Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Катафорез - движение частиц 8. Жировка. Жировка применяется в трех формах: а) с нрименением чистого жира, б) с применением жира в виде водных эмульсий и в) лшровка твердыми лшрами. а) Ж и р о в к а чистым жиром. Подошва и полувал (кроме шорно-седельного) смазываются жиром с лица и бахтармы, для того чтобы кожа была более э л а с т и ч-иой, менее промокаемой и намока-емой и лучше была бы в носке. Америк, опыты показали, что жированная подошва дольше носится, чем не лсированная. Пре-де.тьн.количество лшра для подошвы-Р/г%. для полувала-до 3%. Шорно-седельный полувал жируется перед сушкой для того, чтобы лшр остался и в дальнейшем и проник внутрь кожи, так как это повышает ее прочность. Количество лшра -10%; состав: i/з ворвани и сала. Вводится втиранием в нагретую колеу нри 40-50°, особенно в крупой. Жировка сыромяти производится пос-.le сушки и отволаживания колш в квасцах. На кожу наносится 7з ворвани и сала в количестве 5% по парному весу; затем производится мятье в мялке. Операции повторяются два раза. При жировании сыромяти непредельные к-ты ворвани и сала (от 20 до 25 % всего лшра) оказывают дубящее действие; предельные же и твердые глицериды играют роль лишь смазывающего вещества. Мостовье-смазывается но лицу ворванью, по бахтарме-ворванью и дегтем (в отношении 2:1); общее количество жировой смеси до 10% по весу готового товара; затем V2 ч.-барабан нри 40°. Мелкий товар намазывают по лицу до 1-3% ворвани. б) Жи р о в к а эмульсией применяется г. о. для хромовой колш и соединяется обычно с крашением (чернением). Колш перед лшровкой согреваются до 60°, и эта же t° поддерлшвается в барабане. Хром о-в ы й опое к-по строганому весу 200 % воды и краситель; вращение в течение 1ч., затем добавляется эмульсия: мыла Монополь К 1,2%, касторового масла 1,2%, колеевен-ного (или веретенного) масла 1,2%; вращение-45 мин. X р о м-ш е в р о-но строганому весу-100% воды и краситель, вращение-50 мин., эмульсия: 1,5% мыла, 4% ализаринового масла, 4% касторового масла; вращение-45 мин. Долсировка: 4% сушеного яичного желтка, 2% сульфорицина-та натрия, 2% крахмала и 2% глицерина в 100% воды: 1 час при 40°. При крашении кислыми красителями избегать щелочей и мыла, нри основных-применять мыло и нейтрализованное ализариновое масло (мыло Монополь ). в) и р о в к а твердыми ле и р а м и применима для хромовой подошвы. Для леи-ровки берут парафин или, лучше, смесь его с канифолью в горячем барабане при 60- 65°; сначала вводится 15-30% смеси; затем для более быстрого затвердевания жира колеи погрулеаются на несколько минут в холодную воду. 9. О б е 3 ле и р и в а и и е после дуб.тения нрименяется для мелких цветных кож. Ведется или в отжатом состоянии или (реже) в сухом. В отлсатом состоянии кожа закладывается в барабан, куда приливаются три-хлорэтилен (негорючий) или его смесь с бензином; последняя операция - огнеопасная и потому не рекомендуется. Для обезжиривания применяют специальные герметические экстракционные установки. 10. Крашение ведется до сушки (хромовая и краснодубная) или после сушки (краенодубная, замша, лайка). Следует различать чернение и цветное херашение. Цветное крашение, особенно но хрому, требует протрав. Чернение мостовья производится обычно в кроеном виде (см. Посадка). Чернение хромового товара происходит в жировал ьных барабанах. Для окраски берут хром-ледер-шварц, аниль-черный, гематин. Цветное крашение для ровного тона требует хорошей промывки, хорошей сортировки и тщательного обезжирения. Окраска ведется в несколько приемов слабыми растворами. Можно применять или окраску с обеих сторон (при дешевых красках), для чего пользуются гашпилями и барабанами, и.ти с одной стороны-в корытах, красильных машинах и вручную щетками. В СССР принят барабанный способ, подходящий лишь для очень темных цветов. Из гашпиля окраска выходит много ровнее и полнее; при дешевизне небольших гашпилей их молено поставить несколько (вместо одного барабана) для разных цветов. Краснодубный товар красят и основными и кислотными красителями, хромовый-но краснодубной протраве-также. Замша и лайка требуют протравных красителей. Очень рекомендуется окраска дубителями и красителями по металлич. протравам. Важное значение имеет вода; следует применять и.ти вполне обезлеи-ренную конденсационную воду, или очень мягкую чистую речную, или артезианскую. Рн раствора играет роль при окраске, на что следует обратить внимание. В последнее время ровности окраски достигают перекрывая кожу после окраски альбуминньили покрывными красителями. В качестве протравного дубителя для светлых тонов хорош сумаховый экстракт или экстракты из скумпии и ивового корья. Применимо перекрытие по основным кислотными, и обратно. Окраска производится до жировки в барабане ок.1- V/2 ч., в гашпилях 3-4 ч.; при окраске в 2-3 приема из слабых растворов время отдельной обработки сокращается. Концентрация в барабанах по красителю 0,5-1,5%, в гашпилях 0,1-0,5%; t° комнатная. 11. Сушка и увлажнение. Так как капилляры кожи заполнены соком, введенным в колеу в последней фазе дубления, то от концентрации этого сока, при слабой промывке колеи, зависит количество дубителя, переходящего на поверхность кожи по мере сушки; дубитель, выделившийся на поверхность кожи, вызывает ее ломкость. Вполне продубленные фибриллы при наличии воды свариваются лишь при темп-ре выше 60°, недодубленные, особенно при наличии извести-уже при 43°. В сухом состоянии кожа выдерживает в виде голья более высокую t°, чем хромовая, к-рая значительно теряет прочность даже нри 70°. Поэтому сушку луч-шевестипри t° не выше 40°. В общемнормаль-ной t° сушки следует считать: для сыпного товара - 30-35°; для соковых - 35-i-40°; хром-35--45°; лайка и замша-35°; сыро- мять-20° (под конец выше). Такие низкие t° требуют увеличения обмена воздуха. Принято сушить подошвы 3-4 дня, мостовье 2 дня и мелкий тоьар 12 ч. Вопрос о конгевен-ных сушилах в СССР довспыго основательно разработан по линии теплотехнической. Два принципа конкурируют меледу собой: принцип автоматическ. циркуляции (Грум-Г]р>кимайло) и принцип циркуляции с искусственным распределением воздушных потоков (Випкельмюллера). Следует заметить, что сушила первого типа требуют мало энергии; вторые - наоборот. Общая структура первых несомненно рациональнее. Однако следует исключить двухъярусный тип этих сушил, так как верхний ряд кож пересушивается; переключение тока воздуха то снизу то сверху коле нарушает чистоту принципа Грум-Гржимайло и сушит колу не так быстро, но зато более равномерно. В настоящее время делают попытки использовать влагу выходящего воздуха д.пя увлажнения кож в тех же камерах, а таюке для отопления. Сушила с автоматической циркуляцией камерно-коридорного типа компактнее всех иных систем. Увлалшение, помимо указанной попытки использования выходящего воздуха в тех лш сушильных камерах, обычно производится в ящиках с влажными опилками. Сыромять увлалшяется в слабых квасах. Цель увлажнения-смягчить лицо кожи и тем исключить возмол-сность его растрескивания. Процессы сушки производятся обычно однократно. Исключение составляет сушка наполненной подощвы, которая перемежается с отбелкой, и сушка хромовой колот, к-рая чередуется с увлажнением, разбивкой и натяжкой на рамы; последняя производится с двойной целью: увеличить площадь колеи и придать ей ббльшую упругость. Натяж;-ка на рамы мелкого товара очень важная операция, которой определяются товарные свойства колш. Перетяжка дает товар, трудно посаживаемый на колодку и лсмущий ногу; недотянутый товар меняет форму обуви. Для натялеки слуяеат деревянные рамы и шилья или обойные гвозди. 12. Отбелка ведется раз.г1ичными путями. Отбелка наполненных кож (теперь в СССР воспрещенная) заключается в ополаскивании или полуминутном погружении сухой (до 7% влаги) кожи в слабый раствор соды, растворяющей экстракт на поверхности кожи; затем кожа тотчас идет на V2 мин. в слабый раствор смеси соляной и серной к-т или щавелевой к-ты для нейтрализации соды. Растворившийся таннид тотчас выпадает в мелко раздробленном светлом виде. Затем производится ополаскивание чистой водой и продолжение сушки. При этом тан-ниды частью смываются, частью же, и это главное, уходят внутрь колш в свободные капилляры вместе с водой. Отбелка хромовой иодошвы заключается в поверхностном пропитывании колеи концентрированным раствором хлористого бария (еще в никеле или после сушки) и в последующем осаждении сульфата бария сернокислым натрием с промывкой. Затем следует досушка. Отбелка замши производится так: обезжиренная замша в баркасе обрабатывается 1 ч. 0,12%-ного раствора марганцевокалиевой соли в ирн-сутствии 0,03% (по весу воды) серной к-ты при 35°. После промывки следует восстановление в ванне из бисульфита (0,3% продалс-ного раствора) и соляной к-ты (0,1% про-даншого); затем следует Д-часовая промывка в баркасе при 35°, развеска на козлах и сушка. Для отбелки применяют также гид-роль и подкисленные растворы пербората натрия или перекиси натрия. Имеются попытки отбе.лки ультрафиолетовым светом. Отбелкой называют также обработку хромовой колеи перед цветным крашением слабым су-маховым экстрактом-протравой. 13. Отделка играет особую роль и особенно разнообразна в производстве мелкого товара. Подошва и полувал подвергаются во влажном виде разводке на разводных машинах, причем увеличивается площадь и разглаживаются лапы; для уплотнения после сушки и отволалеивания подвергаются катке на катках; катка в сухом виде уплотняет до удельного веса 1,10, катка после увлажнения до 1,25; уплотнение зависит также и от давления машины. Высокое уплотнение маскирует намокаемость колеи, так как процесс этот замедляется, но достигает в конце концов своего естественного максимума. Для нормальной колеи сильной катки не применяют, и уд. в. подошвы пе д. б. выше 1,10. Перекаткой дается аппретура из клея, муки (или талька), воды и т. п. для сгланеивания мездры. Шорно-седельный по.лувал не прокатывают. Мостовье подвергается обработке паразбиль-ной машине. Сыромять после мятья считаетг ся готовой. Гораздо более разнообразна обработка мягкого товара, по преимуществу казового. Примитивная обработка для рука-вишных и хомутинных баранов сводится к разбивке. Крашеный краснодубный товар, высушенный после достружки лап и пол и пушепия бахтармы на машине, подвергается нарезке (нанесению соответствующего рисунка) и прокатке доской или на кришиель-машине; операции повторяются 2-3 раза. Хромовый опоек после 2-й сушки утюжится на шагринирном прессе, глянцуется и ;ющит-ся 2 раза, кришпелюется, прессуется вновь на прессе и измеряется на машине. Глянец состоит из водного раствора (11,6 л воды) шеллака (0,7 кг), буры (0,3 кг) и 42 л дефи-бринироваиной крови с примесью ализаринового масла, метилового спирта, формалина и красителей (нигрозин и гематин). Цветной опоек вместо глянца опрыскивается покрывным красителем. Хром-шевро после второй сушки пушится, глянцуется и .лощится два раза; уплотняется на прессе при 50°, протирается минера.льным маслом и измеряется. Для цветного-после окраски покрывные красители. Замша после сушки отволаживается, разминается вручную, сортируется, разбивается шлихтом по* бахтарме, штопается, где нужно, пушится па машине. Лайка отволалеивается, разминается вдоль и поперек, сушится и вновь разминается и лощится на вращающемся цилиндре, обтянутом плюшем или войлоком. Шеврет после сушки пушится, дважды глянцуется и лощится, утю-леится электрич. утюгом или прессом, протирается минеральным маслом и измеряется. Спилок грунтуется, нарезается и покрывается водяным покрывным красителем, затем обрабатывается формалином для закрепления альбумина и шеллаковым глянцем. Вельвет (хром-замша, хромовый опоек или козлипа двухванная) после нейтрализации подвергается строжке. Это-центральная операция для вельвета; чем глубже строл-ска, тем лучше товар. Затем следуют жировка, 3-4 дня лежки, отволаживание, разбивка, пушепье, промывка при 50° в течение 1 ч., пушение в мокром виде особым налодаком, промывка V* ч. в теплой воде, окраска (для черного гематином и нигрозином, а затем основным); в том же барабане дол-сировка: 2% глицерина (по сухому весу) и 4% суль-форицината Na. Споласкивание, сушка, разбивка, пушение. Щеточная машина, горячий утюг (или пресс) на стеклян. столе по лицу. Лакировка коле применяется и для жесткого (ремни, козырьки) и для мягкого товара. Следует различать лакировку в собственном смысле слова и применение покрывных красителей. Лаки применяются для кожи: масляный, целлюлозный и комбинация обоих. Операция лакировки состоит из 3 стадий: двух грунтовок и собственно лакировки; каждая стадия отличается от предыдущей ббльшим разбавлением лака и более тонким слоем. Каждый слой высушивается и пемзуется. При последней сушке необходимо преградить доступ пыли из воздуха, для чего применяется фильтр. Сушка длится до 12 ч. при 40-45° для масляного лака и несколько меньше для целлюлозного. Масляный лак. Основа -- льняное масло. Составы изготовляются след. образом: 1-й грунт-масло с глетом варятся при 200° в течение 24 час, затем прибавляют: парилескую лазурь, борнокислый марганец, резинат кобальта, свинцовый сахар и тальк, и варят при 250°, пока состав не начинает тянуться в нить; по охлаждении массу разбавляют скипидаром и прибавляют сажу; 2-й грунт - масло и глет варятся при 220° 13 часов, затем прибавляют: глет, борнокислый марганец, резинат кобальта, свинцовый сахар, тальк и часть салси (около 60 % ее количества), и смесь нагревается до консистенции каменноугольной смо.ты (нитка в 5-б см); но охлалсдепии фильтруют, разбавляют скипидаром и добавляют остальную салсу; лак-масло варят при 220° в течение 3 ч. и при 280° в течение 1ч.; затем при-бав.ггяют парижскую лазурь и варят при 230-280° 6 ч.; по охлажденрга до 180° разбавляют скипидаром до уд. веса 0,86-0,94. Количество скипидара: для 1-го грунта- 50% по весу масла; для 2-го-до густоты касторового масла. Целлюлозный лак молсет готовиться из нитроцеллюлозы и ацетилцеллюлозы в органических растворителях. Простейшим является раствор кинопленки в амилацетате, разбавленный амиловым спиртом и бензином. Вообще для образования целлюлозного лака требуются три вида растворителей: нпзкокипящие кетоны (ацетон) и спирты (метиловый) для нитроцел.тюлозы, мети.т- и .этилацетаты для ацетилцеллюлозы. Чтобы избегнуть получения непрозрачной пленки при испарении, добав.7шют высорсокипящие (до 200°) растворители (амилацетат, фурфурол). Для смягчения прибавляют касторовое масло или эфиры фталевой к-ты (пала-тиноль и т. д.), кипящие выше 250°. Нитроцеллюлоза применяется низшей степени нитрования. Для разжижения берут разбавители (лучшие-бензол и толуол); бензин и скипидары осалсдают при больших количествах целлюлозные эфиры, но тем не менее применяются при больших количествах эфирных растворителей. Покрывные красители содержат растворитель, краситель и дающее пленку вещество. Они делятся на 2 группы: альбуминные и коллодийные красители. Первые представляют собой водную суспензию минеральных красок, альбумина, казеина и khcjiothotcj растворимого органич. красителя. Ингредиенты смешиваются перед опрыскиванием. Они безопасны в полсарном отношении, неломки, но непрочны к воде. Их закрепляют формалином или горячей обработкой лица (утюлсенье). Коллодийные красители - ми-перальпые и органич. нерастворимые краски в смеси с растворителями и целлюлозными эфирами. К ним прибав.ляют касторовое или оливковое масло для смягчения; они прочны в воде, но ломки, дают грубую колеу и огнеопасны. Покрывные красители могут наноситься на колеу не только шприцаппаратом, но и другими способами-щеткой, обливанием, печатанием и т. п. Печатание в несколько цветов, связанное с нарезкой, слулсит превосходным средством для поднятия ценности кожи и закрытия лицевых пороков. Рисунок подбирается соответственным образом. Это дети хорошо поставлено в Америке. Механические операции. Сюда относятся следующие процедуры. 1. 3 а г р у з к а и выгрузка кож. Эти операции обычно производятся вручную - при помощи клещей (в зольных операциях) и непосредственно руками (в дубных чанах). В сыпнях на плаву подъем коле осуществляется веревками, привязанными к плоту. В ходах кожи переносятся из чана в чан вручную на палках. Для барабанов с лазом на периферии обычна автоматич. выгрузка (поворотом барабана) иепосредственно на пол. Механизация выгрузки имеет место в разных операциях. В чанах производят перетяжку кож из чана в чан, связывая их друг с другом за лапы в виде цепи и привязывая последнюю колеу к вращаюнхемуся дощатому барабану. Установка небольших передниле-ных домкратов у сыпен на п.таву, работающих на принципе трещотки, облегчает поднятие плотов. Наиболее механизированны.м является перенос кож из ходовых чанов в смеленые нри помощи катучих кранов; до сего времени этот перенос производился целыми сериями (всей загрузки чана, повешенной на раму) вместе с рамой. Однако такое оборудование обходится очень дорого, в особенности в связи с необходимостью укреплять потолочные балки. Представляет хштерес поднятие ручными подвижными талями по одной колее на палках. Конвейеры дешевы и потому применимы для мелких коле, особенно в сушилах; они представляют собой двойную цепь Галля, вращаю-
|