Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Катафорез - движение частиц еще следующие вспомогательные отделы: 1) граверный-для гравировки медных валов под печать и стальных валов для тиснения, 2) резчицкий-для изготовления манер (см. нилсе) для ручной печати и на-бойных валов для машинной печати, 3) склады, 4) лаборатории, 5) механический отдел и 6) другие подсобные отделы. В производстве К. употребляются следующие сырые материалы: 1) ткань или подкладка разных сортов и ширины; 2) материалы для приготовления олифы-льняное масло и сикативы; 3) материалы для приготовления грунтов (кроме олифы): а) наполнители (каолин, мел и др.), б) разлсижи-тели (керосин, скипидар и др.), в) омыляю-щие вещества (сода, нашатырный спирт, бура и др.), г) связывающие вещества (клей, отвар карагеиа, мыло и др.), д) смягчители (рыбий жир, растительное масло и друг.); 4) краски для окрашивания грунтов и для печати-литопон, хром желтый и оранжевый, охра, мумия, умбра, железный сурик, зелень хромовая, ультрамарин, сажа и др., а таклсе пигментные лаки раз.тичных органич. красрхте.чей на минеральном или органическом субстрате (краплак, баканы, лак фиолетовый и др.); 5) материалы для приготовления лака (кроме олифы и сикативов): а) смолы (канифоль, даммар, копалы-каури и КОНГО, и др.), б) растворители (бензин, скипидар и другие). Кроме этих материалов употребляются и другие, как например крахмал для аппретирования ткани, препарированные смолы, различные мастики и т. д. Ткань для К. употребляется гл. обр. хлопчатобумажная, типа кембрика или миткаля, бязи, саржи, бумазеи, молескина и т. п. Для половой клеенки употребляется льняная ткань из низк. номеров прялси высокой доброты, типа мешочных или паковочных тканей; для медицинск. компрессной клеенки употребляют обычно тонкую шелковую ткань различной плотности. Необходимым условием получения высококачественной К. являются: высокое качество ткани-чистота и отсутствие на ней ткацких пороков (подплетин, недосек, утолщенных нитей и т. п.) и ровные и одинаковой толщины кромки; в результате недостатков ткани грунт получается не вполне гладким. Поэтому на качество подкладки в клееночном производстве д.б. обращено особенное внимание. Первая операция, которой подвергается ткань, - браковка и чистка. Чистку ткани производят сначала во время браковки, а затем на бастовальных, стригальных и пухоочистительных машинах одинакового устройства с применяемыми для этой цели на красильных хл.-бум. фабриках. На бастовальных машинах при помощи налсдач-ных валиков с ткани удаляют грязь и другие посторонние тела; на стригальных машинах при помощи спиральных ножей удаляют выступающие волокна; на пухоочистительных при помощи круглых щеток ткань окончательно очищают от пуха. После этого ткань, сшитую по нескольку кусков, накатывают на ролпк, ]:)азглажпвают на каландрах и отнрав.ляют в грунтовальный цех для наложения на нее грунта. Легкие ткани иногда предварительно аппретируют крахмалом и сушат на шнан-рамах, чтобы придать им более гладкий вид-для равномерного наложения грунтов и получения определенной, стандартной ширины К. Более тялселые ткани, в зависимости от сорта К., несколько раз подчесывают с одной стороны на чесальных машинах. Основным материалом клееночных грунтов до настоящего времени является льняная олифа; поэтому льняное масло, которое служит для получения олифы, является одним из главных сырых материалов 1слееночного производства. Льняное масло д. б. прозрачным, не содержать более 2% отстоя (по объему), иметь йодное число не менее 170 и кислотное не более 3-4. Масло, получаемое из южных семян, с более низкими йодными числами менее пригодно для олифы, употребляемой в производстве К. Применение других масел, с более высокими йодными числами, чем у льняного (как нанр. периллового), еще не вошло в практику клееночного производства. Льняная олифа для К. должна удовлетворять двум основным условиям: 1) быть хорошо высыхающей (в тонком слое на стекле при 60° должна высыхать в 12-18 мин.) и 2) иметь значительную вязкость. Уд. в. такой олифы 0,980- 0,982 и более. Получение олифы ведется в железных котлах раз.личной емкости, вделанных в кирпичную кладку и закрываемых сверху крышками с отводными трубами для удаления газов. Котлы снабжаются иногда мешалками и рубашками дл51 пара или воды. Нагревание масла производят или в котлах на голом огне из топок, находящихся иод котлами, или перегретым паром высокой темп-ры, что значительно безопаснее в пожарном отношении. Масло на.ливают в котлы из отстойных баков в количестве не более /з-4 емкости кот.ла, т. к. при варке оно сильно поднимается и дает много пены. При 130-150° к маслу прибавляют сикативы, т.е. такие соединения, которые, растворяясь в масле,значите.яьно увеличивают скорость его высыхания. Чаще всего употребляют кобальтовые сикативы, так как они дают светлую и хорошо сохнущую олифу, затем марганцевые и др. Белые и светлые грунты К., приготов.пенные на олифе с кобальтовы-лш и марганцевыми сикативами, не темнеют с течением времени, подобно грунтам, приготовленным на свинцовом сикативе, и менее лишен, чем последние. Сикативы обычно применяют или в форме резинатов (соединений мета.п.ла с абиетиновой к-той канифоли) или в форме .линолеатов (соединений металла с жирными кислотами льняного масла). Ко личество сикатива по отношению к маслу должно составлять при расчете на чистый металл для Со-0,1%, Мп-0,25% и РЬ- 0,5%. Темп-ру при полученирг олифы для К. поднимают до 300-310° и держат масло при Этой темп-ре до тех пор, пока оно не получит определенной вязкости, приблизите.льно 4-5 ч. Весь процесс варки масла продолжается 10-12 часов. Масло при высокой температуре полимеризуется (уплотняется) и отчасти оксидируется (окисляется), но самые изменения, происходящие в масле, в настоящее время еще не достаточно изучены. Следующая операция после подготовки ткани и производства олифы-одна из наиболее важных-и р и г о т о в л е н и е грунтов. Различают 3 основных грунта: 1-й грунт (который обычно не окрашивается)- наиболее густой, накладываемый или прямо на очищенную и прокаландрированную ткань или же на ткань, предварительно аппретированную; 2-й грунт-так наз. ф о р-грунт; 3-й грунт-отделочный. В состав какдого грунта входит олифа, к-рая является связующим материалом для всех прочих составных частей грунта и между грунтом и тканью или между отдельными грунтами, почему олифа и является наиболее ответственной составной частью грунтов. Состав 1-го грунта примерно таков: 25% олифы, 25-50% воды, керосина и других летучих веществ, 25-50% наполнителей (каолина и др.). Значительные колебания в содерлча-йии воды наполнителей объясняются тем, что на разных фабриках работают с грунтами различной густоты и плотности. Для лучшего высыхания к грунту прибавляют еще немного жидкого сикатива. Приготовление 1-го грунта производится следующим образом. В мешалку, сделанную из железа, внутри к-рой вращаются лопасти, наливают олифу, зател! каолин (белая глинка), предварительно растертый в другой мешалке с водой, раствор соды и нашатырный спирт; все это перемешивают в течение 3-6 часов, под конец прибавляют небольшое количество (3-5%) керосина. После этого мешалку наклоняют при помощи винта, не останавливая лопастей, к-рые постепенно выбирают грунт из мешалки в подставленные ящики. Емкость мешалки от 800 до 1 ООО %г и более. Каолин должен иметь белый цвет, давать с водой однородную, нежную кашицу и не содержать песка и твердых каменистых частиц. Для лучшего связывания массы к каолину, замешанному с водой, или непосредственно к грунту прибавляют растворы вяжущих веществ, как караген, столярный клеР! ИТ. п. Сода и нашатырный спирт служат усреднителями свободн. кислот, содержащихся в олифе, и образуют с ними мыла, играющие роль загустителя в массе грунта. Поэтому иногда в грунт вводят прямо раствор обыкновенного или жидкого мыла. Олифа, смешанна51 с каолином и водой в присутствии щелочей и мыла, дает при размешивании эмульсию и распределяется поэтому во всей массе грунта равномерно. При перемешивании грунт ностепенно густеет настолько, что может сползать с поднятого ножа только очень медленно. К концу перемешивания к грунту прибавляют разжи-житель (керосин и др.), к-рый отчасти разжижает грунт до нужной густоты и растворяет могущие остаться в мешалке кусочки олифы, а главное придает грунту блеск и однородность. Форгрунт и отделка отличаются от 1-го грунта тем, что они содержат больше олифы, совершенно не содержат воды, более жидки, менее вязки и окрашены в тот или иной цвет красками, предварительно затертыми на олифе. Примерные составы, обычно употребляемые Д.ПЯ форгрунта (II грунт) и отделки (III грунт), таковы (в %): Форгруит Мел+красна. ... 50 Олифа....... 37 Разжижитель (керосин и др.) . . 13 Отделка Мел+краска.... 43 Олифа....... 40 Разжижитель (керосин и др.) . . 17 В качестве наполнителя для форгрунта и отделки употребляют молотый и очищенный мел белого цвета или просушенный, измельченный и просеянный каолин. Наполнитель вместе с частью олифы и керосином замешивают в мешалке и пропускают через краскотерку. К этой основной массе прибавляют затертые на олифе краски, остальную часть олифы и все снова перемешивают в мешалке в течение ок. 1 ч.; затем пропускают через краскотерку один или два раза, взвешивают и отправляют готовый грунт в грунтовальный цех. Д.ля растирания форгрунта и отделки применяют вальцовые одноэтажные и двухэтажные краскотерки с 3 и 6 стальными или мраморными вальцами и с водяным охлаждением, т. е. такого же устройства, какие часто применяют для получения тертых красок. Производительность их - 600-800 %г грунта за 7 ч. работы. Следующими основными операциями клееночного производства яв.ляются наложение грунтов на ткань и сушка и x, а также пемзование и пропуск через каландр (последнее обычно применяется только для 1-го грунта). Наложение грунтов производится на особых грунтовальных машинах, а сушка их-в кирпичных камерах различной величины и Фиг. 1а. емкости. Грунтовальная машина (фиг. 1а и 16) состоит из вращающегося на двух валах m и п бесконечного резинового чехла N и поставленной над ним острой планки L, называемой ножом, которая при помощи маховичка а с червячной передачей d может легко менять свое положение и наклон по отношению к чехлу. Кроме того нож м. б. поднят вверх вращением маховичка Ь и конич. колес р идс винтом г. На ноже имеются две поперечные пластины, и.трг шпакли, S для устранения растекания грунта по резине за края кромок ткани, могущие передвигаться вправо и влево при помощи маховичка с. Для натяжения резрпювого чехла у вала т имеется подвижный подшипник. Фиг. 10. который при вращении колеса I с винтом t может приближаться или удаляться от вала те. Последний цепью Галля соединен с роликом М для нанравления товара, выходящего из машины. Грунтовальная машина покоится на колесах у и потому свободно может передвигаться по рельсам Z. Свое движение она но-чучает от мотора Я через передаточные шкивы Р и Q. Товар с ролика Л через передаточный ро.пик В проходит над очищающим ткань аппаратом С щеткой D на расправитель Е и затем по резиновому чехлу N через ролик М поступает в камеру для сушки. Ткань заправляется поверх чехла, и на нее перед ножом накладывается грунт; при движении чехла он увлекает за собой ткань вместе с грунтом, который распределяется ножом по ткани равномерным слоем, толщиной равной ширине щели между ножом и тканью. Ткань с грунтом непосредственно поступает в камеру, где она навешивается бсльшими петлями по нескольку рядов, вручную или механически. Нагревание камер производится или паром, который пропускается через батареи, расположенные в камерах, или воздухом, нагретым в калорифере. Темп-ра в камерах достигает 50-70°, в зависимости от состава грунта. Процесс сушки грунтов протекает в две фазы: сначала происходит испарение летучих составных частей грунта, а затем-собственно сушка или окисление олифы. Продолжительность сушки грунта зависит кроме *° от качества и состава грунта и от устройства вентиляции, так как скорость обмена воздуха при сушке играет весьма валсную роль. Обычно она колеблется в пределах от 1,5 до 6 ч. и более для каждого грунта. При ручном навешивании камеры обычно загружаются днем, а сушка товара происходит ночью, после чего камеры охлаждают и товар на следующее утро выбирают из ка- мер, накатывая его на ролики при помощи особых мапн4н, называемых выкатками. При выкатке товар нередко пемзуется, т. е. очищается от всякого рода неровностей и шероховатостей грунта. Пемзовальная машина изображена на фиг. 2. Она состоит из вращающегося барабана А, по оси которого между леелезными планками укреплены пемзовальные камни т. Барабан получаотсвое двилсение от мотора Н, установленного на станине машины, через передаточные шкивы Р и Q. От барабана А вращение передается ролику М, на который накатывается товар по выходе из машины. Товар прижимается к пемзовальным камням той стороной, на которую нанесен грунт, при помощи винтов L и затем очищается щеткой D. Вся машина снаблсена колесами и может свободно передвигаться по рельсам. Первый грунт кроме того разглаживается и размягчается пропусканием мелсду нагретыми валами каландра. В последнее время ручное навешивание товара в камерах заменяется механическим, что соединяется с беспрерывной сушкой грунтов. Круговая механич. завеска К. в камеры впервые бьша установлена на ф-ке им. В. П. Ногина в Кунцеве (близ Москвы) в 1927 году немец, фирмой Фишер. Устройство завес-ки показано на фиг. 3. В кирпичной камере А помещаются два аппарата. В настоящее Фиг. 2. время камера разделена продольной стенкой во всю длину пополам, и поэтому каждый аппарат работает совершенно независимо от другого. Товар по выходе из грунтовальной, печатной или лакировочной машины при помощи вращающихся баранчиков а и b поступает в камеру и навешивается в ней петлей. В это же время по наклонной подъемной цепи Галля В подается в камеру палочка, к-рая захватывает левую половину петли и поднимает ее за собой вверх. После этого петли товара передаются на цень С и затем на цепь D. Скорость цепей различна, т. к. вначале петли делаются значите ль-
|