Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

бинагадинский. Следует указать и на применение мазута (см.) и эмульсий, представляющих собою деготь и битум в состоянии дисперсии в жидкости (воде). Эмульгированием не достигается улучшение качества вяжущего вещества, но переводятся в текучую форму в холодном состоянии вещества, которые в этом состоянии не текучи или недостаточно текучи.

Дерево может применяться для устройства городских мостовых (шашки, торцы) и для простейших типов внегородских дорог. Для мостовых применяется б. ч. мягкое дерево, в частности, у нас-сосна; твердое дерево хотя и более прочно, но хрупко и в жаркую погоду дает трещины. Применяемая для изготовления торцов сосна должна быть мелкослойной, по возможности одной и той же рубки для всей партии, с равными годичными кольцами не менее 8--9 на 2/ см в радиальном наиравлении. Торцы, имеющие на поверхности сучья, трещины, сердцевины, загнивания, д. б. отсортированы и могут быть допущены лишь для замощения лотков. Дерево следует испытывать на сжатие под прессом, на удлинение при действии влаги, на хрупкость, на водопроницаемость.

Устройство земляного полотна. Земляное полотно м. б. устроено поперечной возкой (насыпи из резерва, выемки в кавальер)

Фиг. 4.

ИЛИ же продольной возкой и продольным транспортом, когда земля из выемки перевозится в насыпь. Сюда же относится и случай устройства насыпи из удаленных резервов. Типичный поперечный профиль для обыкновенной дороги получается нулевыми работами или обертывающей проектировкой, когда дорога проходит невысокими насыпями (0,3-0,5 м высотой). На фиг. 4 изображен профиль в нулевых работах с трапецеидальными кюветами, а на


фиг. 5-с треугольными кюветами. В последнем случае, если {=3-;-5%, то получается

выпуклый профиль с мелкими кюветами, в котором глубина кювета h/f; ширина проезжей части boQ,Qb. При конструировании же выпуклого профиля с глубокими кюветами ({ = 5 -г- 7% имеем:

= ЬоУГ,-у; bb, + 2hq.

Шириной проезжей части надо задаться; g = 3 10; Wo = IV2 3; г - по американской практике, не свыше 0,08; цо нашим

данным, для выпуклого профиля вообще лучше не делать более 3-4%.

Для устройства земляного полотна под дорогу, покрытую одеждой, применяют два способа работы: а) полотно строится выпуклым, обочины b досыпаются из резерва (фиг. 6); б) полотно делается горизонтальным, обочины досыпаются из ящика (фиг. 7). Подсчет земляных работ производится по таблицам ЦУМТ или НКВД РСФСР, а

..выпукл



Фиг. 6.

Фиг. 7.

равно графически. На фиг. 8 и 9 изображены поперечные профили НКВД, относящиеся к грунтовым дорогам (см. также табл. 4).

Табл. 4.-П о п е р е ч н ы е профили товых дорог.

г р у н-

Наименование

дороги

в .At

Губернская ....

Уездная ......

Волостная .....

11,0

9,0 6,5

0,60 0,50 0,50

0,50 0,50 0,50

6 6 6

Отвод воды. Вода отводится вдоль полотна боковыми канавами и резервами в пониженные точки дороги, где устраиваются искусственные сооруяения, мосты, мостики, трубы для пропуска воды. Определение отверстий малых искусственных сооружений производится след. обр.: а) определяются

-ь -


Фиг. 8 и 9.

площадь бассейна соорунтения, его уклоны и в зависимости от этих данных расход воды Q, к-рый можно ожидать в сооружении ири некотором расчетном ливне; б) руководясь ф-лами гидравлики, ощупью подбирают бытовую глубину воды а по данному поперечному профилю лога; в) определяют отвер-

стие сооружения b по ф-ле Бресса: & =

где IX-коэфф-т расхода, равный 0,90 для мостов с конусами и труб с расходящимися откосными крыльями и 0,75-0,80 для всех остальных случаев; v-допускаемая средняя скорость воды в сооружении, зависящая от характера лотка: при бетонном лотке v=5 MJCK, при кирпичном v= 4,5 лг/ск, при плотной глине v = 1,8 mjck, при суглинках и супесях г = 0,554-0,95 mjck. Глубина

потока в отверстии . = Глубина воды

перед входом в отверстие при малой скорости притекания воды к искусственному со-орулсению =1,5?? (подпорный горизонт).



Ф-ла Бресса неприменима, если г] < а. Отверстие Ъ округляется до ближайшего полуметра в трубах и до ближайшего метра- в мостиках. Расчет отверстий больших мостов-см. Мосты. После расчета отверстий намечаются проектные отметки на мостах и над трубами; возвышение низа ферм над подпорным горизонтом должно быть не менее 1 ж, на судоходных и сплавных реках- по соглашению с соответствующими учре-лсдениями. Засыпка над трубами-не менее 0,5 м. Проектная отметка бровки дамбы- на 0,7--1 м выше подпорного горизонта; съезды с моста на дамбу не круче 3% на длину не менее 20 м. Вода отводится от дороги также отводными канавами и выходными руслами сооружений; в местности, имеющей поперечный уклон к выемке, текущая вода перехватывается нагорными канавами. Движение вредных для дороги подземных водных потоков регулируется устройством дренаоюа (см.).

Грунтовые дороги. Способы улучшения грунтовых дорог следующие: а) спрямление трасы; б) придание дороге поперечного уклона и обрытие ее канавами, где это нужно для отвода воды; в) засыпка низин с устройством в них сооружений для пропуска воды; г) смягчение крутых уклонов; д) покрытие смесями грунтов, гравием и лесными материа.тами; е) профилирование дороги машинами (машинно-дорожные работы). В частности, песчаная дорога улучшается лесными материалами, смешиванием песка с глиной; применяются также: расстилка глины по песку, расстилка растительной земли (гумуса), укрепление слоем земляного бетона, поливка нефтью и мазутом, торфование песка. Глинистые дороги должны быть прежде всего окапав лены; затем можно произвести смешение грунта с песком или только балластировать дорогу; применяются также добавка извести и обжиг глины в полотне дороги. С целью высасывания воды из полотна дороги в канаву применяется закладка хвороста или фашин в полотно дороги. Б, или м. радикального решения вопроса об улучшении черноземных дорог не существует. В общем применяются те л-се меры, что и на глинистых до-ро гах:оканавливание, опескование, закладка фашин в тело дороги. На Украине применяют также легкую проборонку дороги и J последующее уплот-

Tvfj пение проездом. Г р а-T-if-OSM в и иных дорог из-

вестны три типа, изоб-

Фиг. 10. раженных на фиг. 10,

а, б и в (на последней п - величина перекрышки верхнего слоя гравия по отношению к. нижнему). Вместо гравия могут применяться шлак, ракушки и т. п. Придание грунтовой дороге выпуклого профиля с треугольн. кюветами (фиг. 5), а также с трапецоидальными кюветами (фиг. 4) м. б. произведено стругами,утюгами, канавокопателями (см. Дорожные машины).

а ipaeud \7-/0с/ч


Грунт в канавах предварительно разрыхляется, а затем отодвигается к центру дороги с целью образования выпуклой проезжей части. Профилирование лучше всего производить во влансную погоду, в сыром, но не липком грунте. Спрофилированную дорогу нужно уплотнить пропуском катка и выгладить утюгом. Утюги вместе с канавокопателями применяются и для ремонта дорог выпуклого профиля. Ориентировочная стоимость профилирования при 10-ж ширине-400-i-800 р. с 1 км.

Укрепление грунтовых дорог лесными материалами имеет место на дорогах Севера и Сибири; оно играет большую роль в военное время. В простейшем случае на песчаных дорогах вырывают корыто, заполняемое хвойными лапками или вереском, с покрытием


Фиг. И.

сверху слоем песка. Иногда грунтовые дороги исправляются хворостяной выстилкой и фашинами, с присыпкой землей и песком (слои по 0,2 м). Насыпь, устроенная из пе-ремелающихся слоев г.чины и хвороста, часто носит название гати. На фиг. 11 изображено укрепление поверхности дороги накатником (вместо накатника м. б. применены и жерди). Накатник укладывается с подборкой и притеской отдельных накатин, под уг.том около 60° к оси дороги. В прижимах, скреп.чяющих накатник с лагами, оставляются окна для выпуска воды; самое скрепление прижима с лагами производится забивкой кольев а с сучьями в, проволокой, деревянными нагелями и проч.

Типы каменной одежды. 1) Булыжная мостовая устраивается из булыжного камня-кругляка или околотого в шашку; применяется также и камень, к-рый добыт в каменоломнях (рваный камень). Средний размер камня 18 см; подстилающий слой песка тоже 18 см. Булыжная мостовая тряска и шумна, неравномерно садится, образуя ямы и впадины, в которых собирается вода. Мерами к улучшению могут служить: а) тщательное уплотнение основания, по возможности с укаткой; б) тщательная околка и сортировка камня; в) подборка при укладке и совершенное запрещение работать с прижимом , т. е. с заполнением швов песком до самого верха; г) укатка мостовой. Засыпка мостовой по ее окончании должна иметь толщину всего 1-2 см, для того чтобы песок при поливке или при дожде мог заполнить пустоты, к-рых при тщательной расщебенке мостовой д. б. минимальное количество. Из 1 м камня выходит ок. 5 м мостовой. В Москве узость улиц, выпуклый их профи.71ь и значительные продольные уклоны (пересеченность местности) влекут за собой образование сильных потоков у тротуаров, почему крупный камень подбирается по краям, а мелкий укладывается в середину; в Ленинграде, при широких улицах, часто вогнутых к середине, и при спокойном рельефе, поступают наоборот.



2) Шоссе. На фиг. 12, а и б, изображен поперечный профиль шоссейной одежды без каменного основания, но с песчаным подсти-лаюшим слоем (русский макадам, в применении к государственной дороге). Песок и щебень, насыпанные в ящик или корыто (фиг. 6 и 7), укатываются конным, паровым или моторным катком. Коэфф. уплотнения щебня при укатке 1,3-1,4. Кроме щебня, в коре применяются высевки, получающиеся в результате бойки щебня: крупные

выемка,

не менее О/-


высевки для заполнения пустот между ще-бенками (заполняющий материал) и мелкие высевки (мельче 12 мм)-для рассыпки по поверхности окончательно укатанной проезжей части (присыпочный материал). На фиг. 12, а и б, и в табл. 5: Ь-полная ширина полотна между бровками в ж, &о - ширина проезжей части в м\ -средний поперечный уклон проезжей части; -поперечн. уклон обочин; с-толщина щебеночной коры в мм.

Табл. 5.-X а р а к т е р и с т и к а шоссейной одежды (по ЦУМТ).

Местность

Характер движения

равнин, и холмистая

гористая

В мм.

Ч В %

Слабое . Среднее . Сильное

3,5 4,5 5,5

7,5 8.5 9,5

3,5 4,5 5,5

4,5 5,5 6,5

150 175 200

4-5 4-5 4-5

&-7 6-7 6-7

Толщина песчаного слоя d делается 0,15- 0,40 м. Песчаный слой делается или во всю ширину полотна или только под одеждой. В последнем случае нужны песчаные воронки, располагающиеся по обочинам в шахматном порядке, на расстоянии 4 м одна от другой. Сечение воронок обычно квадратное (примерно Igdx/sd). Каменное основание под одеждой м. б. в виде обратной мостовой (пакелян) или в виде горизонтальных рядов.

Текущий (ямочный) ремонт шоссе заключается в заделке ямок и колей на поверхности одежды, что производится ремонтными рабочими (ремонтерами). На обязанности ремонтера, имеющего в своем ведении обход протяжением 3-7 км в зависимости от размеров движения, лежит также и содержание шоссе, т. е. очистка его от грязи и пыли, расчистка канав, планировка обочин. Если ямочный ремонт производится на значительной площади, то делается россыпь щебня картинами, с последующей укат-

кой катками. Такой способ ремонта представляет собой переход к капитальному ремонту (сплошные россыни). Если шоссейная кора износилась на толщину 5 см или несколько более, что определяется путем промера толщины коры, то одежда киркуется и укатывается по вновь рассыпанному щебню с добавкой прогрохоченного старого. Существующее шоссе в целях обеспыливания моясет поливаться водой (пресной и.ли морской), растворами гигроскопич. солей (хлористый кальций и даже поваренная соль), минеральными маслами. Укатка шоссе при постройке и ремонте всегда производится от краев одежды к середине. Укатка м. б. разделена на два периода: в первом периоде происходит уплотнение россыпи, сопровождающееся появлением волны перед катком, разравниваемой лопатами; во втором образуется цементирующая корка, что достигается путем рассыпки высевок. В первом периоде и начале второго шоссе поливается водою.Ориентировочное среднее количество щебня для устройства шоссе-около 1 ООО м на 1 км и столько же песка; среднее количество щебня на ремонт 1 км шоссе составляет 30-50 м в год. Стоимость шоссе (при 5-м оделеде) по современным ценам ок. 16 000, 18 000 и до 25 000 р. за км. Булыжная мостовая обычно обходится несколько дешевле шоссе.

3) Одежда с неорганич. вяжущими веществами. По данным заграничной дорожной практики, устройство с и-ликатированного шоссе м. б. производимо двумя способами: а) бетон из щебня крупностью 4 см, высевок, силиката натрия и воды приготовляется на стороне, затем расстилается по дороге и укатывается; б) бетон производится смешением на самой дороге. Пропорция бетона: на 1 м щебня-0,35 м высевок и 40-45 л силиката; толщина силикатированного слоя около 7-10 см. Кроме указанных двух способов, может применяться обычное устройство и укатка шоссе с последующей поливкой силикатом (30 л на 1 м). Растворимое стекло получается: а) сплавлением кварцевого песка с солями натрия или калия или обоих вместе; б) в виде побочного продукта при некоторых химических производствах (например, при добывании водорода реакцией кремния с раствором едких щелочей). Концентрация раствора-35-36° Вё, что соответствует уд. весу 1,32-1,33. При комнатной t° силикат представляет собой вязкую мутную жидкость. Для силикатирования применяются известковый щебень и во всяком случае известковые высевки; может применяться и кварцитовый щебень. Сущность твердения объясняется явлениями адсорбции. Ориентировочная дополнит, стоимость силикатирования (сверх стоимости шоссе) ок. 80-85 к. за 1 м.

На фиг. 13 изображен поперечный профиль современной бетонной или железобетонной дороги. Толщина одежды- посредине ок. 15 см, но краям на 50% больше. Одежда устраивается однослойной и двуслойной; во втором случае верхний слой


Фиг. 13.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 [ 14 ] 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155