Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

утюги делают с прямыми и вогнутыми передними ребрами (фиг. 11). Вогнутые ребра имеют то преимущество, что земля вдоль них легче убирается в сторону и ход утюга получается более устойчивым благодаря вертика.тьной составляющей давления землей. Металлические утюги снабжаются одной или двумя рукоятками, при помощи к-рых ребрам утюга можно придавать .пюбое наклонное положение в зависимости от требуемой работы-срезания или выглаживания грунта. Дорожные утюги применяются как для выглалшвания свежепостроенно-го дорон;ного полотна, так и для содержания в исправности ранее построенных дорог. Производительность металлическ. утюга при выглаживании новой дороги 2 ООО М/ч, при выглаживании старой дороги 4 ООО м/ч. Производительность металлических утюгов по сравнению с деревянными выше примерно в 1,5-2,0 раза. Дорожные утюги изготовляются на заводах СССР.

б) Д о р о НС и ы й п л е н е р, весом в 320 кг, предназначается для разглаживания неровностей и г-тубоких колей на дорогах с крепким грунтом: гравелистых, жирно-глинистых и пр. (фиг. 12). Передний вогнутый нож 1 имеет высоту 0,265 м и длину 2,45 м и служит для срезания грунта. Заднее ребро 2-из уголка 150 х 100 х Юмм- служит для разглаживания полотна. При помощи штурвала 3, карданного вала й с шарнирами Рука 4, 6 и зубчатых передач 7, 8, 9 переднему нож;у плейера можно придавать различные углы наклона, изменяющиеся в зависимости от требуемой работы. Дорожный плейер приспособлен для работы с трактором в 20 fP, при чем, по американским данным, управление плейером должно


Фиг. 12.

осуществляться мотористом трактора. В наших условиях, при выглалхивании гравийных участков с колеями до 10 см, скорость работы трактора Фордзон с плейером составляла около 4 км/ч, а стоимость выглаживания 1 км за 1 раз - 1 р. 25 к. Дорожные плейеры изготовляются и на заводах СССР.

в) В последнее время в америк. доролшой практике получили значительное раснро-странение дорожные ментенеры. Дорожный ментенер состоит из ряда ножей, расположенных под углом друг к другу и укрепленных на одной общей раме, на колесах или без них, прикреп.тяемой к трактору мощностью 20-30 IP. Ментенеры преимущественно применяются для выглаживания гравийных дорог, при чем при выглаживании грунт, скользя по целому ряду ножей и соверпгая продолжительный

путь, лучше заполняет все малейшие неровности на дорожном пол отце.

II. Д. а. для постройки шоссейных дорог. К

ним откосятся камнедробилки (см.) и катки.

Для предварительного уплотнения как шоссейных, так и гравийных и грунтовых дорог применяются дорожные к а т к и различной конструкции и веса. Дорожные катки по применяемой тяге разделяются на конные и механические, при чем последние, в свою очередь, разделяются на паровые и моторные.

а) К о н н ы е катки обычно состоят из полого чугунного барабана, по бокам ic-poro располагаются ле.тезные ящики для


Фиг.

дополнительной нагрузки. Вес конных катков без нагрузки 3-4 т, с дополните.11ь-ной нагрузкой 6-6,5 т. Диаметр барабана 1Л5-1,40 м; ширина барабана 1,15-1,30 м: наибольшее давление 50 - 60 кг на п. см ширины барабана. Для передвижения требуется 6 - 8 лошадей при скорости 15 - 20 км в день. Чугунные барабаны катка выдерживают без смены работу но укатке до 4 ООО щебня.

б) Паровые катки, весом от 8 до 20 ш, бывают трехко.тесного и двухколесного типа. В трехколесном типе задние барабаны являются ведущими, а передние- направ.тяю1цими. На задние колеса передается ббльшая часть веса; обыкновенно наибольшее давление на задние барабаны равняется 804-95 7гг, а на передние-30-40 кг на п. см ширины барабана катка. Рабочая скорость двиления катка 2-3 км/ч. Паровой каток обычно состоит из вертикального и.тхи горизонтального огнетрубного парового котла и одноцилиндровой или двухцилиндровой паровой машины. Паровой каток за 8-часовой рабочий день расходует 400- 580 кг угля или 250 кг нефти.

Моторные катки (фиг. 13) обычно снаблены двигателями, работающими па керосине и бензине. Двигатели применяются 2- и 4-цилиндровые. Вес моторных катков от 5 до 15 т, при чем барабаны моторных катков иногда делают полыми, что дает возможность нанолнять их водой для повышения веса. Расход горючего- 65 кг керосина и 1.6 кг бензина в рабочий день. Д.71Я укатки асфальтобетонных дорог применяют катки с одинаковым передним и задним барабанами, тя.к назыв. типа тендем. Эти катки точно также делаются паровыми и моторными, при чем главными их достоинствами являются равномерность укатки и быстрое изменение ее направления.



III. Д. и. для постройки усовершенствованных дорог. Эти машины, получившие значительное раснространение в загранич. практике в связи с развитием постройки т. н. черных (битуминозных) и бетонных дорог, следующие: А) гудронаторы, Б)тармакадамные машины, В) мапшны для постройки бетонных дорог и Г) асфальтобетонные

машины.

А) Г у д р о н а т о р Ь1 применяют для разбрызгивания по дорожной но-верхности подогретых и холодных битуминозных материалов. Гудронаторы бывают различных систем и емкости, начиная от .легких ручных аппаратов, емкостью 150 - 750 л и кончая механическими гудронаторами значительной мощности.

а) Ручной гудронатор изображен на фиг. 14, где: 1-термометр для измерения Г находящегося в котле битуминозного материала; 2-бак для помещения битуминозного матерала; 3- отверстие в баке с фильтром для накачивания битуминозного материала; 4- поплавок для указания уровня битуминозного материала в баке; 5-предохранительный клапан; 6-манометр; 7-насос для перекачки материала; 8-насос для накачивания воздуха; 9-- всасывающая труба для накачивающего насоса; 10--резервуар для сжатого воздуха; 11-выпускной кран; 12-выпускная труба; 13-сопло и шланг для разбрызгивания материала; 14-тонка; 15-мешалка; 16- ручки для передвижения гудронатора. Гудронаторы работают под давлением, получаемым от ручного насоса, в 2-4 aim. Дневная производительность ручного гудронатора емкостью в 350 л равна 3 ООО поверх-

фти4. Котел при помощи трубок соединяется с разбрызгивающей трубой 5 с соплами 6, через которые происходит разбрызгивание материала под дав-тением в 4-6 atm. На

---\

>-


Фиг. 1 6 .


Фиг. 14.


Фиг. 15.

постного гудронирования шоссейной одежды при расходе материала в 1,5-2 кг/м.

б) Механические гудронаторы устраиваются на автомобильном шасси и делаются емкостью в 2 ООО-4 ООО л. Общая схема устройства таких гудронаторов представлена на фиг. 15. Металлич. котел 1 помещается на автомобильном шасси 2; по обеим сторонам котла расположены: резервуар для сжатого воздуха 3 и бак для не-

шасси находится особый двигатель с компрессором 7, соединенным трубами 8 я 9 с котлом и резервуаром для сжатого воздуха. Резервуар сжатого воздуха имеет манометр 10 и трубу 11, которая соединяет его с котлом. Резервуар сжатого воздуха соединяется трубой такле с резервуаром для нефти. Труба 12 слулсит для продувания раснреде.яительной трубы и сопел. Подогревание смеси производится при помощи форсунки 13, к к-рой подается сл-сатый воздух по трубе 14 и нефть-по трубе 15. Рычаг 16 служит для регу.яирования отверстий сопел; °в котле измеряется термометром :Z7. Горячие газы из топки выходят по трубе 18. Производительность механических гудронаторов равна 18 ООО-20 ООО поверхностного гудронирования в день при расходе до 2 кг на шоссейной поверхности.

Б) Тармакадамные установ-к и приготовляют т. н. черный щебень, т. е. щебень, смешанный с битуминозным материалом. В тармакадамную установку входят следующие части (фиг. 16): элеватор А, служащий для подъема щебня; со-Boici?-для сбрасывания щебня; сушильный барабан С, в к-ром при вращении щебень нагревается до 150° при помощи топки D; помещение для битуминозного материала Е с краном F, в котором битуминозный материал также предварительно нагревается, и вращающийся барабан G с лопастями на внутренней поверхности, производящими мед.ленное перемешивание щебня с битумом и подачу его к выходному отверстию. Тармакадамные машины устраивают различной производительности, с проработкой от 4 до 12 т черного щебня.

В) Для постройки бетонных дорог употребляются особые дорожные бетономешалки (см.) на колесном или гусеничном ходу, при производстве работ последовательно продвигающиеся вперед. Главные части бетономешалки (фиг. 17) следующие: совок А, в который подается сухой материал (щебень, песок и цемент); при помощи двигателя В он молсет быть поднят, при чем все содержимое его опрокидывается в барабан С, который внутри имеет лонасти для лучшего приготовления бетона. В барабан бетономешалки из резервуара D поступает в пульном количестве



вода. После перемешивания бетона содержимое барабана выбрасывается в бадью Е, к-рая может двигаться по стреле Р, способной передвигаться вбок, вверх и вниз. Бадья имеет откидное дно, при помощи которого бетонная масса м. б. выброшена в любом месте дороги. Отдельные операции работы бетономешалки требуют: поднятие совка и его выгрузка-10 ск., неремешивание- 60 ск., выгрузка-5 ск.; всего-75 ск. За 1 ч. монспо сде.тать до 48 наполнений барабана. Бетономешалки де.лаются разной


Фиг. 1

мощности с единовременным выходом 0,76, 0,57 и 0,38 бетонной массы. Т. о., производительность этих бетономешалок соответственно составляет за 8-часовой рабочий день 240, 185 и 120 м, что равняется ежедневной постройке 435, 335 и 218 п. м бетонной дороги ири толщине плиты в 0,10 м и ширине 5,5 м. Для продуктивной работы бетономешалки за ней должна следовать машина, выглаживающая выброшенную бетонную массу, так паз. финишер. Эта машина передвигается по особым рельсам, уложенным по бокам дороги. Она имеет вид металлического моста, снабжена мотором в 8 КР и может двигаться со скоростью 2- 3,3 м/мин. Она имеет приспособления для срезки (ребром балки), уплотнения (ударами балки) и приглаживания бетона (шиной и резиновой .лентой). Отдельные элементы машины м. б. пущены в ход последовательно: сперва может итти срезывание и трамбование бетона, а затем трамбование и приглаживание. Трамбующая часть делает в минуту до 250 ударов; приглаживающая лепта делает 40-45 двойных движений (туда и обратно) поперек дороги в минуту.

Г) Асфальтобетонные установки см. Асфальтовый бетон.

Лит.: К р ы н и и Д. П., Курс дорожного дела, М.-Л., 1926; М а к е р о в II. С, Бетонные дороги, М., 1928; Neumann Е., Der neuzeitliche Strassenbau, В., 1927; L е U а v г i а n P.. Les chaussees modernes, P.. 1922; Harger W. G., Rural Highway Pavements, N. Y., 1924; Blanc E. C, Technolo-gie d. Brecher, Miihlen u. Siebvorrichtungen, В., 1928; Science et Industrie*. P., 1926-28. A. Анохин.

ДОСТАВКА РУДНИЧНАЯ, перемещение в пределах рудника добытых полезных ископаемых и всех вспомогательных материалов для горньгх работ. Она охватывает все операции по передвижению грузов по горизон-тальньпд, наклонным и, частично, по вертикальным путям. Особо рассматриваются подъем и спуск грузов и людей по шахтам (см. Подъем рудничный). В узком смысле слова называют: доставкой-перемещение ископаемого в различных направлениях от места добычи до рельсового пути и откаткой- перемещение его по рельсовым путям.

I. Доставка. В зависимости от применяемой энергии различают виды доставки: собственным весом, мускульной силой и механической силой. Простейшими видами являются следующие:

1) Спуск собственным весом по почве выработок, а в нек-рьгх случаях по специально пройденным для этого выработкам-скатам. Скаты проводятся б. ч. в толще угля, шириной ок. 2 м я высотой ок. 1,25- 1,75 лг; скаты ра.зделяются перегородками на 2 или 3 отделения;из них среднее служпг для прохода людей (ходовое), а боковые-для спуска угля (фиг. 1). Спуск ископаемого соб-ственньгм весом применяется ири угле падения пласта свыше 20°, при чем до угла падения 25° спуск производится по железному настилу, при углах 25-30°--по деревянному помосту, а при б6.тьших углах- пепосредственно по почве выработки. Недостатком такого способа доставки является измельчение угля, почему этот способ избегают применять в тех случаях, когда ценится крупность угля.

2) Доставка мускульной силой: а) переноска людьмив корзинах и мешках- применяется крайне редко вследствие несовершенства и неэкономичности; б) доставка рабочими-катальщиками, лежащими на почве пласта во всю длину доставки (50- 60 м) и передающими куски антрацита друг другу; в) перелопачивание и отгребка угля от забоя лопатами или гребками; г) проталкивание ископаемого (ис1слючительно в антрацитовых рудниках) но ягелезным листам, настланным по почве выработки, или по деревянному помосту при помощи рабочих-пропускалыциков; д) доставка санками или волокушами при помощи рабочих-саночников или тягальщи-ков - применяется в пологих пластах с углом падения до 20°; емкость санок- в среднем 0,22 Л1; полезный вес - в среднем 180 кг, а мертвый - 30 кг; нормальная длина доставки санками-

не более 60 ж; наименьшая зависимость производительности саночника от угла падения пласта бывает при т.н. угле равного сонроти-вления, ири котором усилие саночника при подъеме порожних санок равно усилию при спуске груженых; средняя производительность саночника-125-М50 т,мв смену;е)до-ставка в тачках-применяется в рудничном деле, в буроугольньгх разработках и на по-верхностньгх работах; производительность откатчика тачками 500-1 ООО тм в смену.

3) Механическая доставка угля от забоя к рельсовому пути производится механическими санками, конвейерами и скреперами.

Механические санки-деревянный или железный ящик на 4 колесах, передвигаемый при помощи каната по легкому переносному рельсовому пути, уложенному вдоль забоя. Канат, к к-рому прикреплены санки, переброшен через шкив у одного конца забоя и навивается на тормозный бара-


Фиг. 1.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 [ 18 ] 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155