Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [ 58 ] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

порошкообразной или полупластич. массы и увеличепием прессового давления при формовании. О способах изготовления клинкерного кирпича см. Кирпичное производство-

Сушка клинкерного сырца, изготовленного по мокрому способу, отличается от сушки обыкновенного кирпича только еще большей осторолностыо в соответствии с более тонким и плотным с.?10жением клинкерных глин. Эта осторолспость и выдержка в особенности необходимы, когда клинкерный кирпич изготовляется из по.лупластическ. влажной массы путем применения большого давления при прессовании.Сушильные устройства см. Кирпичное производство.

О б ж; и г клиикерпого кирпича производится в печах периодич. действия с обратным пламенем и с полугазовыми топками или в кольцевых, а таклсе в камерных, печах при температуре от 1 160 до 1 250°. При облшге хслинкерного кирпича во всякой печи нагревание должно происходить медленно, не менее 7--10 дней, во избелание появления трещин на изделиях. До 750-850° обжиг производится в окислительной атмосфере для перевода заключающейся в глиие закиси лселеза в более тугоплавкую окись, выгорания органических веществ и окисления присутствующих соединений серы. В дальнейшем обжиг должен вестись попеременно в окисчительной и восстановительной атмосферах. Около 1 000--1 050° начинается обычно заметное уплотнение глины. В дальней-нхем облиг доллсен вестись и заканчиваться только в восстановительной атмосфере для обеспечения наиболее полного спекания массы и сообщения темной, красновато-коричневой до сине-черной окраски, характерной для хорошего К. Ох.чал£дение обож;-женных изделий доллно быть очень медленным, не менее 8-10 дней, с целью получения продукта, свободного от внутренних напряжений и обладающего большой упругостью, вязкостью и твердостью, и притом в условиях, исключающих значительное окисление поверхиости остывающего клинкера. Чтобы нилшие ряды К. не деформировались от тяжести лежащих выше кирпичей, К. загружают в печь менее высоко, чем это имеет место при обыкновенном кирпиче. Венгерский керамит, в виду исключите.тьного состава глины [высокое содержание СаО (16,38%) и MgO (4,52%)], способствующего в значительной степени размягчению и деформации в процессе облсига, помещают в печи только вместе с другими, более огнестойкими изделиями, и лишь в верхнем ряду их насадки; имеются кроме того сведения, что он обжигается при этом в огнеупорных капселях. На клинкерных заводах СССР облшг производится в газовых многокамерных печах системы Мендгейма. Миогочисленные клинкерные з-ды в округе Варель (Бокгорн) в Оль-денбурге, как и голландские, ведут обжиг мостового К. преимущественно в гофман-ских кольцевых печах, работающих на местном торфе, очень экономичных в смысле расхода топлива, но не гарантирующих во время охлалдения от растрескивания, образования внутренних напрялений и иоверх-ностного окисления материала. В отличие от красного кирпича К. обжигается в гофман-

ской печи весьма медленно. Число камер 20-22, минимально 18, и при сравнительно небольшой их емкости в 8-12 тыс. шт. В день выгружается не больше камеры, так что товар находится в печи примерно вдвое дольше, чем простой кирпич. Высота камер, а следовательно, и насадка, устраивается более низкой, чем для обыкновенного кирпича. Под огнем и на просушке дымовыми газами находится одновременно не меньше 6 камер. Заброска торфа производится сразу в три камеры, выпуск дымовых газов- в двух камерах. Начало облотга производится молодым несмолистым торфом. Характерное для К. сильно восстановительное пламя под конец облига создается забрасыванием более плотного и смолистого сорта торфа, дающего сильно коптящее пламя, и соответствующим регулированием тяги. Обл-сиг в кольцевой печи (Бокгорн) дает в среднем пять сортов кирпича: 1) облицовочный или мостовой К. высшего сорта-до 20%, 2) с менее ровной поверхностью, поврежденными углами или ребрами и т. д.-до 50%, 3) неравномерного обжига, с пятнами-до 10%, 4) брака (пережога, искривленного, ошлакованного и т. д.)-до 10%, 5) недолтога-до 10%. Первый сорт, отличающийся безукоризненной внешностью, идет на облицовку фасадов, второй на мощение дорог, третий применяется как обыкновенный облицовочный кирпич, брак идет гл. обр. на фундамен-трл зданий, и пятый сорт продается как обыкновенный красный кирпич. В новейшее время начинает преобладать мнение, что мостовой К. высшего качества следует обжигать не в гофманских печах, а в печах периодического действия с обратным пламенем - в производствах средней величины, и в газовых многокамерных, непрерывно действующих печах также с обратным пламенем-в крупных производствах. Расход топлива в последних печах больше,чем в ко.11ьцевых,по крайней мере на 30%, но это окупается повышением качества продукции и пстучением большего выхода высокосортного мостового К. по сравнению с низшими сортами. Расход каменного угля на обжиг клинкерного кирпича составляет, по Магеру, на 1 ООО шт.: для печей периодического действия-550 иг, камерных кольцевых с обратным пламенем- 370 %г, газовых камерных-265 кг.

Производство К. До войны 1914- 1918 гг. в России было 5 заводов, изготовлявших К., к-рые обслуншвали стратегические шоссейные дороги в Польше и на Украине. В настоящее время на территории СССР работают з-ды в Гомеле, в с. Топчиеве (в 20 вер. от Чернигова) и только-что пущенный в ход в Н.-Новгороде. Намечается постройка еще нескольких з-дов на Украине и в РСФСР: в Вятке, при ст. Щекино Московско-Курской ж. д., около Тулы и др. Топчиевский и гомельский заводы дают в настоящее время в год около 3 млн. шт. К. разных сортов. Себестоимость К. на гомельском заводе в 1927 г. составила 33 р. за 1 ООО шт.

Лит.: Гельфер А. А., Клинкер (звончак) как искусственный камень для устройства дорог и сооружений, СПБ, 1913; Д у б е л и р Г. Д., Городские улицы и мостовые, Киев, 1912; Якубович И. М., О клинкере для мостовых. Земский сборник Черниговской г., Чернигов, 1912; Юрганов В. В.,



-Керамическая промышленность России, Петроград, 1922; Самсонов А. П., Клинкер и его применение на дорогах Нижегородской губ., Н.-Новгород, 1928; Местный транспорт , Москва; Y е а t m an L., F a u с Jl о n I., La brique etc pavage, Comte rendu dune Mission officielle aux Etats-Unis, Paris, 1928; Bigot A., Los materiaux de pavage, Chimie et lndustrie . P., 1923, Mai; Searle A. В., Modern Bnckmaking, L., 1920; Б i s с li о f C, Die feuerfe-sten Tone und Rohstoffe, Lpz., 1923; Singer F., Keramik, im Dienste von Industrie u. Volkswirtschaft, Braunschweig, 1923; H echt H., Lehrbuch d. Keramik, Wien-Leipzig, 1923; D ii m m 1 с r K., Klinker, ihre Verwendung und Herstellung, Halle a/S 1920; F i к e n t s с h e r, Die Klinker und itire Herstellung, Tonindustrie-Zeitungft, Berlin, 1926, 8-10; J u r g e 1 P., Die Herstellung d. Klinker, insbesondere d. Pflasterklinker, Berlin, 1927; Burchartz H., H i r s с h 11., N e u b с r xV., Der Klinker, Rohstoff-untersuchung, Materiatpriifung, Berlin, 1927; M a- er 11., Khnkerherstellung, TonindusLrie-Kalender>, Berlin, 1929, B. 2. B. Юрганов.

КЛИШЕ, В полиграфии различные виды преимущественно типографских печатных форм, исполненных при помощи гравирования, стереотипирования, гальванопластики или фотомеханич. процессов: цинко-графич. автотипии, ксилографии, обронной гравюры для конгревного печатания и т. п. (см. Гравирование и Когсгревпое печатание). Клише называют кроме того всякое изображение на печатной плоскости, обработанное соответствующей техникой, для получения значительного количества однообразных печатных оттисков - с камня или цинка (литография и офсет), меди (офорт, гелиогравюра, меццо-тинто), свинца (нотопечатание) и т. п.,-затем исполненные на бумаге авто-графическ. чернилами оригиналы для этих целей, а таклсе и старый печатный оттиск-оригинал при анастатическом печатании. В практических русских условиях в приведенной второй группе номенклатуры различных печатных техник понятие клише употребляется редко.

Лит.: Щелку н о в М. И., История, техника, искусство книгопечатания, М.-.п., 1926; Русс Р., Основы современной рспродукционпот! техники, М.-Л., 1930; Sauberlich О., Obral-Worterbuch, Leipzig, 1927. С. Михайлов.

КЛОПФЕР, слуховой приемный телеграфный аппарат, работающий но азбуке Морзе, у которого принимаемые знаки (точка или тире) не записываются на ленте, как в других аппаратах, а воспринимаются телеграфистом на слух. В главнейшем К. состоит из электромагнита с якорем а, укрепленным на рычаге Н (фиг.). Этот рычаг, ударяясь о стойку С, при притяжении и отталкивании якоря под действием проходящего гока, дает отчетливый звук, при чем точки от тире отличаются промелсутком времени между ударами о нилс-пропущенный сквозь длинное плечо рычага, и верхний винт .s, укрепленный на стойке С. Для усиления звуков ось якорного рычага укреплена на металлической рамке А, основание э.71ектромагнита Р установлено на трех твердых ноажах, и вся эта система помещена в резонаторной коробке, кото2:)ая обращена открытой стороной к принимающему. Расстояние якоря от электромагнита, его размах и чувствительность регу.пиру1отся винтами s, s. и пру-


ний винт л

ленной /, укрепленной на коротком плече рычага Я. Передатчиком служит обыкновенный ключ Морзе. Правильно отрегулированный клопфер отзывается на токи от 5 до 30 гпА. Максимальная достигнутая скорость при помощи К.-3 000 слов в час, средняя рабочая-700 слов в час.

Существуют К. нейтральные (или обыкновенные) и К. поляризованные (см. Реле). Последние конструктивно выполнены несколько иначе; они имеют постоянный магнит, более чувствительны, работают только от тока одного направления, и поэтому не отзываются на разрядный ток (например в кабельных линиях), имеющий обратное направление и нарушающий работу.

Так лее, как у аппаратов Морзе, у клопфера различают схемы постоянного тока и рабочего тока.Преимущества по сравнению с аппаратом Морзе: отсутствие пишущего приспособления, а следовательно и дешевизна, простота ухода, большая скорость телеграфирования, т. к. не нужно терять время на расшифрование знаков с ленты. Но отсутствие записи является одновременно и недостатком, т. к. лишает возмолсности в дальнейшем навести справку в случае неправильно принятой телеграммы. Чтобы избавиться от неприятного шума, вызываемого ударами клопфера, иногда употребляют в качестве приемника телефон или оптическ. прибор. В первом случае линейное реле, включенное вместо К., замыкает цепь тока от местного генератора топа.тьной частоты на телефон. Вследствие этого в телефоне слышны звуки определенного тона различи, продоллситель-ности, в соответствии с замыканиями и размыканиями к.г1юча на передающей станции. Во втором случае вместо телефона прием-пиком служит лампа, наполненная каким-либо благородным газом под дав.тением ок. 10 мм, имеющая два электрода,-так наз. лампа тления. При включении лампы в цепь тока в ней происходит тихий электрич. разряд, и она светится особым светом, как бы тлеет. Оттенок свечения зависит от наполняющего .тампу газа.

Лит.: А m Ь г о s i U s Р\, Основы техники слабых токов, пер. с нем., Берлин, 1922 ; Гусев А., Теле-гра(1), телефон, Москва, 1925; Ци ткало А. И., Практическое руководство по уходу за телеграфными аппаратами, ч. 1, М., 1926. Д. Суворов.

КЛУБНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО, возведеяяе зданий, приснособлеппых для совмещения отдыха с культурно-просветительной и поли-тическ. работой. Начавшись стихийно в первые годы революции, К.с. в последнее трехлетие приведено в единую систему и регламентировано проф. союзами и высшими директивными органами как в смысле обеспечения финансовыми средствами, так и в отношении идеологического и технич.оформления зданий. При проф. союзах образованы особые фонды на К. с.

К.тубная работа в советских условиях преследует следующие цели: а) ведение политико-воспитательной и культурно-нросвети-тельной работы, б) создание удобных условий для крулсковой работы по самообразованию, в) поощрение физического развития трудящихся и г) предоставление здорового и культурного отдыха работникам и их семьям. Так. образ, в соответствии с указанными



целями, нормальное клубное здание доллсно заключать в себе следующие помещения: 1) для больщих собраний, концертов и зрелищ, 2) для кружковой работы, 3) для отдыха и 4) для физкультуры. Все эти группы помещений должны составлять одно гармоничное целое и удобно сообщаться друг с другом, но вместе с тем обеспечивать удобную работу в каждой из них. Для этого при более значительных клубах устраиваются отдельные входы и вестибюли для зрительного зала и кружковых помещений, посещаемых только членами клуба; отдельные входы предусматриваются иногда и для спортивного зала и библиотеки. Помещения для отдыха служат связующим звеном между остальными группами.

Зрительный зал клуба с подсобными помещениями служит для массовых собраний, спектаклей, концертов, киносеансов и семейных вечеров. Особого внимания требует планировка вестибюля со входами, выходами, гардеробной и кассою таким образом, что-, бы не получалось встречных течений публики. Наиболее рационально разделение вестибюля вешалками для верхнего платья на две части: одну для входящей публики и другую для выходящей. Площадь для раздевальни берут из расчета 0,20 м, а всего вестибюля-0,40 на одного зрителя и ожидающего. Все двери, которые ведут к выходам, шириною не менее 1,5 м, должны отворяться наружу, иметь в общей сложности не


Фнг. 1.

менее 1 п. м ширины на каледые 100 зрителей и ожидающих; при входах и выходах д. б. тамбуры. В клубах вместимостью до 250 чел. допускается 2 выхода шириною 1 м. Лестницы на балкон (не менее двух) должны иметь двойкое заложение, ширину маршей не менее 1,50 м, принимая 1 w.jn ширины на каждые 100человек.Площадь помещений для ожидающей публики, не включая подсоб-

ных комнат (курительных, уборных, служебных, коридоров и т. п.), при повторных киносеансах долж;на быть не менее площади зрительного зала, а в случае недопущения посторонней публики-на 20% меньше. Фойе занимает центральное место в клубе и д. б. спроектировано не только как место ожидания публики, но и как гостиная, зал под танцы, выставки и т. п. Это обусловливает и обработку фойе в виде светлого уютного помещения, с приятною окраскою стен, со смягченным вечерним освещением, с мягкой мебелью, паркетным полом. При фойе м. б. эстрада для музыкантов и место для продажи литературы. Рядом с фойе должны находиться буфет, курительная комната, размером в 15% площади фойе, мужские и женские уборные из расчета 1 очко на 50 чел., с умывальниками. Планировка зрительного зала, расположение мест и устройство проходов подчинены тем же правилам, как и в кинозданиях (см.). Форма зала лселательна удлиненная, но не свыше 1:2; высота-около 0,5 ширины зала; площадь дневного освещения-около 0,1 площади пола. Горизонтальный пол устраивается лишь в малых залах; обыкновенно же полу придают уклон в 3-6%-или во всю длину зала, или же в части его (от 1/2 ДО з), отдаленной от сцены; общий уклон не должен превышать 25%. Распределение мест, проходов и выходов для балкона должно отвечать тем же требованиям, как и для партера; при балконе устраивается особое фойе для ожидающей публики или для пребывания ее во время антрактов, площадью из такого же расчета, как нижнее фойе; балкон или фойе соединяют с вестибюлем не менее как двумя лестницами для входа и выхода. Уклон балкона, как и пола в зрительном зале, доллсен быть таков, чтобы прямая, проведенная по уровню глаз зрителей, пересекала плоскость пола сцены не далее занавеса. Балкон обыкновенно вмещает около 25% всех зрителей и частично находится над задними рядами партера (над 4 и во всяком случае не более чем над 6 рядами). Высота балкона над полом последнего места балкона - 3,00 м. За стеной последнего ряда (партера или балкона) помещается киноаппаратная, которая должна быть устроена и оборудована во всем по правилам, принятым для кн-нозданий. Тем же требованиям должно отвечать н устройство экрана.

Сцену отделяют от зрительного зала несгораемой стеной с портальной аркой; сцена д. б. непосредственно окружена со всех сторон каменными стенами, возвышающимися над смежными крышами ке менее как на 1м. Ширина портальной арки составляет 0,6 ширины зала, высота ле ее-0,75 ширины арки. Ширина сцены равна ширине зала, а глубина равна ширине арки или превышает ее на 25%; при больших клубах устраивается и арьерсцена. Пол, или план-

!1 г



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 [ 58 ] 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152