Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

ривают и накаливают в тигле при 300°. Кобальтовая розовая очень красива по тону и постоянна к атмосферным влияниям; тон ее том лучше, чем тщательнее была перемешана масса перед обжигом; применяется в живописи как масляная и акварельная краска.

Кобальтовая синь получается выпариванием досуха и прокаливанием глинозема (100 час.) с закисью кобальта (10 час). Схмесь предварительно высушивают досуха, затем прокаливают при бе-покалильном жаре в течение 78 часов с продуванием сухого воздуха. Высшие сорта кобальтовой сини вырабатываются из химически чистого, хорошо высушенного и прокаленного гидрата окиси алюминия, к-рый смешивают с азотнокислой закисью кобальта и прокаливают. К числу кобальтовых синих красок в технике относят кобальтовую голубую и кобальтовый ультрамарин, или тенарову синь. Кобальтовая голубая получается из смеси 100 ч. оловянной соли, 100 ч. мела и 120 ч. сернокислой закиси кобальта. Массу прокаливают в тигле при белокалильном лсаре до исчучения требуемого тона. Иногда кобальтовую голубую вырабатывают из смеси 100 ч. квасцов, 100 ч. оловянной соли и 5-10 ч. хлористого кобальта, причем квасцы не должны содержать примеси железа, так как тон краски от этого делается мутным. Массу после тщательного размешивания подвергают сильному прокаливанию в тигле, номещенном внутри другого тигля,большего объема, а пространство между ними заполняют магнезиальной смесью. Тон краски, выработанной по указанному способу, не 1гмеет при искусственном освещении фиолетового оттенка. В технике кобальтовая голубая известна под следующими названиями: Coelin, Coeruleum и Bleu celeste. Лучшим сортом считается Bleu celeste, вырабатываемая из смеси оловянной со.ли, мела и соли кобальта; краска эта мелкозерниста и хорошо укрывиста. Применяется она в лшвописи, так как постоянна к атмосферным влияниям, щелочам и кислотам; вследствие огнеупорности применяется для росписи фарфора, стекла и керамических изделий. Тенарова синь, или к о-ба.льтовый ультрамарин, получается прокаливанием осадка, выделенного раствором соды из раствора соли кобальта и глинозема и имеющего хим. сост. AljOa-CoO. Иногда для придания краске голубоватого оттенка прибавляют раствор соли цинка. Тенарова синь применяется в живописи как лгасляная и акварельная краска. Она имеет большое применение в печатании кредитных билетов, т. к. не воспринимается фотографированием; к свету и атмосферным в.ли-яиням постоянна. В торговле заграничный товар имеет марки U, FFU, MU и 0U, которые соответствуют степеням чистоты и красоте тона.

Кобальтовая синь часто фальсифицируется примесью ультрамарина, свинцовых белил, мела, гипса и органич. красок; примесь последних легко узнается ирокаливанием пробы краски (тон натуральной краски не должен изменяться).

Кобальтовая зелень пол>чается из смеси окиси кобальта и окиси цинка при

помощи умеренного прокаливания массы; цвет краски тем светлее, чем больше в ней окиси цинка. Кобальтовая зелень, в зависимости от способа ее изготовления, носит названия зе.лени Ринмана и.ли турецкой зелени. Зелень Ринмана вырабатывается двумя способами. По первому способу берут раствор 16 ч. сернокислого цинка и 7 ч. сернокислого кобальта и осаждают раствором соды; выпавший осадок высугиивают и прокаливают при высокой t°. По второму способу смесь растворов 1 ч. окиси кобальта, 10 ч. сернокислого алюминия и 50 ч. окиси цинка сгущают, выпаривают и прокаливают при высокой температуре. Если к смеси прибавить солей мышьяковой и фосфорной кислот, то получится краска наибо.лее красивого зеленого тона. В настоящее время зелень Ринмана, но Хертеру, приготовляется обжиганием 100 ч. цинкового купороса с 2,5 ч. азотнокислого кобальта. Зе.лень Ринмана имеет большое применение в живописи как масляная и акварельная краска; она постоянна к атмосферным в.лияниям, хорошо укрывиста, имеет также большое иримене-ние и в малярном деле как клеевая краска. Турецкая зелень вырабатывается тоже двумя способами-сухим и мокрым. По первому способу смесь из 60 ч. порошкообразного глинозема, 30 ч. углекислой закиси кобальта и 30 ч. гидрата окиси хрома прокаливают до лгслаемого тона. По второму способу осадок из растворов-40 ч, гидрата окиси алюминия, 20 ч. окиси хрома, 20 ч. сернокислой закиси кобальта и соды-фильтруют, тщательно промывают и сушат. Тон краски зависит от количества взятых солей хрома и кобальта: если больше первой, то тон краски темнозеленый, если больше второй, то голубоватый. Турецкая зелень огнеупорна и постоянна; поэтому ее применяют в живописи по фарфору, фаянсу и стеклу.

Кобальтовая фиолетовая получается осаждением соли закиси кобальта фосфорнонатриевой со.лью. Полученный осадок подвергают прокаливанию для перевода его в соль пирофосфорной кислоты состава С02Р2О7. В зависимости от степени нагрева краска приобретает бледный или темный лиловый тон. Применяется она в живописи как масляная и акварельная краска, при производстве ковров и мебельных материй; к свету и атмосферным влияниям постоянна.

Кобальтовая коричневая па фабриках приготовляется двумя способами. По первому способу делают смесь из аммониевых квасцов, сернокислого кобальта и неелезного купороса; смесь подвергают сильному и продолжительному прока.ливанию. По второму способу берут смесь из 5 ч. соли закиси кобальта, 25 ч. аммониевых квасцов и небольшого количества хлористого железа. Смесь быстро нагревают ,.нричем атмосфера при нагреве доллчна быть окислительная; для этого смесь помещают в тигель, к-рый встав.лен в другой, больший по объему, а пространство между ними зано.лняют истолченным пиролюзитом, к-рый, разлагаясь, отдает свой кислород. В зависимости от количества взятой соли железа и от нагрева краска принимает шоколадный и.ли темнокорич-иевый тон. Применяется в живописи, а так-



же и в малярном деле как клеевая краска, так как постоянна к атмосферным влияниям.

Лит.: см. Нраски минеральные. С. Михайлов.

КОБАЛЬТОВЫЙ БЛЕСК, кобальтин, минерал кубич. системы; встречается в виде зернистых, столбчатых агрегатов и вхсра-пленников; цвет серебристо-белый, розоватый, сероватый; блеск металлический; черта серовато-черная; хрупок; тв. 5,5; удельн. вес 6,0-6,1; химический состав-CoSAs(CoS. + + C0AS2; 35,41% Со; 45,26% As и 19,33% S); небольшая часть Со обычно замешается железом. В азотной к-те К. б. растворяется с выделением серы и мышьяковистой кислоты. Перед паяльной трубкой сплавляется в королек, распространяя запах мышьяка.

Месторождения К. б. встречаются во многих местах: в Швеции (Тунаберг), Норвегии (Скуттерунд), Вестфалии (Зиген), Силезии (Квербах); в Союзе ССР значительн. залежи К. б. вместе с медным колчеданом находятся вблизи Ганджи на Кавказе. К. б.-очень ценная кобальтовая руда, она применяется для нриготовления синих кобальтовых красок. См. Кобальт и Спр. ТЭ, т. I.

Лит.: М е й с т е р А. К., Металлич. полезные ископаемые СССР, М.-Л., 1926; Л е б е д е в Г., Учебьгак минералогии, СПБ, 1907; Fay А., А Glossary of the Mining and Mineral Industry, Washington, 1920.

КОВАЛЬНО-ОСАДОЧНЫЕ РАБОТЫ, технологический процесс обработки мета.тлов, осуществляющий такую деформацию обрабатываемого предмета, при к-рой размер его поперечного сечения увеличивается. К.-о. р.


Фиг. 1.

применяются в массовом производстве (не менее 5-10 тыс. шт.) однообразных изделий или заготовок и производятся главным образом в горячем состоянии. Изготовление болтов и заклепок диаметром в 12 мм и ниже происходит б. ч. в холодном состоянии.

тштшт

шжшт

Фиг. 3.


Фиг. 4.

Производство к.-о. р. предъяв.яяет следующие требования к ковально-осадочным машинам: 1) возможно малые деформации рамы машины во время работы, 2) плотное и прочное захватывание материала и непо-. двилшое удержи-

вание его под дав-аОГАа . ,ЛlL!J j лением штемпеля и наконец 3) воз-L X можность точной

Фиг. 5. Фиг. 6. настройки штам-

па и штемпеля. Перечисленные выше условия выработаны практикой К.-о. р., так как техникой предъявляются к высадкам высокие требования точности размеров изделий. Правильн. процесс высадки обеспечивает получение прочных, с точки зрения с.долсения материала

(макроструктуры), изделий. Обычно для высадок заготовкой является прокатанный металл разного сечения, по б. ч. круглого. Искусство работы заключается в том, чтобы металл полосы уто.тщался по всему сечепию


Фиг. 7.

Фиг. 8.

И не образовывал в высадке складок. Полученная высадка не должна быть сбита на сторону относительно центра полосы.

Опытным путем выработаны следующие правила получения удовлетворительных высадок (Е. Р. Фрост) Правило1: максимальная длина высаживаемого конца полосы не м. б. более ЪЛ, полосы (L3d, фиг. 1).

-13Э.7-


Фиг. 9.

Ес.ти не соблюдать этого правила, то будет дефектная высадка-образуется складка ме-тал.11а (фиг. 2). При длине высанеиваелюго конца большей, чем 3d полосы, высадка производится в закрытом ручье штампа; в таком случае применяется правило 2: в закрытом штампе молено высадить полосу до диаметра D деформированного сечения, не превышающего l,5d исходного материа.та (фиг. 3). Если же это правило не соблюсти и сделать J)> 1,5 d, то получится изгиб материала, а не высадка (фиг. 4). Причина этого залеима материала в том, что в штампе по фиг. 3 изгибу полосы препятствует близ находящаяся стенка штампа, тогда как в штампе по фиг. 4 отдаленная стенка штампа не препятствует образованию зажима. На этом основании, по правилу 2, возможно применение квадратной выемки штампа по фиг. 5. Размер стороны квадрата подчиняется следующему правилу: а (1>) 1,5 d\ при квадратной полосе и круглой выемке штампа (фиг. 6) Dl,5d; здесь d- диагональ квадрата со стороною а. Правило 3: нри высадхее полосы в закрытом ручье штампа выступающий из штампа ко-


Фиг. 10.




Разрез по АЛ

Разрез по ВВ





1. LUfcrepnH, изготовленная из металла, прокатанного в направление ЛА. 2 и 3. Шестерым, из10тов-ленная из npuKaiamioio металла, нысаженмого перпендикулярно направлению прокатки, 4, Штампованная де1аль, вес 5 кг. 5. Высадка, вес 4,2 к:.

т. Ъ.



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 [ 64 ] 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152