Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 [ 134 ] 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

ты в середине пролета-0,33 м, т. е. около Ve пролета в свету, а по концам-0,29 м, так как плита имеет по верхней поверхности скаты с уклоном 4%. Изоляция по скатам состоит из просмоленного джутового полотна с цементной смазкой толщиной 2,5 см, по проволочной сетке; у концов плиты щель между ней и устоем перекрыта под изоляцией железным листом. Продольные прутья арматуры диаметрами 14 и 2 мм ]>азмещены па расстояшп! 10 м друг от друга; половина их имеет концы переведенными в верхний слой плиты, для принятия растягивающих напряжений, и сверх того для той же цели добавлено 15 прутьев дпамстром 14 мм, которые отогнуты в средней части плиты. В поперечном направлении поставлена распределительная арматура из стержней з 10 мм, через 20 си один от другого; подвески 0 6 мм размещены через 15 см.

На фиг. 3 и 4 изображен тип моста с жесткой арматурой из двутавровых балок, принятый на прусских ж. д. Плита концами двутавровых балок опирается на балку рельсовидного профиля, заложенную поперек пути в устое. На устое сделан сквозной кривой шов, заполнеппый асфа.льтом, который дает свободу концу при деформации плиты. Мостов подобной конструкции пролетами от 1 до 12 .и построена целая серия; длина плиты превышает пролет в свету


4--11.70->0

Фиг. 5.

на 0,6-1,2 м; толщина балластного слоя до верха шпал допущена в 0,35 м. Железные балки этого моста выдерживают всю нагрузку; бетон служит лишь заполнением и для предохранения железа от ржавления, в таких случаях формы для бетона подвешиваются к железным балкам, чем устраняется необходимость подмостей. Валки расставлены на расстоянии от 30 до 55 см так, чтобы для удобства бетонирования просвет между попками был не меньше 15 см; между собой балки связаны круглыми стержнями ;гГ 10 .нм. Высота плит колеблется в пределах

от 22 до 109 c.w, или от до пролета; определяется она том, чтобы напряжение в бетоне на разрыв не превосходило 20 kp.jcm, имея в виду предупредить образование трещин, в которых могла бы появиться ржавчина на же.чезе. Плита покрыта асфальтированным войлоком, поверх которого, для предохранения его от повреждения при подбивке шпал, укладывают слой кирпича, положетшого плашмя, доски или листовое железо. Для стока воды верхняя поверхность имеет уклон к опорам, в середине-2%, у концов- 5%. При расчете устоев принято во внимание, что плита служит распоркой между устоями и улучшает сопротивление их опрокидыванию. При сооружении таких мостов Берлинским управлением ж. д. широко применялись в качестве арматуры старые рельсы и широкополые двутавровые балки Диффердингера.


Фиг. 6.

в балочных мостах с жесткой арматурой большое количество железа и бетона плохо утилизируется. Плита с гибкой арматурой является более совершенной и более экономичной, хотя нрименение ее и ограничивается пролетами до 4-6 м.

Мосты с плитами из балок Ви-3 и н т и н и. Балка Визинтини представляет собою прямоугольную балку, в к-рой сделаны треугольные пустоты, вследствие чего получается решетчатая железобетонная ферма, армированная во всех элементах. Балки

-7000-

Фиг. 7.

ИЗГОТОВЛЯЮТСЯ обыкновенно на заводе и доставляются на место работ в готовом виде, вследствие чего размеры балок не д. б. особенно велики. Высота их при больших пролетах-ок. V20 пролета, а ширина-от 20 до 50 см. Ряд таких балок одинаковой высоты, положенных вплотную друг возле друга, образует сплошной настил-плиту, к-рый и применяется для перекрытия мостов. Преимущество таких мостов-.тегкость и отсутствие подмостей для возведения пролетного строения. На фиг. 5 изображен общий вид пролетного строения такого мостика, построенного под обыкновенную дорогу в Тамбовской губернии . Балки Визинтини применяют до настоящего времени для перекрытия пролетов до 22 лг (мосты под обыкновенную дорогу%

Мосты с тавровыми балками. Плитное перекрытие применяется в тех случаях, когда толщина плиты не превосходит примерно 40 см; при ббльших пролетах применяют тавровые балки. В поперечном направлении ребристая плита или тавровая балка распадается па две части-р е б р а и плитное перекрытие между ними. Плитное перекрытие играет двоякую роль: кроме роли поперечного перекрытия, оно принимает участие в соиротивлепии изгибу ребер. Для связи между ребрами ставят поперечные балки, образующие с главными балочную клетку; плита, перекрывающая клетку, опирается по всему контуру, что позволяет уменьшить ее толщину.

Мосты с разрезными б а .я к а м и. На фиг. 6 и 7 изображен путепровод через два пути, построенный в Германии под шоссейную дорогу, отверстием 9,4 м.

Из поперечного разреза видно, что для поддержания ездового полотна шириной 7,0 .и (тротуаров нет) поставлено 6 ребер на расстоянии 1,3 .м, считая между осями; при толщине ребер 0,3 .и получается просвет для перекрытия п.литой в 1,0 . . Высота ребра с плитой 0,80 .м, что составляет примерно 7и пролета; толщина плиты 0,14 .и. Сбоку крайних балок для поддержания полотна дороги устроен, в виде консоли, железобетонный бордюр, который переходит в железобетонный глухой парапет. Внутренняя поверхность ящика покрыта асфальтированным войлоком. Арматура плиты состоит из рабочих стержне!! (поперек моста) диаметром 10.д(.н, размещенных на расстоянии 17 си; над опорами плиты, где для нее получаются отрицательные моменты, /3 стержней переведены в верхнюю зону; кроме того, вверху идут непрерывно 4 стержня па 1 п. .и ширины. Ребра имеют 8 продольных прутьев диам. 30 .и.и, поставленных в два ряда и соединенных с плитой парными хомутами из полосового железа. Верхний ряд арматуры ребра при приближении к опоре переведен наверх для воспринятия косых растягивающих напряжений. Поперечных балок поставлено четыре; крайние имеют



высоту главных балок, средние-0,30 .и. Пролетное строение опирается на устой концами ребер, запущенными в устой на 0,40 л(. Для свободы деформации балки, между ее торцом и устоем оставлен зазор шириной в 3 см, перекрытый сверху листом железа.

Для русских ж. д. бывш. М-вом путей сообщения была утверждена в 1915 г. целая серия проектов железобетонных перекрытий с ребрами для мостов пролетом от 4 до 12,5 м. Конструкция одного из этих перекрытий (для пролета 6,00 jvi) представлена на

жащей на массивных колоннах устоя, облицованных плитками несчаника. Передняя стенка и обратные стенки, имеющие тол-


фиг. 8-10. Ширина моста 4,92 м, длина перекрытия 7,37а1 (на устой запущено по 0,685 ж). Перекрытие имеет два ребра, по одному ребру под каждую нитку рельса, при расстоянии между их осями 1,85 м. Высота ребра 1,00 м, т. е. ок. V? пролета; ширина ребра 33 см; в ребре размещено два ряда стержней, в ка-;кдом по 5 штук 0 36 мм. К опорам часть нижних

к-:-320-

--згго-


eifO, S шт.

ма 1 п.м.

я>Ю, J шт.

на Inn

Фиг. 9.

стержней переводится наверх для воспринятия косых растягивающих усилий. Толщина плиты 21 - 26 см; армирована она вверху 9, а внизу 12 стержнями ;zc 10 мм. Вдоль моста поставлена распределительная арматура. Для связи между ребрами имеются три поперечные балки полной высотой 0,50 м и шириной 0,20 м. Поперечные балки выступают за главные, поддерживая плиту, оканчивающуюся узкой бордюрной балкой; образованный таким обр. ящик покрыт изоляцией, в виде слоя просмоленного джутового полотна, и защищен сверху цементной смазкой. Заслуживает одобрения система про.петного строения из двух ребер, вместо часто встречающихся четырех.

Устои ДЛЯ описанных выше Ж. м. делаются из каменной кладки того же типа, что и для железных мостов, но имеются примеры постройки устоев из железобетона. На фиг. 11 и 12 изображен железобетонный устой для разрезной балки (путепровод возле станции Самбор в Австрии). Четыре балки пролетного строения соединены поперечной опорной балкой, ле-

щину 20 сж, укреплены контрфорсами/ Для придания устою веса и устойчивости устроена горизонтальная платформа, нагруженная землей.

Мосты с консольными балкам и. Консольные балки сравнительно с простыми балками того же пролета, благодаря действию консолей имеют меньший момент от постоянной нагрузки в середине пролета. Собственный вес железобетонных строений довольно велик, и потому применение к ним консольной системы дает возможность либо увеличить пролеты моста, ограничиваемые теперь для простых балок пролетом в 20- 25 м, либо уменьшить высоту балок в середине. Наиболее часто применяемые типы коп- сольных пролетных строений изображены схематически на фиг. 13. Тин А, простейший, дает возможность обходиться без устоев и имеет поэтому большое значение для мостов под обыкновенную дорогу. Прогиб железобетонных консолей настолько невелик,что можно давать им большую длину без всяких неудобств. Интересен тип Е, дающий часто самое дешевое решение из всех возможных вариантов перекрытия. В качестве варианта


Фиг. 10.

в конкурсе на постройку моста отверстием 110 ж через р. Днепр в Смоленске мост типа Е оказался наиболее экономич. среди различных систем каменных, железных и Ж. м.



Особый вид консольного моста представляет мост отверстием в 20,0 м, построенный в Бреславле через канал (фиг. 14 и 15). Малая высота насыпи, при сравнительно высоком судоходном габарите, не позволяла применить балочного моста, требующего большой конструктивной высоты; еще менее был возможен арочный мост, стесняющий ширину габарита. Поэтому была принята консольная система, при чем


Фиг, И.


Фиг. 13.

консоли представляли собою железобетонные ящики, нагруженные бетоном и грунтом. Ширина моста- 20,1 At; из них 13,0 л1- ширина, необходимая для дороги. Пролетное строение состоит из 15 главных балок, расставленных на 1,70 л{ друг от друга под тротуарами и на 1,34 .и под полотном дороги, так что крайние балки приходятся под стойками перил; главные балки связаны плитой и пятью поперечными балками, а в боковых четвертях пролета-еще плитой внизу, между ребрами, поставленной для принятия значительного отрицательного момента. Высота балок 1,25 м, или /i7 про-.лета, что при тяжелой нагрузке вызвало необходимость особенно сильной арматуры ребер; поэтому в нижней части ребра уширены до 0,75 .и, при толщине в середине в 0,35 jh. Средние ребра переходят в треугольные, а крайние в четырехугольные консоли длиной по 4,5 м, связанные внизу горизонтальной плитой; толщина средних ребер консоли 0,35 м крайних-0,65 Л1. Консольное пролетное строение, при помощи опорных частей, из которых подвижная устроена в виде сильно армированного железобетонного валька, покоится на бетонных устоях; обратные стенки между концами консолей и насыпью с верховой стороны-бетонные, с низовой-железобетонные толщиной 0,85 At, основаны на железобетонных сваях.


Фиг. 14.

НЫХ, а следовательно экономичнее. Собственно говоря, этот тип можно причислить к мостам с неразрезными балками только при незначительном сечении колонн по сравнению с сечением балок, т. к. только при этом можно пренебречь их сопротивлением изгибу; в противном случае правильнее причислять такие мосты к группе рамных. Значительно реже встречаются дюсты с неразрезными балками на каменных быках,

Из мостов, перекрытых перазрезной балкой (в чистом виде), интересен мост через р. Дон в г. Лебедя-пи отверстием в 140 м (фиг. 16 и 17), построенный в 1910 году. Ширина проезжей части 5,70 ж, а тротуаров-по 1,07 м. Проезжая часть поддерживается тремя главными неразрезными шестипр о летными балками. Береговые пролеты имеют величину 20,0 .и, четыре средние-по 25,0 j*t. Сечение балок у опор 2,3x0,40 м и в середине пролета 1,25x0,40 At. Главные балки пролетного строения соединены между собой поперечными балками сечения 0,20x0,15 л , расположенными друг от друга на расстоянии 2,50 ж. Главные балки отстоят одна от другой на 2,85 м, так что образуются клетки в 2,50x 2,85 м. На главные и поперечные балки опирается плита толщиной 0,12 Ai. Для большей жесткости ребра главных балок внизу соединены менаду собой ветровыми связями в виде балочек сечением 0,20 х 0,30 At, по две на канедый пролет. Все пролетное строение опирается на ка.менныс устои и пустотелые железобетонные быки с бетонным заполнением. Хотя свободное изменение длины от влияния температуры достигнуто при помощи подвижных опорных частей на береговых устоях и прибрежных быках, все же необходимо признать общую длину неразрезной балки чрезмерной. Основания большинства опор покоятся на каменистом грунте, на глубине 3,0 At, а левый устой и ближайший к нему бык заложены на свайных основаниях, в шпунтовых ограждениях.

Рамные мосты. В рамных мостах опоры и пролетное строение состав.11яют одно непрерывное целое. При нагрузке пролетного участка рамного моста работают на изгиб и опоры, вследствие чего поперечные размеры пролетного строения получают меньшую величину по сравнению с вышеописанными системами. Передача части изгибаюш;е-го момента с пролетного строения на опоры выгодна в том отношении, что собствен, вес материала колонны, работающей на изгиб, не вызывает увеличения момента изгиба, как в пролетном перекрытии, В виду этого опорам рамных мостов следует придавать возможно ббльшую j]KecTK0CTb на изгиб в плоскости, параллельной фасаду моста. При равных условиях производства работ рамная система во многих случаях оказывается дешевле других балочных систем, позволяет перекрыть большие пролеты и м, б. лучше приспособлена к местным условиям. Рамные

По Ь-Ь


Фиг. 15.

Мосты с неразрезными балкам и. Многопролетные балочные мосты из железобетона делаются часто с неразрезными балками, нри чем промежуточные опоры устраиваются также из железобетона в виде тонких колонн, соединенных в одно целое с балками. Неразрезные балки легче разрез-

т. э. т. УН.

мосты можно рекомендовать во всех случаях, когда спорым, б. составлены из колонн, напр. для путепроводов, эстакад, мостов на ручьях и небольших речках. Вследствие дешевизны и простоты конструкции эта система, в связи с устранением устоев при помощи консольных свесов, должна получить



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 [ 134 ] 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155