Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Доменное производство металла повой счетчик вместо сектора имеет храповую муфту, поворачиваемую помощью собачки, к-рая получает качательпое двиясение от ФПГ. 20. вертикального грабельного вала. При упоре собачки в последний зуб храповика, последний сбрасывает защелку. Кулачный счетчик, наиболее простой по конструкции, имеет переставную муфту с кулаками, расположенными чаще или реже. В улиточном счетчике рычаягок, снабяенный роликом, катится вверх но спиральной дорожке-улитке. Устанавливая ролик рычаяжа выше или ниже, получают более частое или редкое сбрасывание. Жиея-самосброска имеет ширину захвата 2,5 м. Для запряжки требуется пара лошадей; есть и одноконные жнеи с шириной захвата 1,1 м, но эти машины очень тяжелы в работе. Сопротивление при работе распределяется так, что на перекатывание машины требуется 50% усилия, на работу механизма 20% и на резание и сбрасывание 30%. в) Сноповязалка одновременно жнет и связывает снопы. Она состоит из следующих основных частей (фиг, 20): мотовила 1, пригибающего стебли к ножам; режущего аппарата 2; бесконечного полотна (платформы) 3, передвигающего срезанные стебли к элеватору; элеватора 4, поднимающего стебли; вязального стола 5, где образуется снон; вяжущего аппарата б и снононоса 7. Машина снабжена одним ходовым колесом 8 и одним Фиг. 21. Фиг. 22. нолевым 9 и обыкновенно имеет двухколесный передок автомобильного типа с параллельно повертывающимися колесами; за-пряяжа дышловая, трех- или четырехкоп-ная. Мотовило состоит из шести планок и устанавливается соответственно высоте и на- Т. Э. т. VII. клону стеблей ири помощи рычагов 10, расположенных около сиденья рабочего. Режущий аппарат отличается тем, что ножевые сегменты пробегают два промежутка между пальцами; шатун 11-деревянный. Полотна платформы и элеватора снабясены деревянными нланками (фиг. 21) для захватывания стеблей. Стебли, поданные элеватором на наклонный стол, скатываются по нему н подхватываются попеременно действующими вилками (компрессорами) 1 я 2 (фиг. 22 и 23), к-рые набивают снон до тех пор, пока он своей упругостью не преодолеет действия Фиг. 23. пруяшны 4, удерясивающей упорный рычаг 5. Тогда включается вяясущий механизм, и в ирорез стола высовывается игла 3, опоясывающая сноп шпагатом, концы которого завязываются узловязателем 6. В зависимости от длины стеблей (рожь, овес) вяза.тьный стол мояшо передвигать так, чтобы вязка приходилась приблизительно по середине снопа. Узловязатель, к-рый применяется в настоящее время (сист. Эпльби), состоит из трех частей: клюва а, зажима- Ь и ножа с (фиг. 24). Процесс вязки происходит след. обр.: 1) на верхнюю челюсть клюва накладывается шпагат, закрепляемый в зажиме; 2) игла, обхватывая сноп, подает вторую нитку и накладывает ее рядом на клюв; 3) клюв поворачивается на 180°; 4) повернувшись еще на 90°, клюв раскрывается; 5) поворачиваясь далее, он захватывает обе нитки и сжимает их, приняв первоначальное положение. Т. о. на клюве образуется петля,конец к-рой захвачен челюсти- Фиг. 24. ми; если стащить иетлю с клюва, то конец ее, задержанный клювом, пройдет в петлю, и получится узел. Стаскивание шпагата с клюва производится особыми вилками, сбрасывающими сноп. Конец шпагата, протаскиваемый в петлю, отрезается ноясом. Зажим обыкновенно состоит из двух дисков-подвижного и неподвижного. В подвижном диске имеется ряд прорезов, в которые заправляют шпагат; когда диск поворачивается, то, захватывая шпагат, зажимает его. Снопонос служит для того, чтобы связанные и выброшенные снопы не падали сразу иа землю, а задерживались на нем и затем плавно опускались по 4-5 шт. Рабочий управляет снопоносом посредством особой педали. Механизм сноповязалки довольно сложен: от ходового колеса идет цепь для движения поперечного вала, на к-ром сидят сценная муфта и коническая зубчатка, передающая движение к кривощипному валу, на оси которого сзади сидит звездочка, передающая двинение посредством цепи валикам полотен платформы и элеватора и узловязателю. Производительность уборочны вязателя, а захватывают срезанные колосья полотном платформы и передают их далее на элеватор, с к-рого они ссыпаются непосредственно в едущий рядом фургон. Хеддер но сравнению со сноповязалкой легче на ходу и имеет ширину захвата до 3,5 м; нри конной тяге он по б. ч. имеет заднюю запряжку, но чаще всего он работает от трактора. Данные о производительности жатвенных машин приводятся в следующей табл.: : машин (при конной и тракторной тяге). Машина Ширина захвата Скорость, Производительность в га за 1 раб. день на: 1 фт. захвата 1 Л{ 1 машину Косилка Конная .............. .............. .............. Тракторная ............ Косильный аппарат........ ........ Жатвенные машины Лобогрейка, конная....... Самосброс, конный........ Сноповязал1{а Конная .............. Тракторная ............ Тракторная специальная..... Кукурузная конная....... тракторная ..... X еддер Конный..............
При междуряднп в 1 л(. Далее при помощи системы передач двилсе-ние сообщается остальным частям. Сноповязалка снабжается передком автомобильного типа, позволяющим производить крутые повороты машины. Для перевоза машины в поле и обратно она устанавливается на особые колеса, а дышло нереносится и укрепляется так, что сноповязалка передвигается поперек своего рабочего хода. Сила тяги, потребная для работы сноповязалки с шириной захвата 2 м,-ок. 330 кг; половина силы тратится на перекатывание машины. Расход силы на работу механизма распределяется приблизительно поровну между элеватором, узловязателем (с компрессорами), связкой и остальными механизмами. Тракторные сноповязалки имеют ширину захвата 2,25-2,85 м. В новейших америк. сноповязалках имеется приспособление для вязки снонов в бабки (шокер), прикрепляемое сбоку, производящее связывание снонов по 5-6 штук вместе и затем опускающее их на землю. Шокер мало увеличивает силу тяги на ровной поверхности и твердом грунте и содействует уравновешиванию боковой тяги сноповязалки; он заменяет работу двух человек. Кроме сноповязалок обычного типа строят т. н. п у ш б а й н д е р ы - сноповязалки с шириной захвата 2,85-3,70 м, при чем лошади впрягаются сзади мапптиы и толкают ее перед собой. К о .т о с о у б о р к и, т.е. машины, срезывающие только колос или колос с небольшой частью стебля, носят название хеддеров. Они не имеют узло- В Австралии и вообще в местностях с очень сухим климатом и при полном созревании хлеба применяются стрипперы, или жнеи-молотилки, к-рые посредством особых гребенок и мотовил отбивают колосья, а иногда тут же и домолачивают зерно. Для специальных культур в Америке строят особые машины. Лит.: в е й с Ю. А., Косилки, жатки и сноповязалки, 4 изд., М., 1926; е г о ж е. Курс с.-х. машиноведения, 2 изд., Л., 1927; ГорячкинВ. П., Теория жатвенных машин, СПБ, 1909; его же, Косилки, жнеи и сноповязалки, М., 1917; е г о ж е, Зем.ледельч. механика, ч. 1, М., 1922; е г о ж е, Земледельч. машины и орудия, Москва, 1923; Г ан В. Ю., Отчет о конкурсных испытаниях уборочных машин русского производства, СПБ, 1909; Д е б е н А., Машины для уборки урожаев, пер. с франц., СПБ, 1900; К р а-м а р е н к о Л. П., Режущий аппарат современных жатвенных машин и его теория, Киев, 1917, 1923; Криль Б. А., С.-х. машиноведение, ч. 1, Москва, 1927; Вестник металлопромышленности , М.; Восточно-европейский земледелец , Кенигсберг, с 192G; Известия новейшей с.-х. техники , Берлин; Американская техника . Пью Иорк; W а 11 h е г К., Die landwirtschartllchen Maschinen u. Gerate, В. 2, Lpz., 1923; Die Technlk in d. Landwirtscliaft , В., ab 192 ,;; Die Landmaschine , В., ab 1925; The Farm Implement News , Chicago; The Implement and Machinery*, L.; Fritz H., Handbuch d. landwirtschaftl. Maschinen, В., 1880; К u h n e G., Die Mahmaschine, ihre Entwicklung u. Anwendbarkeit auf deutsche Verhalt-nisse, Maschinen-Zeltung , В., 1910; N a с h t w e h A., Beitrage zur Kenntnis, Theorie u. Beurteilung d. Mali-maschinen. В., 1904; P e r e 1 s E., Die Mahmaschinen, Jena, 1869; P ere Is E., Handb. d. landwirtschafti. Maschinenwesens, B. 1-2, Jena, 1879-80; S с h w a r-z e г H.,Landmaschinenkunde, 3 Aufl.,B., 1927; W u s t A.,DieMahmaschinend.Neuzeit,Lpz., 1875; Wust A., Landwirtschaftl. Maschinenlcunde, 2 Aufl., В., 1889; H a m m W., Die landwirtschaftl. Gerate u. Maschinen Englands, 2 Aufl., Brschw., 1856-58. Б. Криль. ЖЕЗЛОВАЯ СИСТЕМА, особый способ сношений меяеду двумя соседними станциями на однопутных я. д. для регулирования дви-ясения поездов. Основное правило безопасности движения поездов на однопутных ж. д. заключается в том, что ни один поезд не м. б. отправлен на перегон без разрешения той станции, на к-рую поезд отправляется. ЛС. с. как способ сношения между этими станциями состоит в том, что на каждой станции устанавливается т. н. электрожезловой аппарат, в к-ром находится жезл, электрически связанный с таким же жезлом соседней станции, и притом таким образом, что из этих двух жезлов м. б. вынут только один. Этот жезл и служит разрешением на следование по перегону до соседней станции и выдается машинисту каждого поезда или паровоза, отправляемого на перегон. Без жезла ни один поезд или отдельный паровоз не вправе проследовать со станции в пределы перегона, если он не имеет на то специального письменного распоряжения. При наличии у машиниста жезла никаких других письменных документов не требуется, а равно не требуется никаких других сношений о том, что путь свободен. Жезловые аппараты на двух соседних перегонах устанавливаются различных типов. Тип аппарата обозначается буквами латинского алфавита, для чего к аппарату прикрепляется табличка с обозначением той или иной буквы. Для аппаратов каждого перегона имеется своя серия жезлов, к-рые могут быть вло-ясены исключительно только в аппараты этого перегона и не подходят к аппаратам смежных перегонов. Взаимозамыкающие электрожезловые аппараты двух соседних станций соединяются между собой линейным проводом и образуют электрич. цепь, к-рая носит название жезлового перегона. Жезловые аппараты одного жезлового перегона должны удовлетворять следующим условиям: а) один аппарат в отдельности, не соединенный проводом с другим аппаратом, самостоятельно действовать не может; б) из двух аппаратов данного перегона можно вынуть только один жезл на одной какой-либо станции и только с согласия и разрешения соседней станции; в) вынутый жезл м. б. вло-ясен в любой из двух аппаратов данного перегона без соглашения с противоположной станцией перегона, после чего аппараты вновь приходят в состояние, дающее возмояс-ность вынуть жезл на любой из двух станций перегона. Надорогах СССР наиболее раснространен-ными являются большие аппараты Вебба и Томпсона, малые аппарата Вебба, Томпсона и Смита, аппараты Вершинина, а за послед-гне годы-аппараты системы Трегера русского производства. На 1 января 1927 г. на исе.г[.-дор. сети СССР было установлено ок. 5 ООО жезловых аппаратов на протяжении 28 324-клг, что составляет около 47% однопутных линий. Оба аппарата одного перегона имеют в совокупности определенное, непременно четное число жезлов; в паре аппаратов большого типа обыкновенно заключается от 20 до 30 больших ясезлов, а в парс аппаратов малого типа-до 40 малых я<езлов. Жезлы (фиг. 1) представляют собой железные палки длиной - большие около 0,5 лг, малые около 0,2 ж, снабженные кольцами и утолщениями. Жезлы, принадлежащие одному и тому же перегону, совершенно тождественны, нумеруются порядковыми номерами и имеют отметку в виде одной из букв латинского алфавита; эти буквы обозначают тип или марку жезлов данного перегона. Жезлы яе разных перегонов имеют вполне одинаковое расположение колец (от 4 до 5), но утолщения на ясезлах размещены неодинаково. Кольца размещаются на средней части жезла, а на концах его прикрепляются таблички с названием перегона; концы жезлов иногда окрашиваются в разные цвета с целью отличия жезлов разных перегонов. С этой я-се целью в новейших конструкциях головке жезлов придают форму, особенную для каждого типа аппаратов. Жезлы изготовляются из одной цельной железной трубки или я-се из двух частей, соединенных между собой помощью винтовой нарезки (развинчивающиеся жезлы). Последний тип применяется там, где имеет место отправление поездов вслед или следование поездов с толкачом на Фиг. 1. Фиг. 2. протяжении всего перегона. Ббльшая часть развинчивающегося жезла называется собственно жезлом , а меньшая - билетом к нему. Аппараты Вебба, Томпсона н Смита. Жезловый аппарат представляет собой колонну с уширением наверху (фиг. 2). В верхней части А помещаются механич. и электрич. приспособлепия для замыкания я-сезлов; в нижи, части Б ацпарата имеются вертикальные кана.яы А, А,... для помещения в них жезлов. Обыкновенно число таких каналов равно 4. В верхнем конце каналы соединяются в один вертикальный канал, который затем переходит в дугообразный В (длиною в 1/4 окружности), вливающийся в круглое отверстие С. Это отверстие слуяшт для вкладывания жезлов и имеет несколько больший диаметр, чем кольца жезлов; каналы Яге имеют меньший диам., так что поме-ш,енный в них жезл нельзя вынуть из аппарата иначе, как через отверстие С. В месте
|