Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 [ 136 ] 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

12 jh и толщиной 25 см. Боковые пролеты перекрыты сводами с заделанными пятами, пазухи заполнены тощим бетоном. Для свободной деформации сводов и для устранения трещин над пятами имеются вертикальные сквозные щели, образованные разновременным бетонированием смешных частей и смазкой поверхности ранее сложенного массива смолой. В виду наличия в главных быках растягивающих усилий под


Фиг. 28.

действием распора бокового свода, на соответствующей грани быков поставлено железо. Устои спроектированы своеобразно; насыпь спущена внутрь устоя естественным откосом, и земля не давит на переднюю стенку; для перекрытия же откоса применена железобетонная плита, поддержанная, кроме обратных стенок, еще двумя продольными. Бетона на мост пошло около 8 400 ju .

На фиг. 28 изображен первый мост, построенный по системе Мелана в Штейре; единственный его пролет перекрыт сводом с тремя шарнирами. Пролет свода-42,4 м, стрела-2,62 (Vie); это один из самых пологих сводов, примененных до сего времени в мостах. Мост построен под обыкновенную дорогу. Массивные бетонные устои заложены на скале. Ось свода


Фиг. 29.

очерчена по дуге круга;толщина в замке-Q,%Om, в пятах-0,70 м. Арматура состоит из железных клепаных арок, размещенных по ширине свода через каждый jh; сечение арки состоит из 4 уголков, соединенных решеткой из планок и распорок из уголков. Кружала устроены т. о., что во время бетонирования половина веса свода воспринимается арматурой. Арки имеют металлич. шарниры в виде стальных цилиндров, 0 8 см, зажатых между стальными и чугунными (в пятах) балансирами. Бетонный свод имеет бетонные шарниры из бетонных камней; пара камней, образующих шарнир, соприкасается друг с другом по цилиндрическим поверхностям, из к-рых одна выпуклая, а другая вогнутая, с радиусами 3 и 4 ж. Эти шарнирные камни имеют ширину 0,50 м; при расстоянии между арками 1,0 jw получились зазоры по 25 см, заделанные потол! бетоном. Напряжения в бетонных шарнирах, исчисленные по ф-ле Герца, достигают 265 кг/см.

Простейшим устройством шарнира временного характера является прокладка свинцовой узкой полосы; для постоянно действуюш;их шарниров рекомендуется сое-

динять примыкаю1цие части нселезными листами или накрест пересекающимися прутьями (фиг. 29). Применяются также металлические шарниры.

На фиг. 30 представлен замковый шарнир в своде моста через Эмс-Везерский капал. Шарнир состоит из трех стальных частей: двух подушек, погруженных в бетон, и ци.линдра 10 см. Болты, стягивающие подушки на время установки и бетонирования, перед раскружалива-нием распиливают или оставляют в покое, так как при толщине около 10 мм они не могут помешать действию шарниров.

Из мостов со сплошными сводами некоторую разновидность представляет трехпро-летный мост в Гамбурге через Лангенцуг; пролетное строение этого моста и опоры до их фундамента включительно сделаны из железобетона и объединены в одно целое; последнее обстоятельство позволило допустить неравные пролеты при относительно небольшой толщине быков.

Мосты С параллельными сводами. Конструкция этого рода мостов отличается от конструкции предыдущего типа разделением сводапри широком полотне на две параллельные части, что дает сбережение в кладке свода и опор, а такясе

l>7

по 10 шт. 23


поЮшт.ргз W7

Фиг. 30.

В кружалах, к-рые могут быть употреблены сперва для одной части, а затем для другой.

Мосты с пустотелыми сводами. Значительное сбережение в кладке свода м. б. достигнуто путем устройства пустот в теле свода; благодаря им пониясается общий вес свода, а следовательно и размер его сечения. Сказанное относится к сводам больших пролетов, когда сечение свода и количество арматуры в нем в малой степени зависят от временной нагрузки; разделение ясе свода на два параллельных не всегда м. б. допущено по соображениям поперечной жесткости.


Фиг. 31.

В проекте моста через Мозель в Кобленце инж. Ягером применен прием облегчения для двух параллельных сводов пролетом 112 м (фиг. 31).

Мосты с ребристыми сводами. Этот тип пролетного строения является



переходным между сплошным сводом и отдельно стоящими арками прямоугольн. сечения. Подобный свод образован из нескольких ребер, связанных между собой плитой. Имея в виду, что в большинстве случаев сжатие сосредоточивается в замке-выше, а в

от 2,57 до 2,88 лг; с фасада колонны уширяются до 0,50 м. Мостовое полотно построено по системе продольных и поперечных балок. Толшина плиты 0,11 м, в середине-0,16 лс. Разрезанное над пятами сводов полотно моста поддерживается колоннами, которые на половину своей толщины помещаются в пазах стенки устоя; тонкая и высокая колонна оказывает небольшое сопротивление перемещению концов


пятах-ниже оси свода, илитное заполнение располагают в замке вверху, а в пятах- внизу поперечного сечения; в случаях перемещения давления указанное расположение плиты теряет свой смысл, но значение плиты как связи между ребрами остается.

Одним из мостов рассматриваемого типа является мост через р. Мозель близ Новеана (фиг. 32), состоящий из 6 арочных пролетов, из к-рых три, через русло реки, перекрыты ребристыми бесшарнирными сводами; пролеты-от 33 до 47 м при пологости от Ve,B до Ve,7. Все опоры моста имеют основания из железобетонных свай, за исключением двух речных быков, фундаменты к-рых заложены непосредственно на слое глины в перемычках. Своды очерчены по кривой давления для постоянной нагрузки и представляют собою для трех речных пролетов четыре ребра, соединенных сплошной плитой; в замке плита расположена поверху ребер, в пятах-понизу; для большей поперечной жесткости по плите устроены поперечные ребра. Размеры свода пролетом 47 лс следующие: ширина свода 6,00 лс, высота ребра в замке

полотна. В расчет свода, как упругой арки, введено полное сечение ребристой арки с переводом площади железа в площадь бетона.

Мосты С отдельными арками. Если заменить в мостах с ребристыми сводами сплошное плитное занолнение меледу ребрами отдельными распорками, то пролетное строение будет состоять из отдельных ребер или арок, достаточно жестко между собою связанных.

Фиг. 34-36 относятся к виадуку через р. Лус-ниц (Чехо-Словакия), построенному для одновременного пропуска шоссейной и однопутной электрич. д. Ширина виадука 8,90 лс, при чем тротуары занимают по 1,20 лс. Виадук длиной 224 лс, при возвышении его над дном реки на 52 лс, состоит из средней части в виде арочного перекрытия, расчетным пролетом 90 лс, и подходов, представляющих собою многопролетные рамы. Две арки главного пролета сходятся на расстояние 6 лс между их осями в замке, к пятам же эти арки разведены до 7,74 м для придания большей поперечной жесткости. Сечение арки

,3ш1п. 0/*

ЩД7.

Зшт. iz/*

, шт.Я) It


г шт. 9>Z0

Фиг. 33.

0,88 лс и в пятах 1,35 лс при постоянной ширине ребра 0,44 лс; толщина плиты соответственно изменяется от 0,26 до 0,28 лс. Продольные прутья как ребер свода, так и плиты его соединены поперечными связками из крученых прутьев диаметром 7 лслс (фиг. 33), поставленных на расстоянии 25 слс один от другого; эти связки держат продольные прутья на определенных взаимных расстояниях настолько прочно, что получается жесткая железная арка, к-рую можно было изготовить на рабочей площадке и целиком поставить на подмости. Проезжая часть моста поддерживается при помощи тонких (20X20 слс) колонн, по 4 в каждом поперечном ряду, при расстоянии между рядами

в замке 1,2X2,0 лс, а в пятах 2,0x2,2 лс; как видно, сечение увеличивается к пятам не только по высоте, но и по ширине. Арки связаны распорками прямоугольного сечения, поставленными к замку ближе друг к другу, чем у пят. Колонны, стоящие на расстоянии 9,0 лс друг от друга (считая по горизонтали между осями), перекрыты сверху поперечной балкой пролетом 6 лс, на которую опираются пять продольных балок на расстоянии 1,50 лс; между послед-1ШМИ в свою очередь поставлены две дополнительные поперечные балочки. Продольные балки пролетом 9,0 лс под рельсами электричес1*Лдрроги опущены на 0,28 АС вследствие необходищиЦдать увеличен-



иую против шоссейной дороги толщину балластного слоя. Плита имеет толщину 0,16 м. Для свободного температурного перемещения проезжая часть с -зо/ю-


Фиг. 3 4.

обеих сторон замка разрезана; над пятами арок проезжая часть опирается на две колонны высотой 34,3 м; рядом с ними на устое поставлены такие же колонны подходных эстакад. Левая эстакада состоит из 2 че-тырехпролетпых рам длиною каждая по 36 .м; правая несколько короче, но также разделена на 2 части.

Наряду с конструктивными достоинствами у этого виадука имеются и некоторые недостатки: пролеты эстакады, особенно в средней части виадука, малы, что вызывает необходимость в большом числе очень высоких колонн; заделка арок в устой путем веерного раскидывания концов, с пропусками поперечных стержней через загнутые крючья, слаба; распорки между арками сильно армированы по боковым граням при отсутствии железа в верхней и нижней зоне, тогда как изгиб их возможен в радиальной плоскости,--вследствие чего им и придано высокое сечение.

Аналогично мостам со сплошными сводами рассматриваемые мосты также м. б. снаб-Л1;ены жесткой арматурой, а в нек-рых случаях и шарнирами. В весьма интересном проекте моста через Эльбу в Дрездене пролет в 136 JVt перекрыт трехшарнирными арками с ясесткой арматурой из высокосортной стали (пологость 1/15). Как видно из фиг. 37, сечение каяедой клепаной арки состоит из трех сквозных ветвей высотой 2,55 м, связанных в продольной и поперечной плоскостях крестами.

При проектировании мостов указанного типа с большими пролетами серьезное значение имеет не только вопрос о рациональной форме поперечного сечения арок, но и вопрос о повышении в них допускаемых напряжений, в виду крайне значительного собственного веса таких мостов, превышающего временную нагрузку часто в несколько раз. С этой целью в проекте моста через Арста в Стокгольме, пролетом в 170 м, было предло-яеено прямоугольное сечение арки (фиг. 38) со скошенными краями, высотой 5 ж и шириной 1,5 ж, заключающее в себе 4 кольца кон-сидеровской спиральной обмотки 0 1,40 ж, при толщине стержня спирали 24 жж\ внутри кольца проходят 25 прутьев 0 22 жж. Инж. Эмпергером кольцевая арматура совмещена с жесткой, проходящей в виде продольных чугунных стержней (уголков и невысоких вертикальных листов). Более рационально распределен материал в сечении арки моста Vesubie. Пролет в 96 ж перекрыт двумя арками двутаврового сечения (фиг. 39). Такое сечение с сосредоточен, кольцевой арматурой по краям арки способствует также и некоторому облегчению пролетного строения.

Весьма оригинальна система арматуры, предложенная инж. Люнгбергом, состоящая из труб, наполняемых бетоном; допускаемое напряжение йтоне в этом случае может быть удвоенадШктема отдельных арок име-

ет исключительное применение для Ж. м. больших пролетов с ездой по низу.

Одним из замечательных мостов этого рода является мост с.-Пьер около Руана отверстием 131 м (фиг. 40). Мост имеет один пролет, перекрытый двумя возвышенными арками со стрелой в 25 .vt; высота арки в замке 2,5 в пяте-5,0 ж, при одинаковой ширине 2,5 м. Столь мощное сечение облегчено устройством в середине прямоугольного канала (фиг. 41), так что сечение получается трубчатым; толщина боковых стенок всего 20 см. Ниже проезн!ей части арки сливаются вместе, образуя сплошной свод. Проезжая часть прикреплена к аркам при помощи подвесок за концы поперечных балок.

Заслуживает особого внимания метод раскружа-ливания этого моста, предложенный инж. Фрейсине и ранее примененный в других мостах. Раскрунали-вание было выполнено при помощи гидравлич. домкратов, введенных в ключ арки; при действии домкратов оставленный в замковом сечении шов раскрылся, и арка несколько приподнялась над кружалами, после чего крунала были разобраны и шов заклинен.



Фиг. 35.

Этот прием дает возможность регулировать напряжения в верхнем и нижнем сечениях трубчатой арки с целью их уменьшения и более равномерного распределения. Так, в рассматриваемом мосту наибольшее напряжение бетона в ключе было понижено с 72 до 54 кг/сль и в пяте с 65 до 49 кг1см, а разница в напряжениях верха и низа арки почти уничтожилась, тогда как при обычных приемах раскружаливания она достигла бы нескольких десятков кг.

Несколько иначе сконструирован мост Меллег в Тунисе (фиг. 42 и 43). Пролет, в свету 90 м, перекрыт двумя сквозными арками с раскосным заполнением. Ширина моста 6 м, из них 4,8 Л1 занимает ездовое полотно. Отличительная особенность моста состоит в том, что арки снабжены затяжкой, вследствие чего система обращена в балочную и, как таковая, м. б. расположена на узких опорах, при чем одна опорная точка канедой фермы д. б. подвижна; в данном случае эта подвижность достигнута применением железобетонного валька. Каждая главная ферма состоит из двух поясов парабо.лич. очертания, соединенных между собой раскосами и стойками, а также поперечными связями, поставленными в вертикальной плоскости. Пояса имеют одинаковую по длине ширину 0,9 м и толщину от 0,30 до 0,60 mi



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 [ 136 ] 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155