Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Доменное производство металла Расчет прочности подмостей, кружал, опалубки и горизонтальных частей форм производится на нагрузку полным весом бетонной массы; в случае применения трамбованного бетона расчетная нагрузка увеличивается в 1,5 раза по сравнению с действительной; д. б. принята также во внимание нагрузка от толпы рабочих в 200 кг/м горизонтальной проекции круясал, а также нагрузка от кранов и вагонеток но действительному их весу. Нагрузка от кладки свода на W. м длины круясал исчисляется по ф-ле: = у е (l + ) cos а , где у - вес 1 железобетонной кладки, е-средняя толщина свода в рассматриваемом клине, а-угол шва с вертикалью и R--радиус оси свода. Для расчета прочности принимают следующие допускаемые напряжения (в чсг/см): t Дуб Железо Для нормальных напряжений при изгибе........... 120 150 1 400 Для непосредствен, растяжения вдоль волокон......... 165 210 1 400 Для непосредственного сжатия вдоль волокон......... 105 120 1 400 Для смятия во врубках: при глубине врубки до 30 мм 50 60 - > 40 40 50 - Для скалывания во врубках . . 15 25 - Для скалывания при изгибе . . 30 45 - Для срезывания......... - - 1100 Нри проверке на совокупное действие вертикальной нагрузки и ветра указанные выше напряжения на растяжение, сжатие и изгиб м. б. увеличены на 15%. Коэфф. устойчивости на опрокидывание от действия ветра д. б. не менее 1,25. При устройстве кружал необходимо придавать им строительный подъем от V400 ДО Viooo пролета, постепенно убывающий от середины к опорам. Приготовление арматуры сводится к следующим операциям: 1) отрезка стеряшей по данным в проекте длинам, 2) наращивание коротких стержней и 3) гнутье стержней, Железо перерубают зубилами или режут ручными или механич. пилами. Гнутье стержней, в зависимости от диаметра, производится в холодном или горячем виде по шаблонам. Для больших работ применяется снециальная машина с электрич. приводом; обычно ясе гнутье производят на специальных верстаках, ручными машинками, устроенными по принципу рычага. Перед укладкой арматурное железо очищают от грязи и отпадающей ржавчины и смазывают цементным молоком. Для устранения сдвига арматуры нри укладке бетона продольные и поперечные стержни и хомуты связывают отожженной проволокой 0 1-2 мм. Устройство стыков стержней арматуры д. б. избегаемо, а при отсутствии железа требуемой длины стыки должны располагаться вразбежку и в менее напряясенных местах; стыки делают внахлестку, с заходом стержней один за другой и с обмоткой вязальной проволокой, или же соединяют стерясни свариванием или посредством стяжных муфт. Приготовление бетона. Никаких обязательных пропорций и приемов приготовления бетона не установлено, т. к. при должном сочетании крупностей песка и кам-невидной составляющей одни и те же механич. качества бетона м.б. достигнуты при помощи разнообразных комбинаций. Бетон по консистенции допускается двух типов: пластичный, требующий уплотнения несильным трамбованием, и литой. Точное установление необходимой консистенции бетона, в зависимости от требуемого временного сопротивления и характеристик имеющихся материалов, производится по методу Абрам-са (см. ЛСелезобетон). Перед замешиванием бетона грязные пески и гравий промывают в плоских сосудах ручным способом или в особых промывочных машинах, устроенных по принципу противотока; после промывки материал сортируют по крупности сеточной воронкой. Если естественная смесь гравия не соответствует требуемой для получения наиболее плотного строения бетона, то производится искусственная сортировка пропуском гравия через особый сортировочный цилиндр. На малых работах щебень и гравий прогрохачивают вручную через обыкновенные проволочные сита. Заготовка щебня производится ручным или машинным способом; в наиболее распространенных камнедробилках (см. Дробление) измельчение производится меяеду неподвиясной и подвижной челюстями из твердой стали или закаленного марганцевого чугуна, которые действуют сильным давлением. На малых работах выгодно ручное приготовление бетона; при этом необходимо устройство горизонтального пола из досок, т.н. б о й к а, на к-ром и производится перемешивание сначала песка с цементом, а затем и с мокрым щебнем, с добавлением потребного количества воды. При более крупных работах следует предпочесть машинное изготовлеше бетона, обладающего лучшими механич. свойствами (см. Бетон). Бетономешалки устраивают с ручными или механич. приводами; они работают периодически или непрерывно (см. Бетоньерки). Особенно удобны последние: подача, автоматич. отмеривание сырья, промешивание и отдача происходят в них безостановочно. Из периодических лучшей является бетономешалка Рапсом, с производительностью в 10-12 MJ4, при потребной мощности в 6 ЬР. Бетонирование должно производиться непрерывно, т. е. каясдый слой бетона, толщиной не более 15 см, должен укладываться на свежую поверхность уясе положенного и утрамбованного бетона до его полного схватывания. Нри употреблении литого бетона строят распределительные башни (деревянные или яселезные), в к-рых устанавливают подъемники с бадьями или черпаковые элеваторы. Через воронку и отвесную выводную трубу бетон ноиадает в систему наклонных желобов, по к-рым он медленно течет к месту потребления; скорость течения д. б. такова, чтобы бетон во время движения не распадался на свои основные части. При бетонировании тонких плит иногда применяется пневматический способ бетонирования, заключающийся в нагнетании смеси цемента с песком и выкидывании ее на подлежащую бетонированию поверхность под давлением сясатого воздуха нри помощи особой машины-цемент-пушки. Окончательное рас-кружаливание производится через 4 недели для мостов малых пролетов и через 6 недель для всех остальных мостов. Лит.: Передерни г. П., Курс шелезобетон-ных мостов, 3 изд.. Л., 1925 (лит.); Успенский Ю. П., Железобетонные мосты и путепроводы в России, s. 1., 1908; Диамандиди Н. 0., Шоссейные железобетонные мосты Тамбовской губ., Тамбов, 1914;Мальцев, Железобетонные сооружения Екатерининской ж. д., 1908; К и р е е н к о И. А., Производство железобетонных работ, Киев, 1915; Р и-п е р т П., Производство железобетонных работ, пер. с нем., М.-Л., 1928; 3 а л и г е р Р., Железобетон, пер. с нем., 2 изд., М.-Л., 1928; Временные технич. условия и нормы для проектирования и возведения железобетонных сооружений, М., 1926; Сборник разраб. и одобр. Технич. совещанием при Упр. по соору-нению ж.-д. проектов сооружений и пр., вып. 4, П., 1918; Сборник типов проектов железобетонных пролетных строений, мостов, разработанных Центральн. отд. НКПС по сооружению ж. д., М., 1928; Handb. 1. Eisenbetonbau, brsg. v. F. Emperger, B. 6-7, В., 1921-22; Melan J., Der Bruclcenbau, B. 2, W.- Stg 1924 (лит.); К e r s t e n C, Brucken in Eisenbeton, B. 1, В., 1928; de Tedesco N., Recueil des types de ponts-routes. P., 1907; Spangenberg H., Eisenbetonbogenbrucken 1. grosse Spannweiten, Berlin, 1924; Spangenberg H., Die gewolbten Brucken uber 80 m Spannweite, B. u. E. , 1928, 18; Morsch E., Der Eisenbetonbau, seine Theorie u. Anwendung, B. 1-2, Stg., 1923-26; H о о 1 G. A., Reinforced Concrete Constructions, v. 3-Bridges a. Culverts, N. Y., 1916; Ketchum M. S., Design of Highway Bridges of Steel, Timber and Concrete, New York, 1920; Strassner A., Neuere Methoden zur Statik d. Rahmentragwerke u. die elastischen Bo-gentrager, B. 2-Der Bogen u. das Bruckengewolbe, 3 Aufl., В., 1927. H. Хоиутиннииов. ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ПЛОТИНЫ, плотины, материалом к-рых является по преимушеству железобетон. В современ. практике плотиностроения железобетон играет большую роль, нередко позволяя использовать в конструкции вес самой воды в целях устойчивости сооружения, придавая последнему формы, повышающие его устойчивость до пределов, недоступных при прочих материалах. Господствующим типом Ж. п. является полая плотина с передней (напорной) гранью, наклоненной к горизонту под углом от 30 до 4.5°, и контрфорсами (устоями), расположенными на расстоянии от 1,5 до 6,0 jn и более один от другого в зависимости от высоты плотины. Эта передняя грань образуется плитой, выдерживающей давление воды и опирающейся на контрфорсы. В больших плотинах П.71ИТЫ заменяют арками, допускающими увеличение расстояния между контрфорсами и способствующими лучшему использованию и сохранению материала, т. к. образующиеся трещины сами закрываются вследствие работы арки на сжатие. Толщина контрфорсов увеличивается сверху вниз от 0,15 до 1 ж и более, путем устройства уступов или применения трапецоидального профиля контрфорса по его толщине. В целях же придания всей конструкции жесткости контрфорсы соединяются между собою ребрами жесткости (фиг. 1) в виде железобетонных балок и плит. Уклон задней грани контрфорсов во-доудержательных плотин обыкновенно равен О-15 по отношению к вертикали. При допускаемом напряжении бетона на сжатие 20-25 кг/см для контрфорсов берут по А-Б Фиг. 1. обычно состав бетона 1:3:6. По конструктивным соображениям (требования жесткости сооружения в целом) контрфорсам придают размеры несколько более солидные, чем того требует расчет. Обычно контрфорсы снабжаются легкой арматурой. Напорная плита делается из бетона состава 1:2:4 с применением портланд-цемента, крупнозернистого острогранного чистого речного или морского песка и мелкого гравия безупречной промывки. Допускаемые напряжения для плиты: на сжатие от 35 кг/см и выше для бетона и 1000 кг/см для лселеза на растяжение. Железо располагается в расстоянии 2-4 см и более от нанорной грани. Отличительная черта плотин рассматриваемого типа-высокие коэфф-ты устойчивости сооружения на опрокидывание и на скольжение, что объясняется наклонным пололеением силы давления воды на переднюю плиту и отчасти наклонным положением задней грани контрфорсов. Давление на основание передается в подошвах контрфорсов, воспринимающих нагрузку от напорных плит, работающих под давлением воды. Плиты работают, как балки, полузаделанные на концах с моментом М =~ ; контрфорсы-на неравномерное сжатие и продольный изгиб, который устраняется введением ряда ребер жесткости. Плита, кроме условий прочности, дол-нсна удовлетворять условию водонепроницаемости; толщина д нлиты, при составе бетона 1 :2 :4, в зависимости от напора h (по Житкевичу) равна (в м): 1,20 12,000 30,000 0,10 0,37 1,65 Эти данные являются средними и иногда в практике уменьшаются. Расчетную толщину плиты определяют по ф-ле Кристофа (Cristophe): (5 = 0,0044/Ж или лучше по одной из ф-л: <5 = 0,00375 у М < 0,003751 р когда опоры > свободные; : 0,00375 г 7/ когда опоры полу заделанные; -0 00375 2 1/ Р - u,uu3ot I/ заделанные. При ЭТОМ конструктивная толщина д = д + + А6 , где Дй равно от 0,02 до 0,04 м. При нахолодении величины М (расчет ведут по горизонтальным полосам) берут величину j?, отвечающую нагрузке на 1 п. ж пролета в нижней точке полосы шириной 1 ж по высоте и пролетом I. Коэффициент насыщения железом лучше всего брать 1%-это отвечает наибольшей экономии. Для расчета устоев будем иметь следующие формулы. Вес устоя равен (фиг. 2): где у - вес 1 м тела устоя, = )j, остальные величины видны из фиг. 2. Точка S приложения силы веса G лежит на прямой РО, соединяющей вершину Р с серединой О основания; с другой стороны, точка iS отстоит от вершины Р на расстоянии 0-2 21>+1 + 1 2* + 1 Величина 2 2i?-t- (3) (4) Момент силы веса Mq относительно точки О Знак (+) отвечает случаю, изображенному на чертеже. Возможен случай, когда Mq<0. Фиг. 2. Если отношение толщины устоя к расстоянию между осями устоев равно S -= 5, то из ур-ий (1) и (5) получим: G = l-y-S-h.L-(2& + l), (1) - у д . . L (fi-l)(& + l). (5) Вертикальная слагающая давления воды A=l-y,.L.fi-y. (7) Горизонтальная слагающая давления воды H = -y -L-2/ . (8) В ф-лах (7) и (8) величина у означает удельный вес воды. Моменты слагающихдавления воды относительно точки О MA-=-\-yo-L-fi-p.h-y + + y, Ь.i7/; (9) Жя=Я. = .у,.Ь.у . (10) Сумма всех вертикальных сил IV = G + , а полная величина моментов сил х Ж = Напряжение на задней (обращенной к нижнему бьефу) грани: G + Ar (11) Напряясение на передней (напорной) грани: (1Г) Главные напряжения на задней и напорной гранях устоя (фиг. 3) соответственно равны: а) нри полном водохранилище ==irsV;-P-tg9i; i=2-й I ff и т со значками-соответственно главные нормальные и касательные напряжения; б) при порожнем водохрани- лище главные напряжения определяются по тем же форму- /7 1?\ лам (12) при условии прирав- Щ нения величины р нулю. фиг. з. Для устойчивости сооружения на скольжение необходимо, чтобы f( G + A)>H, или />ёТА в крайнем случае: Величина / определится из равенства; 1 где у = Из трех сил Н, G vi А сила Н старается опрокинуть устой вокруг точки Oi, а силы А VI G противодействуют этому. Если моменты этих сил относительно точки Oj обозначить соответственно через М, Mq , , то для устойчивости сооружения необходимо, чтобы было соблюдено условие: Обыкновенно берут g = от 1,5 до 2, что нетрудно обеспечить надлежащим выбором угла наклона передней грани. Коэфф-т устойчивости на опрокидьшание определится из равенства: е = f Д Ш-2/0 + 33-2 ] + /i(3;5-/i). Аналогичным образом решается задача в случае принятия фильтрационного давления воды снизу. При устройстве полой Ж. п. на скалистом основании необходимо обратить внимание на соединение передней плиты и Фиг. 4. контрфорсов со скалой. Плита д. б. погружена вниз в виде зуба до вполне прочной и водонепроницаемой породы, контрфорсы д. б. заделаны в прочную скалу, свободно выдерживающую нагрузку от контрфорсов. Для примера приведем данные о двух плотинах. Итальянская плотина Комбамала (Сот-baraala, 1917-18 гг.) имеет высоту до 38 л и длину 90 м (фиг. 4 и 5). Передняя грань
|