Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 [ 137 ] 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

решетчатое заполнение имеет ширину 0,4 м и толщину 0,15 м. Затяжка сечением 0,70 x0,80 м армирована 90 стержнями 0 27 ж,н. Подвески, располо-ненные через 4,0 м, поддерживают поперечные балки.


Фиг. 36.

между к-рыми идут три продольные балки, а между ними и затяжкой, для уменьшения длины контура (а следовательно и толщины) плиты, поставлена дополнительная поперечная балочка. Опорные части покоятся на небольших колоннах (устоях), соединенных между собой железобетонными распорками и диагоналями; основанием для устоев, в виду илистого грунта, залегающего на значительную глубину (12-20 At), служат железобетонные сваи восьмиугольного сечения 0 0,4 At и длиной 18 At.

По такой же системе закончен в 1928 г. постройкой многопролетный мост Ура-Зогу (Ura-Zogu) в Албании (6 X 54 At). В отличие от предыдущего моста арка имеет сплошное сечение. Вместо нерационального веерного заделывания стержней затяжки моста-в мосте Ура-Зогу пропущенные наруну стержни снабжены нарезкой и закреплены гайками и контргайками, которые упираются в широкую чугунную плиту (фиг. 44).

Мосты С арочными фермами. Представителем этого тина может служить


1 -гт-и

2 - гток

2 L гООШК


Фиг. 37.

однопролетный мост отверстием 23,60 м под обыкновенную дорогу через Швехат в Австрии (фиг. 45 и 46). Плита ездового полотна толщиной 0,12 ж поддерживается четырьмя

поставленными на расстоянии 4 м друг от друга арочными фермами со сп.яощной стенкой и поперечными балками. Высота ферм в середине 0,60 м, у пят-2,58 м; щирина 2 средних ферм соответственно 0,40 и 0,80 jh, крайних 0,25 и 0,50 ж. Фермы в пятах заделаны по всей их высоте и непосредственно переходят в продольные стенки коробчатых железобетонных устоев. Устои основаны на сваях, размещенных иод ребрами железобетонного ящика, представляющего устой; продольные стенки ящика укреплены тремя поперечными стенками, постепенно нонилеающимися по мере вхождения устоя в насыпь. Передняя стенка устоя толщиной 0,12 Л1, поддерживается, кроме продольных, еще и наклонно ностав-ленными стенками.

Мосты с коробчатыми сводам и отличаются от мостов со сплошными арочными фермами тем, что арки, кроме полотна проезжей части, прикрывающего их


Урое.пр.юа


Фиг. 3

сверху, закрыты снизу тонким сплошным сводом. Получается как бы пустотелый коробчатый свод с продольными и поперечными перегородками; как нарунсные стенки, так и перегородки свода имеют сравнительно небольшую толщину.

По этой системе построен мост через р. Тибр в Риме (фиг. 47). Кроме величины пролета в 100 At, мост замечателен своей пологостью в /ю и тем, что построен на слабом грунте. Ширина моста между перилами 19,2 At, из к-рых 13,0 At отведено на ездовое полотно. Устои моста, имеющие тот же коробчатый характер, что и свод, состоят из продольных и поперечных стенок (фиг. 48 и 49). В местах их пересечения расположены бетонные колонны, основания, в которые своевременно были погруяены вертикальные железные стержни, а с этими стержнями была затем соединена арматура стенок устоя. Т. о., мост представляет непрерывное целое вместе с колоннами основания. Устои коробчатого типа снабжены в передней своей части дном в виде плиты толщиной 40 cAt; задняя часть заполнена землей, но не имеет дна; грунт в этой части уплотнен устройством добавочных колонн.



Коробчатый свод устроен с т. н. коровьими рогами , к-рые получаются вследствие того, что наружные ребра свода срезаются постепенно уширяющейся к пятам фаской. Нижняя нлита коробчатого свода имеет толщину в замке 20 см, в пятах 50 см. Вертикальные стенки, в количестве 7 шт. по ширине моста, имеют толщину 20 см. Вблизи замка поставлены в промежутках дополнительные продольные стенки, связанные

крахами, возможно спроектировать железобетонный свод пролетом 600 м. Достигнутая предельная пологость сводов и арок равна Vi7,2; нормальной предельной пологостью можно считать /и; пологость в / или Vs не считается затруднительной.


поперечинами, толщиной в 10 см. Плита проезжей части имеет толщину 15 см. Высота пустого промежутка между сводом и плитой в замке-45 см. Таким образом, полная высота коробчатого свода в замке- 80 см, т. е. Vias пролета. Полотно выложено плитами, спрессованными из смеси асфальта с песком; толщина ездовой корки всего 5 см. На остальном протяжении пролета, где нет дополнительных продольных стенок, плита проезжей части поддерживается поперечными балками, опирающимися на основные продольные ребра. В поперечных стенках оставлены отверстия для прохода. Основная арматура пролетного строения состоит из стержней, которые напоминают своей формой камышевый ствол, расколотый вдоль пополам; этот полукруглый профиль с перегородками на


Фиг. 43.

вогнутой стороне и ребордами на выпуклой применен для достижения лучшей связи железа с бетоном. При испытании наибольший прогиб, при нагрузке в 2 00 кг/ж по всему пролету, выразился в Ъ1мм, т. е. около /sooo пролета.

Практические данные. Предельный пролет Ж. м.-186,4 ле (мост Элорн). Инж. Фрейсине считает, что при искусственном регулировании напряясений в своде, путем раскружаливания его гидравлич. дом-

Толщина сплошных сводов редко принимается в Vioo пролета, чаще-ок. /ео для сводов без шарниров и около Vts ДЛя сводов с 3 шарнирами. Высота ребер в ребристых сводах немного больше толщины сводов сплошных; во французских мостах она составляет ок. Veo пролета, в немецких-ок. VssJ такое же примерно соотношение наблюдается и в высоте отдельных арок. Что касается ж.-д. мостов, то толщина сводов и высота арок колеблется в пределах от /ао до До, составляя в, среднем-ок. Vso- Очертание оси свода или арки следует принимать но кривой давления для постоянной нагрузки; приближенное очертание для подъемистых сводов (/:i = 0,5-:-l,0) можно взять по эллипсу или по параболе, для сводов средней пологости (-г = 0,25 0,5)-по параболе, для пологих

(/:1<0,25)-по кругу. Шарниры устраивают в случаях, когда свойства грунта не дают уверенности в стойкости опор; необходимость в шарнирах встречается также при очень пологих сводах, т. к. они имеют значительные перемещения замка и повороты в пятах при колебаниях 1°, твердении бетона и при раскружаливании. Двухшарнирных сводов не строят пока в виду того, что главная масса свода располагается у замка, что невыгодно в смысле величины распора, а с другой стороны, в замке остаются те неудобства, к-рые устранены в пятах; поэтому назначают чаще всего три шарнира.

Арматура из прутьев является более эко-номичн. по своей приспособляемости к величине действ, усилий и более равномерному распределению в бетоне. Желание обойтись без устройства кружал или значительно уменьшить затраты на них приводит к применению жесткой арматуры. Количество


Фиг. 44.



арматуры в сводах, когда она из круглых прутьев, колеблется примерно около 0,5% в замке; когда она жесткая, количество железа составляет примерно ок. 1,5%.

Система надсводного строения констр-руется аналогично проезжей части балочных мостов, с той лишь разницей, что в замке


она сливается со сводом или арками. Проезнеая часть поддерживается в мостах с отдельными арка-Флг 4 5 ми и ребристым

сводом колоннами, в остальных случаях-стенками. Над пятами полотно разрезается в поперечном направлении для устранения трещин и вообще натялеений при колебаниях замка.

Расчет. Плиты. В отношении расчета плиты м. б.: 1) с рабочей арматурой одного нанравления,-такую нлиту рассчитывают как простую разрезную или неразрезную балку; 2) с перекрестной рабочей арматурой,-такие плиты рассчитывают как пластинки, свободно или несвободно лежащие по контуру. См. Плиты, Балки неразрвзные и Железобетонные конструкции.

Балки. Согласно Временным техническим условиям, многопролетные неразрезные балки рассчитываются по общим приемам расчета таких конструкций, при чем при равных пролетах разрешается на каждый пролет принимать влияние не более двух пролетов с каждой стороны, с учетом в более ответственных случаях упругой осадки опор, а также неодинаковости значений момента инерции I на опорах и посредине. Для продольньгх и поперечных балок достаточным является учет влияния

в предположении трехшарнирных сводов, совпала с осью свода. Подробности и расчеты-см. Своды и Мосты.

Производство работ. Вспомогательные, обыкновенно деревянные, сооружения для устройства железобетонных конструкций состоят из форм и поддерживающих их подмостей. В арочных мостах формы покоятся на кружалах, опертых при помощи раскружа-ливающих приборов на стойки или сваи подмостей. Формы образуются из досок толщиной от 2,5 до 6 см; для вертикальных плоскостей употребляют доски более тонкие. Толщина досок во всех случаях д. б. такою, чтобы при трамбовании бетона и двилсении рабочих упругий прогиб не превышал V4on пролета, при модуле упругости дерева 160 ООО кг/см. Наиболее рационально составлять формы из вертикальных щитов и ук.г1адывать на них или примыкать к ним горизонтальные щиты или отдельные доски. Щиты состоят из нескольких досок, соединенных мелсду собой посредством планок и гвоздей; вертикальные щиты соединяются с

\ гот..


Фиг. 48.

Фиг. 49.


Фиг. 47.

ОДНОГО про-чета с каждой стороны, т. е. расчет таких балок следует вести как трехпро-летных. Общий метод расчета неразрезных балок-см. Балки неразрезные.

Безраскосные фермы. Расчет таких ферм-см. Фермы безраскосные.

Рамы. Простейшим приемом расчета прямоугольной рамы будет приведение рассматриваемой конструкции к неразрезной балке посредством поворота вертикальных сторон рамы вместе с нагрузкой в горизонтальное пололеение. Расчет рам-см. Жесткая рама.

Своды. Очертание свода (или арки) подбирается такое, чтобы кривая давления.

горизонтальными щитами или досками посредством шпилек, и все это распирается рамами из планок или брусков. В колоннах и высоких ребрах, для облегчения работы и возможности контроля, полезно оставлять формы открытыми с одной стороны и закрывать их по мере хода работы по укладке бетона. Для прочности формы колонны в собранном виде скрепляются еще хомутами из полосового лселеза, стянутыми болтами. Кружала для арочных железобетонных мостов проектируют аналогично кружалам для каменных мостов (см.). Для сокращения числа свайных опор некоторые узлы часто поддерживают двумя подкосами, другие же-одиночньши радиальными. При боль-

шой высоте виадуков опоры для кружал устраивают на выступающих концах железных балок, заложенных в быках; при большом пролете в середине его сооружается донолнительная опора в виде деревянной башни. В обычных случаях подмости состоят из свай, забитых до необходимого отказа, или стоек с раскосами, упертых в лежни, положенные прямо на землю. Подмости должны быть укреплены постановкой связей, скреплений, расшивкой схватками, крестами, раскосами и т. д. В качестве приспособлений для опускания форм при постройке балочных мостов часто пользуются дубовыми клиньями; при постройке арочных мостов кружала опускаются при помощи песочных цилиндров, винтовых домкратов и деревянных кобылок.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 [ 137 ] 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155