Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 [ 129 ] 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

Гладкая арматура (очищенная и полированная наждаком) обладает только /з сонро-тивления скольжению обыкновенного железа с окалиной. Последнее оказывает меньшее сопротивление скольжению, чем заржавевшее, не покрытое окалиной железо. Наибольшее сопротивление скольжению выказали специальные америк. сорта железа. Сотрясения во время изготовления и твердения бетона могут значительно повысить сопротивление сцеплению. Однако, наблюдалось и обратное, почему нужно соблюдать осторожность при возведении сооружений, к-рые в период постройки могут подвергнуться сильным сотрясениям. В общем можно считать, что сила сценления железа в хорошем бетоне находится в пределах 1020 кг/см.

4) Влияние продолжительности смешивания на механические свойства бетона зависит всецело от качества бетона и его составляющих. Так, напр., раствор с мелким песком требует более продоллштельного смешивания, чем раствор с крупным песком; длительное перемешивание при тощем бетоне дает больший эффект, чем при жирном; трамбованный бетон требует более продолжительного смешивания, чем литой. Вообще ле следует принять за правило, чтобы смешивание (в бетоньерке) производилось в течение не менее одной минуты.

5) Влияния температуры на механические свойства железа и бетона, а) Предел текучести литого железа с повышением t° понижается; до 200° он падает незначительно, при более же высоких t° очень быстро. При 400° предел текучести равен половине той величины, к-рая получилась при комнатной t°. Временное сопротивление железа нри повышении t° пони-нается. При низкой t° (мороз) сопротивляемость действию ударов может значительно понизиться. Обработанное в холодном состоянии железо при нагревании до t° в 200 до 400° может стать очень хрупким, б) С повышением t° сопротивление бетона сжатию постепенно падает. Так, опытами Грута над пробными кубиками состава 1:3 и возраста 2V2-3 мес. установлены след. соотношения:

При f . . . 0° 100° 150° 200° 300° 500° 700° 1 000° Сопрот. сжатию в кг/см 374 370 425 424 379 305 171 49

Опыты, произведенные над пробными телами, сильно нагретыми, а затем быстро охлажденными в воде, показали, по Сетклифу, что сопротивление растялению значительно понижается, а именно:

Для чистого портланд-цемента, состава i: о-на 80% смеси цемента с песком, состава . .1:1- 79% . . 1:3- 82% . . 1:5- 80% СО шлаком ..1:4- 79% с кирпичным щебнем, состава..................1:4 63%

Для смеси цемента с пемзовым песком, состава..................1:4 >> 60%

Для смеси цемента с мелким коксом, состава..................1:4- 44%

Эти опыты и многочисленные другие показали в общем, что при повышении t° сопротивление сжатию уменьшается и что при t° до 500°, какая бывает в дымовых трубах и каналах, следует иметь в виду уменьшение этого сопротивления для бетона на 20%. Что

касается сопротивления бетона растяжению, то нри темп-ре в 500° это сопротивление равно нулю. Поэтому для бетона, подверженного постоянному влиянию повышенной t°, следует делать соответствующий выбор камневидных составляющих.

Преимущества и недостатки Ж. К преимуществам Ж. следует отнести: высокое сопротивление механич. усилиям, большую жесткость (малые прогибы), водонепроницаемость, огнестойкость, долговечность, способность принимать любые формы, быстроту постройки, отсутствие большого ремонта И т. п. Недостатками Ж. являются: ограниченность срока производства работ, трудность изменений и исиравлений в готовом соорунсений, трудность пробивки отверстий и пазов, трудность вколачивания гвоздей и т. п., значительная звуко- и теплопроводность, возможность появления трещин и отслоений по разным причинам-вследствие неудовлетворительного качества материалов, неопытности рабочего персонала, неудачной организации работ и т. д.

Лит.: Граф О., Петри В., Мбрш Е. и Рут г.. Проектирование и расчет железобетонных сооружений, перевод с нем., М., 1928; Б е й е р К., Статика железобетонных сооружений, пер. с нем., М., 1928; 3 а л и г е р Р., Железобетон, его расчет и проектирование, пер. с нем., М.-л., 1928; Б р ил и н г С. Р., Технич. свойства строит, материалов, М., 1926; его ж е. Нормы для расчета и проектирования инженерных сооружений, М., 1927; Л а х-тинН. К. и КашкаровН. А., Железобетон, ч. 1-3, М., 1925-27; Л о л е й т А., Курс железобетона для строительных техникумов, М.-Л., 1928; Богуславский П., Железобетон, М., 1926; Г а ст е в В., Методы и данные для расчета железобетонных конструкций, М., 1928; Технич. условия и нормы проектирования и возведения бетонных сооружений, М., 1927; Справочник для инженеров строительной специальности и архитекторов, М.,1928; Handbuch f. Eisenbetonbau, hrsg. v. F. Emperger, B. 1, 3 Aufl., В., 1921; M б r s с h E., Der Eisenbeton, seine Theorie u. Anwendung, B. 1-2, В., 1923-26; S a 1 i g er R., Der Eisenbeton, seine Berechnung u. Gestaltung, 5 Aufl., Lpz., 1925; Forster M., Die Grundzuge d. Eisenbetonbaues, 3 Auflage, Berlin, 1926; Probst E., Vorlesungen uber Eisenbeton, B. 1-2, В., 1922-23; H a g e r K., Vorlesungen uber Theorie d. Eisenbetons, В., 1916; Boost H., Der Beton-u. Eisenbetonbau, Darmstadt, 1920; O t z e n R., Der Massivbau, Berlin, 1926; M e m m 1 e r K. u. В u r-c h a r t z H., Handbuch f. Eisenbetonbau, 3 Auflage, В., 1921; К 1 e i n 1 0 g e 1 A., Einflusse auf Beton, Berlin, 1925; Busing F. und Schumann C, Der Portlandzement u. seine Anwendungen im Bau-wesen, 4 Aufl., В., 1912; Graf O., Der Aulbau d. Mortels u. d. Betons, 2 Aufl., В., 1927; Graf O., Die Druckfestigkeit v. Zementmortel, Beton, Eisenbeton u. Mauerwerk, die Zugfestigkeit d. unbewehrten u. bewehrten Betons, Stg., 1921; G e г m e г П., Ein-fluss niederer Temperaturen (Frost) auf d. Festigkeit V. Mortel, Mauerwerk u. Beton,В., 1911; G e r m e r H., Einfluss hoherer Temperaturen auf d. Festigkeit v. Mortel, Mauerwerk u. Beton, Berlin, 1911; Henne И., Feuersicherheit, Handbuch f. Eisenbetonbau, hrsg. V. F. Emperger, B. 8, Berlin, 1921; Grun R., Der Beton, Berlin, 1926; Szilard R., Das Torkretver-fahren u. seine techn. Probleme, В., 1 925; Grun R., Der Zement, В., 1 927; Bethke G., Das Wesen d. Gussbetons, Berlin, 1924; Entwurf u. Berechnung v. Eisenbetonbauten. Ein Handbuch, hrsg. v.d. Deutschen Beton-Verein, B. 1, В., 1 926; Gaye J., Der Gus.sbeton u. seine Anwendung im Bauwesen, В., 1926; И e r z L., Schwindspannungen in Tragern aus Eisenbeton, Lpz., 1925; К erst en C, Der Eisenbetonbau, T. 1, 13 Aufl., Berlin, 1925; A b r a m s, Wear Test of Concrete, p. 14, 15, Chicago, 1921; Bulletin of the Lewis Institute Structural Materials Research Laboratory*, Chicago; Proceedings of the American Society for Testing Materials*, Philadelphia; Deutsclicr Ausschuss f. Eisenbeton, Berlin; Taschenbuch f. Bau-ingenieurc, hrsg. v. M. Forster, Berlin, 1928; Taschenbuch f. Ingenieure und Architekten, hrsg. v. F. Bleich u. J. Melan, Wien, 1926; Beton-Kalender (Taschenbuch fur den Beton- und Eisenbetonbau), Jg. 24, T. 1-2, Berlin, 1929. C. Брияинг.




ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ ДЫМОВЫЕ ТРУБЫ,

инженерные сооружения из железобетона, служащие для отвода продуктов горения промышленных топок в высшие слои атмосферы. Ж. д. т. получили в последнее время значительное раснространение, особенно в С.Ш. А. для особо высоких труб, стоимость вьшолнения к-рых из кирпича была бы слишком велика. Достоинствами Ж. д. т., по сравнению с кирпичными, являютcяj 1) легкость, а следовательно, меньшие требования,предъявляемые к грунту; 2) монолитность трубы и ее фундамента, а потому особая прочность и повышенная безопасность при землетрясениях; 3) возмояшость возведения труб зна-чительн. высоты; 4) малая воздухопроницаемость стенок и от-

Шсутствие, нри нравиль- ной постройке, трещин ~ и щелей; 5) во многих случаях значительная экономия при нострой-ке. Недостатками являются: 1) большая теплопроводность стенок, 2) чувствительность к химич. агентам. Данные об условиях тяги в Ж. д. т. и коэффициенте теплопроводности см. Дымовые трубы.

Обычная конструкция монолитн. Ж. д. т. состоит из ствола трубы цилиндрическ. или же слегка конической формы, соединенного ясестко с железобетонной фундаментной п.яи-той. На фиг. 1 изображена Ж. д. т. системы К. Ьебера (Weber Steel Concrete Chimney С) высотой в 101,34 JVt. Верхняя часть трубы на высоте ок. 70 м- одинакового сечения, с толщино!! стенок, повсюду равной 18 см. Арматура состоит из фасонного железа J. профиля 32 х 32 х 5 мм; число стержней возрастает книзу, где они собраны в пучки по нескольку десятков штук. Нижняя часть трубы-двойная, на-руясная стенка 23 см толщиной, а внутренняя-13 см; меяеду ними лежит воздушный слой в 10 см. Ноиеречная арматура состоит из колец из J железа 25 х 25 х2 .мм, расположенных на расстояниях в 90 см. Квадратная фундаментная плита имеет двойную-поперечную и диагональную арматуру!! Бетон для постройки употреблялся землисто-влаяшый, из 1 ч. цемента и 3 ч. песка. Ежедневно возводилось от 0,9 до 1,8 .ч трубы.

Расчет Ж. д. т. должен вестись но двум основным направлениям: 1) статическ. расчет прочности и устойчивости под действием собственного веса и давления ветра и 2) на добавочные напряжения, возникающие в составляющих элементах вследствие раз-

Т. Э. т. VII.


Фиг. 1.

НОСТИ t° в толще стенок трубы и различных термич. коэфф-тов расширения железа и бетона. Последнее наиряжение в виду почти полного равенства обоих коэфф-тов настолько ничтожно, что обычно отбрасывается. Зато добавочные напряжения, возникающие вследствие разности t° различных слоев бетона, обычно превышают напряжения, возникающие под действием статич. нагрузок. В дальнейшем tiHt обозначают температуры на внутренней и на наружной поверхностях железобетонного тела трубы, tf-температуру железной арматуры, t --темп-ру в области нейтральной оси предполагаемой плоской стенки Ж. д. т.; и Sf-температурные напряясения, а Sj, и Sf-результирующие напряясения в бетоне и железе, и af-термические коэфф-ты линейного расширения бетона и железа. Под действием разности температур в толще стенки слои материала претерпевают различные расширения, результатом чего должен яВиться изгиб стенки, а при невозможности этого, как в случае Ж. д. т., возникают соответствующие напряжения:

Sb-ih- in) Ч Еь и Sf = (f - tf) Of Ef , (1) где Eh и Ef-модули упругости бетона и яселеза. Подставляя средние значения постоянных, имеем:

s, = ll,51t; Sf=?-22.bM,

где X-отстояние нейтрально!! оси от внутренней поверхности, h-толщина стенки, а- расстояние от наруясной стенки до центра яселезной арматуры, и Af=f-fg. В пор-мальпых условиях

бу 4,5Л +13,5 . В общем случае для подветренной (снсатой) стороны имеем:

+ ]Лг+п,зтк-а) + тЩ , (3)

где /-площадь сечения я-селезной продольной арматуры на 1 м периметра сечения Ж. д. т. и <Tj-напряясение сясатия бетона от одной статической нагрузки, и

h - а

= 15(l,5Ai-b)

В этих ур-иях полоясительное напряжение принимается для бетона-на сжатие, а для яселеза-на растяжение. Ф-ла (3) справедлива лишь для того случая, когда нейтральная ось лежит в толще стенки, т. е. нри

---/ = 12б-

0,75 4-0,225 -

При меньшем At ф-ла (3) заменяется:

М (l,5h + 0,45 / + 2Л<у6

2+0,3 /

т р е н н О й (растянутой) сто-

Для и а в е роны, при

Д> 0,0444-(Т., h - а I

где af-напряжение растяжения в железе под влиянием одной статической нагрузки,




Фиг. 2.

могут применяться ф-лы (3) и (4), при чем в ф-ле (3) под корнем На, необходимо заменить - f-. При значениях At, меньших указанных формулой (6), теоретически температурные напрялсения в бетоне равны О, и

Sf=(yf. Следует отметить, что приведенные выше формулы выведены на точном основании закона Сен-Венана; в виду того что в бетоне при изгибе линейный закон изменения напряжений не имеет места, получающиеся в действительности напряжения меньше вычисленных.

Постройка Ж. д. т. производится двумя способами-без опалубки, помощью особых формовых камней, и с опалубкой. Первый способ дешевле и быстрее в работе, но при нем труба отчасти теряет одно из главнейших достоинствмонолитность. Нек-рые системы формовых камней изображены на фиг. 2. При постройке Ж. д. т. с опалубкой последнюю, в целях удешевления всей конструкции, делают обычно подвижной, состоящей из двА, барабанов-наружного и внутренне го, между которыми заливается бетон; по мере схватывания бетона их передвигают выше. Америк, строители обычно делают монолитные Ж. д. т. цилиндрич. формы, что плохо приемлемо для европейского вкуса, поэтому в последнее время выработаны способы постройки труб, сулшваю-щихся кверху. На фиг. 3 изобралсена опалубка системы Гейне (The Heine Chimney С , Chicago); внутренний барабан а закрепляется клиньями на обручах б из круглого лселеза, а нарун-ный барабан в стягивается обручами 3 с обыкновенной винтовой стяжкой. В верхней части строящейся трубы на деревянном кране подвешены два кольца нз углового нхслеза д, соединенные вместе бугелями из железа и служащие реперами при возведении постройки. На кольцах укреплен ряд винтов е, по к-рым ходят гайки ж, несущие на роликах кольцо из полосового железа з; к кольцу з подвешены отдельные части наружного барабана, состоящие из железных листов, подкреплевых на наружной поверхности уголками. Описанное устройство позволяет точно установить на-руишую опалубку, а по ней и внутреннюю при каждой перестановке барабанов. Конич-ность достигается тем, что листы опалубки заходят более или менее один за другой. Получающиеся при этом отпечатки швов удаляют, пока бетон еще не вполне окреп.

Лит.: Handbuch Г. Eisenbetonbau, hrsg. von F. Emperger, В. 13, 3 Aufl., В., 1924; Schornsteine aus Eisenbeton, Ver6ffentlichungen d. Deutschen Beton-Vereins , В., 1927; M о r s с Ii E., Der Eisenbetonbau, B. 2, 1 Halfte, 5 Aufl., Stg., 1926; B. u. E. , 1924, H. 21, 23, 24, 1925, H. 13, 23, 1927, H. 12, 16;<cBau-ingenieur , Berlin, 1927, H. 23; During K., Wind u. Warme bei d. Berechnung hoher Schornsteine aus Eisenbeton, Berlin, 1925. Л. Павлушков.


Фиг. 3.

ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЕ КОНСТРУКЦИИ,

конструкции, материалом которых служит железобетон (см.).

I. Основные элементы Ж. к. и их сочетание.

Проектирование Ж. к. сводится к целесообразному комбинированию основных элементов, работающих: на изгиб (нлиты, балки), на центральное сжатие столбы, колонны), на внецентренное с-жатие (своды, арки, рамы).

I. Плиты. Простейшую Ж. к., работающую на изгиб, представляет собою плита прямоугольного поперечного сечеьшя. Признаком плиты является незначительная ее высота по сравнению с поперечными размерами. Если отношение сторон плиты в плане меньше 3 : 2, то она рассматривается как пластинка, опирающаяся по всему контуру (четырехсторонние плиты).Плиты, имеющие отношение сторон, равное или большее 3:2, рассматриваются как балки (балочные плиты), нодверженные простому поперечному изгибу на пролете, равном меньшему из ее двух измерений. Расчет и конструктивное выполнение нселезобетон-ных плит обусловливается способом их закрепления на опорах. В этом отношении нлиты подразделяются на: а) с в о б о д н о лежащие, перекрывающие один пролет и опирающиеся свободно, без всякой заделки в опорах; б) заделанные, т. е. такие, к-рые жестко связаны с опорами путем заделки их в стену или забетонирования, при чем между заделанными плитами различают: аа) совершенно заделанные, если заделка так велика, что при различньгх загрузках исключается поворот опорного сечения и бб) частично заделанные, если закрепление в опоре не воспринимает полностью момента и возможен ограниченный поворот сечения; в) кроме того, можно различать консольные плиты, имеющие только одну опору с полной заделкой защемленного конца или вынесенные за опору по продоллсению плит, перекрывающих пролеты; г) неразрезные, перекрывающие несколько пролетов и находящиеся во взаимной лсесткой связи; опорами таких плит м. б. стены и балки; концевые опоры таких многопролетных плит м. б. таюке свободными, частично или полностью защемленными. Плиты между железными балками м.б. выполнены как свободно лелсащими в пределах одного пролета, так и неразрезными. В продольном разрезе плита имеет прямоугольное сечение. Неразрезные и упруго (частично) заделанные плиты снабжаются иногда у опор утолщениями, или т. н. нутами, необходимость которых вызывается отрицательными опорными моментами, превосходящими по величине наибольшие положительные моменты. В консольных плитах изгибающие моменты убывают от плоскости заделки к свободному концу, чем и обусловливается конструкция такой нлиты.

Арматура в плитах разделяется на рабочую и распределительную. Основная рабочая арматура в плитах вытянута, но встречается также и устройство арматуры в сжатой зоне. Расстояние от крайнего сн-сатого волокна до оси вытянутой ар-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 [ 129 ] 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155