Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 [ 131 ] 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

и с затяжками. В мостах пролетное строение составляется част из отдельных арок.

Рабочая арматура м. б. одиночной и двойной-в зависимости от очертания кривых давления при различных загрулениях арки. Верхняя арматура связывается с нижней хомутами из круглого зкелеза. Кроме рабочей арматуры, располонгеп. параллельно очертанию свода, применяется еще и распределительная, располагаемая параллельно образующим свода. При значите.тьпых пролетах нтяжелой нагрузке (в мостах) иногда устраивают арки и своды с лесткон арматурой, представляющей собою клепаный решетчатый остов (система Ме.тана). В отиошепии (определения напряясенпи в лсолезе и бетоне аркр! и своды совершенно аналогичны стойкам, подверЛесиным в и е ц е н т р е н н ом у сжат н ю.

5, Безбалочные перекрытия. Бозбалочнымн (грибовидными) перекрытия.ми. называются

арматура ригеля


иг. 13.

плиты с перекрестной арматурой, непосредственно опирающиеся (без балок) на л<:еле-зобетоппые колонны и находящиеся с последними в жесткой связи (см. Перещштия).

6. Рамы. Рамы (фиг. 13) представляют собою сочетания стоек и балок, жестко соединенных между собой, или соединения отдельных л-сестких стернхней (см. Рамы). В последнее время весьма крупное значение начинают приобретать т. п. о б о л о ч к и, дающие возмоллюсть перекрытия чрезвычайно боль-ппгх пролетов. Это-сводчатые или куполообразные плиты, которые при придании им надлежащей формы и при соответственном устройстве опор работают исключительно на снатие при полном отсутствии изгибающих моментов. Это дает возмокпость устра-вать такие оболочки весьма тонкими. Известен ряд купольных перекрытий этого типа толщиной всего 4 см при про.тете свыше 40

Сочетание отдельных элементов дает конструкцию частей зданий. Так, напр., леле-зобетонные столбы и балки образуют каркас стен железобетонного здания, а заполнениями фахверка могут служить л-селезобетопные П.ТИТЫ или простенки пз другого материала (пустотелые бетонитовые камни п т. п.); ие-лезобетонные балки и плиты, как ун-се бы.то лказано, дают в соедпнении железобетонные меледуотажные перекрытия и т. д.

II. Конструктивные требования. I. Размеры железобетонных элементов.

Плиты перекрытий обыкновенно имеют толщину от 6 см. Более тонкие п.литы допускаются только для подвесных потолков, не несущих нагрузки, кроме собственного веса. По германским нормам, плиты с перекрестной арматурой должны пметь полезную высоту, равную пе менее наименьшего расстояния между опорами (свободно лелчащие Г1.ТИТЫ) пли не менее j.-.f расстояния межд> точками нулевых моментов и во всяком случае не менее расстояния мелсду опорами (иеразрезные плиты). Для балочных плит вместо Vao берется 1/27. Однако, это ограничение не вполне обосновано н подчас дает преувеличенные размеры. В грал-сданскпх соорун-геииях толщина плит редко встречается бсльше 14-15 см.

Прямоугольные балки делаются обыкновенно ширппой от до рабочей пх высоты для возмол:постп раз-меншнпя арматуры и лдоб-ства ее укладки;с другой стороны, для обеспечения надлелсаще!! л:.есткостп, эта высота не д. б. менее расчетного пролета балки.

Ребристые балки имеют обыкновенно высоту; от Vw до Vie расчетного пролета балки (разрезные) и от /i °до /25 этого пролета (неразрезные); по отношению к толщине плиты высота балки равна от 4 до 8. Ширина ребра тавра де.ла-ется не менее 20 см.; ширина принимается равной: д-тя балок большого сечения - от до рабочей высоты ребра, д,ля балок ма.лого сечения-от /g до -/3 этой высоты; шюгда, по архитектурным сообралхениям, ширине ребра тавра придают размеры в пределах от до V4 рабочей высоты ребра; нормальная ширина ребер-от 20 до 40 см. Толщина плиты в тавровых балках пе должна быть менее 8 см.

Стойкам следует придавать по возможности такое сечение, чтобы наименьший размер их был равен не менее /20 высоты и во всяком случае не менее 20 см-, лучше наименьшей толщиной стойки считать при обыкновенном армировании 25 см, сети бы цаже выявленные расчетом напряжения и поверка па продольный изгиб допускали меньшие размеры; в стойках со спиральной армату-] )0й иаиме1плний диам. ядра берется равным 30 см нри наружном диам. в 35 сж.

Своды в гралгданских соорул-сенпях делаются обыкновенно толщиной от 8 до 15 см. Толщина в ключе бесшарнирных лелезобе-тонных мостовых сводов для предварительного подбора сечения м.б. взята

а - уг

1де р-постоянная равномерно распределенная нагрузка, q-временная равномерно распределенная нагрузка,г-радиус оси свода, у-объемный вес, о-допускаемое напряжение в бетоне. Для лучшего обеспечения сов-



местной работы нлит с ребрами, а в ответственных сооружениях также ребер со стойками, надлежит устраивать у нлит, а в надлежащих случаях и у ребер, утолщения (ву-ты) в месте примыкания их к ребрам и стойкам. Начало утолщений берут на расстоянии от оси ребра или стойки не меньшем /ю пролета плиты или балки; уклон вутов делается не более 1:3. Указанные выше наименьшие размеры обусловливаются иракти-ческими соображениями. Действительные же (больше указанных) размеры определяются статическим расчетом в зависимости от действующих сил.

2. Размеры арматуры и ее расположение. Расстояние в свету менсду рабочей арматурой и наруясной поверхностью бетона не д. б. менее 10 мм в чистоте для плит и стен без хомутов и не менее 20 мм для балок и колонн. Нарулсная поверхность хомутов не долясна отстоять от поверхности бетона менее чем fia Юмм в чистоте. Для сооружений, подверженных действию сырости, кислот, дыма, газа и т. п., и для сооружений, представляющих особую опасность в поясарном отношении, указанные расстояния увеличиваются не менее чем на 10 мм.

Расстояние меяеду отдельными стержнями арматуры д. б. достаточным для удобного заполнения форм и полного облегания железа бетоном. В виду этого расстояние в свету между параллельными друг к другу стеряснями рабочей арматуры берется не менее диаметра самого стержня и не менее 25 мм. Наибольшее расстояние менсду стеряснями рабочей арматуры - 250 жж. В местах наибольших моментов расстояние между стержнями арматуры плиты не должно превосходить 150 мм.

В частях, подверясенных сжатию, в частности в колоннах, поперечная (связывающая основную) арматура должна располагаться на расстоянии, не превосходящем минимального поперечного размера и 10-кратного диаметра продольных рабочих стержней арматуры. Расстояние между витками спирали (шаг спирали) долясно быть менее 1/5 диаметра ядра и не должно превосходить 80 мм.

В распределительной арматуре и в хомутах расстояние мен-сду отдельными стержнями д. б. не более тройного расстояния меяеду прутьями рабочей арматуры и не более 300 мм. Ноиеречная распределительная арматура должна составлять не менее 15% рабочей арматуры. При этом расиределитель-иые стержни надлежит связывать с рабочей арматурой особой отояслсенной проволокой.

Диам. рабочей арматуры д. б.: для плит в граясданских сооружениях не менее 7 м.ч, для плит в искусственных сооружениях- не менее 8 мм, для балок в граясданских сооружениях-не менее 10 мм, для балок в искусственных соорунсениях-не менее 12 м.ч, для колонн-не менее 14 мм (яселезо с диам. менее 14 мм не должно применяться вследствие незначительной в таком случае ясест-кости железного остова). Для хомутов следует принимать диам. железа в колоннах и балках 6-10 .чм. Монтажное яселезо берется диам. 10-16 мм (в зависимости от размеров балки и характера монтажа). .Кольцевая и

спиральная арматура для колонн с обоймой берется обыкновенно диам. от 10 до 18 мм.

Если стержни рабочей арматуры в илите идут параллельно ребрам, то поперек последнего располагается арматура в количестве не менее 8 стерясней диам. 6 мм на 1 п. лг. Рабочая арматура ребра связывается с телом бетона подвесками или хомутами; концы ее д. б. укреплены в теле бетона крюками Консидера с загибом по диам. в свету, не меньшему четырехкратного диам. сгибаемого стержня и с прямым участком за загибом длиной в 5 диам. На сгибах арматуры, в пределах рабочей ее части, радиус загиба д. б. пе менее 10 диам. стерясня. Концы арматуры по возмоясности заводят и закрепляют в сжатой части бетона. Особое внимание до.л-жно быть обращено на установку хомутов в местах перегибов арматуры; предельное расстояние меяеду хомутами должно быть не более ширины ребра и не более 15 диам. рабочей арматуры.

Устройство стыков арматуры допускается в виде исключения, с распо.яожением их в разбивку и в менее напряженных местах арматуры. При устройстве стыка внахлестку концы растянутых стержней загибаются крюками и заходят один за другой не менее чем на 30 диам., а самые стерясни перевязываются накрепко тонкой проволокой. В с;ка-тых элементах насыщение арматурой д. б. в пределах 0,5-3,0%.

3.Температурные швы. Для устранения возможности появления трещин от температурных и усадочных деформаций, а такясе сдвигов при неравномерной осадке опор, в железобетонных соорунсениях делаются сквозные (сверху донизу) разрезы на расстоянии не более 40 м друг от друга для свободного движения разделяемых ими частей. Размер отверстия температурных швов (зазор) зависит от расстояния между швами и от предполагаемой величины деформаций. При средней t° возведения сооружения в общем случае достаточно сделать зазор от 20 до 25 мм. В большинстве случаев зазор заполняют эластичной прокладкой. Если постройка ведется при сравнительно низкой Г, то зазорам швов придают ббльшие размеры, имея в виду большее расширение конструкции летом и возможно ть смыкания шва.

til. Допускаемые напряжения для железобетона.

По различным нормам (Госплана, НКПС, московского губ. инясенера), допускаемое напряясение варьирует в широких пределах, в зависимости от рода бетона и назначения сооружения, а именно:

1)Для бетона; простое центр, сжатие-от 15 до 60 mjcM-, при изгибе или изгибе со сжатием: сжатие 20-70 кг1см, скалывание 2,5-8

2) Для сцепления бетона с железом: 2,5-9 mlcM.

3) Д л я литого железа: растяжение 500-1 200 ytzjcM-, перерезывание 500-900 кг/сл .

По германским нормам (1925 г.), для нормального цемента и нормального яселеза установлены следующие предельные нормы:

1) Для бетона: центр, сжатие пе свыше 35 кг/сл12; сжатие при изгибе-не свыше 50 кг/си-; скапывание при изгибе-не свыше 4 кг/см.

2) Для сцепления бетона сжеле-3 о м-но свыше 5 кг/с.и.

3) Д л я литого железа: > 1 200 кг/с.н



IV. Основы расчета железобетонных конструкций.

Для того чтобы в железобетоне была полная связь между его составными частями (железом и бетоном) и не происходило скольжения л-селеза в бетоне, деформации как бетона, так и железа д. б. одинаковы. В виду этого должно существовать следующее соотношение между модулями упругости железа Ef и бетона Ej, н напряжениями лселеза Uf и бетона п (в одном и том же месте поперечного сечения):

откуда

п nf

= f п = тп .

Напряжения составных элементов железобетона в одном и том же месте относятся между собой, как их модули упругости; поэтому железобетон в отношении воздействия на него возникающих в каком-либо его поперечном сечении нормальных напряжений м.б. заменен однородным материалом (бетоном), если поперечное сечение другого основного материала (железа) ввести в расчет в т раз увеличенным, т. е. взять

F = Fb + mf, (2)

где F-нриведенная площадь поперечного сечения (площадь однородного тела), Fj, и /-соответственно площади поперечного сечения бетона и лселеза. Положение ц. т. приведенной площади нонеречного сечения jP определится из выражения:

y-FbVfy (3)

где У1-расстояние ц. т. площади F от ц. т. площади Fj, у-расстояние ц. т. площади от ц. т. площади /. Момент инерции I приведенной площади поперечного сечения 1= Ij, + Еьу1 + m{If + fyf) = /б + mif +

+ УхУЕь , (4)

где Jft и If-соответственно моменты инерции площадей Fjnf, отнесенные к осям, проходящим через их ц. т.; у-расстояние ц. т. площади / от ц. т. площадиF, т. е. y=y - yi-При симметричной армировке (но отношению к оси поперечного сечения бетона) все три ц.т. совпадут,и мы получим: I = lj+mlf.

Модуль упругости Е, однако, не только различен для разного бетона (разного состава и возраста), но изменяется и в соответствии с изменением величины напряжения, а также в зависимости от знака напряжения в бетоне (растяжение или сн-сатие); поэтому расчет Ж. к. при изгибе, производимый на основании закона Гука (Hook) для нек-рого среднего значения je и гипотезы Бернулли относительно сохранения илоскостности поперечных сечений, даст в результате во всех случаях лишь приближенное значение для определяемых нанрял-сений. В железобетонном сечении надо различать три стадии (фазы) напряженного состояния.

Фаза L Сечение бетона воспринимает как слшмающие, так и растягивающие напряжения и, следовательно, работает полностью. Благодаря малому сопротивлению бетона растяжению это напряженное состояние может иметь место только при весьма малых нанряжениях.

Фаза Па. В растянутой зоне бетона начинается образование трещин, однако он еще принимает нек-рое участие в передаче растягивающих напряжений.

Фаза IL Трещины в бетоне достигают нейтральной оси, сонротивление его растяжению полностью исчерпано. Все растягивающие напряжения воспринимаются целиком железом. Очевидно, практическое значение может иметь только фаза И, почему она и принимается в основу расчета железобетонных элементов, в которых наряду со сжимающими могут возникать и растягивающие напряжения. В исключительных случаях производится расчет и но фазе I, нри чем модуль упругости бетона в сжатой и растянутой зонах принимают одинаковым, хотя новые нормы как русские, так и иностранные исключили требование такого расчета.

В самом общем случае, при учете растялсе-ния в бетоне, положение нейтральной осп и напряжение в бетоне определяются из двух ур-ий статики: суммы проекций всех сил стержня и суммы статическ. моментов всех сил относительно нейтральной оси в связи с уравнениями упругости, устанавливающими связь между напряжениями и деформациями. Оба указанные уравнения приводятся к следующему виду:

n{Sa-mS,-mSf) = \ n(Ia + mJ,+mIf) = M )

где п-напряжение сжатия в волокне бетона на расстоянии единицы от нейтральной оси; S-статич. моменты и I-моменты инерции относительно нейтральной оси сечений сжатого бетона, растянутого бетона и железа (индексы d, Z и /); -отношения модулей упругости бетона нри растяжении и сжатии, т-то же для железа и бетона при сжатии; Р-сумма всех внешних сил, параллельных оси стержня; М-момент всех внешних сил относительно нейтральной оси; (р-коэфф-т продольного изгиба. Следует заметить, что оба указанные ур-ия действительны лишь при условии, если плоскость внешних сил проходит через главную ось инерции, что обычно бывает в большинстве практических случаев. Оба эти ур-ия дают возможность определить положение нейтральной оси и напряжения сжатия в бетоне. Все остальные напряжения определяются из условия иро-порциональности их расстояниям от нейтральной оси умножением соответственных величин на коэфф. т для растянутого бетона и т-для железа:

п = пе ; = т пе ; п = т nef . (6)

Таким образом, уравнения для сложного железобетонного бруса вполне аналогичны уравнениям, получаемым для однородного бруса, отличаясь от последних лишь наличием коэффициентов т и т, которые для однородного бруса равны единице.

V. Расчет на сжатие железобетонных стоек.

Центральное сжатие. Опорные стойки рассчитываются на центральное сжатие по следующим формулам.

а) Продольная арматура и обыкновенные хомуты (фиг. 14).



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 [ 131 ] 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155