Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

пне-4-5 камер, шмаух-процесс-2-3 камеры, загрузка, выгрузка, ремонт и пр.- 3-4 камеры. Производительность таких непрерывно действующих печей при п,лотности садки 300-250 шт. в и при скорости огня в 8-12 м;ск составляет Ю-25 тыс.,иногда до 40 тыс. шт. в сутки. Для увстичения производительности строят печи с особо длинным кана.том и работают на два огня, т. е. в одной печи с 28-32 камерами как бы соединяют две печи. Хотя постройка одной двухогневой печи и дешевле, чем постройка двух печей, но она не всегда бывает более экономичной.

Наряду с кольцевыми печами сист. Гофмана строят непрерывно работающие зигзаг о в ы е печи (Бюрера) (фиг. 17) с малым поперечным сечением камер (до 5 м); обжиг в них ведется с большей, чем в гоф-манских печах, скоростью огня.

Последним, наиболее совершенным типом обжигательных устройств, является тоннельная печь, представляющая собой канал в 50-120 м д.линой, перекрытый сводом. Приб,лизительпо около середины д.лины канала, с двух его сторон, размещены тонки; продукты горения двигаются к загрузочному концу печи, где отводятся в боров. Сырец, уложенный на специа.льных вагонетках, продвигается но каналу навстречу движению газов. Воздух входит в печь со стороны выхода из печи вагонеток с обож-л;енным кирпичом и проходит по всему каналу, постепенно подогреваясь за счет теплоты этого кирпича. Вследствие равномерности подъема t° товара при облсиге, а аюке сравнительно небольшого сечения печи (3- 4 м) продоллштельность обжига м. б. значительно сокращена. Скорость продвилсения вагонеток молсет достигать 30-40 м в сут-JvH. Нилсняя часть печи и вагонетки устроены


Фиг. 17.

т. о., что нака.ленные газы не соприкасаются с их мета.л.лич. частями, защищенными огнеупорной обмуровкой. Большим преимуществом работы с тоннельными печами яв-.тяется удобство работы по садке, высадке и транспорту кирпича. Расход топлива на обокиг в тоннельных печах несколько меньше.

чем в кольцевых, и составляет G-8% условного топлива по отношению к весу облсигае-

МОГО товара. д. Цепин.

Кирпичный завод.

Г е и е р а л ь н ы й план. При относительной дешевизне красного кирпича (1 ООО шт. весят примерно 3,6 m и стоят на заводе около 24 руб.) транспорт сырья, пстуфаб-риката и готового товара в процессе производства составляет значительную часть себестоимости готовой продукции. Это обстоятельство требует, чтобы все перевозки в


Суихалоныи сараи

Фиг. 18.

процессе производства, начиная от карьера и кончая ск.ладом готового товара, производились по кратчайшим путям и на горизонтальной площадке. Небольшие уклоны допустимы при одностороннем грузовом потоке (карьер, склады топлива). Эта задача может быть разрешена правц.льиым расположением всего з-да на данной местности в зависимости от ее топографии. В практике встречается чаще всего три наиболее характерных типа местности. 1) Местность приближается к плоскости и имеет весьма слабый поперечный и продольный уклоны (фиг. 18-генеральный план завода производительностьк 8 млн. шт. в год с сушилкой над печью и кел-леровскими сараями). 2) Местность имеет характер косогора с поперечным уклоном (фиг. 19-генера.льный п.лан завода производительностью 10 млн. штук в год с сушилкой над печью и келлеровскими сараями). 3) Местность имеет холмистый пересеченный характер.

1) В первом случае характер местности мало влияет на взаимное распслолсение отдельных частей з-да и основная задача транспорта разрешается расположением всей застройки в плане в форме квадрата. В этом случае пути перемещения сырца и готового товара будут самыми короткими. Глиняный карьер в этом случае оказывается ниле уровня завода, что обусловит необходимость подъема вагонеток с сырьем к месту производства. Земляные работы по п.ланировке местности этого типа оказываются наименьшими. 2) В случае косогора, во избежание излишних земляных работ, все производственные здания и сооружения доллсны располагаться в одну линию соответственно направлению горизонталей. В целях облегчения транспорта п.лощадь под застройку п.ла-



нируется горизонтально. Сушильные и от-возные сараи (при наличии тех и других) располагаются по разным сторонам печи и формовочной, причем сушильные сараи ближе к формовочной, а отвозные-ближе к печи. Добыча глины в этом случае организуется выше территории заводских зданий, а помещение формовочной-по возможности выше сушильных устройств, в соответствии с уклоном местности. Еще ниже м. б. расположены печи. Транспортная связь между частями производственного здания, расположенными в разных уровнях, будет поддерживаться спускными приспособлениями.При наличии сштилки над печью и благоприятном уклоне местности, уровень пола формовочного отделения должен оказаться на


Фиг. 19.

уровне пола сушилки; в таком случае подача сырца от прессов в сушилку при одноярусной сушилке значительно упрощается (подъем отпадает). Выбор отметки горизонтали, на к-рой располагается заводская площадка, зависит от чисто местных условий и делается главн. образ, в интересах удобства подъезда к заводу, подачи глины из карьера, вывоза готового кирпича, подхода ж.-д. ветви нормальной колеи, к-рая в данном случае должна подходить к з-ду с низовой стороны, и отправки кирпича водой, если имеются налицо водные пути.З) Для пересеченной местности дать общее решение по расположению заводских зданий и сооружений не представляется возможным. Предусматриваемое в отдельных случаях расширение дела сводится в К. п., при благоприятных транспортных условиях карьерного хозяйства, к постройке новой печи и сушильных устройств; при неблагоприятных условиях транспорта может быть целесообразнее сооружение нового кирпичного завода в районе того же глиняного карьера. м. Пурышев.

Статистика К. п.

До войны 1914-18 гг. производство обыкновенного строительного кирпича в России (в 1912 г.), по данным официальной статистики, выражалось в количестве 2 218 млн. штук при общем числе заводов 1071.

По степени механизации производства все з-ды составляли две группы: в первую входили сравнительно немногочисленные крупные з-ды, сосредоточенные вблизи больших городов, с баггерной добычей глины, с механической обработкой и формовкой сырца и с обжигом его в печах непрерывного действия. Производительность этих з-дов составляла ок. 65% от общего производства кирпича. Вторая группа заводов работала с ручной добычей глины, конными глиномятками и ручной формовкой кирпича. Облиг производился в напольных печах или в гоф-манских кольцевых печах. В годы войны и после революции К. п. резко пало, что видно из следующего количества действовавших з-дов: в 1915 г.-515,в 1917 г.-372, в 1918 г.- 259, в 1919 г.-198, в 1920 г.-141, в 1921 г.- 144. В последующие годы началось посте пенное восстановление кирпичного производства, и в 1925 году, по данным обследования ЦОС ВСНХ, было зарегистрировано по СССР 778 заводов (их довоенная выработка равнялась 1 337,6 м.лн. шт.). Из них работало 597 заводов, изготовивших 637,7 млн. шт., что составило 73,1% их полной выработки. Темп восстановления К. п. характеризуется цифрами табл. 6. а. Фреберг.

Табл. 6.-Кирпичное производство в СССР.

Годы Республики --.

1925/26

1926/27

1927/28

1928/29

Число заводов:

РСФСР.....

УССР.....

БССР.....

ЗСФСР.....

Узб. ССР . . .

Итого по СССР

1 214

1 277

Производительн.

(в тыс. т):

РСФСР.....

646 291

866 421

1189 221

2005 ООО

УССР.....

217 509

350 076

597 186

687 ООО

БССР .....

12 252

34 189

45 036

94 000

ЗСФСР.....

24 421

32 496

34 776

36 ООО

Узб. ССР . . .

15 193

25 095

25 147

58 ООО

Итого по СССР

915 666

1308 277

1891 366

2880 ООО

Стоимость про-

дукции (в тыс.

червой, руб.):

РСФСР .....

35 355

46 383

77 500

УССР.....

12 654

19 200

19 500

БССР.....

1 154

1 599

3 660

ЗСФСР.....

1291

1 165

Узб. ССР . . .

2 530

Итого по СССР

51 106

69 406

104 355

1 По данным ЦОС. * По контрольным цифрам.

Техника безопасности.

Все стадии К. п. сопряжены с опасностями разнообразного и зйачительного травматизма, так как почти все работы производятся в тяжелых условиях: под открыт, небом, в сырой атмосфере, в пыльных помещениях и при высокой t°\ кроме того рабочим приходится иметь де.ло с тяжелыми предметами и с




опасными механизмами. При разработке кирпичных глин рабочие подвергаются опасности обва.)та в случае неправильного ведения земляных работ. Поэтому все разработки должны производиться сверху вниз, уступами, без подкопов, а при наличии отвесных стенок последние должны достаточно крепиться. При тачечной перевозке глины от места добычи к заводу следует производить частую поверку как пути, так и тачек; при перевозке по узкоколейной ж. д. необходимо проверять сцепку.

При механич. подаче вагонеток с глиной но нак.яону к бегунам и вальцам нужно ограждать подъемники в нижней части, в виду возможности падения кусков глины. На Фиг. 20. случай обрыва ка-

ната или же порчи подъемного механизма канатные барабаны д. б. снабжены тормозами, а наклонный путь-пр испособлениями, пре пятствующими скатыванию оторвавшейся вагонетки.

Мятье глины создает опасность ранения ног, т. к. работа ведется босиком. Рабочие-глинщики кроме того подвергаются вредному действию атмосферных осадков. В глиномялках с конным приводом водило конного привода во избежание ушибов рабочих следует поднимать выше роста человека. .Пелгачие мешалки открытого типа нужно ограладать сверху решеткой. Во избежание падения рабочего в чашу с бегунами чаша д. б. огралодена железным барьером. Бегуны следует снабжать надежными быстро действующими выключателями. Отверстие в полу для передачи глины из бегунов в вальцы д. б. огралодено барьером. Желательно кроме того вальцы удалять от отверстия на такое расстояние, чтобы даже в случае наде-иия рабочего он не мог свалиться на вальцы. Удаление мелких камней и других примесей с ва.тьцов во время хода необходимо производить специальными щипцами (фиг. 20), концы к-рых снабжены шарообразным утолще-нием,препятствующим захвату их вальцами. Формовочные агрегаты, следующие за вальцами, сами по себе большой опасности не представляют, но трансмиссия к ним, часто располагаемая внизу, требует надлежащих ограждений. При работах на обжигательных печах спать и лежать на них д.б. строжайше запрещено, т.к. через щели и отверстия печи проникают газы, могущие быть причиной

серьезных отравлений. п. Новиков.

Лит.: Юрганов В. В., Керамич. промышленность в России, П.. 1922; Логинов 3. И. Кирпичная промышленность СССР (статистико-экономи-ческ. очерк),Москва, 1926; Белавенец М., Кирпичное производство, СПБ, 1914; Бок О., Н а в-р ат А., Кирпичное производство, пер. с нем., М., 1927; Воск О.-Nawrath А., Der Ziegelofen, Lpz., 1928; И е с h t П., Lehrbuch d. Keramik, p. 126-142, W.-Lpz., 1923; Singer E., Die Keramik im Dien-.ste V. Industrie u. Volkswirtschaft, p. 239-278, Brschw., 1923; Pantzer R. u. Galke R., Leitfaden fur d. Ziegelmaschinen-Betrieb, Mch.-В., 1910; Searle A., Modern Brickmaking, L.. 1920. B. Юрганов.

КИСЛОРОД, О, химич. элемент У1 группы периодич. системы, порядковый номер 8, ат. в. 16,00. К. открыт в 1772 г. Шееле и в 1774 г. Пристлеем; свойства его установлены Лавуазье. Свободный К., О2-бесцветный

газ без запаха и вкуса. К. является наиболее распространенным в природе элементом: он составляет 47% по весу земной коры; в воздухе содерлштся ок. 21% К. по объему, и.пи 23,2% по весу; в воде-88,9% К. Уд. в. К. по воздуху при 0° и 760 мм Hg равен 1,105; при 0° и 760 мм Hg 1 л К. весит 1,429 г; при 15° и 1 afm 1 л К. весит 1,310 г; газовая константа = 26,5; i°Kvum. -118°, давление крит. р = 52 atm; е° .-182,5°; Г ...-218,4°. Теплота испарения 51 Са1/кг; теплота плавления при -219°: 3,3 Са]/кг. Теплоемкость:

При t°

-246°

-200°

-181°

04-200°

04-630°

Ср . .

0Д85

0,294

0,2285

0,2184

0,218

0,230

Gp. С=1,4.Удельн.в.жидкого К.(при -182°) 1,118; удельн. в. твердого К. (при-227°) 1,27. Коэфициент расширения К.: газообразного 0,00367, жидкого (при t° от -184° до -205°) 0,00385. Коэфициент преломления жидкого К. 1,2232. Теплота диссоциации молекулы К. на атомы: Оа=0 -Ь О -162 Cal (цифра ненадежная). Коэф-т теплопроводности 0,000057 Cal см/см ск. °С. Диэлектрическ. постоянная 1,00054. При 1 aitm в 100 объемах воды при 0° растворяется 4 объема К., а при 15°-3,4 объема. Благородные металлы в нагретом и расплавленном состоянии поглощают значи-тельн. количества кислорода; при 450° серебро поглощает 4-5 объемов, золото 33-49, платина 63-77, палладий 0,07 объема К. на 1 объем металла. К., поглощенный расплавленным серебром, при охлаждении выделяется, разбрызгивая металл. Жидкий К.- голубая подвижная жидкость с магнитными свойствами. Магнитный момент = 1, принимая для железа 1 ООО. Под действием тихого электрич. разряда или при освещении ультрафиолетовыми лучами К. частично превращается в озон (см.).

Со всеми элементами, кроме благородных газов (и при обычных условиях-фтора), К. дает многочисленные соединения, так назыв. окислы. Последние м. б. разделены па три основные группы: а) окислы нормального типа (предусматриваемые периодическ. законом и отвечающие возможным валентностям данного элемента), в зависимости от числа атомов К. носящие название закисей, окисей, двуокисей и т. д.; б) окислы с повышенным содерлсанием К.-перекиси (содержащие два или несколько взаимно связанных атомов К.), и в) окислы с пониженным содержанием К. (недокиси, субокиси). Нормальные окислы но своему химич. характеру делятся на основные и кислотные(иначе- ангидриды к-т); окислы амфотерных (см.) элементов имеют характер промежуточный между теми и другими. Соединяясь с водой, окислы образуют гидраты, имеющие характер либо оснований (в случае растворимости-щелочей), либо к-т, либо занимающих промежуточное положение. Почти все элементы (кроме Ап, С1, N) при соединении с К. выделяют тепло. Например 1 кг уг.терода, магния и алюминия, соединяясь соответственно с 2,67 кг, 0,67 кг и 0,89 кг К., выделяют: С-8 100 Cal, Mg-6 ООО Cal, Al-7 250 Cal. При сгорании Al или Mg в кислороде вслед-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 [ 37 ] 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152