, скатываются по нему н подхватываются попеременно действующими вилками (компрессорами) 1 я 2 (фиг. 22 и 23), к-рые набивают снон до тех пор, пока он своей упругостью не преодолеет действия


Фиг. 23.

пруяшны 4, удерясивающей упорный рычаг 5. Тогда включается вяясущий механизм, и в ирорез стола высовывается игла 3, опоясывающая сноп шпагатом, концы которого завязываются узловязателем 6. В зависимости от длины стеблей (рожь, овес) вяза.тьный стол мояшо передвигать так, чтобы вязка приходилась приблизительно по середине снопа. Узловязатель, к-рый применяется в настоящее время (сист. Эпльби), состоит из трех частей: клюва а, зажима- Ь и ножа с (фиг. 24). Процесс вязки происходит след. обр.: 1) на верхнюю челюсть клюва накладывается шпагат, закрепляемый в зажиме; 2) игла, обхватывая сноп, подает вторую нитку и накладывает ее рядом на клюв; 3) клюв поворачивается на 180°; 4) повернувшись еще на 90°, клюв раскрывается; 5) поворачиваясь далее, он захватывает обе нитки и сжимает их, приняв первоначальное положение. Т. о. на клюве образуется петля,конец к-рой захвачен челюсти- Фиг. 24.

ми; если стащить иетлю

с клюва, то конец ее, задержанный клювом, пройдет в петлю, и получится узел. Стаскивание шпагата с клюва производится особыми вилками, сбрасывающими сноп. Конец шпагата, протаскиваемый в петлю, отрезается ноясом. Зажим обыкновенно состоит из двух дисков-подвижного и неподвижного. В подвижном диске имеется ряд прорезов, в которые заправляют шпагат; когда диск поворачивается, то, захватывая шпагат, зажимает его. Снопонос служит для того, чтобы связанные и выброшенные снопы не падали сразу иа землю, а задерживались на нем и затем плавно опускались по 4-5 шт.




Рабочий управляет снопоносом посредством особой педали.

Механизм сноповязалки довольно сложен: от ходового колеса идет цепь для движения поперечного вала, на к-ром сидят сценная муфта и коническая зубчатка, передающая движение к кривощипному валу, на оси которого сзади сидит звездочка, передающая двинение посредством цепи валикам полотен платформы и элеватора и узловязателю.

Производительность уборочны

вязателя, а захватывают срезанные колосья полотном платформы и передают их далее на элеватор, с к-рого они ссыпаются непосредственно в едущий рядом фургон. Хеддер но сравнению со сноповязалкой легче на ходу и имеет ширину захвата до 3,5 м; нри конной тяге он по б. ч. имеет заднюю запряжку, но чаще всего он работает от трактора.

Данные о производительности жатвенных машин приводятся в следующей табл.: : машин (при конной и тракторной тяге).

Машина

Ширина захвата

Скорость,

Производительность в га за 1 раб. день на:

1 фт.

захвата

1 Л{

1 машину

Косилка

Конная ..............

..............

..............

Тракторная ............

Косильный аппарат........

........

Жатвенные машины

Лобогрейка, конная.......

Самосброс, конный........

Сноповязал1{а

Конная ..............

Тракторная ............

Тракторная специальная.....

Кукурузная конная.......

тракторная .....

X еддер Конный..............

1,37

3,2-3,7

2,66

1,52

3,2-3,7

2,66

1,83

3,2-3,7

2,66

2,44

4,8-5

10-12-15

1,83

4,8-5

2,44

4,8-5

1,83

2,66

4,81

1,52

2,66

2,13

3,2-3,7

0,87

2,84

6,06

2,13

1,21

8,48

2,13

4,85-5,25

1,2-1,4

4-4,6

8,4-9,8

3,65 *

4,00-5,25

3,05

3,25-3,65

0,8-1,0

8-10

3,66

3,25-3,65

0,83-1,0

10-12

4,27

3,25-3,65

0,85-1,0

12-14

При междуряднп в 1 л(.

Далее при помощи системы передач двилсе-ние сообщается остальным частям. Сноповязалка снабжается передком автомобильного типа, позволяющим производить крутые повороты машины. Для перевоза машины в поле и обратно она устанавливается на особые колеса, а дышло нереносится и укрепляется так, что сноповязалка передвигается поперек своего рабочего хода. Сила тяги, потребная для работы сноповязалки с шириной захвата 2 м,-ок. 330 кг; половина силы тратится на перекатывание машины. Расход силы на работу механизма распределяется приблизительно поровну между элеватором, узловязателем (с компрессорами), связкой и остальными механизмами. Тракторные сноповязалки имеют ширину захвата 2,25-2,85 м.

В новейших америк. сноповязалках имеется приспособление для вязки снонов в бабки (шокер), прикрепляемое сбоку, производящее связывание снонов по 5-6 штук вместе и затем опускающее их на землю. Шокер мало увеличивает силу тяги на ровной поверхности и твердом грунте и содействует уравновешиванию боковой тяги сноповязалки; он заменяет работу двух человек.

Кроме сноповязалок обычного типа строят т. н. п у ш б а й н д е р ы - сноповязалки с шириной захвата 2,85-3,70 м, при чем лошади впрягаются сзади мапптиы и толкают ее перед собой. К о .т о с о у б о р к и, т.е. машины, срезывающие только колос или колос с небольшой частью стебля, носят название хеддеров. Они не имеют узло-

В Австралии и вообще в местностях с очень сухим климатом и при полном созревании хлеба применяются стрипперы, или жнеи-молотилки, к-рые посредством особых гребенок и мотовил отбивают колосья, а иногда тут же и домолачивают зерно. Для специальных культур в Америке строят особые машины.

Лит.: в е й с Ю. А., Косилки, жатки и сноповязалки, 4 изд., М., 1926; е г о ж е. Курс с.-х. машиноведения, 2 изд., Л., 1927; ГорячкинВ. П., Теория жатвенных машин, СПБ, 1909; его же, Косилки, жнеи и сноповязалки, М., 1917; е г о ж е, Зем.ледельч. механика, ч. 1, М., 1922; е г о ж е, Земледельч. машины и орудия, Москва, 1923; Г ан В. Ю., Отчет о конкурсных испытаниях уборочных машин русского производства, СПБ, 1909; Д е б е н А., Машины для уборки урожаев, пер. с франц., СПБ, 1900; К р а-м а р е н к о Л. П., Режущий аппарат современных жатвенных машин и его теория, Киев, 1917, 1923; Криль Б. А., С.-х. машиноведение, ч. 1, Москва, 1927; Вестник металлопромышленности , М.; Восточно-европейский земледелец , Кенигсберг, с 192G; Известия новейшей с.-х. техники , Берлин; Американская техника . Пью Иорк; W а 11 h е г К., Die landwirtschartllchen Maschinen u. Gerate, В. 2, Lpz., 1923; Die Technlk in d. Landwirtscliaft , В., ab 192 ,;; Die Landmaschine , В., ab 1925; The Farm Implement News , Chicago; The Implement and Machinery*, L.; Fritz H., Handbuch d. landwirtschaftl. Maschinen, В., 1880; К u h n e G., Die Mahmaschine, ihre Entwicklung u. Anwendbarkeit auf deutsche Verhalt-nisse, Maschinen-Zeltung , В., 1910; N a с h t w e h A., Beitrage zur Kenntnis, Theorie u. Beurteilung d. Mali-maschinen. В., 1904; P e r e 1 s E., Die Mahmaschinen, Jena, 1869; P ere Is E., Handb. d. landwirtschafti. Maschinenwesens, B. 1-2, Jena, 1879-80; S с h w a r-z e г H.,Landmaschinenkunde, 3 Aufl.,B., 1927; W u s t A.,DieMahmaschinend.Neuzeit,Lpz., 1875; Wust A., Landwirtschaftl. Maschinenlcunde, 2 Aufl., В., 1889; H a m m W., Die landwirtschaftl. Gerate u. Maschinen Englands, 2 Aufl., Brschw., 1856-58. Б. Криль.



ЖЕЗЛОВАЯ СИСТЕМА, особый способ сношений меяеду двумя соседними станциями на однопутных я. д. для регулирования дви-ясения поездов. Основное правило безопасности движения поездов на однопутных ж. д. заключается в том, что ни один поезд не м. б. отправлен на перегон без разрешения той станции, на к-рую поезд отправляется. ЛС. с. как способ сношения между этими станциями состоит в том, что на каждой станции устанавливается т. н. электрожезловой аппарат, в к-ром находится жезл, электрически связанный с таким же жезлом соседней станции, и притом таким образом, что из этих двух жезлов м. б. вынут только один. Этот жезл и служит разрешением на следование по перегону до соседней станции и выдается машинисту каждого поезда или паровоза, отправляемого на перегон. Без жезла ни один поезд или отдельный паровоз не вправе проследовать со станции в пределы перегона, если он не имеет на то специального письменного распоряжения. При наличии у машиниста жезла никаких других письменных документов не требуется, а равно не требуется никаких других сношений о том, что путь свободен. Жезловые аппараты на двух соседних перегонах устанавливаются различных типов. Тип аппарата обозначается буквами латинского алфавита, для чего к аппарату прикрепляется табличка с обозначением той или иной буквы. Для аппаратов каждого перегона имеется своя серия жезлов, к-рые могут быть вло-ясены исключительно только в аппараты этого перегона и не подходят к аппаратам смежных перегонов. Взаимозамыкающие электрожезловые аппараты двух соседних станций соединяются между собой линейным проводом и образуют электрич. цепь, к-рая носит название жезлового перегона.

Жезловые аппараты одного жезлового перегона должны удовлетворять следующим условиям: а) один аппарат в отдельности, не соединенный проводом с другим аппаратом, самостоятельно действовать не может; б) из двух аппаратов данного перегона можно вынуть только один жезл на одной какой-либо станции и только с согласия и разрешения соседней станции; в) вынутый жезл м. б. вло-ясен в любой из двух аппаратов данного перегона без соглашения с противоположной станцией перегона, после чего аппараты вновь приходят в состояние, дающее возмояс-ность вынуть жезл на любой из двух станций перегона.

Надорогах СССР наиболее раснространен-ными являются большие аппараты Вебба и Томпсона, малые аппарата Вебба, Томпсона и Смита, аппараты Вершинина, а за послед-гне годы-аппараты системы Трегера русского производства. На 1 января 1927 г. на исе.г[.-дор. сети СССР было установлено ок. 5 ООО жезловых аппаратов на протяжении 28 324-клг, что составляет около 47% однопутных линий.

Оба аппарата одного перегона имеют в совокупности определенное, непременно четное число жезлов; в паре аппаратов большого типа обыкновенно заключается от 20 до 30 больших ясезлов, а в парс аппаратов малого типа-до 40 малых я<езлов. Жезлы

(фиг. 1) представляют собой железные палки длиной - большие около 0,5 лг, малые около 0,2 ж, снабженные кольцами и утолщениями. Жезлы, принадлежащие одному и тому же перегону, совершенно тождественны, нумеруются порядковыми номерами и имеют отметку в виде одной из букв латинского алфавита; эти буквы обозначают тип или марку жезлов данного перегона. Жезлы яе разных перегонов имеют вполне одинаковое расположение колец (от 4 до 5), но утолщения на ясезлах размещены неодинаково. Кольца размещаются на средней части жезла, а на концах его прикрепляются таблички с названием перегона; концы жезлов иногда окрашиваются в разные цвета с целью отличия жезлов разных перегонов. С этой я-се целью в новейших конструкциях головке жезлов придают форму, особенную для каждого типа аппаратов. Жезлы изготовляются из одной цельной железной трубки или я-се из двух частей, соединенных между собой помощью винтовой нарезки (развинчивающиеся жезлы). Последний тип применяется там, где имеет место отправление поездов вслед или следование поездов с толкачом на


Фиг. 1.

Фиг. 2.

протяжении всего перегона. Ббльшая часть развинчивающегося жезла называется собственно жезлом , а меньшая - билетом к нему.

Аппараты Вебба, Томпсона н Смита. Жезловый аппарат представляет собой колонну с уширением наверху (фиг. 2). В верхней части А помещаются механич. и электрич. приспособлепия для замыкания я-сезлов; в нижи, части Б ацпарата имеются вертикальные кана.яы А, А,... для помещения в них жезлов. Обыкновенно число таких каналов равно 4. В верхнем конце каналы соединяются в один вертикальный канал, который затем переходит в дугообразный В (длиною в 1/4 окружности), вливающийся в круглое отверстие С. Это отверстие слуяшт для вкладывания жезлов и имеет несколько больший диаметр, чем кольца жезлов; каналы Яге имеют меньший диам., так что поме-ш,енный в них жезл нельзя вынуть из аппарата иначе, как через отверстие С. В месте



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 [ 69 ] 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155