Литература -->  Доменное производство металла 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 [ 110 ] 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155

Расстояние перевозки

j Про-возные I платы

Станционные расходы

Нагрузка

Выгрузка

Взвешивание

Гербовый

сбор за

накладную

Сбор на просвещение

Местный сбор при отправлении

Местный сбор при

прибытии

Особый сбор на ремонт, постр. скл.по-мещ.

Итого

100 км. . % . . - .

250 км .

% . . .

500 км . %. . . .

1 ООО км

%. . . .

1 500 кл* %. . . .

100 км .

%. . .

250 км . %. . . .

500 км . % . . . .

1 ООО км %. . - .

1 500 км %. . .

2,07 66,1

4,17 78,9

IV. Каменный уголь и лигнит (повагонный тариф)

0,37 0,06

0,06

0,12

0,61 19,1

0,06 2,0

0,06 2,0

0,61 11,5

0,07 1,4

0,10 1,9

0,14 0,14

0,28 9,0

0,05 1,8

3,13 100,0

0,28 5,3

0,05 1,0

5,28 100,0

6,92 85,2

0,61 7,5

0,11 1,4

0,15 1,9

10,35 88,6

0,61 5,2

0,17 1.4

0,22 2,0

0,28 3,4

0,28 2,4

0,05 0,6

8,12 100,0

0,05 0,4

11,68 100,0

12,55 89,9

2,95 73,0

0,61 4,4

0,20 1,4

0,26 1,9

0,28 2,0

0,05 0,4

13,95 100,0

V. Лесные строхггельные материалы (повагонный тариф)

0,37 0,06

0,06

0,12

0,61 15,1

0,06 1,5

0,07 1,7

0,15 0,15

0,30 7,5

0,05 1,2

4,04 100,0

5,67 82,8

0,61

0,09 1,3

0,13 1,9

0,30 4,4

0,05 0,7

6,85 100,0

8,04 86,3

0,61 6,6

0,14 1,5

0,17 1,8

0,30 3,2

10,31 83,5

0,61 5,2

0,16 0,22

1,8 ;

0,30 2,6

0,05 0,6

9,31 100,0

0,05 0,4

13,46 90,2

0,61 4,1

0,21 1,6

0,28 1,8

0,30 2,0

0,05 0,3

14,91 100,0

11,65 100,0

Плата за проезд в мягких вагонах исчисляется путем умножения платы за проезд в жестком вагоне на 1,5, а за проезд в оборудованных товарных вагонах-путем деления той же платы на 2. Плацкарты для лежания рассчитываются по особьш поясам, начиная с 2 р. (до 610 км) и доходя до 21 р. (на расстояние в 10 321 км). Стоимость плацкарты для лежания в курьерском поезде устанавливается в удвоенном размере. Приплата за скорость установлена только в курьерских поездах в размере стоимости плацкарты для лежания в обыкновенном поезде.

Багажный тариф исчисляется за каждые 5 кг по следующей схеме:

От 1 до 300 КЛ1............по 0,10 к. с KAt

301 325 ............ 30,12 к.

Свыше 325 км к плате за 325 км в 30,12 к. прибавляется по 2,62 коп. за каждый пояс.

С пассажирского билета установлен, кроме того, сбор на Красный крест и Красный полумесяц, в размере 15 к. с билета стоимостью от 2 р. 50 к. до 7 р. 50 к. и в размере 1% с других билетов. Исключительные пассажирские тарифы установлены для ограниченного числа отправлений, пре-

имущественно для ветвей и линий второстепенного значения; льготные тарифы установлены в целях государственных и общественных для проезда отдельных видов пассажиров. Таковы: льготные тарифы на проезд семей военнослужащих, на проезд научных работников в санатории, для студентов, для переселенцев, для больных проказой и т. п.

Лит.: За кс Э., Экономика ж.-д. транспорта и его роль в народном хозяйстве, вып. 2-Экономика тарифов, М., 1926; Загорский К. Я., Теория ж.-д. тарифов, 2 изд., М., 1923; его же. Система ж.-д. и водных тарифов, М., 1925; Витте С, Принципы ж.-д. тарифов, СПБ, 1910; Черевко К., Сезонные ж.-д. тарифы, Труды Экономбюро НКПС , М., 1928, вып. 7; Зайцев А. Ф., Очерки по истории железнодорожных тарифов в СССР, ч. 1-Хлебные тарифы, Москва, 1925; Транспорт и хозяйство , Москва, 1928-29; Rank Е., Das Eisenbahn-tarlf in seiner Beziebung zu Volkswirtscliaft und Ver-waltungswesen, Wien, 1825. A. Антошин.

ЖЕЛЕЗНОЕ ДЕРЕВО, Parrotia persica С. A. Mey, дерево из сем. Hamamelideae R. Br., произрастающее в Закавказьи (Ленкорань). Ж. д. отличается чрезвычайно медленным ростом и в возрасте 150 лет имеет диаметр всего лишь в 30 см, но все же встречаются деревья высотой в 21 ле, нри



диам. в 61 см, весьма полно древесные (видовое число 0,45-0,55). Ж. д. растет преимущественно В низменных местах, невысоко поднимаясь в горы, совместно с дубом, кленом и грабом, предпочитая влажные затененные места. Древесина Ж. д., весьма плотная, мелкого сложения, слабо красноватого цвета, очень твердая, крепкая и чрезвычай-]10 тяжелая, доставляет прекрасный материал для столярного и токарного дела. Выжигаемый из древесины уголь обладает весьма высоким качеством. Иод названием железного дерева в торговле встречается еще целый ряд тропических древесных пород с плотной и тяжелой древесиной, уд. веса 1,15 (см. Спр. ТЭ).

Лит.: Керн Э. Э., Деревья и кустарники, их лесоводственные особенности, использование и технич. применения, М.-Л., 1925. Н. Кобранов.

ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ ВОЕННО-ПОЛЕВЫЕ, временные жел.-дор. ветви военного значения, с легким верхним строением специальной конструкции и соответственным подвижным составом, допускающие быструю укладку, восстановление и разборку. Являясь продолжением и дополнением ж. д. нормальной колеи в передовых зонах действующей армии, Ж. д. в.-п. имеют исключительно тактический характер.

Устройство военно-полевых ж. д. 1. Ш ирина колеи и род тяги. Ж. д. в.-п. принадлежат к типу узкоколейных и имеют ширину колеи: в СССР--750 мм;


Фиг. 1.

в С. Ш. А., Англии, Германии и Франции-600 .им; в Австрии-700 мм; в Англии и Франции для укладки путей по ходам сообщения и окопам применяют таклсе колею 400 мм. В СССР применяется тяга: паровая, тепловозная и конная; в С.Ш. А., Англии и Франции для колеи 600 мм-паровая и тепловозная, для колеи 400 мм- преимуществеино животная (лошади, мулы) и в единичных случаях - тепловозная; в Австрии - конная; в Германии--паровая.

2. Звенья. Главною особенностью Ж. д. в.-п. является такое устройство пути, при котором рельсы скрепляются со шпалами в виде целых звеньев не на месте работ, а заблаговременно на базах. Эти звенья бывают семи типов: а) прямые нормальн. длины (фиг. 1)- для укладки прямых и пологих кривых; б) прямые укороченные- для более крутых кривых (фиг. 2); в) кривые определен, радиуса (фиг. 3)-для наиболее крутых закруглений; г) звенья-стрелки; д) звенья-крестовины; е) паспарту, т. е. складные железные рамы (фиг. 4 и 5),- для заполнения разрывов пути, укладываемые в промежуток между концами смежных


Фиг. 2.

звеньев таким обр., что колеса подвижного состава катятся по горизонтальным полкам и направляются изнутри вертикальными стенками паспарту; ж) вставные звенья для


Фиг. 3.

укладки левых и правых закруглений одними и теми лее кривыми звеньями.

Для путей с паровой тягой в военном ведомстве применяются звенья, изображенные на фиг. 1 (образца 1901 года). Звено состоит из дВух рельсов, укрепленных на


Фиг. 4.

Фиг. 5.

шпалах при помощи зажимов (фиг. 6) и зажимных болтов. Шналы (фиг. 7)-коробчатого типа с закрытыми концами; на верхней поверхности шналы имеют но два наискось расположенных отверстия для укрепления зажимов и зажимных болтов (фиг. 8). Каждая шпала соединяется с рельсом двумя зажимами. Звенья соединяются мелсду собой плоскими накладками и болтами. Стык звеньев - на весу. Накладки с двумя болтами (постоянная принадлежность звена)


Фиг. 6.

расположены по диагонали на левом рельсе, если стать перед звеном и смотреть на него по направлению рельсов (фиг. 1).

Для путей с к о н-н о й тягой у нас применяются крючковые звенья со сты-

Фиг. 7.


Фиг.

ком на шпале системы Дольберга, образца 1902 г. (фиг. 3). Рельсы имеют на одном конце два отверстия для пропуска распорного болта а (фиг. 3) и прикрепления крючка, а



на другом конце-отверстие для прикрепления наглухо шпенька (фиг. 9); рельсы прикрепляются к шпалам заясимами и заким-ными болтами, а на стыковых шпалах еще костыльками. Шпалы - коробчатые, с закрытыми концами (фиг. 9). Распорные болты слуясат для поперечной связи, крючки и шпеньки-для соединения звеньев.


Для путей с тепловозной тягой у нас применяют звенья образца 1915 г. (фиг. 2). Тип шпа.т и прикрепление к ним рельсов- как и при коиной тяге; стык-на весу. Для соединения звеньев слуясат или обыкновенные плоские четырехдырные накладки или


Фиг, 10.

трехдырные накладки системы Гельта, с закругленными концами (фиг, 10). При последнем типе стыкм. б. сделан гибким (фиг.10,а), что полезно при укладке пути на недостаточно выровненном или неосевшем земляном полотне; жесткий стык (фиг. 10,6) отличается большей прочностью и устраивается при окончательной выправке полотна. В таблицах 1-5 приведены подробные данные об элементах пути Hi. д. в.-п. в СССР и за границей.

3. Стрелочные переводы. При паровой тяге стрелочные переводы, как и на нормальной колее, состоят из двух звеньев: звена-стрелки и звена-крестовины. Длина звеньев такова, что они заменяют два звена нормальной длины. Переводы конной и теп.ловозной тяг бывают цельнорельсовые и накладные. Первые подобны американским стрелкам (см. Л{:елезгшдорожные стрелочные переводы); крестовина - железная подушка, по которой колеса проходят ребордами. Накладные

Табл. 1. -Звенья военно-полевых железных дорог.

Виды звеньев

Длина в м

Вес в кг

Рабочая сила для переноски в чел.

Назначение

Число шпал

на звене

Колич.

звеньев на 1 км в % или шт.

Паровая тяга

Прямые нормальные ....

Прямые и кривые (Е 250 м)

Прямые короткие......

Кривые (R от 200 до 250 м)

Кривые...........

Кривые (Д = 50 м)

Паспарту..........

Разрывы пути

Тепловозная тяга

Прямые нормальные ....

Прямые и кривые (й 200 м)

Прямые короткие......

1,25

Кривые (R > 50 м)

Кривые...........

Кривые (Л =-50 м)

Кривые ...........

Кривые (R = lb м)

Конная тяга

Прямые нормальные ....

Прямые и кр. (R $: 150-hlOO м)

Прямые короткие......

0,75

Кривые (й от 30 до 100 м)

Кривые ...........

Кривые (R = 15 м)

Вставные ..........

0,75

16-20

Прав, и лев. кривые

10 шт.

Паспарту ..........

0,90

Разрывы пути

Табл. 2. -Рельсы и

Тип дороги

скрепления звеньевого пути военно-поле железных дорог.

Рельсы

I-.

ев U О

S о fi Й G (a

Скрепления (числитечь - вес в кг на единицу, знаменатель вес в тп на 1 км)

се О

о се 3

о в g

в сз =f =и

Паровая . . Тептовозная Конная . .

25 15

10,5

20 14 10

0/76 0,61 0,65 1,04 0,22 0,29

0,09 0,16 0 0,31 09 0,12

0Д7 1,11 0,12 0,79 0,11 0,59

0,04 0,05

1,79 1,27

0,08 0,11

1,88 2,14 2,43



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 [ 110 ] 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152 153 154 155