Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 [ 135 ] 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

большое распространение на шоссейных дорогах. При незначительной высоте моста уместно применение плитной рамы,

Ширина балластного корыта в свету равна 3,4 м. Тротуары по 75 см шириной расположены на весу. Проезжая часть поддерживается двумя балками, входящими в состав рам и расположенными на расстоянии


боковые сплошные стенки к-рой поддерживают землю берегов (фиг. 18). При плохих грунтах раму можно делать замкнутую, в виде четырехсторонней трубы, С увеличением пролета неизбежен переход к р е б-ристой раме.

Одним из наиболее экономичных типов среди всех родов мостов является тип рамного моста со свешивающимися концами. На


Фиг. 17.

фиг. 19 изображен подобный путепровод через железнодорожную выемку. Экономия обусловлена отсутствием устоев и массивных быков. Опоры в поперечном направлении представляют собою жесткие рамы; распоркам рам придана значительная высота, что способствует увеличению жесткости в поперечном нанравлении.

Для многопролетных мостов применимы неразрезные и консольные рамы. Примером



Фиг. 19.

последних является железобетонная эстакада на Финляндской соединительной ветке в Ленинграде (фиг. 20).

Сооружение состоит из цепи отдельно стоящих рам с консолями, звенья которой соединены свободными балками, опирающимися на консоли рам; длина эстакады 610 м, высота от 6,27 до 8,16 м. Расстояния между опорами по фасаду равны 13,8ж; свободная балка имеет длину 9,00 м (фиг. 21 и 22). Одна опора ее неподвижна, другая подвижна, что и создает поперечные разрезы сооружения через 27,6 Л1 длины, для свободы деформаций под влиянием перемен температуры. Длина консолей 2,4 м; пролет свободной балки выбран так, чтобы момент в середине балки был такой же, как момент в раме по середине пролета.

2,4 л* ось от оси. Для боковой устойчивости эстакады опоры разведены в стороны настолько, что по обрезу фундамента центры их отстоят друг от друга на расстояние от 3,88 м до 4,80 м, в зависимости от высоты; от полотна до точки перелома каждая поперечная пара опор соединена сплошной вертикальной стенкой высотой около 3,00 Л1. Боковой трапецеидальный профиль опорных стоек переходит при помощи больших закруглений в пролетные балки высотой 1,56 .vt, при толщине 0,50 м; для поперечной связи в каждом пролете помещены три поперечные балки. Плита проезжей части имеет толщину от 20 до 32 си, меняющуюся вследствие устройства скатов для отвода воды; в качестве изоляции применен асфальтовый слой. Для опорных частей свободной балки и консолей применены клепаные железные коробки, состоящие из двух щековых вертикальных листов, на которые и передается вертикальное давление балок. Стойки рам в уровне поверхности грунта заделаны в не-лезобетонные фундаменты, общие для каждой поперечной пары стоек.

Мосты С фермами. При пролетах примерно в 20 Jit и больше, железобетонные балки со сплошной стенкой становятся слишком тяжелыми, а бетон утилизируется полностью лишь на периферии балки. Для уменьшения веса балок следует оставить массивный верхний нояс и сделать более тонкой остальную часть балки, выбросив часть стенки и перейдя, т. о., к ферме, составленной из стержней, работающих на сжатие, растяжение и изгиб. Элемент плиты Визинтини представляет собою подобную ферму со сквозными поперечными отверстиями, образованными поясами, раскосами и стойками.

Идея конструирования из железобетона ферм с раскосами, вполне аналогичных железным фермам, принадлежит Консидеру и

Фиг. 20.

была осуществлена им для виадука дАв-ранш, имеющего расчетный пролет в 30,2 м; в последнее время достигнут пролет в 43,0 м (мост Ферен). Применение раскосов приводит к большим трудностям конструирования узлов и усложняет работу по формованию балки, тогда как того же результата молшо достичь увеличением жесткости узловых соединений и составных элементов балки: получается естественный переход к безраскосным фермам-т. п. балкам Виренде-л я. Наибольший пролет, перекрытый балками Виренделя, достигает 40 м.

На фиг. 23-25 представлено пролетное строение служебного моста на Беговатской плотине. Ширина моста между перилами 4,85 м, между осями ферм- 4,00 м. По верхним поясам ферм уложены рельсы для прохода крана; верхние пояса связаны только поперечными балками (без плиты), на которые укладываются шандоры. Нижние пояса, кроме поперечных балок, связаны также плитой, служащей для поддержания моторов и лебедок (фиг. 24). ]?асчетный пролет фермы 14,85 м; ферма разделена на 9 панелей, по 1,65 м каждая, при чем вырезы устроены в 7 средних панелях, крайние не-сплошные. Высота фермы



2,00 JH, что составляет Vt.s пролета; толщина стенки фермы 0,35 Л1. Верхний пояс фермы-таврового сечения и имеет высоту 0,45 м, нингаий-прямоугольного сечения, высотой 0,35 м, так что высота вырезанного окна составляет 1,20 м, при ширине по фасаду 0,95 м; ширина стойки по фасаду 0,70 м. Косые стержни проходят без перерывов из нижнего пояса в верхний и наденшо закреплены обоими концами (фиг. 25).

при значительном пролете их, помещаются вспомогательные продольные балки. Наивыгоднейшая комбинащя состоит в том, чтобы при толщине плиты в 13-18 см иметь расстояние между ребрами от 1,5 до 2 ж, равное примерно расстоянию между колесами


Фиг. 21.

Фиг. 22.

Конструктивные данные из практики. Расчетный пролет I балки больше пролета в свету на 0,40-1,5 м. По

ФАС АЛ

0 0 00000



; Фиг. 23.

эмпирич. данным, 1=1,03 1/+0,40 м для од-нопролетных мостов и l=L-f 0,30 м для мно-1опролетных (L-пролет в свету в м). Для мостов под обыкновенную дорогу высота главных балок изменяется в пределах от Vio ДО /i4 пролета (в средн. Viz); Для пешеходных мостов-до V20I для мостов с неразрезными балками-от до Vis (в среднем до ViJ- В консольных и неразрезных балках у опор высота ребра увеличивается, т. к. на снсатие здесь работает ребро, а не штита, ак в середине прслета. В мостах под ж. д. высота ребра значительно больше и колеблется в пределах от Vs ДО /s пролета. Ширина балок колеблется в пределах от 0,20 до 0,75 м, б. ч. берется в 30-40 см и в исключительных случаях больше 50 см. По отношению к высоте балок ширина составляет -1/4, в исключительных случаях Vs; она берется такой, чтобы возмонша бьша укладка арматуры с соблюдением необходимых просветов между стержнями в два и, в виде исключения, в три ряда. Расстояние между главными 6ajT-ками колеблется в широких пределах-от 0,8 до 4,5 м. При расстояниях до 2,0 - 2,5 Л1 плита может еще опираться на главные балки; при ббльших расстояниях следует ввести поперечные балки, к-рые, являясь связями, вообще говоря, полезны во всяких случаях, т.к. позволяют опирать плиту по контуру и, т. о., уменьшать ее толщину. Между поперечными балками.

повозок. В жел .-дор. мостах расстояние между ребрами берется около 2,00 м, толщина плиты-от 20 до 30 см. Величина свесов для тротуаров в существующих мостах доходит до 2 Jit.

Арочные мосты. Мосты со сплошным сводом. Наподобие обыкновенных сводов каменных мостов сооружаются железобетонные сплошные своды, к-рые имеют несколько типич. форм. В бOJьшинcтвe случаев такие своды устраиваются бесшарнирными, но иногда они имеют два или три шарнира. Арматура свода м.б. гибкого тип а, составлен, из прутьев, и жесткого


Фиг. 24.

типа (система Мелана), в виде жестких арок, клепаных или из прокатного HcejTe3a, соединенных поперечн. связядш; такая ар-


Фиг. 25.

матура моя-сет не только дерясать сама себя, но и поддерживать как формы, подвешенные к ней, так и бетонный свод до его затвердения. Надсводное заполнение может быть массивным, сплошным, образованным глухими щековыми стенками с сыпучим или бетонным заполнением, и сквозным; в последнем случае передача нагрузки на свод



происходит при посредстве колонн или поперечных стенок. Этот вид мостов является более совершенным в технич. отношении.

-0,0%-


Фиг. 26.

Для придания внешн. виду моста большей массивности полотно моста иногда поддерживают продольными стенками или колоннами, поставленньпуси внутри пусковых стен.

Примером мостов с бесшарнирными сводами служит Гмюндертобельский виадук под обыкновенную дорогу. Долина реки Зиттер перекрыта одним сводом,

тив опрокидывания ветром. Толщина свода в замке 1,20 м (-Ve пролета), в пятах 2,13 м. Ось свода очерчена по кривой давления для постоянной нагрузки. Хотя расчетом было выяснено отсутствие в своде растягивающих напряже-; НИИ, тем не менее арматура была поставлена, в виду того что практическ. осуществление свода может дать уклонение от теоретич. формы, опоры могут дать нек-рую осадку и, наконец, остается неучтенным влияние сокращения бетона при твердении. Арматура поставлена вверху и внизу в количестве 28 стержней 0 28 мм па всю ширину свода; стержни соединены между собой хомутами и распределительными стержнями, поставленными через каждые 50 см. Нагрузка на свод передается колоннами, по четыре в каждом поперечном ряду; колонны каждого поперечного ряда связаны вверху поперечной балкой в жесткую раму. Расстояние между рядами колонн 3,70 м в свету, а между осями 4,50 м. Число продольных ребер проезжей части равно четырем; промежутки перекрыты плитой толщиной 20 см в середине пути и 25 см по краям. Изоляция состоит из асфальтированного джутового полотна, которое уложено по слою гудрона и прикрыто сверху таким же слоем гудрона. Плита, как видно из фиг. 27, имеет двойную арматуру, в предвидении изгиба плиты вследствие неодинакового прогиба продольных


ПЛИТА

<12,5шт.нап.м

012,5 шт. на п.м

ПОПЕРЕЧИНА

016-1 шт. вверху

. внизу


Фиг. 27.

с пролетом 79,0 м в свету (фиг. 26) и стрелой 26,5 м, со сквозным надсводным заполнением. К главному пролету на косогорах примыкают малые пролеты подходов, по 10,25 м каждый. Ширина свода в замке 6,50 м, в пятах 7,5 м, при чем боковые его грани лежат в наклонных плоскостях: это сделано для придания своду большей боковой устойчивости про-

балок при неравномерном нагружении моста в поперечном направлении. При осадке свода от нагрузки и, главное, от понижения температуры замок опускается, и концы полотна над пятами свода получают горизонтальное перемещение; подвижность достигается тем, что конец полотна опирается на особую легкую упругую железобетонную стенку высотой



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 [ 135 ] 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155