Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155


приведенного сечения и его момент инерции относительно оси через ц. т., с-эксцентриситет, е-расстояние от ц. т. до крайнего волокна, к-отношение допускаемых папря-жений на сжатие при изгибе и при чистом сжатии. Германские нормы допускают пользование для расчета этой ф-лой и при силе, несколько выходяпгей из ядра сечения, когда вычисленное по ней наименьшее краевое напряжение получается отрицательным (растяжение), но не превышает Vo допускаемого напряжения на сжатие. В противном случае необходимо переходить к расчету, в котором сопротивление бетона растяжению не учи* тывается. Сущест-вуюшие русские нормы требуют этого во всех случаях, когда сила Р выходит из ядра сечения и, следовательно, в сечении появляется растяжение.

Основными ур-иями служат ур-ия (5), в к-рых надо принять mi=0. При прямоугольном сечении и двойной арматуре и при обозначениях, принятых на фиг. 24, путем исключения п из обоих уравнений (7) получается уравнение для определения полонсения нейтральной оси

4-Q-c) + h,--[f{c+1~a) +

+ /х(с- + ах)] = ?[/(/- )(о+а) +

(32)

Указанное кубич. ур-ие проше всего решается одним из методов постепенных приближений, напр. по методу Ньютона. Величину п определяют затем из одного из ур-ий (5). Краевые напряжения получатся из ур-ий:

п = nh; tlf = тп (h - a - h);

= тп {h - tti). (33)

Определение напрял<ений значительно упрощается при симметричной арматуре, когда f=fi, или при одиночной, когда fi=0.

Аналогичным ле способом молено вывести ф-лы и для таврового сечения. При более сложных сечениях рекомендуется ирименение графич. методов, напр. метода Гвиди.

Для подбора сечений нри изгибе со сжатием лучше всего пользоваться многочисленными составленными для этого графиками и таблицами, из которых можно назвать графики Мёрша, таблицы Залигера, Купце, Везе и других.

Случай изгиба и растягивающей силы решается совершенно аналогично, при чем ф-лы получаются из вышеприведенных путем замены +с на -с.

Для подбора сечений прямоугольных балок, которые работают на сжатие и изгиб, рекомендуется при данных Р и М и принятой ширине балки b пользоваться таблицами Кунце (Kunze).

X. Расчет подмостей и форм.

Подмости и формы д. б. так рассчитаны, чтобы они давали лишь малую просадку при

+ /i i(c--f fli)

нагрузке бетонной массой при достаточной прочности, жесткости и устойчивости. Упругий прогиб форм не должен превышать их свободного пролета, а упругий прогиб подмостей-Viooo пролета, считая модуль упругости дерева 110 ООО-120 ООО кг/слг. При возведении подмостей и форм им придают предварительный строительный подъем от /юоо ДО /400 пролета и более, чтобы избежать провеса готового сооружения; этот подъем д. б. согласован с ожидаемым упругим прогибом и начальной просадкой при нагрузке бетонной массы.

Для учета динамич. напряжений, возникающих при трамбовании или быстром вливании бетона, необходимо принятый при расчете форм вес бетонной массы увеличить в V/2 раза. Горизонтальный распор сырого бетона м.б. определен по ф-ле:

р = 0,035 h , (34)

где р-горизонтальное давление в кг/см на глубине h м. При расчете подмостей следует принимать нагрузки: от собственного веса всномогательн. приспособлений (800 кг/м), от толпы рабочих (100-200 кг/м), от веса частей соорунсения и от ветра. Коэфф. устойчивости при проверке на опрокидывание принимается не менее 1,25. Допускаемые напряжения при расчете подмостей принимаются согласно существующим нормам расчета временных деревян. соорулсений. Длинные сжатые части д. б. проверены на продольный изгиб. При одновременном действии вертикальной нагрузки и ветрй принятые при расчете подмостей допускаемые напряжения м. б. повышены на 15%.

Лит.: Богуславский Н., Железобетон, Л., 1925;ЖерноковИ., Расчет железобетонных элементов, Л., 1926-27; 3 а л и г е р Р., Железобетон, его расчет и проектирование, перевод с нем., 2 изд., М.-Л., 1928; Кашкаров Н., Графич. таблицы для расчета железобетонных сооружений, М., 1926; Лахтин Н. и КашкаровН., Железобетон, М., 1925 - 27; Лолейт А., Курс железобетона, 2 издание, М. - Л., 1928; Лунин Б., Железобетон, М.-Л., 1927; М о л о т и л о в П., Таблицы для расчета железобетонных конструкций, Томск, 1926; Франк В., Железобетонные сооружения, Берлин, 1923; П а д л е р Г., Расчеты по железобетону, перс-вод с немецкого, Москва, 1927; Буданов П., Железобетон. Теория, М., 1924; Г аст ев В., Методы и данные для расчета железобетонных конструкций, Л., 1928; Ривош О., Железобетонные конструкции и графики для расчета, ч.1-2,П., 1921-22; Граф о., Петри В., Мбрш Е., Рут Г., Проектирование и расчет железобетонных сооружений, пер. с нем., М., 1928; Б е и е р К., Статика железобетонных сооружений, пер. с нем., М., 1928; Б р ил и н г СР., Формулы и таблицы для расчета инженерных конструкций, 2 изд., М., 1929; его же. Нормы для расчета и проектирования инженерных сооружений, Москва, 1928; Кайзер Г., Железобетонные конструкции, пер. с нем., М., 1927; К е р с т е н К., Гражданские и инженерные железобетонные сооружения, перевод с немецкого, М., 1927; его же. Расчет железобетонных инженерных сооружений,пер. с нем., Москва, 1928; Г е л ь д е л ь П., Таблицы для расчета железобетонных конструкций, М., 1928; Технич. условия и нормы проектирования и возведения железобетонных сооружений, пер. с нем., М., 1928; Beyer К., Die Statik im Eisenbetonbau, В., 1927; Kaufmann С, Tabellen f. Eisenbetonkonstruktio-nen, B. 1-2, Berlin, 1927-28; Magnel G., Pratique du calcul du b6ton arme. P., 1927; В a z a 1 i M., Zahlenbeispiele zur statisclien Berechnung von Eisen-betonkonstruktionen. В., 1925; David L. u. P e r 1 H., Zahlentafeln zur Bemessung d. Schubbewehrung V. einfachen u. durchlaufenden Eisenbetonbalken, В., 1926; Graf О., Petry W., M б r s с h E., Ruth G., Entwurf u. Berechnung v. Eisenbetonbauten. Ein Handbuch, bcarb. v. 0. Graf u. andere, B. 1, Stuttgart, 1926; G 61 del P., Zahlentafeln zur Bemessung von bellebig gelagerten Eisenbetonplatten u. Balken,



2 ЛиП., В., 1926; Ы е г z к а L., Scliwindspannungen in Tragern aus Eisenbetoa, Lpz., 1925; К e r s t e n C, Der Elsenbeton, T. 1-3, В., 1925-27; К 1 e i n 1 o-g e 1 A.,Veransclilagen v. Eisenbetonbauten, 3 Auflage, В., 1926; M б r s с h е., Der Eisenbetonbau, B. 1-2, Stg., 1923-28; P a d 1 e г G., Grundlagen f. d. prak-tischen Eisenbetonbau, Berlin, 1926; R i e p e r t P., Elementare Einfiihrung in d. Eisenbetonbau, T. 1-2, 5 Aull., Berlin, 1924; S a 1 1 g e r R., Der Elsenbeton, 5 Aufl., Lpz., 1925; Otzen R., Der Massivbau, В., 1926; В б h m F., Das Bctonieren bei Frost, В., 1928; В ii с h i Б\, Die Massenberechnung im Eisenbetonbau, В., 1929; 0 1 s e n H., Die wirtschaftliche u. konstruk-tive Bedeutung erholiter zulassiger Beanspruchungen f. d. Eisenbetonbau, В., 1928; Boost II., Beton-u. P.isenbetonbau, Darmstadt, 1920; Grabowski K., Formanderungsarbeiten d. Eisenbetonbauten bei Bie-gnng, Forscherarbeiten auf der Gebiete des Eisen-betons . В., 1906, И. 4; Bosch J., Berechnung d. gekreuzt armierter Eisenbetonplatten und deren Auf-nahmetriiger unter Berticksichtigung d. Kraftwirkun-giu nach zwei Richtungen, ibidem, 1908, H. 9; D an u s s 0 H., Beitrag zur Berechnung d. kreuzweise be-wehrten Eisenbetonplatten u. deren Aufnalunetrager, bearb. V. II. Bronneck, ibidem, 1913, H. 21; Lei t z M., Die Berechnung d. freiaufliegenden rechteckigen Plattcn, ibidem, 1914, H. 23; Forster M., Die firundzlige d. Eisenbetonbaues, 3 Aufl., Berlin, 1926; И a b e r к a 1 t K. u. P о s t u v a n s с h ii t z Fr., Berechnung d. Tragwerke aus Elsenbeton, 2 Aufl., W., 1912; H a g e r K., Theorie d. Eisenbetons, Mch., 1916; Heintel K., Berechnung d. Einsenkung v. Eisenbetonplatten u. Plattenbalken, Berlin, 1909; .1 a с к s 0 n A., tFber Spannungslinicn mit Anwendung auf d. Elsenbeton, Stuttgart, 1917; Marcus II., Die Theorie elastischer Gewcbe u. ihre Anwendung auf d. Berechnung biegsamcr Platten, В., 1924; Marcus П., Die vereinfachte Berechnung biegsamer Platten, В., 1925; Nadai A., Die elastisclu-n Plattcn, В., 1925; Probst E., Vorlesungen fiber Elsenbeton, B. 1-2, В., 1922-23; S a 1 i g e r R., Festigkeit ve-raiiderlich elastischer Konstruktionen, insbesonders d. Eisenbetonbauten, Lpz., 1904; Saliger R., Schub-widorstand und Vcrbund in Eisenbetonbalken, В., 1913; S t r a s s n e r A., Beitrag z. Theorie kontinu-ierljcher Eisenbctonkonstruktionen, В., 1912; T б h s-mann A., Die Statik d. gesamten Iloch-, Tief- u. Eisenbetonbaues, T. 5-Einfuhrung in d, Statik d. Eisenbetonbaues, nebst ausfiihrliclien Berechnungsbei-siiielen. Naumburg a/S.. 1923; Loser В., Bemes-sungsYcrfahren. Zahlcntafeln und Zahlenbeispiele zu d. Bcstimmungon d. deutschen Ausschusses fiir Elsenbeton V. Sept. 1925, 2 Auflage, В., 1925; W e e s e E., Eisenbetonzahlentafeln, T. 1-5, В., 1926-28; Handbuch f. Eisenbetonbau, hrsg. v. F. Eniperger, Berlin, 1921-28; Graf O., Aersuche tiber d. Druckelastizi-tat u. Druckfestigkeit v. Mauerwerk, Berlin, 1924; A b r a m s A., <-Bull. of the LcAvis Institute, Structural Materials Research Laboratory*, Chicago, ab 1920; M a у e r M., Die Wirtschaftlichkeit als Konstruktions-prinzip im Eisenbetonbau, Berlin, 1913; A m a r Ch., Theorie generale et formulaire pratiques du ciment arnie. P., 1926; A u g r о s P., ВШп агшё. P., 1926; Baudart C, Bfeton arm6. Tables dc calcul des dalles ct poutres, P., 1924; Chanson M., Manuel de la construction en ciment ct en ciment arm. P., 1925; Spiegel G., Stahl- u. Elsenbeton im Geschoss-grossbau, B. 1928; Geyer E., Tabellen zur Berechnung V. einfach und dopelt armierten Balken u. Platten aus Elsenbeton, rnlt Hilfstafel f. Plattenbalken, Berlin, 1921; G о 1 d e 1 P., Bemessungstafcln fiir Kisenbeton-Konstruktionen, Berlin, 1927; К a n n F., Durchlaufende Eiscnbetonkonstruktionen in elastischer Лeгbindung mit d. Zwischenstiitzen, Berlin, 1926; Kunz e W.. Neue Tabellen f. exzcntrisch gedriickte Eisenbetonquerschnitte, В., 1925; Thiel W., Die Arbeitsfestigkelt d. Eisenbetonbalken, Berlin, 1924; Esselborn K., Lehrbuch d. Hochbaues, 8 Aufl., B. 1-2, В., 1923-25; В e r g e r L., Die wirtschaftliche Bemessung v. Plattenbalken, В., 1928; Graf O. u. M б r s с h E., Versuche mit Eisenbetonbalken, Berlin, 1928; Haberstroh II., Der Elsenbeton im Hochbau, В., 1923; Hartmann F., Die sta-tisch unbcstimmten Systeme d. Eisen- u. Eisenbetonbaues, 2 Aufl., В., 1922; К a у s e r H., Eisenbetonbau, B.-Lpz., 1923; К 1 e j n 1 о g с 1 A., Bewegungs-fugen im Beton- u. Eisenbetonbau, В., 1927; Kiel n-1 0 g e 1 A., Fertigkonstruktionen im Beton- u. Eisenbetonbau, В., 1928; L ere he K., Aus d. Praxis d. Veranschlagens von Eisenbetonbauten, 2 Aufl., Berlin, 1928; S с hi titer H., Der Eisenbetonbau. Rahmen u. Gew61be, Berlin, 1920-22; <iDeutscher Ausschuss f. Eisenbeton , В., ab 1910; <Osterreichischer Ausschuss f. Eisenbeton , W., ab 1912; Proceedings of the Amer. Soc. for Testing Materials*, Philadelphia; Teknisk Forenings Tidskrift ,Kiobenhayn;<Beton arme ,P., Ее

constnicteur de ciment arme . P.; Engineering News-Record*, New York; oCivii Engineering*, London; Zeitschriftenschau fiir das gesamte Bauingenieurwe-sen , Berlin. C. Брилинг.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ МОСТЫ, мосты, основным материа.том к-рых служит железобетон (см.). Быстрые успехи леелезобетона в области мостостроения объясняются тем, что Ж. м. в экономич. отношении могут успешно конкурировать с каменными, деревянными и в особенности с железными мостами. По данным Залигера, балочные Ж. м. пролетом до 20 м почти всегда дешевле железных; арочные Ж. м. со сплошным и сквозным заполнением безусловно дешевле, в среднем на 11- 37%, чем железные двухшарнирные арки небольших пролетов; стоимости уравниваются только для пролетов 90-100.ч. Особенно широкое применение находят Я1. м. на шоссейных дорогах, для к-рых необходимы дешевые, легкие и долговечные мосты. Ж. м. оказываются в общем дешевле яеелезн., требующих каменных опор, и дешевле каменных , требующих также солидных опор. Хотя они и дорояее деревянных по капитальным затратам, но дешевле при учете стоимости их эксплоатаЩХИ. Все это выдвигает Л. м. на первое место для обыкновенных дорог, за иск.тючением мостов, располагаемых в крупных городах, где красота и монументальность требуют возведения каменных мостов.

Существенное преимущество в отношепии долговечности, стоимости и технич. достоинств имеют железобетонные путепроводы. Железобетон не страдает от дыма и пара паровозов в такой степени, как я-селезо, а стоимость яселезобетонного путепровода, по подсчетам иняс. Успенского, на 16-30% меньше стоимости яселезного. Как строительный материал для яс.-д. мостов малых пролетов яселезобетон, уступая камню в отношении долговечности, конкурирует с ним по стоимости (с учетом содерясания) и технич. достоинствам в смысле ясесткости, непрерывности пути и легкости надзора. Кроме того, бетон обладает еще тем свойством, что его сопротивлепие растет с увеличением возраста; таким обр., если увеличивается подвижная нагрузка для давно построенного моста, то Д.ТЯ вычислений можно поднять и допускаемое напряжение па бетон, есяи, конечно, Д.ТЯ напряясений в лселеее имеется запас.

По временным техническим условиям, временная нагрузка, действующая на мост, вводится в расчет со следующими динамическ. коэфф-тами: яс.-д. поезд и автомобиль-1,4, шоссейный каток-1,3, толпа во всех случаях-1,25. Напряжения от колебаний t° и усадки бетона определяются для сооружений, имеющих пролет 15 м и более, при чем расчетная разность Г определяется в зависимости от t° замыкания и климата местности, но карте изотерм. Расчетные напряжения в элементах определяются в предпо-лоясении неучастия бетона в работе на растя-ясение и пронорциональности между деформациями и напряжениями; при этом модуль упругости железа принимается равным 2100 ООО кг/см, а бетона на сжатие- 140 ООО кг/см, т. е. отношение между ними принимается равным 15. При расчете яселез-ной арматуры допускаются напряжения на растяжение основной арматуры в 900 кг/см



и на растяжение хомутов и скалывание арматуры-в 700 кг/см. Основное допускаемое напряжение на растяжение невелико, особенно если принять во внимание, что временная нагрузка вводится в расчет с довольно

Фасад

Продольный разрез по ребру


II изоляция из проем, \джут. полотна с ци...

жел. лист 2006 N?I3


Фиг. 1.

значительным динамич. коэфф-том. Правильнее было бы допускать основное напряжение для железа в 1 ООО кг/сж и выше, производя поверку бетона на растяжение. Допускаемое напряжение на сжатие бетона назначается в зависимости от марки бетона; последняя же определяется составом бетона, а следовательно и временным сопротивлением на сжатие через 28 дней после затворения (табл. 1).

Табл. 1.-Д о п у с к а е мы е напряжения для бетона.

Марки бетона \

Расчетные данные

Приблизительный состав трамбованного бетона

1: : 3

1:2:4

1: 2\/2: 5

Весовое количе-

ство портланд-цементов ь 1 м?

в яг.......

Времен, сопротивление на сжатие в кг/сж . .

350 200

300 180

250 140

Допускаемое напряжение в

на сжатие * . . . на скалывание .

45; 50; 60 4; 4,5; 5

40; 45; 55 3,5; 4; 4,5

30; 35; 40 3; 3,5; 4

* Указанные для каждой марки три величины относятся к трем классам сооружений.

При учете влияния 1° все вышеуказанные напряжения для же.яеза и бетона м.б. повышены на 20%, а при учете i° и усадки-на 40%, но во всяком случае они не м. б. выше 1100 KsjcM для же.теза и 75, 70 и 55 кг/слг для бетона (соответственно маркам 1, 2 и 3). Тогда как временное сопротивление бетона на сжатие через 28 дней, при употреблении обыкновенных цементов, обычно заключается между 150 и 250 mjCM, нри ирименении

-шо-

rU,.- . .......

Фиг. 2.

высокосортных цементов (в количестве 350- 400 кг на 1 ж смесн) оно достигает в среднем для того же срока 300 и даже 600-IQQmjcM. Повышение допускаемого напряжения, в свя-

зи с применепием высокосортных цементов, особенно необходимо для мостов пролетом свыше 70-80 м, в которых собственный вес становится весьма большим. Напряя-ения м. б. соответственно повышены и для арматуры применением углеродистой стали более высокого качества. Нек-рые авторы считают возмоншым допускать нап]эяжение для высокосортной стали 2 ООО mjCM и для бетона на высокосортном цементе 100 кг/см; в проектах Эмпергера эти величины несколько ниже, а именно: 1 540 mjCM для стали и 70 кг/см для бетона.

Балочные мосты. Балочные мосты из железобетона строятся весьма разнообразных форм. Существуют мосты, опоры к-рых состоят из бутовой или бетонной кладки, а пролетное строение представляет собою либо плиты, либо тавровые балки, либо фермы; есть мосты, построенные полностью из железобетона, при чем железобетонные устои и


Фиг. 3.

быки имеют вид пустотелых коробок, заполненных балластом или тощим бетоном, или состоят, как в деревянных мостах, из системы стоек со связями. Что касается применяемых здесь балок, то они столь же разнообразны, как и в железных мостах: простые балки, иеразрезные и консольные. Кроме того, из железобетона соорулсают мосты специальных систем-рамные мосты, отличительная черта которых-полная объединен-ность онор с пролетным строением.


\ Уолее прочный Отверстие у ----- бетон

Фиг. 4.

Мосты, перекрытые плитами. Этот вид перекрытия применяется как для мостов небольших отверстий, так и для труб; нри этом мост отличается от трубы лишь тем, что над плитой моста оставляется самое минима.тьное количество земли или балласта, в зависимости от рода пути; ширина моста зависит не от высоты насыни, а лишь от ширины полотна пути.

Плитное про-яетное строение под железной дорогой, спроектированное Центральным отделом сооружений НКПС, изображено на фиг. 1 и 2. Отверстие моста 2,0.At, длина железобетонной плиты превосходит отверстие на 2-0,40 м и составляет 2,80 м, ширина моста 4,0 м-меньше, чем нужно по габариту между перилами, так как последних не имеется. Балласт с боков плиты поддерживается стенками толщиной 0,20 .и, возвышающимися над плитой на 0,35 м. Толщина пли-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 [ 133 ] 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155