Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

Д1\лиа1ои ЛИК)


Общий вид дркп:.


Общий пил промывочной бочки.



Драга к процессе сборки.

Нижний конец рамы с черпаками.

Т. Э.



ДРАжйдв дёЮ

теплым, хорошо вымешанным кувертюром, для того чтобы не расплавился ранее образовавшийся слой. При наведении глянца на Д. его предварительно слегка смачивают холодным жидким сиропом из сахара и патоки с прибавлением гуммиарабика и дают сиропу несколько подсохнуть.

Лит.: г о р о в и ц Н. И., Кондитерское производство, М., 1926; Paul К., Die Какао-, Schoko-laden- u. Zuckerwarenfabrikation, 2 Aufl., Trier, 1921; Schreger S., Die Какао-, Schokoladen- u. Zuckerwarenfabrikation im Gross- u. Kleinbetrieb, Nordhau-sen, 1922; Besselich N., Die Bonbon-Fabrika-tion, 3 Aufl., Trier, 1920. A. Шур.

ДРАЖНОЕ ДЕЛО, драгирование (dredging)-механизированный способ разработки россыпных месторояедений золота, платины и других полезных ископаемых при noMoniH особых механизмов-драг.

Описание драги. Драга представляет собою пловучую землечерпательную машину, снабйсенную приспособлениями для промывки вычерпываемого грунта.

Обгций вид драги во время работы изображен на вкладном листе, а схематич. продольный разрез иплан драги-на фиг. 1 и 2. Здесь 1-понтон, на к-ром распо-

Крупный материал-галька и валуны-разгружаются у нижнего конца бочки и скатываются по жолобу 11 на пижний конец элеватора, в бо-льшинстве случаев представляющего собою ленточный конвейер, установленный на элеваторной раме 12; эта рама подвешена к задней мачте 13. Ъо время работы драга передвигается при помощи канатов или канатов и свай 14; сваи подвешены к задней мачте. Кроме указанных частей, на понтоне установлены: лебедки 15, с барабанами для канатов, передвигающих драгу и поднимающих и опускающих рамы и сваи; центробежные насосы 16, подающие воду в завалочный люк, бочку и на шлюзы; моторы 17, приводящие в движение механизмы драги. Для удобства монтажа и ремонта устраивают подвижные тали и подъемники 18. Управление драгой сосредоточено в пилотской будке 19.

Схема работы. Во время работы драга плавает на озере или реке, на дне которых залегают разрабатываемые металлоносные отложения, или же в специально устроенном водоеме - дражном пруде. Драга вырабатывает россыпь впереди себя, разгружая промытые продукты в отвал, образуюш;ийся за кормой драги. В зависимости от способа передвижения драги форма забоя и путь драги различны; если поступательное движение драги осуществляется при помощи каиата, то схема работы принимает вид, изо-


Фиг, 1.

ложены все аппараты драги, 2-черпаковая рама, укрепленная на центральной мачте 3 и несущая на нижнем конце нижний барабан 4; рама может подниматься и опускаться, вращаясь около оси, проходящей в проушины верхнего конца рамы; нижний конец рамы подвешен на канатах к передней мачте 5. Вокруг чер-паковой рамы ходит цепь черпаков, огибая нижний и верхний б барабаны; последний является ведущим и покоится иа центральной мачте. Поднятый черпаками материал россыпи (песок, гравий, глина, валуны) вываливается из черпаков при огибании ими верхнего барабана и через завалочный люк / поступает в промывочную бочку 8, представляющую собою барабанный грохот. Здесь материал при вращении бочки разделяется: мелкая часть его проваливается через отверстия бочки и поступает сначала на поперечные, а потом на продольные шлюзы 9, представляющие собою низкие желоба прямоугольного сечения, снабженные приспособлениями для улавливания драгоценного металла. Шлюзы устраиваются двусторонние, а на больших драгах и двухъярусные, как это изображено на фиг. 1; правые и левые, верхние и нижние шлюзы разгрунсаются в колоды 10, которые отводят материал за корму драги.

браженный на фиг. 3; здесь 1-передние боковые канаты, 2-задние боковые канаты, 3-головной канат, натяяением к-рого достигается нажим черпачной цепи па забой, В процессе работы драга передвигается от одного борта пруда к другому, описывая дугу окружности, центр которой находится в точке закрепления головного каната. При работе драги на сваях драга вращается около одной из двух свай, при чем приводится в движение одним из боковых канатов; на схеме (фиг. 4) сплошной линией показано крайнее левое положение драги; из этого полонения драга, вращаясь на свае 1, переходит в крайнее правое положение (линейный пунктир); затем свая 1 поднимается, свая 2 опускается, и драга совершает движение в противоположную сторону.



опять в свое крайнее левое пололсение (точечный пунктир). Однако, это положение не тождественно с предыдущим; за время вращения около свай драга успела продвинуться вперед на некоторое расстояние, называемое шагом драги; величина этого

скашивается под некоторым углом к горизонтальной плоскости, для того чтобы разгружающийся со шлюзов материал, образуя отвал на дне дражного пруда, не мешал свободному маневрированию драги. Понтон д. б. особенно жесткой конструкции как в


Фиг. 2.

шага зависит от расстояния между сваями и величины угла вращения драги. Смотря по характеру обогащенного металлом слоя


Фиг. 3.

Фиг. 4.

драга вырабатывает илисразу всю толщу наносов и даже часть плотикарыхлые обваливающиеся наносы) или выбирает эту толщу по слоям (плотные глинистые наносы), для чего приходится поднимать черпанную раму из ее предельного нижнего положения на соответствующую высоту.

Конструкция отдельных частей драги. Наиболее ответственной частью драги является деревянный или металлич. (стальной) п о н-т о н. Металлич. понтон легче деревянного (приблизительно на 40%), что обусловливает меньшую осадку драги; он имеет более продолжительный срок службы (15 и более лет, в то время как деревянные понтоны служат 8-10 лет), безопасен в пожарном отношении и требует меньшего ремонта. Однако, первоначальные затраты на устройство металлического понтона больше, особенно при дальней перевозке к месту работы, при плохом состоянии дорог. В этом случае выгоднее построить понтон на месте, если, конечно, имеется поблизости годный для постройки лес. Сооружение деревянного понтона требует высокосортных сухих лесных материалов и точной работы. Общий вид понтона изображен на фиг. 5. Понтон имеет в передней части вырез для прохода черпающего аппарата; наружные углы понтона в передней части скашиваются или закругляется в целях более полной выработки угловых частей дражного пруда; в некоторых случаях (при небольшой глубине черпания) дно понтона в кормовой части (иногда и в передней)

продольном, так [и в поперечном направлениях. Это достигается большим числом прочных сопряжений частей остова понтона.

Основными элементами конструкции металлич. понтона являются (фиг. 6) шпангоуты, состоящие из флоров 1 и бортовых ветвей г, соединенных в стыках бракетами 3; шпангоуты располагаются по длине понтона на определенном расстоянии и обшиваются снаружи стальными листами. Бортовые ветви шпангоута сверху соединены с бимсами 4 при помощи книц 5; флоры шпангоутов соединены с бимсами вертикальными связями-пиллерсами Ю. Для придания понтону большей жесткости в поперечном направлении иногда устраиваются раскосы 6. Жесткость понтона в продольном направлении достигаетсянаружнойобшив-кой, палубой и внутренними стенками, к-рые слунгат продолжением стенок выреза, а также стрингерами 7 и карлингсами 8. В крупных драгах устраиваются еще и дополнительные стртгеры 9, а иногда- кильсоны 9, укладываемые вдоль понтона.


Фиг. 5.

Форма и размер сортов стали (угловая, коробочная, тавровая и др.) выбираются в зависимости от размеров драги и распределения нагрузки, к-рая гл. обр. совпадает с местами укрепления мачт. Большое внимание уделяют способу сочленения мачт с остовом понтона и надлежащей связи между мачта-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 [ 23 ] 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155