Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

конечной цепи, сцепление к-рой с зубчатками роликов обеспечивается небольшими натяжными шестеренками (фиг. 2). Такие Д. р. строятся длиной до 300 м и применяются чаще всего в прокатных цехах для


Фиг. t.

транспортированияпрокатываемого материала к валкам и от них, а также для транс-хюртирования лесных материалов.

Д. р., действующая под влиянием силы тял-сости груза (гравитационная) представ-.гяет собою путь с небольшим уклоном (0,03-0,04), состоящий из прочно укрепленных и легко вращающихся (часто на ша-рикополчшипниках) роликов с перилами или без них; в последнем случае имеется воз-молчность спускать грузы, размеры которых больше ширины дорожки. 11а закруглениях пути роликам придается конич. форма. Д-ця перемещения по замкнутому кругу устраивают в одном месте подъемный механизм. Подтемные механизмы устраиваются также по мере надобности при большой длине пути для восстановления потерянной высоты. Ролики делаются легкими из тонкостенных труб; расстояние между роликами д. б. меньше половины длины перемещаемого предмета, с таким расчетом, чтобы предмет поддернеивался по меньшей мере двумя роликами и чтобы ц. т. груза находился между ними. Для мелких предметов, чтобы не

---------L--------L ч.]

Фиг. 3.

уменьшать слишком сильно диаметра роликов, их делают состоящими из отдельных дисков, при чем диски одного вальца заходят в промелсутки между дисками дру-гото. Часто Д. р. делают передвижными на колесах; иногда они состоят из нескольких элементов. Подставки под Д. р. делают переставными Д.ЛЯ изменения высоты и уклона. Применение гравитационных Д. р. весьма обширно, но преимущественно их применяют для перемещения груза с верхних эта-ж;ей в нижние, и тогда они часто имеют вид винтовой лестницы. Широкое применение эти Д. р. имеют также в качестве подсобного транспортера для подвода грузов к другим транспортерам, например, от вагона или парохода к ленточным транспортерам,

и обратно. Часто так-Лсе Д. р. употребляются для перехода от одного транспортера К другому, когда они работают под углом

друг к другу. с. Гуревнч.

Лит.: см. Внутризаводспий транспорт.

ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ, машины, применяемые в дорожном строительстве с целью ускорения и удешевления производственных процессов. Д. м. могут быть классифицированы след. обр.: I группа-Д. м. для постройки и содержания грунтовых дорог; II группа-Д. м. для постройки шоссейных дорог; III группа-Д. м. д.тя постройки усовершенствованных дорог.

I. Д. м. для постройки и содержания грунтовых дорог по характеру выполняемых ими работ разделяют на: А) машины для раз-рых.тения и перемешивания грунта, Б) машины для профилирования дорожного полотна и В) машины для выглаживания до-ролсного по.т10тна.

А) Р а 3 р ы X л я ю щ и е и и е р е м е-ш и в а ю щ и е д о р о ж и ы е снаряд i.i.

а) Д о р о лс н ы е плуг и отличаются от ce.T.-xo3. плугов тем, что их лемех имеет умеренный изгиб, благодаря чему он более раз-рых.1шет, чем переворачивает грунт (фиг. 1). Дорожные плуги весят от 55 до 145/сг. Глу-Спиш вспашки ко.теблется от 25 до 30 см.


Фиг. 1.

Фиг. 2.

Для своего передвилсения они требуют или конной тяги (до 4 лошадей) или тракторной (колесный трактор в 20 BP).

б) Д о р о ж н ы й р у т е р состоит из мощного чугунного остова, зуба из особо крепкой стали, выступающего из станины примерно на 15 см, двух ручек для управления и ползунка, рехулирующего глубину захвата грунта зубом (фиг. 2). Рутер применяется для разрыхления каменистых, гравелистхлх и крепких грунтов. Вое ру-тора 150-200 )сг. При работе рутером требуется колесный трактор в 20 ЬР; в особо тяжелых условх-хях применяют гусен1хчнь!Й TpaiiTop в 25-30 ЕР.

в) Дорожные р а 3 р ьх X .УХ и т е л и состоят из чугунной ХХ.ЛИ ста.г1Ы1он станипг.!. в хеоторую вставляхотся отде.т1ьные зубья из особо i{;penKoii сталх-х, числом 6-7. Зубья имеют хвадратное или прямоугольное сечение 38 X 38 мм или 75 X 32 .им. Длина зубьев 7124-914 .чм. Расстояние мел-еду зубьями 204-25 см. Общая ширина разрыхления составляет 1004-150 с.ч. Глубина взрыхления 25-30 см. Общий вес разрыхлителя с зубьями 2004-400 КЗ. Разрьххлите.ли нрименяются для предварительхюго взрхххления гравелн-стых и хсаменистых грунтов. Обычно разрыхлители помещаются на раме дорожного грейдера при чем в одних конструкциях они номещаются впередхх нолса грейдера и управляхотся самостоятельной червячной ххередачей, в других они устанавливаются взамен ножа гр(йдера и управляются передачей, связанной с управлением ножа

8294415048�6




Фиг. 3.

грейдера. Зубья делают двусторонними с тем, чтобы после износа одного зубца шож-но было повернуть другим концом. Один зуб изнашивается после разрыхления 1,2- 1,5 км гравеяистой дороги. При разрыхлении требуется тракторная гусеничная тяга, мощностью 30-40 КР.

г) Дорожные рипперы состоят из пяти или семи отдельных резцов-зубьев, укрепленных болтами на изогнутых стальных ребрах; последние прикреп.11ены к двухколесной железной раме (фиг. 3). Этот снаряд применяется для очищения дорожной полосы от корней кустарника и мелкого леса. Резцы-зубья изготовляют из специальной стали, размером 38х63х X 100 мм. Расстояние между зубьями 30 см. Общая ширина захвата 1,5-1,8 м. Вес снаряда 720- 1 050 кг. Для работы требуется тракторная тяга мощностью 35-40 W.

д) Для измельчения и перемешивания грунтов дорожного полотна применяются разного рода с.-х. бороны, как то: дисковые, пружинные, иго.льчатые, звездчатые; однако, для по.тучения лучших результатов существуют специальные дорожные дисковые бороны. Эти бороны состоят из металлич. рамы на колесах, в к-рой укреплены насаженные под различными углами отдельные дисковые бороны, состоящие каждая из 12 дисков, диам. 50 см. Общая ширина разрыхления-1,15 м. Вес таких борон 1 600 - 3 200 кг, и для их работы требуется тракторная гусеничная тяга мощностью 25-30 IP.

Б) Машины для профилирования дорожного полотна служат для выемки грунта по бокам дороги на площади треугольных или трапецоида.льных канав и перемещения вынутой земли к оси дороги с прощанием ей соответствуюш,его выпуклого профиля.

а) Дорожные струг и-г рейдеры имеются трех типов: 1) струги легкого типа, с ножом длиною 1,5-2,0 м, приспособленные для конной и тракторной тяги


и применяемые при легких условиях работы иа дорогах небольшой ширины (6,5- 7,5 м) и легких грунтах (сунеси); 2) струги среднего типа, с ножом длиною 2,13-2,74 м, требующие тракторной тяги и предназначенные для средних условий работы, при ширине дороги 8,5 м и суглинистом грунте; наконец, 3) струги тяжелого т и п а, с ноладм длиною 3,05-4,27,ж, требующие сильной тракторной тяги и пред-

назначенные для тяжелых условий и большого количества земляных работ. На фиг. 4 изображен струг средн. типа (нож =2,13 ж); струги этого типа строятся в СССР па Онежском з-де. Основной частью струга является его нож, Фиг. 5. который принимает

на себя все усилия ири вырезке и перемещении грунта и размер которого влияет на производительность снаряда.

Размер потребной силы тяги для стругов различной мощности м. б. подсчитан по ф-ле:

Т = + Wj+ W,+ W.,

где 1У, = AS cos 45°= VzV KS-сопротивление срезаемого пласта грунта; W2 = V у / cos 45°-сопротивление от передвижения срезаемого грунта по ножу струга; з=У-у-/[-сопротивление от передии-нления срезаемого грунта по грунту и W4=Q-/2- сопротивление от передвижения самого грейдера, в этих ф-лах означают: К-коэффициент сопротивления почвы (сопротивление на единицу площади), который можно принять равным: 2 ООО кг/м* для легких грунтов, 3 ООО кг/м для средних грунтов, 4 500 кг/м для тяжелых грунтов; S-площадь опущенной в грунт части ножа, производящей срезку грунта; максимальное ее .<}начение возможно при погружении на глубину (фиг. 5) ft = 12-f-20 см и на 7з длины L ножа; угол наклона а ножа зависит от уклона откоса треугольного лотка 1:3 или 1:5, т. е. tga, = 0,33 или 0,20,

а угол ai=18 или 11°; угол а=~, предполагая, что

при рытье лотка ножом надо пройти по лотку три раза; cos 45° введен, имея в виду, что при срезке грунта нож струга обыч- 1 но устанавливается под

углом около 45° к направлению оси дороги; Уо- объем срезаемой земли; Г-вес 1 jvt срезаемой земли; /-ко.эфф-т трения земли по железу, равный 0,4 для легких грунтов, 0,5 для средних и 0,6 для тяжелых; -объем срезанной земли на верхней трети ножа; у-вес 1 м срезанной земли; /,--коэфф-т трения грунта по грунту, равный 0,3-для глинистых грунтов, 0,6- для песчаных грунтов; 2J3 244 JtfJJiSQ -вес грейдера; /,- ежа струга в м. коэффициент сопротивления движению повозки Фиг. 6. по поверхности земли,

равный 0,15. Производительность стругов по профилированию дорожного полотна с треугольными боковыми лотками характеризуется диаграммой, изображенной на фиг. 6.

Ко всем типам стругов м. б. приспособлены, кроме вышеуказанных разрыхлителей, еще откосники и удлинители. Otkochhic (фиг. 7) дает возможность производить стругами рытье не только треугольных лотков, но и транецоидальных канав. Однако, при этом производительность грейдеров понижается почти вдвое. Удлинитель служит для увеличения длины пояса струга в тех случаях, когда он выполняет легкую работу по перемещению грунта и когда молено повысить его производительность. Д.яи-на удлинителя 0,75-0,9 м.

Обычно стругом приходится работать на поперечном уклоне дорожного полотна, в силу чего то боковое усилие, к-рое появляется от давления земли на нож струга, стремится сдвинуть его вбок, что делает работу крайне неустойчивой. Для избежания этого в стругах новейших типов колеса устраи-

0.70

(0Л5



вают таким образом, что они могут принимать любое наклонное положение. Означенная конструкция противодействует боковому сдвигу грейдера и создает нормальные условия работы, как видно из фиг. 8.

б) Автоструги. В целяхудешев.ления и ускорения работ, гл. образом по соде})-жанию уж;е построенных дорог, в америк. дорожной практике получили значительное распространение автоструги, в которых управление как трактором, так и ножом грейдера сосредоточено в руках одного человека. Автоструги разделяются на автоструги легкого типа, с ножом длиною 2,44 ,м и двигателем мощностью 20 ЬР, и автоструги тяжелого типа, с ножом д.т1иною 3,05- 3,66 ж и двигателем мощностью ЗОН . Вес .легких автостругов равен 3 000 кг, из которых на раму грейдера с ножом приходится 1 ООО кг и на гусеничный трактор 2 ООО кг.


Фиг. 7.


Фиг. 8.

Вес тяжелых грейдеров достигает 4 500 - 5 ООО кг, при чем вес рамы грейдера с ножом состав.т1яет 2 500-2 800 кг. Автоструги изготовляются на колесном и на гусеничном ходу (фиг. 9). Автоструги на колесном ходу обладают большей скоростью, однако, для продуктивности работы требуется достаточно


Фиг. 9.

плотное и крепкое доролшое полотно, а петому они применимы гл. обр. при содерн-са-нии уже построенных дорог. Автоструги на гусеничном ходу, благодаря незначительному давлению на грунт (0,66 кг/сле), могут легко проходить по рыхлому грунту и работать по профилированию дорожного полотна. Рабочая скорость автостругов на гусенице при профилировании дорожного полотна 1,75- 1,85 км/ч, при содержании дорожного полотна 2,25 км/ч; рабочая скорость авто-


Фиг. 10.

стругов на кстесном ходу при содержании дорог 4-6 км/ч. Производительность гусеничного автоструга при профилировании дорожного полотна 0,25 км в рабочий день.

в) Для рытья треуго.льных боковых лотков, водоотводных канав и для прочистки существующих треугольных лотков применяются д о-р о ж и ы е канавокопатели. Дороиные канавокопатели (фиг. 10) бывают деревянные и металлические. Метал-тические канавокопатели весят 200 кг, они состоят из опорного ножа, 2 893 мм длиной и 253 мм шириной. отвальной грани 2 130 X 365 м,м и распорки между ними. Впереди канавокопателя помещается режущий стальной диск диаметром 255 лип. Отвальная доска м. б. поставлена относительно опорной доски под любым углом, в пределах от 15 до бО. При прокопке канав глубиной до 0,4 требуется 4-5 проходов канавокопателя. Рабочая скорость движения канавоконате.ля с колесным или гусеничным трактором ок. 1,5 км/ч. Прокопка треугольных боковых лотков на протяжении 1 км по обеим сторонам дороги требует 10 час. работы. Д.ля наибольшей продуктивности канавокопатель до.лжен прикрепляться к трактору при помощи цепи длиною не менее 10-15 ж. Канавокопатели строятся и на з-дах СССР.

В) Выглаживающие дорожные машины, а) Дорожные утюг и бывают деревянные и металлические, при чем последние приспособлены или для конной или для тракторной тяги. Утюги для конной тяги имеют ребра 2,00 Л1 дл., 150 мм


- то -

Фиг. 11.

выс. и 6 мм ТО.ДЩ. Для тяги требуется пара сильных крестьянских лошадей. Утюги для тракторной тяги имеют ребра 2,5 м длиной, 200 мм выс. и 8 мм толщ.; для тяги требуется колесный трактор в 20 IP. Металлич.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 [ 17 ] 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155