Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Доменное производство металла Деформирование Д. Горячая прокатка, прессовка, ковка Д. производится при 470-480°. При прессовке или ковке в 5, лос,7е- / 2 3 4 5 Ючас. 1 2 закалки Время после закалки Фиг. 10. 4 5 сут. штампах для Д. необходимо большее давление или ббльшая работа удара, чем для яселеза и стали, т. к. внутреннее сопротивление деформированию у Д. больше. Холодная прокатка отожженного Д. повышает коэфф-т крепости и твердости и пониясает удлинение, как это видно из фиг. 11-кривые а; закалка и старение после этого приводят к механич. качествам, изображаемым кривыми Ь, дальнейшая прокатка-к механич. качествам, изображаемым кривыми с. Радиусы углов загиба рекомендуется не снижать менее 2-2V2 тол1цин листа. Закаленный Д. после старения деформируется хуже, чем отпуш;енный. Лучшая i° отпуска или отясига д.тя последующего деформирования 350-375°. Деформирование в различные стадии процесса старения придает застаревшему материалу качества, указанные на фиг. 12. Прокатка непосредственно после закалки в результате старения дает меньшую твердость (фиг. 13, кривая А), чем прокатка после процесса старения (кривая В). Рекомендуют поэтому Избегать деформирования Д. в процессе старения, особенно непосредственно после закалки [,1]. Однако, иногда термич. обработка после деформирования бывает затруднительна, тогда применяют деформирование и в процессе старения. Так, напр., клепка заклепок из Д. производится часто после закалки, пока металл еще легко деформируется. Внутренний механизм холодного деформирования Д. при растяжении состоит в незначительн. смещении кристаллитов сплава друг относительно друга и деформировании отдельных кристаллитов. При ббль- ших деформациях отмечаются линии скольжения, различно направленные в зависимости от ориентировки кристаллографических осей 1сристаллитов. Указанный характер холодного деформирования наблюдается у Д. как при растяжении непосредственно после закалки, так и при растяжении после старения или в отожжен, состоянии (вкл. л., 6). Сварка и пайка Д. не получили широкого применения, т. к. в обеих этих операциях Д. нагревается до 1° отнсига, последующая же закалка не приводит к высоким механическ. качествам; припои не выдерживают с которых производится закалка, и место спая разваливается; сваренное место имеет структуру литья и крайне незначительно повышает после закалки механическ. качества. Однако, сварка Д. все же применяется в деталях, не испытывающих больших нагрузок и не находящихся под действием морской воды и других растворов, вызывающих коррозию. В таких случаях для сварки (по указаниям Петерсена) пламя горелки д. б. концентрированным; при сварке толстых листов применяется ацетилен, при сварке тонких листов-водород.. Незначительный избыток кислорода ведет к образованию окиспой корки. В качестве флюса употребляется в виде пасты смесь из 32% NaCl, 24% КС1, 24% LiCl и 20% NaF, 6 5 4 Толщина листа в мм Фиг. 11. смоченная водой. Очистка свариваемого листа производится погружением его в 10%-ную HNO3 с последующей смывкой теплой водой. После сварки, во избеясание уси- ленной коррозии, остатки флюса смываются 10%-ной H2SO4 и затем теплой водой. Коррозия Д. Явление коррозии Д. в морской воде обнаруживается тем, что сплав покрывается белым налетом, особенно в частях, соприкасающихся попеременно с водой и воздухом. В результате коррозии механич. качества Д. понинсаются. По данным Ангстрема, листовой Д. толщиной 1,5 мм в воде с содержанием 2% солей с течением времени изменял свои механич. качества, как указано на фиг. 14. Кривые а относятся к Д., совершенно погруженному в воду, кривые Ъ-к погруженному в воду наполовину. В кислотных и щелочных растворах Д. также подвергается коррозии. Потери веса Д., вследствие коррозии в течение месяца в различных растворах, по данным Т. Гарада, приведены в табл. 3. Табл. 3. - Потери веса дуралюмина в течение месяца в разных растворах.
В отожженном состоянии Д. подвергается коррозии сильнее, чем в закаленном состоянии после процесса старения. В контакте с другими металлами Д. подвергается коррозии сильнее с медью, меньше с латунью, затем с нержавеющей сталью (13% Сг), еще меньше-с лелезом и, наконец, с ал:юмини-ем [9]. По своему действию на Д. различают коррозию: интеркристаллитную (вкладной лист, 7) и точечную (вкладной лист, 8), равномерную и местную. Более точной терминологии не установлено. Для предохранения сплавов типа Д. от коррозии применяют различные покрытия; к ним относится покрытие лаком дюраль и по нему-минеральными масляными красками. Более надежное предохранение дает предварительная грунтовка, состоящая из свинцового сурика-от 30 до 80%, цинковых или свинцовых белил-от 30 до 60% и сырого льняного масла с сикативами РЬ, Мп, а в последнее время-с кобальтовыми сикативами. Кроме того, предохраняют Д. от коррозии: при помощи электролитич. покрытия его другими металлами (напр. Сг), путем специальной цементации Си и затем Ni, Сг, Со или Cd. Применение Д. В литом состоянии Д., за редкими исключениями, применения не имеет. В обработанном состоянии применяются: листы гл. обр. толщ. 0,3-%,Омм, размерами 700 х 2 ООО мм; ленты толщ. 0,04- 2 мм, шир. от 5-600 мм в зависимости от толщины; трубы 0 8-100 мм, с толщиной стенки 0,5 - 4,0 лш; прутки 0% - 60 мм; провспока 0 0),Ъ - 6,0 мм; профили различных сечений и толщин, вплоть до больших строительных профилей, выпускаемых Дюреновскими з-дами (табл. 4). Табл. 4. - Строительные профили из дуралюмина, выпускаемые Дюреновскими заводами. Обозначение Наименование профиля Равнобокий угловой Двутавровый* . . . Корытный..... Высокий тавровый. Ль по герм, сортименту 14/14 9,800 8,300 7,850 11,180 Поставляем, длина в м * Толщина стенки для дуралюмина не 6.9 мм, как указано в сортаменте для железа, а 8.0 мм. Наибольшее применение имеют заклепки 0 2-8 мм и дл. 4-30 мм. Изготовляются также различных размеров шурупы для 5>С
г 4 6 8 70 J2 Величина остаточного удлинения Фиг. 12. дерева, болты и гайки. Д. применяется гл. образом в тех областях промышленности, где наряду с прочностью требуется легкость; самолетостроение (в СССР-конструкции Туполева, Григоровича; за границей-Юнкере, Дорнье, Рорбах, Хейнкель, Форд, Бреге и т. д.); дирижаблестроение (гондола Красного резинщика , цеппелины); производство ,100 Толщина листа при прокатке в мм Фиг. 13. аэросаней, глиссеров, яхт, кузовов автобусов и автомобилей, частей велосипедов. Д. употребляется такясе в ортопедии, в производстве пищущих машин, сепараторов, центрифуг, спортивных принадлежностей и в оборудовании пожарных команд. Броневая Месяцы Фиг. 14. плита из закаленного Д. толщиной 7 жж, по указанию Бинни, не пробивается ружейным огнем с расстояния более 300 ж. В последнее время, помимо Д., получают применение для тех же целей сплавы: л а у- т а л ь, стареющий лишь при повышенных t°(см.Алюжиниевыесплавы),и электрон, применяемый, кроме того, в виде отливок (см. Магниевые сплавы). Производством Д. заняты: в СССР-Гос. трест но цветным металлам на своих з-дах в Кольчугине и в Ленинграде и Государствен . трест авиационной промышленности; в Германии-старейшие з-ды Durener Metall-werke (Дюрен); во Франции-Societe du Dur-alumine (Кремлен-Бисетр, Куртален, Бурже); в Англии-James Booth & С (Бирмин-гам) и лондонская British Aluminium С ; в Америке-Aluminium С of America и друг. Цена 1 кг листового Д. около 2 р. Лит.: 1) Werkstoff - Handbuch. Nlchteisenmetalle, в., 1927, Н. 1-5 u. 10;) М у з а л е В с к и и Ю. Г., Заводские методы изготовления твердых алюм. сплавов для авиастроения, Труды II Всес. совещ. по цветным металлам , М.-Л., 1927, вып. 3-Доклады, т. 2; ) Воронов С. М., Явления обратной ликвации у алюминия и его сплавов, там же; М е г 1 с а Р., СЬега. and Metall. Engineering*, N. Y., 1922, p. 881; Heyn E. u. Wetzel E., Mitteilungen au.s d. Materlalprufungsamt*, В., 1922, В. 40; ) I g a г a s i, The Science Reports of the Tohoku Imp. University*, Sendai (Japan), 1924, p. 334; ) Б a x м e т e в E. Ф., Механич. качества дуралюмина, в зависимости от деформирования растяжением в процессе старения, Труды ЦАГИ , М., 1929; )Wilm А., Physik.-metal-lurg. Untersuchungen tiber magnesiumbaltige Alumini-umlegierungen, Metallurgle , Halle, 1911, B. 8, p. 225; °) Акимов г. В., о состоянии работ по изучешпо коррозии дуралюмина и меры борьбы с нею. Доклад на конференции по авиа-авто-и моторостроению, М., 1928.-Г р а р д Г., Алюминий и его сплавы, пер. с фр-, М., 1926; ДеречинскийИ. Д., Легкие металлы и сплавы, Харьков, 1926 (указана библиография до 1925 г.); С и д о р и н И. И., Исследование кольчугалюминия, Труды ЦАГИ , М., 1925, вып. 15 (указана библиография 1903-24 гг.);Шапошников Н.А. и др.. Исследования кольчугалюмина, Труды Ин-та прикл. минерал, и металлургии , М., 1925, вып. 15; Сидор ин И. И., Исследование кольчугалюминие-вых профилей, Труды ЦАГИ , М., 1925, вып. 16; С ел я к о в Н. Я., Рентгенографич. анализ в определении сплавов вообще иалюминиевых в частности, Труды II Всес. совещ. по цветн. металлам , М.-Л., 1927, вып. 2-Доклады, т. 1; Шапошников Н. А., Вынуяеденное старение легких алюмин, сплавов как средство повышения их механич. качеств, там же; Anderson R. J., Metallurgy of Aluminium a. Aluminium Alloys, N. Y., 1925; S a с h s G., Grundbegrif-fe d. mechan. Technologic d. Metalle, Lpz., 1925, p. 273; Corson M., Aluminium, the Metal a. its Alloys, .N. Y., 1926; С 0 h n L. M., Techn. Mitteilungen uber Duralumin, Verhandlungen d. Ver. zur BefOrderung d. Gewerbefleisses*, В., 1910, В. 89, p. 643; F r a e n к e 1 W. u. S e n g R., Studien an vergutbaren Aluminium-legierungen, Ztschr. f. Metallkunde , В., p. 225, 1920: FraenkelW. u. Scheuer E., Vergutbare Alu-miniumlegierungen, ibidem, 1920, p. 427, 1921, p. 46; Honda K., Chem. a. Metall. Engineering*, N. Y., 1921, p. 1001; H 0 n d a K., Chimie et Industrie*, P., 1926, 3-bis, p. 425; К о n n о S., An Investigation of Duralumin, The Science Reports of the Tohoku Imp. University*, Sendai (Japan), 1922, p. 270; Anderson R., Some Mech. Properties of Dural. Scheet as Affected by Heat Treatment, Proc. Amer. Soc. for Testing Materials*, Philadelphia, 1926, 2, p. 349-375; Anderson R., Effect of Heat Treatment on Duralumin, Forging -Stamping-Heat-Treating , Pittsburgh, 1926, p. 169-172, 208; A n d e г s о n R., An Atomic Picture of Duralumin a. its Cristal Structure, Journ. of the Franklin Instlt.*, Philadelphia, 1926, p. 465-483; Sachs G., Elnige Beobachtungen am Aluminium u. Aluminiumlegierungen, Ztschr. f. Metall-kunde . В., 1926, В. 18, Н. 7, p.209-212; М e 1 s s n e г К. L., Die Veredelungsvorgunge in vergutbaren Aluminiumlegierungen, Zeitschrift d. VDI , 1926, B. 70, p. 391-401; Archer R., The Hardening of Metals by Dispersed Constituents Precipitated from Solid Solution, Trans. Amer. Soc. for Steel Treating*, Cleveland, 1926, p. 718-747; F r a e n к e 1 W., Zur Kenntnis d. Vorgange b. d. Entmischung ubersattiger Mischkristalle, eZtschr. f. anorg. u. alJg. Chemie*, Lpz., 1926, B. 154, p. 386-394; Guertler W., Zur Theorie d. Ver-edelung V. Contsructal u. Montegal, Ztschr. f. Metall-kunde . В., 1927, В. 19, H. 12, p. 488-91; Masing G., Duraluminartlge Vergtitung b. Eisen-Kohlenstoff-legierungen, Wissenschaftliche Veruffentl. aus d. Sie-
|