![]() |
![]() ![]() |
Литература --> Доменное производство металла конечной цепи, сцепление к-рой с зубчатками роликов обеспечивается небольшими натяжными шестеренками (фиг. 2). Такие Д. р. строятся длиной до 300 м и применяются чаще всего в прокатных цехах для ![]() Фиг. t. транспортированияпрокатываемого материала к валкам и от них, а также для транс-хюртирования лесных материалов. Д. р., действующая под влиянием силы тял-сости груза (гравитационная) представ-.гяет собою путь с небольшим уклоном (0,03-0,04), состоящий из прочно укрепленных и легко вращающихся (часто на ша-рикополчшипниках) роликов с перилами или без них; в последнем случае имеется воз-молчность спускать грузы, размеры которых больше ширины дорожки. 11а закруглениях пути роликам придается конич. форма. Д-ця перемещения по замкнутому кругу устраивают в одном месте подъемный механизм. Подтемные механизмы устраиваются также по мере надобности при большой длине пути для восстановления потерянной высоты. Ролики делаются легкими из тонкостенных труб; расстояние между роликами д. б. меньше половины длины перемещаемого предмета, с таким расчетом, чтобы предмет поддернеивался по меньшей мере двумя роликами и чтобы ц. т. груза находился между ними. Для мелких предметов, чтобы не ---------L--------L ч.] Фиг. 3. уменьшать слишком сильно диаметра роликов, их делают состоящими из отдельных дисков, при чем диски одного вальца заходят в промелсутки между дисками дру-гото. Часто Д. р. делают передвижными на колесах; иногда они состоят из нескольких элементов. Подставки под Д. р. делают переставными Д.ЛЯ изменения высоты и уклона. Применение гравитационных Д. р. весьма обширно, но преимущественно их применяют для перемещения груза с верхних эта-ж;ей в нижние, и тогда они часто имеют вид винтовой лестницы. Широкое применение эти Д. р. имеют также в качестве подсобного транспортера для подвода грузов к другим транспортерам, например, от вагона или парохода к ленточным транспортерам, и обратно. Часто так-Лсе Д. р. употребляются для перехода от одного транспортера К другому, когда они работают под углом друг к другу. с. Гуревнч. Лит.: см. Внутризаводспий транспорт. ДОРОЖНЫЕ МАШИНЫ, машины, применяемые в дорожном строительстве с целью ускорения и удешевления производственных процессов. Д. м. могут быть классифицированы след. обр.: I группа-Д. м. для постройки и содержания грунтовых дорог; II группа-Д. м. для постройки шоссейных дорог; III группа-Д. м. д.тя постройки усовершенствованных дорог. I. Д. м. для постройки и содержания грунтовых дорог по характеру выполняемых ими работ разделяют на: А) машины для раз-рых.тения и перемешивания грунта, Б) машины для профилирования дорожного полотна и В) машины для выглаживания до-ролсного по.т10тна. А) Р а 3 р ы X л я ю щ и е и и е р е м е-ш и в а ю щ и е д о р о ж и ы е снаряд i.i. а) Д о р о лс н ы е плуг и отличаются от ce.T.-xo3. плугов тем, что их лемех имеет умеренный изгиб, благодаря чему он более раз-рых.1шет, чем переворачивает грунт (фиг. 1). Дорожные плуги весят от 55 до 145/сг. Глу-Спиш вспашки ко.теблется от 25 до 30 см. ![]() Фиг. 1. Фиг. 2. Для своего передвилсения они требуют или конной тяги (до 4 лошадей) или тракторной (колесный трактор в 20 BP). б) Д о р о ж н ы й р у т е р состоит из мощного чугунного остова, зуба из особо крепкой стали, выступающего из станины примерно на 15 см, двух ручек для управления и ползунка, рехулирующего глубину захвата грунта зубом (фиг. 2). Рутер применяется для разрыхления каменистых, гравелистхлх и крепких грунтов. Вое ру-тора 150-200 )сг. При работе рутером требуется колесный трактор в 20 ЬР; в особо тяжелых условх-хях применяют гусен1хчнь!Й TpaiiTop в 25-30 ЕР. в) Дорожные р а 3 р ьх X .УХ и т е л и состоят из чугунной ХХ.ЛИ ста.г1Ы1он станипг.!. в хеоторую вставляхотся отде.т1ьные зубья из особо i{;penKoii сталх-х, числом 6-7. Зубья имеют хвадратное или прямоугольное сечение 38 X 38 мм или 75 X 32 .им. Длина зубьев 7124-914 .чм. Расстояние мел-еду зубьями 204-25 см. Общая ширина разрыхления составляет 1004-150 с.ч. Глубина взрыхления 25-30 см. Общий вес разрыхлителя с зубьями 2004-400 КЗ. Разрьххлите.ли нрименяются для предварительхюго взрхххления гравелн-стых и хсаменистых грунтов. Обычно разрыхлители помещаются на раме дорожного грейдера при чем в одних конструкциях они номещаются впередхх нолса грейдера и управляхотся самостоятельной червячной ххередачей, в других они устанавливаются взамен ножа гр(йдера и управляются передачей, связанной с управлением ножа 8294415048�6 ![]() Фиг. 3. грейдера. Зубья делают двусторонними с тем, чтобы после износа одного зубца шож-но было повернуть другим концом. Один зуб изнашивается после разрыхления 1,2- 1,5 км гравеяистой дороги. При разрыхлении требуется тракторная гусеничная тяга, мощностью 30-40 КР. г) Дорожные рипперы состоят из пяти или семи отдельных резцов-зубьев, укрепленных болтами на изогнутых стальных ребрах; последние прикреп.11ены к двухколесной железной раме (фиг. 3). Этот снаряд применяется для очищения дорожной полосы от корней кустарника и мелкого леса. Резцы-зубья изготовляют из специальной стали, размером 38х63х X 100 мм. Расстояние между зубьями 30 см. Общая ширина захвата 1,5-1,8 м. Вес снаряда 720- 1 050 кг. Для работы требуется тракторная тяга мощностью 35-40 W. д) Для измельчения и перемешивания грунтов дорожного полотна применяются разного рода с.-х. бороны, как то: дисковые, пружинные, иго.льчатые, звездчатые; однако, для по.тучения лучших результатов существуют специальные дорожные дисковые бороны. Эти бороны состоят из металлич. рамы на колесах, в к-рой укреплены насаженные под различными углами отдельные дисковые бороны, состоящие каждая из 12 дисков, диам. 50 см. Общая ширина разрыхления-1,15 м. Вес таких борон 1 600 - 3 200 кг, и для их работы требуется тракторная гусеничная тяга мощностью 25-30 IP. Б) Машины для профилирования дорожного полотна служат для выемки грунта по бокам дороги на площади треугольных или трапецоида.льных канав и перемещения вынутой земли к оси дороги с прощанием ей соответствуюш,его выпуклого профиля. а) Дорожные струг и-г рейдеры имеются трех типов: 1) струги легкого типа, с ножом длиною 1,5-2,0 м, приспособленные для конной и тракторной тяги ![]() и применяемые при легких условиях работы иа дорогах небольшой ширины (6,5- 7,5 м) и легких грунтах (сунеси); 2) струги среднего типа, с ножом длиною 2,13-2,74 м, требующие тракторной тяги и предназначенные для средних условий работы, при ширине дороги 8,5 м и суглинистом грунте; наконец, 3) струги тяжелого т и п а, с ноладм длиною 3,05-4,27,ж, требующие сильной тракторной тяги и пред- назначенные для тяжелых условий и большого количества земляных работ. На фиг. 4 изображен струг средн. типа (нож =2,13 ж); струги этого типа строятся в СССР па Онежском з-де. Основной частью струга является его нож, Фиг. 5. который принимает на себя все усилия ири вырезке и перемещении грунта и размер которого влияет на производительность снаряда. Размер потребной силы тяги для стругов различной мощности м. б. подсчитан по ф-ле: Т = + Wj+ W,+ W., где 1У, = AS cos 45°= VzV KS-сопротивление срезаемого пласта грунта; W2 = V у / cos 45°-сопротивление от передвижения срезаемого грунта по ножу струга; з=У-у-/[-сопротивление от передии-нления срезаемого грунта по грунту и W4=Q-/2- сопротивление от передвижения самого грейдера, в этих ф-лах означают: К-коэффициент сопротивления почвы (сопротивление на единицу площади), который можно принять равным: 2 ООО кг/м* для легких грунтов, 3 ООО кг/м для средних грунтов, 4 500 кг/м для тяжелых грунтов; S-площадь опущенной в грунт части ножа, производящей срезку грунта; максимальное ее .<}начение возможно при погружении на глубину (фиг. 5) ft = 12-f-20 см и на 7з длины L ножа; угол наклона а ножа зависит от уклона откоса треугольного лотка 1:3 или 1:5, т. е. tga, = 0,33 или 0,20, а угол ai=18 или 11°; угол а=~, предполагая, что при рытье лотка ножом надо пройти по лотку три раза; cos 45° введен, имея в виду, что при срезке грунта нож струга обыч- 1 но устанавливается под углом около 45° к направлению оси дороги; Уо- объем срезаемой земли; Г-вес 1 jvt срезаемой земли; /-ко.эфф-т трения земли по железу, равный 0,4 для легких грунтов, 0,5 для средних и 0,6 для тяжелых; -объем срезанной земли на верхней трети ножа; у-вес 1 м срезанной земли; /,--коэфф-т трения грунта по грунту, равный 0,3-для глинистых грунтов, 0,6- для песчаных грунтов; 2J3 244 JtfJJiSQ -вес грейдера; /,- ежа струга в м. коэффициент сопротивления движению повозки Фиг. 6. по поверхности земли, равный 0,15. Производительность стругов по профилированию дорожного полотна с треугольными боковыми лотками характеризуется диаграммой, изображенной на фиг. 6. Ко всем типам стругов м. б. приспособлены, кроме вышеуказанных разрыхлителей, еще откосники и удлинители. Otkochhic (фиг. 7) дает возможность производить стругами рытье не только треугольных лотков, но и транецоидальных канав. Однако, при этом производительность грейдеров понижается почти вдвое. Удлинитель служит для увеличения длины пояса струга в тех случаях, когда он выполняет легкую работу по перемещению грунта и когда молено повысить его производительность. Д.яи-на удлинителя 0,75-0,9 м. Обычно стругом приходится работать на поперечном уклоне дорожного полотна, в силу чего то боковое усилие, к-рое появляется от давления земли на нож струга, стремится сдвинуть его вбок, что делает работу крайне неустойчивой. Для избежания этого в стругах новейших типов колеса устраи-
вают таким образом, что они могут принимать любое наклонное положение. Означенная конструкция противодействует боковому сдвигу грейдера и создает нормальные условия работы, как видно из фиг. 8. б) Автоструги. В целяхудешев.ления и ускорения работ, гл. образом по соде})-жанию уж;е построенных дорог, в америк. дорожной практике получили значительное распространение автоструги, в которых управление как трактором, так и ножом грейдера сосредоточено в руках одного человека. Автоструги разделяются на автоструги легкого типа, с ножом длиною 2,44 ,м и двигателем мощностью 20 ЬР, и автоструги тяжелого типа, с ножом д.т1иною 3,05- 3,66 ж и двигателем мощностью ЗОН . Вес .легких автостругов равен 3 000 кг, из которых на раму грейдера с ножом приходится 1 ООО кг и на гусеничный трактор 2 ООО кг. ![]() Фиг. 7. ![]() Фиг. 8. Вес тяжелых грейдеров достигает 4 500 - 5 ООО кг, при чем вес рамы грейдера с ножом состав.т1яет 2 500-2 800 кг. Автоструги изготовляются на колесном и на гусеничном ходу (фиг. 9). Автоструги на колесном ходу обладают большей скоростью, однако, для продуктивности работы требуется достаточно ![]() Фиг. 9. плотное и крепкое доролшое полотно, а петому они применимы гл. обр. при содерн-са-нии уже построенных дорог. Автоструги на гусеничном ходу, благодаря незначительному давлению на грунт (0,66 кг/сле), могут легко проходить по рыхлому грунту и работать по профилированию дорожного полотна. Рабочая скорость автостругов на гусенице при профилировании дорожного полотна 1,75- 1,85 км/ч, при содержании дорожного полотна 2,25 км/ч; рабочая скорость авто- ![]() Фиг. 10. стругов на кстесном ходу при содержании дорог 4-6 км/ч. Производительность гусеничного автоструга при профилировании дорожного полотна 0,25 км в рабочий день. в) Для рытья треуго.льных боковых лотков, водоотводных канав и для прочистки существующих треугольных лотков применяются д о-р о ж и ы е канавокопатели. Дороиные канавокопатели (фиг. 10) бывают деревянные и металлические. Метал-тические канавокопатели весят 200 кг, они состоят из опорного ножа, 2 893 мм длиной и 253 мм шириной. отвальной грани 2 130 X 365 м,м и распорки между ними. Впереди канавокопателя помещается режущий стальной диск диаметром 255 лип. Отвальная доска м. б. поставлена относительно опорной доски под любым углом, в пределах от 15 до бО. При прокопке канав глубиной до 0,4 требуется 4-5 проходов канавокопателя. Рабочая скорость движения канавоконате.ля с колесным или гусеничным трактором ок. 1,5 км/ч. Прокопка треугольных боковых лотков на протяжении 1 км по обеим сторонам дороги требует 10 час. работы. Д.ля наибольшей продуктивности канавокопатель до.лжен прикрепляться к трактору при помощи цепи длиною не менее 10-15 ж. Канавокопатели строятся и на з-дах СССР. В) Выглаживающие дорожные машины, а) Дорожные утюг и бывают деревянные и металлические, при чем последние приспособлены или для конной или для тракторной тяги. Утюги для конной тяги имеют ребра 2,00 Л1 дл., 150 мм ![]() - то - Фиг. 11. выс. и 6 мм ТО.ДЩ. Для тяги требуется пара сильных крестьянских лошадей. Утюги для тракторной тяги имеют ребра 2,5 м длиной, 200 мм выс. и 8 мм толщ.; для тяги требуется колесный трактор в 20 IP. Металлич.
|