Альтернативное бурение вглубь
Изношенную деталь окуните в пластмассу
Наклонные этажи
Прогоночно-испытательная установка для электродвигателей
Сварка в жидком стекле
Термояд, каков он сегодня
Блокнот технолога
Вибрация против вибрации
Где ты, росток
Для луга и поля
Машина, резко ускоряющая ремонт путей
Назад к веслам!
Несправедливость
Новое слово строителей
Ориентирное устройство для напольной камеры
Подземный смерч дает воду
Предотвращающий падение
Трактор, построенный семьей
Сверхлегкий стан
Текучий уголь - большие ожидания
|
Литература --> Катафорез - движение частиц пне-4-5 камер, шмаух-процесс-2-3 камеры, загрузка, выгрузка, ремонт и пр.- 3-4 камеры. Производительность таких непрерывно действующих печей при п,лотности садки 300-250 шт. в и при скорости огня в 8-12 м;ск составляет Ю-25 тыс.,иногда до 40 тыс. шт. в сутки. Для увстичения производительности строят печи с особо длинным кана.том и работают на два огня, т. е. в одной печи с 28-32 камерами как бы соединяют две печи. Хотя постройка одной двухогневой печи и дешевле, чем постройка двух печей, но она не всегда бывает более экономичной. Наряду с кольцевыми печами сист. Гофмана строят непрерывно работающие зигзаг о в ы е печи (Бюрера) (фиг. 17) с малым поперечным сечением камер (до 5 м); обжиг в них ведется с большей, чем в гоф-манских печах, скоростью огня. Последним, наиболее совершенным типом обжигательных устройств, является тоннельная печь, представляющая собой канал в 50-120 м д.линой, перекрытый сводом. Приб,лизительпо около середины д.лины канала, с двух его сторон, размещены тонки; продукты горения двигаются к загрузочному концу печи, где отводятся в боров. Сырец, уложенный на специа.льных вагонетках, продвигается но каналу навстречу движению газов. Воздух входит в печь со стороны выхода из печи вагонеток с обож-л;енным кирпичом и проходит по всему каналу, постепенно подогреваясь за счет теплоты этого кирпича. Вследствие равномерности подъема t° товара при облсиге, а аюке сравнительно небольшого сечения печи (3- 4 м) продоллштельность обжига м. б. значительно сокращена. Скорость продвилсения вагонеток молсет достигать 30-40 м в сут-JvH. Нилсняя часть печи и вагонетки устроены Фиг. 17. т. о., что нака.ленные газы не соприкасаются с их мета.л.лич. частями, защищенными огнеупорной обмуровкой. Большим преимуществом работы с тоннельными печами яв-.тяется удобство работы по садке, высадке и транспорту кирпича. Расход топлива на обокиг в тоннельных печах несколько меньше. чем в кольцевых, и составляет G-8% условного топлива по отношению к весу облсигае- МОГО товара. д. Цепин. Кирпичный завод. Г е и е р а л ь н ы й план. При относительной дешевизне красного кирпича (1 ООО шт. весят примерно 3,6 m и стоят на заводе около 24 руб.) транспорт сырья, пстуфаб-риката и готового товара в процессе производства составляет значительную часть себестоимости готовой продукции. Это обстоятельство требует, чтобы все перевозки в Суихалоныи сараи Фиг. 18. процессе производства, начиная от карьера и кончая ск.ладом готового товара, производились по кратчайшим путям и на горизонтальной площадке. Небольшие уклоны допустимы при одностороннем грузовом потоке (карьер, склады топлива). Эта задача может быть разрешена правц.льиым расположением всего з-да на данной местности в зависимости от ее топографии. В практике встречается чаще всего три наиболее характерных типа местности. 1) Местность приближается к плоскости и имеет весьма слабый поперечный и продольный уклоны (фиг. 18-генеральный план завода производительностьк 8 млн. шт. в год с сушилкой над печью и кел-леровскими сараями). 2) Местность имеет характер косогора с поперечным уклоном (фиг. 19-генера.льный п.лан завода производительностью 10 млн. штук в год с сушилкой над печью и келлеровскими сараями). 3) Местность имеет холмистый пересеченный характер. 1) В первом случае характер местности мало влияет на взаимное распслолсение отдельных частей з-да и основная задача транспорта разрешается расположением всей застройки в плане в форме квадрата. В этом случае пути перемещения сырца и готового товара будут самыми короткими. Глиняный карьер в этом случае оказывается ниле уровня завода, что обусловит необходимость подъема вагонеток с сырьем к месту производства. Земляные работы по п.ланировке местности этого типа оказываются наименьшими. 2) В случае косогора, во избежание излишних земляных работ, все производственные здания и сооружения доллсны располагаться в одну линию соответственно направлению горизонталей. В целях облегчения транспорта п.лощадь под застройку п.ла- нируется горизонтально. Сушильные и от-возные сараи (при наличии тех и других) располагаются по разным сторонам печи и формовочной, причем сушильные сараи ближе к формовочной, а отвозные-ближе к печи. Добыча глины в этом случае организуется выше территории заводских зданий, а помещение формовочной-по возможности выше сушильных устройств, в соответствии с уклоном местности. Еще ниже м. б. расположены печи. Транспортная связь между частями производственного здания, расположенными в разных уровнях, будет поддерживаться спускными приспособлениями.При наличии сштилки над печью и благоприятном уклоне местности, уровень пола формовочного отделения должен оказаться на Фиг. 19. уровне пола сушилки; в таком случае подача сырца от прессов в сушилку при одноярусной сушилке значительно упрощается (подъем отпадает). Выбор отметки горизонтали, на к-рой располагается заводская площадка, зависит от чисто местных условий и делается главн. образ, в интересах удобства подъезда к заводу, подачи глины из карьера, вывоза готового кирпича, подхода ж.-д. ветви нормальной колеи, к-рая в данном случае должна подходить к з-ду с низовой стороны, и отправки кирпича водой, если имеются налицо водные пути.З) Для пересеченной местности дать общее решение по расположению заводских зданий и сооружений не представляется возможным. Предусматриваемое в отдельных случаях расширение дела сводится в К. п., при благоприятных транспортных условиях карьерного хозяйства, к постройке новой печи и сушильных устройств; при неблагоприятных условиях транспорта может быть целесообразнее сооружение нового кирпичного завода в районе того же глиняного карьера. м. Пурышев. Статистика К. п. До войны 1914-18 гг. производство обыкновенного строительного кирпича в России (в 1912 г.), по данным официальной статистики, выражалось в количестве 2 218 млн. штук при общем числе заводов 1071. По степени механизации производства все з-ды составляли две группы: в первую входили сравнительно немногочисленные крупные з-ды, сосредоточенные вблизи больших городов, с баггерной добычей глины, с механической обработкой и формовкой сырца и с обжигом его в печах непрерывного действия. Производительность этих з-дов составляла ок. 65% от общего производства кирпича. Вторая группа заводов работала с ручной добычей глины, конными глиномятками и ручной формовкой кирпича. Облиг производился в напольных печах или в гоф-манских кольцевых печах. В годы войны и после революции К. п. резко пало, что видно из следующего количества действовавших з-дов: в 1915 г.-515,в 1917 г.-372, в 1918 г.- 259, в 1919 г.-198, в 1920 г.-141, в 1921 г.- 144. В последующие годы началось посте пенное восстановление кирпичного производства, и в 1925 году, по данным обследования ЦОС ВСНХ, было зарегистрировано по СССР 778 заводов (их довоенная выработка равнялась 1 337,6 м.лн. шт.). Из них работало 597 заводов, изготовивших 637,7 млн. шт., что составило 73,1% их полной выработки. Темп восстановления К. п. характеризуется цифрами табл. 6. а. Фреберг. Табл. 6.-Кирпичное производство в СССР.
1 По данным ЦОС. * По контрольным цифрам. Техника безопасности. Все стадии К. п. сопряжены с опасностями разнообразного и зйачительного травматизма, так как почти все работы производятся в тяжелых условиях: под открыт, небом, в сырой атмосфере, в пыльных помещениях и при высокой t°\ кроме того рабочим приходится иметь де.ло с тяжелыми предметами и с опасными механизмами. При разработке кирпичных глин рабочие подвергаются опасности обва.)та в случае неправильного ведения земляных работ. Поэтому все разработки должны производиться сверху вниз, уступами, без подкопов, а при наличии отвесных стенок последние должны достаточно крепиться. При тачечной перевозке глины от места добычи к заводу следует производить частую поверку как пути, так и тачек; при перевозке по узкоколейной ж. д. необходимо проверять сцепку. При механич. подаче вагонеток с глиной но нак.яону к бегунам и вальцам нужно ограждать подъемники в нижней части, в виду возможности падения кусков глины. На Фиг. 20. случай обрыва ка- ната или же порчи подъемного механизма канатные барабаны д. б. снабжены тормозами, а наклонный путь-пр испособлениями, пре пятствующими скатыванию оторвавшейся вагонетки. Мятье глины создает опасность ранения ног, т. к. работа ведется босиком. Рабочие-глинщики кроме того подвергаются вредному действию атмосферных осадков. В глиномялках с конным приводом водило конного привода во избежание ушибов рабочих следует поднимать выше роста человека. .Пелгачие мешалки открытого типа нужно ограладать сверху решеткой. Во избежание падения рабочего в чашу с бегунами чаша д. б. огралодена железным барьером. Бегуны следует снабжать надежными быстро действующими выключателями. Отверстие в полу для передачи глины из бегунов в вальцы д. б. огралодено барьером. Желательно кроме того вальцы удалять от отверстия на такое расстояние, чтобы даже в случае наде-иия рабочего он не мог свалиться на вальцы. Удаление мелких камней и других примесей с ва.тьцов во время хода необходимо производить специальными щипцами (фиг. 20), концы к-рых снабжены шарообразным утолще-нием,препятствующим захвату их вальцами. Формовочные агрегаты, следующие за вальцами, сами по себе большой опасности не представляют, но трансмиссия к ним, часто располагаемая внизу, требует надлежащих ограждений. При работах на обжигательных печах спать и лежать на них д.б. строжайше запрещено, т.к. через щели и отверстия печи проникают газы, могущие быть причиной серьезных отравлений. п. Новиков. Лит.: Юрганов В. В., Керамич. промышленность в России, П.. 1922; Логинов 3. И. Кирпичная промышленность СССР (статистико-экономи-ческ. очерк),Москва, 1926; Белавенец М., Кирпичное производство, СПБ, 1914; Бок О., Н а в-р ат А., Кирпичное производство, пер. с нем., М., 1927; Воск О.-Nawrath А., Der Ziegelofen, Lpz., 1928; И е с h t П., Lehrbuch d. Keramik, p. 126-142, W.-Lpz., 1923; Singer E., Die Keramik im Dien-.ste V. Industrie u. Volkswirtschaft, p. 239-278, Brschw., 1923; Pantzer R. u. Galke R., Leitfaden fur d. Ziegelmaschinen-Betrieb, Mch.-В., 1910; Searle A., Modern Brickmaking, L.. 1920. B. Юрганов. КИСЛОРОД, О, химич. элемент У1 группы периодич. системы, порядковый номер 8, ат. в. 16,00. К. открыт в 1772 г. Шееле и в 1774 г. Пристлеем; свойства его установлены Лавуазье. Свободный К., О2-бесцветный газ без запаха и вкуса. К. является наиболее распространенным в природе элементом: он составляет 47% по весу земной коры; в воздухе содерлштся ок. 21% К. по объему, и.пи 23,2% по весу; в воде-88,9% К. Уд. в. К. по воздуху при 0° и 760 мм Hg равен 1,105; при 0° и 760 мм Hg 1 л К. весит 1,429 г; при 15° и 1 afm 1 л К. весит 1,310 г; газовая константа = 26,5; i°Kvum. -118°, давление крит. р = 52 atm; е° .-182,5°; Г ...-218,4°. Теплота испарения 51 Са1/кг; теплота плавления при -219°: 3,3 Са]/кг. Теплоемкость:
Gp. С=1,4.Удельн.в.жидкого К.(при -182°) 1,118; удельн. в. твердого К. (при-227°) 1,27. Коэфициент расширения К.: газообразного 0,00367, жидкого (при t° от -184° до -205°) 0,00385. Коэфициент преломления жидкого К. 1,2232. Теплота диссоциации молекулы К. на атомы: Оа=0 -Ь О -162 Cal (цифра ненадежная). Коэф-т теплопроводности 0,000057 Cal см/см ск. °С. Диэлектрическ. постоянная 1,00054. При 1 aitm в 100 объемах воды при 0° растворяется 4 объема К., а при 15°-3,4 объема. Благородные металлы в нагретом и расплавленном состоянии поглощают значи-тельн. количества кислорода; при 450° серебро поглощает 4-5 объемов, золото 33-49, платина 63-77, палладий 0,07 объема К. на 1 объем металла. К., поглощенный расплавленным серебром, при охлаждении выделяется, разбрызгивая металл. Жидкий К.- голубая подвижная жидкость с магнитными свойствами. Магнитный момент = 1, принимая для железа 1 ООО. Под действием тихого электрич. разряда или при освещении ультрафиолетовыми лучами К. частично превращается в озон (см.). Со всеми элементами, кроме благородных газов (и при обычных условиях-фтора), К. дает многочисленные соединения, так назыв. окислы. Последние м. б. разделены па три основные группы: а) окислы нормального типа (предусматриваемые периодическ. законом и отвечающие возможным валентностям данного элемента), в зависимости от числа атомов К. носящие название закисей, окисей, двуокисей и т. д.; б) окислы с повышенным содерлсанием К.-перекиси (содержащие два или несколько взаимно связанных атомов К.), и в) окислы с пониженным содержанием К. (недокиси, субокиси). Нормальные окислы но своему химич. характеру делятся на основные и кислотные(иначе- ангидриды к-т); окислы амфотерных (см.) элементов имеют характер промежуточный между теми и другими. Соединяясь с водой, окислы образуют гидраты, имеющие характер либо оснований (в случае растворимости-щелочей), либо к-т, либо занимающих промежуточное положение. Почти все элементы (кроме Ап, С1, N) при соединении с К. выделяют тепло. Например 1 кг уг.терода, магния и алюминия, соединяясь соответственно с 2,67 кг, 0,67 кг и 0,89 кг К., выделяют: С-8 100 Cal, Mg-6 ООО Cal, Al-7 250 Cal. При сгорании Al или Mg в кислороде вслед-
|