Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Катафорез - движение частиц порошкообразной или полупластич. массы и увеличепием прессового давления при формовании. О способах изготовления клинкерного кирпича см. Кирпичное производство- Сушка клинкерного сырца, изготовленного по мокрому способу, отличается от сушки обыкновенного кирпича только еще большей осторолностыо в соответствии с более тонким и плотным с.?10жением клинкерных глин. Эта осторолспость и выдержка в особенности необходимы, когда клинкерный кирпич изготовляется из по.лупластическ. влажной массы путем применения большого давления при прессовании.Сушильные устройства см. Кирпичное производство. О б ж; и г клиикерпого кирпича производится в печах периодич. действия с обратным пламенем и с полугазовыми топками или в кольцевых, а таклсе в камерных, печах при температуре от 1 160 до 1 250°. При облшге хслинкерного кирпича во всякой печи нагревание должно происходить медленно, не менее 7--10 дней, во избелание появления трещин на изделиях. До 750-850° обжиг производится в окислительной атмосфере для перевода заключающейся в глиие закиси лселеза в более тугоплавкую окись, выгорания органических веществ и окисления присутствующих соединений серы. В дальнейшем обжиг должен вестись попеременно в окисчительной и восстановительной атмосферах. Около 1 000--1 050° начинается обычно заметное уплотнение глины. В дальней-нхем облиг доллсен вестись и заканчиваться только в восстановительной атмосфере для обеспечения наиболее полного спекания массы и сообщения темной, красновато-коричневой до сине-черной окраски, характерной для хорошего К. Ох.чал£дение обож;-женных изделий доллно быть очень медленным, не менее 8-10 дней, с целью получения продукта, свободного от внутренних напряжений и обладающего большой упругостью, вязкостью и твердостью, и притом в условиях, исключающих значительное окисление поверхиости остывающего клинкера. Чтобы нилшие ряды К. не деформировались от тяжести лежащих выше кирпичей, К. загружают в печь менее высоко, чем это имеет место при обыкновенном кирпиче. Венгерский керамит, в виду исключите.тьного состава глины [высокое содержание СаО (16,38%) и MgO (4,52%)], способствующего в значительной степени размягчению и деформации в процессе облсига, помещают в печи только вместе с другими, более огнестойкими изделиями, и лишь в верхнем ряду их насадки; имеются кроме того сведения, что он обжигается при этом в огнеупорных капселях. На клинкерных заводах СССР облшг производится в газовых многокамерных печах системы Мендгейма. Миогочисленные клинкерные з-ды в округе Варель (Бокгорн) в Оль-денбурге, как и голландские, ведут обжиг мостового К. преимущественно в гофман-ских кольцевых печах, работающих на местном торфе, очень экономичных в смысле расхода топлива, но не гарантирующих во время охлалдения от растрескивания, образования внутренних напрялений и иоверх-ностного окисления материала. В отличие от красного кирпича К. обжигается в гофман- ской печи весьма медленно. Число камер 20-22, минимально 18, и при сравнительно небольшой их емкости в 8-12 тыс. шт. В день выгружается не больше камеры, так что товар находится в печи примерно вдвое дольше, чем простой кирпич. Высота камер, а следовательно, и насадка, устраивается более низкой, чем для обыкновенного кирпича. Под огнем и на просушке дымовыми газами находится одновременно не меньше 6 камер. Заброска торфа производится сразу в три камеры, выпуск дымовых газов- в двух камерах. Начало облотга производится молодым несмолистым торфом. Характерное для К. сильно восстановительное пламя под конец облига создается забрасыванием более плотного и смолистого сорта торфа, дающего сильно коптящее пламя, и соответствующим регулированием тяги. Обл-сиг в кольцевой печи (Бокгорн) дает в среднем пять сортов кирпича: 1) облицовочный или мостовой К. высшего сорта-до 20%, 2) с менее ровной поверхностью, поврежденными углами или ребрами и т. д.-до 50%, 3) неравномерного обжига, с пятнами-до 10%, 4) брака (пережога, искривленного, ошлакованного и т. д.)-до 10%, 5) недолтога-до 10%. Первый сорт, отличающийся безукоризненной внешностью, идет на облицовку фасадов, второй на мощение дорог, третий применяется как обыкновенный облицовочный кирпич, брак идет гл. обр. на фундамен-трл зданий, и пятый сорт продается как обыкновенный красный кирпич. В новейшее время начинает преобладать мнение, что мостовой К. высшего качества следует обжигать не в гофманских печах, а в печах периодического действия с обратным пламенем - в производствах средней величины, и в газовых многокамерных, непрерывно действующих печах также с обратным пламенем-в крупных производствах. Расход топлива в последних печах больше,чем в ко.11ьцевых,по крайней мере на 30%, но это окупается повышением качества продукции и пстучением большего выхода высокосортного мостового К. по сравнению с низшими сортами. Расход каменного угля на обжиг клинкерного кирпича составляет, по Магеру, на 1 ООО шт.: для печей периодического действия-550 иг, камерных кольцевых с обратным пламенем- 370 %г, газовых камерных-265 кг. Производство К. До войны 1914- 1918 гг. в России было 5 заводов, изготовлявших К., к-рые обслуншвали стратегические шоссейные дороги в Польше и на Украине. В настоящее время на территории СССР работают з-ды в Гомеле, в с. Топчиеве (в 20 вер. от Чернигова) и только-что пущенный в ход в Н.-Новгороде. Намечается постройка еще нескольких з-дов на Украине и в РСФСР: в Вятке, при ст. Щекино Московско-Курской ж. д., около Тулы и др. Топчиевский и гомельский заводы дают в настоящее время в год около 3 млн. шт. К. разных сортов. Себестоимость К. на гомельском заводе в 1927 г. составила 33 р. за 1 ООО шт. Лит.: Гельфер А. А., Клинкер (звончак) как искусственный камень для устройства дорог и сооружений, СПБ, 1913; Д у б е л и р Г. Д., Городские улицы и мостовые, Киев, 1912; Якубович И. М., О клинкере для мостовых. Земский сборник Черниговской г., Чернигов, 1912; Юрганов В. В., -Керамическая промышленность России, Петроград, 1922; Самсонов А. П., Клинкер и его применение на дорогах Нижегородской губ., Н.-Новгород, 1928; Местный транспорт , Москва; Y е а t m an L., F a u с Jl о n I., La brique etc pavage, Comte rendu dune Mission officielle aux Etats-Unis, Paris, 1928; Bigot A., Los materiaux de pavage, Chimie et lndustrie . P., 1923, Mai; Searle A. В., Modern Bnckmaking, L., 1920; Б i s с li о f C, Die feuerfe-sten Tone und Rohstoffe, Lpz., 1923; Singer F., Keramik, im Dienste von Industrie u. Volkswirtschaft, Braunschweig, 1923; H echt H., Lehrbuch d. Keramik, Wien-Leipzig, 1923; D ii m m 1 с r K., Klinker, ihre Verwendung und Herstellung, Halle a/S 1920; F i к e n t s с h e r, Die Klinker und itire Herstellung, Tonindustrie-Zeitungft, Berlin, 1926, 8-10; J u r g e 1 P., Die Herstellung d. Klinker, insbesondere d. Pflasterklinker, Berlin, 1927; Burchartz H., H i r s с h 11., N e u b с r xV., Der Klinker, Rohstoff-untersuchung, Materiatpriifung, Berlin, 1927; M a- er 11., Khnkerherstellung, TonindusLrie-Kalender>, Berlin, 1929, B. 2. B. Юрганов. КЛИШЕ, В полиграфии различные виды преимущественно типографских печатных форм, исполненных при помощи гравирования, стереотипирования, гальванопластики или фотомеханич. процессов: цинко-графич. автотипии, ксилографии, обронной гравюры для конгревного печатания и т. п. (см. Гравирование и Когсгревпое печатание). Клише называют кроме того всякое изображение на печатной плоскости, обработанное соответствующей техникой, для получения значительного количества однообразных печатных оттисков - с камня или цинка (литография и офсет), меди (офорт, гелиогравюра, меццо-тинто), свинца (нотопечатание) и т. п.,-затем исполненные на бумаге авто-графическ. чернилами оригиналы для этих целей, а таклсе и старый печатный оттиск-оригинал при анастатическом печатании. В практических русских условиях в приведенной второй группе номенклатуры различных печатных техник понятие клише употребляется редко. Лит.: Щелку н о в М. И., История, техника, искусство книгопечатания, М.-.п., 1926; Русс Р., Основы современной рспродукционпот! техники, М.-Л., 1930; Sauberlich О., Obral-Worterbuch, Leipzig, 1927. С. Михайлов. КЛОПФЕР, слуховой приемный телеграфный аппарат, работающий но азбуке Морзе, у которого принимаемые знаки (точка или тире) не записываются на ленте, как в других аппаратах, а воспринимаются телеграфистом на слух. В главнейшем К. состоит из электромагнита с якорем а, укрепленным на рычаге Н (фиг.). Этот рычаг, ударяясь о стойку С, при притяжении и отталкивании якоря под действием проходящего гока, дает отчетливый звук, при чем точки от тире отличаются промелсутком времени между ударами о нилс-пропущенный сквозь длинное плечо рычага, и верхний винт .s, укрепленный на стойке С. Для усиления звуков ось якорного рычага укреплена на металлической рамке А, основание э.71ектромагнита Р установлено на трех твердых ноажах, и вся эта система помещена в резонаторной коробке, кото2:)ая обращена открытой стороной к принимающему. Расстояние якоря от электромагнита, его размах и чувствительность регу.пиру1отся винтами s, s. и пру- ний винт л ленной /, укрепленной на коротком плече рычага Я. Передатчиком служит обыкновенный ключ Морзе. Правильно отрегулированный клопфер отзывается на токи от 5 до 30 гпА. Максимальная достигнутая скорость при помощи К.-3 000 слов в час, средняя рабочая-700 слов в час. Существуют К. нейтральные (или обыкновенные) и К. поляризованные (см. Реле). Последние конструктивно выполнены несколько иначе; они имеют постоянный магнит, более чувствительны, работают только от тока одного направления, и поэтому не отзываются на разрядный ток (например в кабельных линиях), имеющий обратное направление и нарушающий работу. Так лее, как у аппаратов Морзе, у клопфера различают схемы постоянного тока и рабочего тока.Преимущества по сравнению с аппаратом Морзе: отсутствие пишущего приспособления, а следовательно и дешевизна, простота ухода, большая скорость телеграфирования, т. к. не нужно терять время на расшифрование знаков с ленты. Но отсутствие записи является одновременно и недостатком, т. к. лишает возмолсности в дальнейшем навести справку в случае неправильно принятой телеграммы. Чтобы избавиться от неприятного шума, вызываемого ударами клопфера, иногда употребляют в качестве приемника телефон или оптическ. прибор. В первом случае линейное реле, включенное вместо К., замыкает цепь тока от местного генератора топа.тьной частоты на телефон. Вследствие этого в телефоне слышны звуки определенного тона различи, продоллситель-ности, в соответствии с замыканиями и размыканиями к.г1юча на передающей станции. Во втором случае вместо телефона прием-пиком служит лампа, наполненная каким-либо благородным газом под дав.тением ок. 10 мм, имеющая два электрода,-так наз. лампа тления. При включении лампы в цепь тока в ней происходит тихий электрич. разряд, и она светится особым светом, как бы тлеет. Оттенок свечения зависит от наполняющего .тампу газа. Лит.: А m Ь г о s i U s Р\, Основы техники слабых токов, пер. с нем., Берлин, 1922 ; Гусев А., Теле-гра(1), телефон, Москва, 1925; Ци ткало А. И., Практическое руководство по уходу за телеграфными аппаратами, ч. 1, М., 1926. Д. Суворов. КЛУБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, возведеяяе зданий, приснособлеппых для совмещения отдыха с культурно-просветительной и поли-тическ. работой. Начавшись стихийно в первые годы революции, К.с. в последнее трехлетие приведено в единую систему и регламентировано проф. союзами и высшими директивными органами как в смысле обеспечения финансовыми средствами, так и в отношении идеологического и технич.оформления зданий. При проф. союзах образованы особые фонды на К. с. К.тубная работа в советских условиях преследует следующие цели: а) ведение политико-воспитательной и культурно-нросвети-тельной работы, б) создание удобных условий для крулсковой работы по самообразованию, в) поощрение физического развития трудящихся и г) предоставление здорового и культурного отдыха работникам и их семьям. Так. образ, в соответствии с указанными целями, нормальное клубное здание доллсно заключать в себе следующие помещения: 1) для больщих собраний, концертов и зрелищ, 2) для кружковой работы, 3) для отдыха и 4) для физкультуры. Все эти группы помещений должны составлять одно гармоничное целое и удобно сообщаться друг с другом, но вместе с тем обеспечивать удобную работу в каждой из них. Для этого при более значительных клубах устраиваются отдельные входы и вестибюли для зрительного зала и кружковых помещений, посещаемых только членами клуба; отдельные входы предусматриваются иногда и для спортивного зала и библиотеки. Помещения для отдыха служат связующим звеном между остальными группами. Зрительный зал клуба с подсобными помещениями служит для массовых собраний, спектаклей, концертов, киносеансов и семейных вечеров. Особого внимания требует планировка вестибюля со входами, выходами, гардеробной и кассою таким образом, что-, бы не получалось встречных течений публики. Наиболее рационально разделение вестибюля вешалками для верхнего платья на две части: одну для входящей публики и другую для выходящей. Площадь для раздевальни берут из расчета 0,20 м, а всего вестибюля-0,40 на одного зрителя и ожидающего. Все двери, которые ведут к выходам, шириною не менее 1,5 м, должны отворяться наружу, иметь в общей сложности не Фнг. 1. менее 1 п. м ширины на каледые 100 зрителей и ожидающих; при входах и выходах д. б. тамбуры. В клубах вместимостью до 250 чел. допускается 2 выхода шириною 1 м. Лестницы на балкон (не менее двух) должны иметь двойкое заложение, ширину маршей не менее 1,50 м, принимая 1 w.jn ширины на каждые 100человек.Площадь помещений для ожидающей публики, не включая подсоб- ных комнат (курительных, уборных, служебных, коридоров и т. п.), при повторных киносеансах долж;на быть не менее площади зрительного зала, а в случае недопущения посторонней публики-на 20% меньше. Фойе занимает центральное место в клубе и д. б. спроектировано не только как место ожидания публики, но и как гостиная, зал под танцы, выставки и т. п. Это обусловливает и обработку фойе в виде светлого уютного помещения, с приятною окраскою стен, со смягченным вечерним освещением, с мягкой мебелью, паркетным полом. При фойе м. б. эстрада для музыкантов и место для продажи литературы. Рядом с фойе должны находиться буфет, курительная комната, размером в 15% площади фойе, мужские и женские уборные из расчета 1 очко на 50 чел., с умывальниками. Планировка зрительного зала, расположение мест и устройство проходов подчинены тем же правилам, как и в кинозданиях (см.). Форма зала лселательна удлиненная, но не свыше 1:2; высота-около 0,5 ширины зала; площадь дневного освещения-около 0,1 площади пола. Горизонтальный пол устраивается лишь в малых залах; обыкновенно же полу придают уклон в 3-6%-или во всю длину зала, или же в части его (от 1/2 ДО з), отдаленной от сцены; общий уклон не должен превышать 25%. Распределение мест, проходов и выходов для балкона должно отвечать тем же требованиям, как и для партера; при балконе устраивается особое фойе для ожидающей публики или для пребывания ее во время антрактов, площадью из такого же расчета, как нижнее фойе; балкон или фойе соединяют с вестибюлем не менее как двумя лестницами для входа и выхода. Уклон балкона, как и пола в зрительном зале, доллсен быть таков, чтобы прямая, проведенная по уровню глаз зрителей, пересекала плоскость пола сцены не далее занавеса. Балкон обыкновенно вмещает около 25% всех зрителей и частично находится над задними рядами партера (над 4 и во всяком случае не более чем над 6 рядами). Высота балкона над полом последнего места балкона - 3,00 м. За стеной последнего ряда (партера или балкона) помещается киноаппаратная, которая должна быть устроена и оборудована во всем по правилам, принятым для кн-нозданий. Тем же требованиям должно отвечать н устройство экрана. Сцену отделяют от зрительного зала несгораемой стеной с портальной аркой; сцена д. б. непосредственно окружена со всех сторон каменными стенами, возвышающимися над смежными крышами ке менее как на 1м. Ширина портальной арки составляет 0,6 ширины зала, высота ле ее-0,75 ширины арки. Ширина сцены равна ширине зала, а глубина равна ширине арки или превышает ее на 25%; при больших клубах устраивается и арьерсцена. Пол, или план- !1 г
|