Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

8. Жировка. Жировка применяется в трех формах: а) с нрименением чистого жира, б) с применением жира в виде водных эмульсий и в) лшровка твердыми лшрами.

а) Ж и р о в к а чистым жиром. Подошва и полувал (кроме шорно-седельного) смазываются жиром с лица и бахтармы, для того чтобы кожа была более э л а с т и ч-иой, менее промокаемой и намока-емой и лучше была бы в носке. Америк, опыты показали, что жированная подошва

дольше носится, чем не лсированная. Пре-де.тьн.количество лшра для подошвы-Р/г%. для полувала-до 3%. Шорно-седельный полувал жируется перед сушкой для того, чтобы лшр остался и в дальнейшем и проник внутрь кожи, так как это повышает ее прочность. Количество лшра -10%; состав: i/з ворвани и сала. Вводится втиранием в нагретую колеу нри 40-50°, особенно в крупой. Жировка сыромяти производится пос-.le сушки и отволаживания колш в квасцах. На кожу наносится 7з ворвани и сала в количестве 5% по парному весу; затем производится мятье в мялке. Операции повторяются два раза. При жировании сыромяти непредельные к-ты ворвани и сала (от 20 до 25 % всего лшра) оказывают дубящее действие; предельные же и твердые глицериды играют роль лишь смазывающего вещества. Мостовье-смазывается но лицу ворванью, по бахтарме-ворванью и дегтем (в отношении 2:1); общее количество жировой смеси до 10% по весу готового товара; затем V2 ч.-барабан нри 40°. Мелкий товар намазывают по лицу до 1-3% ворвани.

б) Жи р о в к а эмульсией применяется г. о. для хромовой колш и соединяется обычно с крашением (чернением). Колш перед лшровкой согреваются до 60°, и эта же t° поддерлшвается в барабане. Хром о-в ы й опое к-по строганому весу 200 % воды и краситель; вращение в течение 1ч., затем добавляется эмульсия: мыла Монополь К 1,2%, касторового масла 1,2%, колеевен-ного (или веретенного) масла 1,2%; вращение-45 мин. X р о м-ш е в р о-но строганому весу-100% воды и краситель, вращение-50 мин., эмульсия: 1,5% мыла, 4% ализаринового масла, 4% касторового масла; вращение-45 мин. Долсировка: 4% сушеного яичного желтка, 2% сульфорицина-та натрия, 2% крахмала и 2% глицерина в 100% воды: 1 час при 40°. При крашении кислыми красителями избегать щелочей и мыла, нри основных-применять мыло и нейтрализованное ализариновое масло (мыло Монополь ).

в) и р о в к а твердыми ле и р а м и применима для хромовой подошвы. Для леи-ровки берут парафин или, лучше, смесь его с канифолью в горячем барабане при 60- 65°; сначала вводится 15-30% смеси; затем для более быстрого затвердевания жира колеи погрулеаются на несколько минут в холодную воду.

9. О б е 3 ле и р и в а и и е после дуб.тения нрименяется для мелких цветных кож. Ведется или в отжатом состоянии или (реже) в сухом. В отлсатом состоянии кожа закладывается в барабан, куда приливаются три-хлорэтилен (негорючий) или его смесь с

бензином; последняя операция - огнеопасная и потому не рекомендуется. Для обезжиривания применяют специальные герметические экстракционные установки.

10. Крашение ведется до сушки (хромовая и краснодубная) или после сушки (краенодубная, замша, лайка). Следует различать чернение и цветное херашение. Цветное крашение, особенно но хрому, требует протрав. Чернение мостовья производится обычно в кроеном виде (см. Посадка). Чернение хромового товара происходит в жировал ьных барабанах. Для окраски берут хром-ледер-шварц, аниль-черный, гематин. Цветное крашение для ровного тона требует хорошей промывки, хорошей сортировки и тщательного обезжирения. Окраска ведется в несколько приемов слабыми растворами. Можно применять или окраску с обеих сторон (при дешевых красках), для чего пользуются гашпилями и барабанами, и.ти с одной стороны-в корытах, красильных машинах и вручную щетками. В СССР принят барабанный способ, подходящий лишь для очень темных цветов. Из гашпиля окраска выходит много ровнее и полнее; при дешевизне небольших гашпилей их молено поставить несколько (вместо одного барабана) для разных цветов. Краснодубный товар красят и основными и кислотными красителями, хромовый-но краснодубной протраве-также. Замша и лайка требуют протравных красителей. Очень рекомендуется окраска дубителями и красителями по металлич. протравам. Важное значение имеет вода; следует применять и.ти вполне обезлеи-ренную конденсационную воду, или очень мягкую чистую речную, или артезианскую. Рн раствора играет роль при окраске, на что следует обратить внимание. В последнее время ровности окраски достигают перекрывая кожу после окраски альбуминньили покрывными красителями. В качестве протравного дубителя для светлых тонов хорош сумаховый экстракт или экстракты из скумпии и ивового корья. Применимо перекрытие по основным кислотными, и обратно. Окраска производится до жировки в барабане ок.1- V/2 ч., в гашпилях 3-4 ч.; при окраске в 2-3 приема из слабых растворов время отдельной обработки сокращается. Концентрация в барабанах по красителю 0,5-1,5%, в гашпилях 0,1-0,5%; t° комнатная.

11. Сушка и увлажнение. Так как капилляры кожи заполнены соком, введенным в колеу в последней фазе дубления, то от концентрации этого сока, при слабой промывке колеи, зависит количество дубителя, переходящего на поверхность кожи по мере сушки; дубитель, выделившийся на поверхность кожи, вызывает ее ломкость. Вполне продубленные фибриллы при наличии воды свариваются лишь при темп-ре выше 60°, недодубленные, особенно при наличии извести-уже при 43°. В сухом состоянии кожа выдерживает в виде голья более высокую t°, чем хромовая, к-рая значительно теряет прочность даже нри 70°. Поэтому сушку луч-шевестипри t° не выше 40°. В общемнормаль-ной t° сушки следует считать: для сыпного товара - 30-35°; для соковых - 35-i-40°; хром-35--45°; лайка и замша-35°; сыро-



мять-20° (под конец выше). Такие низкие t° требуют увеличения обмена воздуха. Принято сушить подошвы 3-4 дня, мостовье 2 дня и мелкий тоьар 12 ч. Вопрос о конгевен-ных сушилах в СССР довспыго основательно разработан по линии теплотехнической. Два принципа конкурируют меледу собой: принцип автоматическ. циркуляции (Грум-Г]р>кимайло) и принцип циркуляции с искусственным распределением воздушных потоков (Випкельмюллера). Следует заметить, что сушила первого типа требуют мало энергии; вторые - наоборот. Общая структура первых несомненно рациональнее. Однако следует исключить двухъярусный тип этих сушил, так как верхний ряд кож пересушивается; переключение тока воздуха то снизу то сверху коле нарушает чистоту принципа Грум-Гржимайло и сушит колу не так быстро, но зато более равномерно. В настоящее время делают попытки использовать влагу выходящего воздуха д.пя увлажнения кож в тех же камерах, а таюке для отопления. Сушила с автоматической циркуляцией камерно-коридорного типа компактнее всех иных систем.

Увлалшение, помимо указанной попытки использования выходящего воздуха в тех лш сушильных камерах, обычно производится в ящиках с влажными опилками. Сыромять увлалшяется в слабых квасах. Цель увлажнения-смягчить лицо кожи и тем исключить возмол-сность его растрескивания.

Процессы сушки производятся обычно однократно. Исключение составляет сушка наполненной подощвы, которая перемежается с отбелкой, и сушка хромовой колот, к-рая чередуется с увлажнением, разбивкой и натяжкой на рамы; последняя производится с двойной целью: увеличить площадь колеи и придать ей ббльшую упругость. Натяж;-ка на рамы мелкого товара очень важная операция, которой определяются товарные свойства колш. Перетяжка дает товар, трудно посаживаемый на колодку и лсмущий ногу; недотянутый товар меняет форму обуви. Для натялеки слуяеат деревянные рамы и шилья или обойные гвозди.

12. Отбелка ведется раз.г1ичными путями. Отбелка наполненных кож (теперь в СССР воспрещенная) заключается в ополаскивании или полуминутном погружении сухой (до 7% влаги) кожи в слабый раствор соды, растворяющей экстракт на поверхности кожи; затем кожа тотчас идет на V2 мин. в слабый раствор смеси соляной и серной к-т или щавелевой к-ты для нейтрализации соды. Растворившийся таннид тотчас выпадает в мелко раздробленном светлом виде. Затем производится ополаскивание чистой водой и продолжение сушки. При этом тан-ниды частью смываются, частью же, и это главное, уходят внутрь колш в свободные капилляры вместе с водой. Отбелка хромовой иодошвы заключается в поверхностном пропитывании колеи концентрированным раствором хлористого бария (еще в никеле или после сушки) и в последующем осаждении сульфата бария сернокислым натрием с промывкой. Затем следует досушка. Отбелка замши производится так: обезжиренная замша в баркасе обрабатывается 1 ч. 0,12%-ного

раствора марганцевокалиевой соли в ирн-сутствии 0,03% (по весу воды) серной к-ты при 35°. После промывки следует восстановление в ванне из бисульфита (0,3% продалс-ного раствора) и соляной к-ты (0,1% про-даншого); затем следует Д-часовая промывка в баркасе при 35°, развеска на козлах и сушка. Для отбелки применяют также гид-роль и подкисленные растворы пербората натрия или перекиси натрия. Имеются попытки отбе.лки ультрафиолетовым светом. Отбелкой называют также обработку хромовой колеи перед цветным крашением слабым су-маховым экстрактом-протравой.

13. Отделка играет особую роль и особенно разнообразна в производстве мелкого товара.

Подошва и полувал подвергаются во влажном виде разводке на разводных машинах, причем увеличивается площадь и разглаживаются лапы; для уплотнения после сушки и отволалеивания подвергаются катке на катках; катка в сухом виде уплотняет до удельного веса 1,10, катка после увлажнения до 1,25; уплотнение зависит также и от давления машины. Высокое уплотнение маскирует намокаемость колеи, так как процесс этот замедляется, но достигает в конце концов своего естественного максимума. Для нормальной колеи сильной катки не применяют, и уд. в. подошвы пе д. б. выше 1,10. Перекаткой дается аппретура из клея, муки (или талька), воды и т. п. для сгланеивания мездры. Шорно-седельный по.лувал не прокатывают. Мостовье подвергается обработке паразбиль-ной машине. Сыромять после мятья считаетг ся готовой. Гораздо более разнообразна обработка мягкого товара, по преимуществу казового. Примитивная обработка для рука-вишных и хомутинных баранов сводится к разбивке. Крашеный краснодубный товар, высушенный после достружки лап и пол и пушепия бахтармы на машине, подвергается нарезке (нанесению соответствующего рисунка) и прокатке доской или на кришиель-машине; операции повторяются 2-3 раза. Хромовый опоек после 2-й сушки утюжится на шагринирном прессе, глянцуется и ;ющит-ся 2 раза, кришпелюется, прессуется вновь на прессе и измеряется на машине. Глянец состоит из водного раствора (11,6 л воды) шеллака (0,7 кг), буры (0,3 кг) и 42 л дефи-бринироваиной крови с примесью ализаринового масла, метилового спирта, формалина и красителей (нигрозин и гематин). Цветной опоек вместо глянца опрыскивается покрывным красителем. Хром-шевро после второй сушки пушится, глянцуется и .лощится два раза; уплотняется на прессе при 50°, протирается минера.льным маслом и измеряется. Для цветного-после окраски покрывные красители. Замша после сушки отволаживается, разминается вручную, сортируется, разбивается шлихтом по* бахтарме, штопается, где нужно, пушится па машине. Лайка отволалеивается, разминается вдоль и поперек, сушится и вновь разминается и лощится на вращающемся цилиндре, обтянутом плюшем или войлоком. Шеврет после сушки пушится, дважды глянцуется и лощится, утю-леится электрич. утюгом или прессом, протирается минеральным маслом и измеряется.



Спилок грунтуется, нарезается и покрывается водяным покрывным красителем, затем обрабатывается формалином для закрепления альбумина и шеллаковым глянцем. Вельвет (хром-замша, хромовый опоек или козлипа двухванная) после нейтрализации подвергается строжке. Это-центральная операция для вельвета; чем глубже строл-ска, тем лучше товар. Затем следуют жировка, 3-4 дня лежки, отволаживание, разбивка, пушепье, промывка при 50° в течение 1 ч., пушение в мокром виде особым налодаком, промывка V* ч. в теплой воде, окраска (для черного гематином и нигрозином, а затем основным); в том же барабане дол-сировка: 2% глицерина (по сухому весу) и 4% суль-форицината Na. Споласкивание, сушка, разбивка, пушение. Щеточная машина, горячий утюг (или пресс) на стеклян. столе по лицу.

Лакировка коле применяется и для жесткого (ремни, козырьки) и для мягкого товара. Следует различать лакировку в собственном смысле слова и применение покрывных красителей. Лаки применяются для кожи: масляный, целлюлозный и комбинация обоих. Операция лакировки состоит из 3 стадий: двух грунтовок и собственно лакировки; каждая стадия отличается от предыдущей ббльшим разбавлением лака и более тонким слоем. Каждый слой высушивается и пемзуется. При последней сушке необходимо преградить доступ пыли из воздуха, для чего применяется фильтр. Сушка длится до 12 ч. при 40-45° для масляного лака и несколько меньше для целлюлозного.

Масляный лак. Основа -- льняное масло. Составы изготовляются след. образом: 1-й грунт-масло с глетом варятся при 200° в течение 24 час, затем прибавляют: парилескую лазурь, борнокислый марганец, резинат кобальта, свинцовый сахар и тальк, и варят при 250°, пока состав не начинает тянуться в нить; по охлаждении массу разбавляют скипидаром и прибавляют сажу; 2-й грунт - масло и глет варятся при 220° 13 часов, затем прибавляют: глет, борнокислый марганец, резинат кобальта, свинцовый сахар, тальк и часть салси (около 60 % ее количества), и смесь нагревается до консистенции каменноугольной смо.ты (нитка в 5-б см); но охлалсдепии фильтруют, разбавляют скипидаром и добавляют остальную салсу; лак-масло варят при 220° в течение 3 ч. и при 280° в течение 1ч.; затем при-бав.ггяют парижскую лазурь и варят при 230-280° 6 ч.; по охлажденрга до 180° разбавляют скипидаром до уд. веса 0,86-0,94. Количество скипидара: для 1-го грунта- 50% по весу масла; для 2-го-до густоты касторового масла.

Целлюлозный лак молсет готовиться из нитроцеллюлозы и ацетилцеллюлозы в органических растворителях. Простейшим является раствор кинопленки в амилацетате, разбавленный амиловым спиртом и бензином. Вообще для образования целлюлозного лака требуются три вида растворителей: нпзкокипящие кетоны (ацетон) и спирты (метиловый) для нитроцел.тюлозы, мети.т- и .этилацетаты для ацетилцеллюлозы. Чтобы избегнуть получения непрозрачной пленки при испарении, добав.7шют высорсокипящие

(до 200°) растворители (амилацетат, фурфурол). Для смягчения прибавляют касторовое масло или эфиры фталевой к-ты (пала-тиноль и т. д.), кипящие выше 250°. Нитроцеллюлоза применяется низшей степени нитрования. Для разжижения берут разбавители (лучшие-бензол и толуол); бензин и скипидары осалсдают при больших количествах целлюлозные эфиры, но тем не менее применяются при больших количествах эфирных растворителей.

Покрывные красители содержат растворитель, краситель и дающее пленку вещество. Они делятся на 2 группы: альбуминные и коллодийные красители. Первые представляют собой водную суспензию минеральных красок, альбумина, казеина и khcjiothotcj растворимого органич. красителя. Ингредиенты смешиваются перед опрыскиванием. Они безопасны в полсарном отношении, неломки, но непрочны к воде. Их закрепляют формалином или горячей обработкой лица (утюлсенье). Коллодийные красители - ми-перальпые и органич. нерастворимые краски в смеси с растворителями и целлюлозными эфирами. К ним прибав.ляют касторовое или оливковое масло для смягчения; они прочны в воде, но ломки, дают грубую колеу и огнеопасны. Покрывные красители могут наноситься на колеу не только шприцаппаратом, но и другими способами-щеткой, обливанием, печатанием и т. п.

Печатание в несколько цветов, связанное с нарезкой, слулсит превосходным средством для поднятия ценности кожи и закрытия лицевых пороков. Рисунок подбирается соответственным образом. Это дети хорошо поставлено в Америке.

Механические операции. Сюда относятся следующие процедуры. 1. 3 а г р у з к а и выгрузка кож. Эти операции обычно производятся вручную - при помощи клещей (в зольных операциях) и непосредственно руками (в дубных чанах). В сыпнях на плаву подъем коле осуществляется веревками, привязанными к плоту. В ходах кожи переносятся из чана в чан вручную на палках. Для барабанов с лазом на периферии обычна автоматич. выгрузка (поворотом барабана) иепосредственно на пол. Механизация выгрузки имеет место в разных операциях. В чанах производят перетяжку кож из чана в чан, связывая их друг с другом за лапы в виде цепи и привязывая последнюю колеу к вращаюнхемуся дощатому барабану. Установка небольших передниле-ных домкратов у сыпен на п.таву, работающих на принципе трещотки, облегчает поднятие плотов. Наиболее механизированны.м является перенос кож из ходовых чанов в смеленые нри помощи катучих кранов; до сего времени этот перенос производился целыми сериями (всей загрузки чана, повешенной на раму) вместе с рамой. Однако такое оборудование обходится очень дорого, в особенности в связи с необходимостью укреплять потолочные балки. Представляет хштерес поднятие ручными подвижными талями по одной колее на палках. Конвейеры дешевы и потому применимы для мелких коле, особенно в сушилах; они представляют собой двойную цепь Галля, вращаю-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 [ 71 ] 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152