Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Катафорез - движение частиц ривают и накаливают в тигле при 300°. Кобальтовая розовая очень красива по тону и постоянна к атмосферным влияниям; тон ее том лучше, чем тщательнее была перемешана масса перед обжигом; применяется в живописи как масляная и акварельная краска. Кобальтовая синь получается выпариванием досуха и прокаливанием глинозема (100 час.) с закисью кобальта (10 час). Схмесь предварительно высушивают досуха, затем прокаливают при бе-покалильном жаре в течение 78 часов с продуванием сухого воздуха. Высшие сорта кобальтовой сини вырабатываются из химически чистого, хорошо высушенного и прокаленного гидрата окиси алюминия, к-рый смешивают с азотнокислой закисью кобальта и прокаливают. К числу кобальтовых синих красок в технике относят кобальтовую голубую и кобальтовый ультрамарин, или тенарову синь. Кобальтовая голубая получается из смеси 100 ч. оловянной соли, 100 ч. мела и 120 ч. сернокислой закиси кобальта. Массу прокаливают в тигле при белокалильном лсаре до исчучения требуемого тона. Иногда кобальтовую голубую вырабатывают из смеси 100 ч. квасцов, 100 ч. оловянной соли и 5-10 ч. хлористого кобальта, причем квасцы не должны содержать примеси железа, так как тон краски от этого делается мутным. Массу после тщательного размешивания подвергают сильному прокаливанию в тигле, номещенном внутри другого тигля,большего объема, а пространство между ними заполняют магнезиальной смесью. Тон краски, выработанной по указанному способу, не 1гмеет при искусственном освещении фиолетового оттенка. В технике кобальтовая голубая известна под следующими названиями: Coelin, Coeruleum и Bleu celeste. Лучшим сортом считается Bleu celeste, вырабатываемая из смеси оловянной со.ли, мела и соли кобальта; краска эта мелкозерниста и хорошо укрывиста. Применяется она в лшвописи, так как постоянна к атмосферным влияниям, щелочам и кислотам; вследствие огнеупорности применяется для росписи фарфора, стекла и керамических изделий. Тенарова синь, или к о-ба.льтовый ультрамарин, получается прокаливанием осадка, выделенного раствором соды из раствора соли кобальта и глинозема и имеющего хим. сост. AljOa-CoO. Иногда для придания краске голубоватого оттенка прибавляют раствор соли цинка. Тенарова синь применяется в живописи как лгасляная и акварельная краска. Она имеет большое применение в печатании кредитных билетов, т. к. не воспринимается фотографированием; к свету и атмосферным в.ли-яиням постоянна. В торговле заграничный товар имеет марки U, FFU, MU и 0U, которые соответствуют степеням чистоты и красоте тона. Кобальтовая синь часто фальсифицируется примесью ультрамарина, свинцовых белил, мела, гипса и органич. красок; примесь последних легко узнается ирокаливанием пробы краски (тон натуральной краски не должен изменяться). Кобальтовая зелень пол>чается из смеси окиси кобальта и окиси цинка при помощи умеренного прокаливания массы; цвет краски тем светлее, чем больше в ней окиси цинка. Кобальтовая зелень, в зависимости от способа ее изготовления, носит названия зе.лени Ринмана и.ли турецкой зелени. Зелень Ринмана вырабатывается двумя способами. По первому способу берут раствор 16 ч. сернокислого цинка и 7 ч. сернокислого кобальта и осаждают раствором соды; выпавший осадок высугиивают и прокаливают при высокой t°. По второму способу смесь растворов 1 ч. окиси кобальта, 10 ч. сернокислого алюминия и 50 ч. окиси цинка сгущают, выпаривают и прокаливают при высокой температуре. Если к смеси прибавить солей мышьяковой и фосфорной кислот, то получится краска наибо.лее красивого зеленого тона. В настоящее время зелень Ринмана, но Хертеру, приготовляется обжиганием 100 ч. цинкового купороса с 2,5 ч. азотнокислого кобальта. Зе.лень Ринмана имеет большое применение в живописи как масляная и акварельная краска; она постоянна к атмосферным в.лияниям, хорошо укрывиста, имеет также большое иримене-ние и в малярном деле как клеевая краска. Турецкая зелень вырабатывается тоже двумя способами-сухим и мокрым. По первому способу смесь из 60 ч. порошкообразного глинозема, 30 ч. углекислой закиси кобальта и 30 ч. гидрата окиси хрома прокаливают до лгслаемого тона. По второму способу осадок из растворов-40 ч, гидрата окиси алюминия, 20 ч. окиси хрома, 20 ч. сернокислой закиси кобальта и соды-фильтруют, тщательно промывают и сушат. Тон краски зависит от количества взятых солей хрома и кобальта: если больше первой, то тон краски темнозеленый, если больше второй, то голубоватый. Турецкая зелень огнеупорна и постоянна; поэтому ее применяют в живописи по фарфору, фаянсу и стеклу. Кобальтовая фиолетовая получается осаждением соли закиси кобальта фосфорнонатриевой со.лью. Полученный осадок подвергают прокаливанию для перевода его в соль пирофосфорной кислоты состава С02Р2О7. В зависимости от степени нагрева краска приобретает бледный или темный лиловый тон. Применяется она в живописи как масляная и акварельная краска, при производстве ковров и мебельных материй; к свету и атмосферным влияниям постоянна. Кобальтовая коричневая па фабриках приготовляется двумя способами. По первому способу делают смесь из аммониевых квасцов, сернокислого кобальта и неелезного купороса; смесь подвергают сильному и продолжительному прока.ливанию. По второму способу берут смесь из 5 ч. соли закиси кобальта, 25 ч. аммониевых квасцов и небольшого количества хлористого железа. Смесь быстро нагревают ,.нричем атмосфера при нагреве доллчна быть окислительная; для этого смесь помещают в тигель, к-рый встав.лен в другой, больший по объему, а пространство между ними зано.лняют истолченным пиролюзитом, к-рый, разлагаясь, отдает свой кислород. В зависимости от количества взятой соли железа и от нагрева краска принимает шоколадный и.ли темнокорич-иевый тон. Применяется в живописи, а так- же и в малярном деле как клеевая краска, так как постоянна к атмосферным влияниям. Лит.: см. Нраски минеральные. С. Михайлов. КОБАЛЬТОВЫЙ БЛЕСК, кобальтин, минерал кубич. системы; встречается в виде зернистых, столбчатых агрегатов и вхсра-пленников; цвет серебристо-белый, розоватый, сероватый; блеск металлический; черта серовато-черная; хрупок; тв. 5,5; удельн. вес 6,0-6,1; химический состав-CoSAs(CoS. + + C0AS2; 35,41% Со; 45,26% As и 19,33% S); небольшая часть Со обычно замешается железом. В азотной к-те К. б. растворяется с выделением серы и мышьяковистой кислоты. Перед паяльной трубкой сплавляется в королек, распространяя запах мышьяка. Месторождения К. б. встречаются во многих местах: в Швеции (Тунаберг), Норвегии (Скуттерунд), Вестфалии (Зиген), Силезии (Квербах); в Союзе ССР значительн. залежи К. б. вместе с медным колчеданом находятся вблизи Ганджи на Кавказе. К. б.-очень ценная кобальтовая руда, она применяется для нриготовления синих кобальтовых красок. См. Кобальт и Спр. ТЭ, т. I. Лит.: М е й с т е р А. К., Металлич. полезные ископаемые СССР, М.-Л., 1926; Л е б е д е в Г., Учебьгак минералогии, СПБ, 1907; Fay А., А Glossary of the Mining and Mineral Industry, Washington, 1920. КОВАЛЬНО-ОСАДОЧНЫЕ РАБОТЫ, технологический процесс обработки мета.тлов, осуществляющий такую деформацию обрабатываемого предмета, при к-рой размер его поперечного сечения увеличивается. К.-о. р. Фиг. 1. применяются в массовом производстве (не менее 5-10 тыс. шт.) однообразных изделий или заготовок и производятся главным образом в горячем состоянии. Изготовление болтов и заклепок диаметром в 12 мм и ниже происходит б. ч. в холодном состоянии.
Фиг. 4. Производство к.-о. р. предъяв.яяет следующие требования к ковально-осадочным машинам: 1) возможно малые деформации рамы машины во время работы, 2) плотное и прочное захватывание материала и непо-. двилшое удержи- вание его под дав-аОГАа . ,ЛlL!J j лением штемпеля и наконец 3) воз-L X можность точной Фиг. 5. Фиг. 6. настройки штам- па и штемпеля. Перечисленные выше условия выработаны практикой К.-о. р., так как техникой предъявляются к высадкам высокие требования точности размеров изделий. Правильн. процесс высадки обеспечивает получение прочных, с точки зрения с.долсения материала (макроструктуры), изделий. Обычно для высадок заготовкой является прокатанный металл разного сечения, по б. ч. круглого. Искусство работы заключается в том, чтобы металл полосы уто.тщался по всему сечепию Фиг. 7. Фиг. 8. И не образовывал в высадке складок. Полученная высадка не должна быть сбита на сторону относительно центра полосы. Опытным путем выработаны следующие правила получения удовлетворительных высадок (Е. Р. Фрост) Правило1: максимальная длина высаживаемого конца полосы не м. б. более ЪЛ, полосы (L3d, фиг. 1). -13Э.7- Фиг. 9. Ес.ти не соблюдать этого правила, то будет дефектная высадка-образуется складка ме-тал.11а (фиг. 2). При длине высанеиваелюго конца большей, чем 3d полосы, высадка производится в закрытом ручье штампа; в таком случае применяется правило 2: в закрытом штампе молено высадить полосу до диаметра D деформированного сечения, не превышающего l,5d исходного материа.та (фиг. 3). Если же это правило не соблюсти и сделать J)> 1,5 d, то получится изгиб материала, а не высадка (фиг. 4). Причина этого залеима материала в том, что в штампе по фиг. 3 изгибу полосы препятствует близ находящаяся стенка штампа, тогда как в штампе по фиг. 4 отдаленная стенка штампа не препятствует образованию зажима. На этом основании, по правилу 2, возможно применение квадратной выемки штампа по фиг. 5. Размер стороны квадрата подчиняется следующему правилу: а (1>) 1,5 d\ при квадратной полосе и круглой выемке штампа (фиг. 6) Dl,5d; здесь d- диагональ квадрата со стороною а. Правило 3: нри высадхее полосы в закрытом ручье штампа выступающий из штампа ко- Фиг. 10. Разрез по АЛ Разрез по ВВ 1. LUfcrepnH, изготовленная из металла, прокатанного в направление ЛА. 2 и 3. Шестерым, из10тов-ленная из npuKaiamioio металла, нысаженмого перпендикулярно направлению прокатки, 4, Штампованная де1аль, вес 5 кг. 5. Высадка, вес 4,2 к:. т. Ъ.
|