Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

Сопротивление на подъемах Wg составляет на 1 т всего веса приблизительно столько КЗ, сколько мм составляют подъем пути на каждый м длины; например, 13 кг при подъеме в 13 мм (0,013). Сопротивления на кривых обычно не нодсчитываются; просто увеличивают тяговую силу на 20-30 %. Т. к. локомотивам приходится развивать наибольшее тяговое усилие при трогании с места, то на это усилие их и рассчитывают.

Локомотивная откатка производится всегда поездами; скорость движения поездов может достигнуть 25 км/ч, однако в виду быстрого износа колес и рельсов не следует превосходить скорость в 12 км/ч. Сцепление вагончиков при локомотивной откатке д. б. безукоризненным; самые сцепки не д. б. слишком длинны. Обычный состав поездов- 15-45 вагончиков, иногда же состав доходит до 70-100 вагончиков.

Локомотивы работают наиболее экономично на путях, близких к горизонтальным. Обычные при локомотивной откатке уклоны (подъемы) составляют в среднем 0,005 и максимально 0,01. Кривые пути локомотивной откатки устраивают так, чтобы радиус закруглений был не менее 7-12-кратной длины жесткой базы локомотива и, по крайней мере, 25-30 м. Рельсы для локомотивной откатки применяются тяжелые, высотой 90-М 15 мм и весом соответственно 15--20 кг/п.м. Откаточные пути при локомотивной откатке бывают одноколейные или двухколейные; на разгрузочной станции лучше иметь 3 колеи, из которых две боковых- для грулсеных и порожних составов, а средняя- для маневрирования. Разгрузочная станция около рудничного двора должна находиться на его продолн-сении, чтобы сцепщики легко могли обозревать ее и чтобы груженые вагончики могли попасть в клеть без поворачивания. Порядок движения и маневры локомотивов на разгрузочной станции примерно таковы (фиг. 15). Локомотив,

Фиг. 15.

прибывающий с груженым поездом, протягивает его настолько, что он сам устанавливается вблизи стрелки 5, а поезд между стрелками 1 ж 2\ затем он отцепляется, проходит через стрелку 2, обходный путь и стрелку 1, становится позади своего груженого поезда, проталкивает его, по мере принятия груза клетьми, вперед и в конце концов сам проходит за стрелку 2. После этого локомотив через стрелку 2, обходный путь и стрелку 3 подходит к порожнему составу, стоящему наготове между шахтой и стрелкой 3. При работе нескольких локомотивов рудничный двор и станция бывают настолько загружены вагончиками, что маневрирование локомотивов отнимает много времени; поэтому стараются освободить их от подтягивания составов в пределах станции, производя эту работу помощью ворота, бесконечным канатом, нижней цепью или устройством самоката. Сборные станции располагают у гезенков и бремсбергов, а также у устьев боковых горизонтальных вырабо-

ток; они м. б. проходными и конечными. На проходной станции (фиг. 16) локомотив проталкивает порожний поезд I через стрелхсу а на холостую колею, отцепляется и переходит через стрелку а, сквозной путь d и стрелку Ъ и становится перед грулхеным составом V. На конечной сборной станции

Фиг. 16,

(фиг. 17) локомотив подтягивает порожняк I на место его стоянки, отцепляется, идет к ближайшему груженому составу v и, прицепившись к нему, направляется с ним через стрелку а, обходную колею и и стрелку h к шахте.

По окончании рабочей смены локомотивы ставят в депо, В помещении депо устраивается мастерская для производства даже серьезного ремонта, чтобы выдавать локомотивы на поверхность только в случае особенно тялселых повреждений. В депо для аккумуляторных локомотивов устраивают

Фиг. 17.

специальные столы для зарядки аккумуляторов, при чем на каждый локомотив полагается по 2 батареи, из к-рых одна находится в работе, другая-в зарядке.

Откатка по бремсбергам. Спуск груженых вагончиков с верхних горизонтов на нижние по бремсбергам-особым выработкам, снабженным спуско-подъемными устройствами, производится силой веса самого груза. Бремсберги бывают: двудей-ствующие, имеющие 2 пути, по к-рым вагончики порожние и груженые двигаются одновременно, и одно действующие, имеющие тоже два пути, из которых один служит лишь для попеременного движения тех и других вагончиков, а по второму передвигается противовес ; односторонние и двусторонние-в зависимости от того, поступает ли груз к бремсбергу с одной или с двух сторон; простые и платформенные-смотря по тому, катится ли вагончик непосредственно по рельсам или ставится на платформу, продвигающуюся по рельсам (при угле наклона свыше 30-35°); ступенчатые, состоящие из нескольких самостоятельных бремсбергов; с концевым или бесконечным канатом. Бремсберг молсет нормально действовать при углах наклона выработки, не меньших предельного угла (6-7°); он оканчивается горизонтальными верхней и нижней площадками; для приема грузов с промежуточных горизонтов устраивают промежуточные площадки. Определение величины противовеса д.пя однодействующего бремсберга м, б. произведено по двум ф-лам:

С]/{р+Р)р и C = p-bf,

где С-вес противовеса, Р и р-полезный и мертвый грузы вагончика. Обычно вычисляют вес противовеса по обеим ф-лам и из полученных результатов берут среднее.



Откатка по одподействующему бремсбергу производится концевым канатом, при чем противовес двюкется либо рядом с вагончиками (платформами) либо под ними; в первом случае при обсцем одноколейном пути устраивают разми-новки в местах встречи вагончиков и противовеса.

Откатка по двудействую-щиш бремсбергам с концевым или бесконечным канатом почти всегда производится в вагончиках, т. к. откатка двумя платформами рядом требует слинг-ком много пространства. Концевой канат применяется главным образом при доставке между двумя пунктами; доставку концевым канатом с разных горизонтов осуществляют при помощи прицепных канатов h, h. (фиг. 18) или устройством ступенчатого бремсберга. Бесконечный канат двудействующ. бремсберга должен двигаться всегда в одном направлении, а вагончики присоединяются к канату на равных расстояниях один от другого. Преимущества дву-действующего бремсберга сравнительно с однодействующим - ббльшая производительность и лучшее уравновешивание всей движущейся системы.

Для бремсберговой откатки применяются стальные и.ти железные канаты. Расчет бесконечного каната ведется но формуле, определяющей число проволок в канате;

4[S, + СП(Р + p)(3in а - / COS а)] * д[лк - 0,03cUsin а - / cos а)]

где Si - холостое натяжение каната (2004350 кг), с-коэффициент сопротивления ие-редвияаднию вагончиков (0,034-0,15), п- чисто вагончиков на ветви каната, Р и р- полезный и мертвый грузы вагончика в кг, а-угол наклона выработки, /-общий коэффициент сопротивления, д-диаметр отдельных проволок (1,04-1,6 мм), /с-допускаемое сопротивление разрыву (84-20 кг/мм), I-длина бремсберга в м. Определив г, находят диаметр каната по формуле:

А = д /2Ж Соединение каната с вагончиками производится: а) при концевых канатах-ири помощи канатного панцыря а (фиг. 19), вращающейся скобы с соединительной цепочки е

Фиг. 18.


Фиг. 19.

и крюка d; при крутых уклонах (более 18°) к этому добавляется еще предохранительная цепочка /, задеваемая за борт вагончика, чтобы он не опрокинулся; б) при бесконечном канате на двудействующем бремсберге- при помощи крюка-баранчика или зажимов.


Фиг. 20.

Платформы устраивают из дерева или железа (фиг. 20). При большой производительности бремсберга пользуются платформами на 2 вагончика. С целью экономии в площади поперечного сечения выработки делают ступенчатые платформы. Противовесы представляют собой каретку, нагружаемую тяжестями до определенного веса. Противовесам придают удлиненную форму в виду ограниченности пространства под вагончиками (платформами), где они должны проходить. Головные тормозные устройства, помещаемые у верхней площадки бремсберга, состоят из тормозного обода и барабана или шкива, который охватывается канатом. Недостатки барабанов: громоздкость, большой вес и требующаяся сравнительно большая длина канатов. Шкивы делают литыми из чугуна с одним желобком, либо обделанным деревянной футеровкой либо без нее. Тормоза на бремсберговых устройствах делаются колодочные и ленточные; последним отдают предпочтение. Колодочный тормоз (фиг. 21) состоит из 1-2 тормозных колодок а, прикрепленных к брусьям Ь; последние между собой соединены системой рычагов d, е, f, д, приводимых в действие рукояткой с. Тормозные обода располагают на барабанах сбоку или посредине их; ири шкивах тормознЬхе обода отливают вместе со шкивами. Основным требованием, предъявляемым к бремсберговому тормозу, является нахождение тормоза всегда в закрытом со-ч\\\\\\\\\\\ч стоянии т. о., что-

s:,;,: Qjj ОН МОГ бЫТЬ ОТ-

пущен только рабочим, о белужин аю-щим его. Для поддержания постоян- по го натяжения бе-vNNxvNXNNxNNN сконсчного каната на бремсбергах применяются натяжные устройства подобно тем, которые применяются при бесконечной откатке по горизонтальным путям.

Способ обделки устья бремсберга зависит от того, открывается ли устье непосредственно в главный откаточный штрек или оно оканчивается выше его. В первом случае у устья устраивают предохранительное сооружение- буфет из дерева, железобетона и, реже, из камня. Для предо хранения от повреждения срывающимися с каната вагончиками, стенки буфета со стороны, обращенной к бремсбергу, обделываются брусьями или старым пеньковым канатом, выполняющим роль буфера. Вместо такого устройства на месте пересечения бремсберга со штреком устраивают обводные выработки, проводимые или по падению или по восстанию пласта. Иногда соединяют нижнюю площадку со пггреком при помощи 2 выработок (фиг. 22), носящих название бремсберговой шейки; эти выработки бывают горизонтальные и с уклонами;.в по-


Фиг. 21.



следнем случае уклоны делают так, чтобы движение груженых и порожних вагончиков происходило самокатом.

Для промежуточных (подэтажных) пггре-ков, выходящих непосредственно на бремсберг, д. б. обеспечено удобное и безопасное


Фиг. 22.

движение. Кроме того, в щтреках должно быть устроено место для обмена вагончиков, что достигается настилкой плит или установкой стрелки. В самом бремсберге у этих промелсуточных щтреков должны быть устроены для облегчения прицепки вагончиков особые площадки, которые, по правилам безопасности, д. б. горизонтальны. Иногда площадки оборудуются качающимися платформами, которые во время прицепки или отцепки лелсат горизонтально, а затем в необходимый момент с помощью рычалшой передачи или другим способом наклоняются на величину, соответствующую углу наклона бремсберга.

Откатка по уклонам. Для подъема груженых вагончиков с нинсних горизонтов на верхние по выработке, называемой уклоном, применяются одно- и дву-барабанные лебедки: паровые, пневматические и электрические. Доставка по уклонам производится либо концевым (открытым) либо бесконечным канатом. В первом случае к нижнему свободному концу каната прицепляют груженый вагончик или же партию их (3-6 вагончиков); другой конец каната наматывают на барабан лебедки, установленной на верхней площадке. Уклон с бесконечным канатом отличается от бремсберга с таким нее канатом тем, что тормозной шкив на бремсберге заменен ведущим шкивом лебедки.

Откатка по гезенкам. Откатка но гезенкам применяется при разработке нескольких близлежащих пластов с небольшим углом падения для спуска добытого полезного ископаемого с верхних пластов на пилений силою собственного веса ископаемого. Оборудование гезепка состоит из установленного в верхней части гезенка шкива, через который нереброшен канат; к обоим концам каната прицепляются либо две клети, по одной на каждом конце, либо одна клеть и противовес. Шкив гезенка соединяется с тормозом или с лебедкой (последнее-для подъема но гезенку различных материалов для горных работ). Гезенки, при обслуживании двух горизонтов, имеют два подъемных отделения для движения клетей с вагончиками, а при обслулш-вапип более двух горизонтов-одно отделе-


Фиг. 23.

ние для движения клетей и другое для движения противовеса. Груженые вагончики, опускаясь вниз силой собственного веса, поднимают порожние вагончики или противовес, который, опускаясь, также может поднять порожний вагончик.

Предохранительные устройства. При откатке по бремсбергам, уклонам и гезенкам устанавливают различные предохранительные нриснособления (ловители) для быстрой остановки вагончика или платформы после их срыва с каната. Простое приспособление для вагончиков, идущих вверх по уклонам, представляет собой вилка (т. и. козья ножка), навешенная на заднюю стенку вагончика и волочащаяся за ним по почве; при отрыве вагончика вилка упирается в почву и задерживает его. Другое приспособление изображено на фиг. 23. Предохранительное устройство Сташа (Stasch) при откатке бесконечным канатом (фиг. 24) состоит из трехп.те-чего кулачка а,вращающегося на оси Ь. Поднимающийся

вагончик, отклоняя i--giaHjuM п.

своими осями иле- i-g--а ==52

40 2, свободно проходит над кулачком, но сорвавшийся вагончик,идущий вниз, ударив с силой передней осью по плечу 2 (пунктир), заставит весь кулачок повернуться настолько, что вагончик в этом случае будет задержан за вторую ось плечом 1. В практике имеется ряд других ловитель-пых приснособлепий, основанных на действии рычагов, пружин и противовесов. Для безопасного движения рабочих при откатке и для предотвращения скатывания

вниз вагончиков во время маневрирования устанавливают поперек бремсберга у верхней площадки цепи или вместо них деревянные и металлические брусья, открывающиеся и закрывающиеся от руки, либо открывающиеся проходящим вагончиком и закрывающиеся собственным весом или противовесом.

Рудничные дворы являются местом сосредоточения всех грузов, идущих как из шахты на поверхность, так и в обратном направлении. Расположение рудничных дворов бывает различно и зависит от производительности шахты и от взаимного расположения и числа путей, ведущих в различные участки шахты (см. Горные выработки). В простейших случаях откатка в рудничных дворах ручная, при чем расцепление прибывших поездов с грузом, подача отдельных вагонеток в клеть и составление новых порожних поездов производится специальными рабочими-подкатчиками. Механизация откатки на рудничных дворах осуществляется или при помощи системы бесконечных канатов или при по-мопщ наклонных путей для самоскатывания вагончиков в связи с компенсаторами разных устройств для подъема поролсних




1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 [ 21 ] 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155