Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Доменное производство металла колебаться между максимальным з и минргмальным з зазором. То же отверстие с правым валиком, имеющим предельные размеры Л2 и Ба, с Д., равным д, образует покоящуюся посадку с натягом, величина которого лежит между двумя предельными значениями н и н . Род посадки зависит не только от величины зазора или натяга, но также и от обработки взаимно соприкасающихся поверхностей. При подвижных посадках, чем грубее обработка, т. е. чем больше шероховатость трущихся поверхностей, тем больше д. б. зазор для получения одинаковой посадки по сравнению с более тщательной обработкой. При неподвижных, в частности прессовых и горячих, посадках величина натяга, необходимая для достижения требуемой прочности соединения, зависит, кроме того, от материала втулки и валика, длины их,толщины стенок втулки и способа соединения (прессованием или натягиванием в горячем состоянии). Принятая величина Д. очень сильно влияет на стоимость обработки. Кривая, выражающая зависимость между стоимостью обработки детали и величиной Д. (фиг. 2), имеет характер гиперболы; начиная с некоторой величины Д., зависящей ........в значительной мере S W 15 го 25 3D 55 4ff ОТ качсства станков и опытности персонала, стоимость обработки начинает чрезвы- Лопуен Фиг. 2. чайно быстро возрастать при дальнейшем уменьшении Д. Поэтому стремятся работать при наибольших размерах Д., совместимых с требуемым качеством продукции. Абсо-пютная величина Д., как и игры, зависит от размеров соприкасающихся деталей, требуемой степени точности пригонки, рода посадки и способа обработки. Ряд Д., расположенных по указанным факторам, называется системой Д., или системой посадок. Стремление работать с максимальными значениями Д. привело к созданию нескольких параллельных систем допусков, отличающихся между собой качеством обработки и степенью точности получаемых посадок. Помимо указанного выше, абсолютная величина Д. зависит также и от величины зазора. При больших зазорах без вреда м. б. допущены более значительные Д., чем при меньших; наименьшие значения Д. имеют при покоящихся и прессовых посадках. Натяги имеют весьма незначительную величину, т. к. в противном случае напряжения становятся слишком значительными; понятно, что Д. также д. б. чрезвычайно малыми, чтобы, с одной стороны, не вызвать чрезмерного увеличения напряжений при запрессовывании, а с другой-обеспечить минимальный натяг, необходимый для неподвижности соединения. Поэтому, при наличии в данной системе Д. многих различных степеней точности, высшая содержит обычно лишь неподвижные или тугие посадки, а наиболее грубые пригонки- только подвижные посадки. Для достижения взаимозаменяемости частей не только одного з-да, но и всех однородных предприятий страны, что особенно важно для нормализованных деталей, а такне в целях удешевления производства калибров, весьма желательной является стандартизация системы Д. в общегосударственном масштабе. Работы по установлению стандартных Д. проведены или ведутся во всех промышленных государствах мира (в СССР-- по пв с Фиг. 3. Комиссией по выработке нормальных Д. при Комитете эталонов и стандартов Главной палаты мер и весов). Весьма тшдтельно вопрос этот был разработан в Германии Комиссией при Норма.тизационном комитете герм, промышленности; выработанная им система DIN легла в основу стандартных систем Д. нек-рых европ. стран, в том числе и СССР. Различные посадки одного диаметра и степени точности м. б. получены тремя способами (фиг. 3): 1) оставляя отверстие неизменной величины, изменяют диаметр валов, достигая этим требуемой величины зазора или натяга,-система постоянного отверстия (ПО), 2) оставляя постоянным диаметр вала, варьируют диаметры отверстий-система постоянного вал а (ПВ) и, наконец, 3) меняя диаметры того и другого, достигают требуемой посадки, комбинируя различным образом валы и отверстия,- смешанная система (С). В системе ПО помощью 1 отверстия и п валов осуществляют п посадок, при ПВ те же п посадок получаем, применяя п различных
Фиг. 4. отверстий; в системе С, имея к валов и т отверстий, можем получить т-к различных посадок; принимаяm + /c=w--l,Hpnl</c<w. имеем т-к>п, т. е. при равном количестве элементов ири системе С м. б. получено большее число посадок, чем при ПО или ПВ. Однако, это преимущество только кажущееся, т. к. из всего числа т-к посадок м. б. произвольно назначены лишь т+к-1 посадок, остальные же получаются сами собой и, т. о., нашему контролю не подлежат, т. е. в конечном счете мы получаем те же п посадок {т + к-1 =п), что и при чистых системах ПО и ПВ. Система С применяется лишь в Англии и Голландии. Расположение Д., зазоров и натягов относительно номинального размера (т. е. расчетного размера, проставленного на конструкционном чертеже) м. б. различным: номинальный размер N (фиг. 4) может лежать в поле Д. вала (А) или отверстия, находиться в поле зазора (Б) или натяга, служить одним из предельных размеров вала (В) или отверстия. Последний способ имеет то преимущество перед остальными, что при нем взаимозаменяемость частей обеспечена даже между валами и втулками различных пригонок (т.е. различных степеней точности); точность посадки при этом, конечно, страдает, но характер посадки остается. Это преимущество настолько важно, что страны, принявшие вначале другие системы расположения допусков, постепенно переходят к этой системе. допуск, а и п-постоянные, а L-линейный номинальный размер соприкасающихся деталей (диаметр, ширина салазок и т. д.). В большинстве систем показатель-3; лишь Англия остановилась на п=2. Величина зазоров обычно следует тому же закону, хотя многие страны (в том числе и СССР) для зазоров пользуются меньшими значениями п. Натяги в прессовых посадках следуют обычно закону SaL, где /S-величина натяга, а-постоянная, а L - линейный размер. Табл. 1 содержит сводку принятых и предложенных в разных странах систем Д. Т абл. 1.-Системы допусков.
Линию номинального размера называют н у-левой линией. Обычно нулевая линия служит верхним предельным размером для вала в системе ПВ и нижним предельным размером для отверстия в системе ПО. Абсолютная величина Д., зазоров и натягов, при одинаковых посадке и степени точности, зависит от размера соприкасающихся частей. Первые системы Д. были чисто эмпирическими, затем было обнаружено, что Д. для плотных и подвижных посадок м. б. выражены в форме ПарЬ, где D- В качестве примера рассмотрим вкратце систему DIN. Для всех посадок, кроме горячей, величины Д. и игры выражаются в единицах допуска (ЕД); 1 ЕД=0,005Ьжж; линейные размеры (обычно диаметры) разделены по группам, при чем абсолютная величина ЕД в пределах каледой группы остается постоянной и вычисляется по ф-ле: ЕД.,.=0,005(1). где и -предельн. диам. данной группы. Точные величины ЕД приведены ниже: Группа, мм 1-3 ЕД, II . . 6,Ы Группа, мм 18-30 ЕД, iU . . 14,32 Группа, мм 120-180 ЕД, . . 26,45 3-6 6-10 10-18 8,15 9,93 11,94 30-50 60-80 80-120 16,98 19,98 23,10 180-260 260-360 360-500 30,07 33,74 37,63 Наиболее употребительный 2-й класс точности имеет в общем 11 различных посадок; ниже приведены их обозначения, характер получающейся пригонки и предельные значения игры 6 в мм ( + (5-зазор, -6-натяг). А. Прессовые пригонки: 1) горячая посадка-ненодвингиость соединения обеспечена, втулка надевается в горячем состоянии на вал: - 0,001(-Ь + 12,5) + 1,5 ЕД >(5 > >-0,001(Ь + 12,5)-1ЕД ; 2) прессовая посадка - неподвилс-ность соединения обеспечена, вал вжимается во втулку в холодном состоянии: -1/Ь + 1,5ЕД><5>- yi-lEfl. Б. Покоящиеся пригонки: 3) особо тугая посадка - соединение частей вания, так и от продольного смещения: 1,5 ЕД>(5>-1ЕД; 6) плотная посадка-соединение от руки или при помощи деревянного молотка, последняя покоящаяся посадка: 2 ЕД > >ё> -0,5 ЕД. В. Пулевая пригонка: 7) скользящая посадка-части могут при смазке передвигаться вручную, рабочее движение медленное и лишь в аксиальном направлении: 2,5 ЕД >д>0. Г. Подвинные пригонки: 8) свободная посадка плотного ход а-первая подвижная посадка, для медленно вращающихся или передвигающихся аксиально частей с минимальным зазором: 3 ЕД > ><5>0,5 ЕД; 9) свободная посадка, для вращающихся частей без заметного зазора: 4,5 ЕД > ><5> 1,5 ЕД; 10) свободная посадка легкого хода, для быстро вращающихся частей с заметным зазором или для частей, вращающихся в нескольких подшипниках: 6,5 ЕД>Й>3 ЕД; Система Постойиное отверстие Постоянный вал Класс точности 1-ый 2-ой 3-ий 2-ой 3-ий 4-ый Пробка Нулевая яитя Ч Пале допусков отестия Посадка Скоба S S * Фиг. 5. м. б. произведено лишь при помощи пресса, необходимо предохранение частей от взаимного проворачивания: 0,5 ЕД > (5 > -2 ЕД; 4) тугая посадка-соединение частей производится сильн. ударами ручника или легкой прессовкой, необходимо предохранение от проворачивания: 1 ЕД > д > -1,5 ЕД; 5) особо плотная посадка-соединение частей ударами ручника, необходимо предохранение частей как от проворачи- 11) весьма свободная посадка, для весьма быстро вращающихся деталей с особо значительным зазором: 9 ЕД > > 5 ЕД. Вся система DIN изображена схематически на фиг. 5; отклонения от номинальных размеров для валов и отверстий даны в ЕД для всех четырех классов точности, в системах ПО и ПВ. Весьма ваянным вопросом для каждого рода производства является выбор основ-
|