Литература -->  Катафорез - движение частиц 

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152

быть застигнутым дождем, декорации й бутафорию легко можно доставить из соседнего помещения.

Совершенно другого типа К. возводятся в других местностях, а равно в СССР. В виду неблагоприятных климатич. условий конструкция воздвигаемых К. резко отличается от голливудских. Здесь возводятся фундаментальные здания, вмещающие в себе кроме ателье еще и ряд других подсобных помещений. Одно из таких грандиозных сооружений воздвигается в настоящее время в Москве. Акц. об-во Совкино строит целый киногородок в окрестностях Москвы, на Воробьевых горах, у дер. Потылиха. Ыа участке в 5,5 га воздвигаются киноателье с полезной площ.

4 500j№2 и целый ряд подсобных зданий. К. состоит из подвального, цокольного (план цокольного этажа на фиг. 1), первого, второго, третьего и четвертого этажей (разрезы на фиг. 2), в к-рых сосредоточены как специальные ателье для съемок, так и многочисленные подсобные помещения: артистические, бутафорские, гримерные и пр. Посредством специально устроенных раздвижных простенков ателье м. б. разделено на 5 частей, л в каждой части могут производиться одновременно три съемки. Подсобные помещения расположены т. о., что к каждой отдельной съемке имеется самостоятельный доступ для артистов, бутафории, декораций и пр. Коридоры внутри здания имеют ширину в

5 м, так что но ним свободно могут проноситься большие декорации, проезжать автомобили, телеги, экипал-си, лошади. В ателье


Фиг. 1. 1, 4, е-админ.-хоз. отд.; 2-бутафорская; г-загрузка; 5,7, мебель; 8, J3-бассейны; J0-вертящаяся площадка; iJ-скульптурная бутафорская; 12 - электропарк - мастерская; мультипликация; i5-лаборатория; Id-съемочная; i7-иестибю.чь; У5-мебель; 19-массовка.

имеются бассейны, вертящиеся площадки и приспособления для сложных постановок. Производительность этого К. рассчитана на 75 полнометражных и 15-20 короткометражных картин в год. Перед зданием К.уст-

роена открытая площадка, где при благоприятной погоде съемки могут производиться под открытым небом. На этом участке будет



такле воздвигнуто специальное К. для за-снятия звуковых фильмов.

В противоположность легким студиям для обыкновенных съемок, для звуковых фильмов строят в Америке исключительно каменные К. Они имеют или толстые каменные стены или двойные стены, наполненные воздухом и звукопоглощающими материалами. Внутренние стены состоят из гипсовых перо-городок с прокладкой из войлока и воздушной прослойки. Бетонный потолок так лее снабжается войлочной прокладкой и отделяется от крыши слоем воздуха. Пол покрывается мягкою материей. Кроме того резонанс внутри ателье регулируется толстыми драповыми занавесами, к-рые могут по мере надобности подниматься и опускаться. Размеры звуковых К.: 7,0-24,0 м в ширину и 17,0-30,0 м в длину; высота 7 м. Звукозаписывающие аппараты в настоящее время помещаются преимущественно в отдельных кабинках. Техник, заведующий звуковой стороной постановки и контролирующий качество звуков, находится в особой т.н. мони-торной будке, которая теперь делается пере-двилшой. Декорационные сооружения изолируются от внешнего мира звуконепроницаемой стеной из висящих тканей. Сюда переносятся осветительные аппараты. Съемочна.ч аппаратура и мониторные будки вставляются в эту стену . В звуковом К. важную роль играет реверберация звука; звукопоглощающие ткани имеют свойство поглощать высокие частоты звука и уничтожать металлический тембр голосов. В верхней части киноателье имеется особое помещение, где происходит воспроизведение заснятой звл-ковой сцены.

Лит.: см. Иинотехниум. М. Мухар.



КИНОВАРЬ, минеральная краска, по химич, составу сернистая ртуть, HgS, К. вырабатывают из природной ртутной руды, ме-стороледения к-рой известны в Исиании, Калифорнии, Баварии и в СССР-близ Ники-товки (Бахмутский район) и в Нерчинском районе. Для производства краски из руды выбирают чистые кристаллы К., измельчают их, отмучивают и сушат. От степени измельчения зависит тон краски: чем тоньше размол, тем ярче и чище оттенок. Большею ле частью К. получают синтетически, переходя через черную аморфную модификацию сернистой ртути и превращая ее в кристаллическую красную. Различают два способа фабрикации К.: сухой и мокрый.

При сухом способе ртуть и серу (в порошке) непосредственно смешивают в сухом виде в течение 2-3 ч. до получения однородной массы, которую подвергают возгонке, причем возгоняемая К., охлаждаясь, осалодается на стенках приемника в виде кристаллов красного цвета. При этом способе красота тона краски зависит: 1) от t° возгонки и 2) от полноты освобождения К, от избыточной серы, не вошедшей в соединение с ртутью. Для смешения ртути с серой слу- , лсат мельницы, а для очистки К. от излишка серы ее кипятят с растворами щелочей. Для освобождения от серы не следует промывать К. водой, т, к, от этого тон краски слабеет. Полученная таким способом К, в продаже известна под названием вермильона.

За границей на красочных ф-ках распространен следующий способ изготовления К, В медных сосудах перемешивают при нагревании 270 ч, ртути с 37,5 ч, серы, повышая Г постепенно, чтобы не произошло возгорания серы. Правильно приготовленная масса должна иметь равномерный черный цвет. По остывании массу размалывают в порошок и раскладывают небольшими порциями, по 1 кг, в глиняные огнеупорные полушарообразные горшки, В печь ставят по три сосуда и нагревают т. о чтобы пламя не поднималось над горшком выше 1 jn и чтобы нагрев нижней части горшков происходил при t° тёмнокрасного каления. Если произойдет воспламенение серы или получится возгон ртути, то сосуду дают охладиться и прибавляют в него некоторое количество свежей массы. После достаточного прогрева массу сернистой ртути помещают в возгонные сосуды-горшки с отъемными сверху железными шлемами, снабженными отверстиями для засыпки красочной массы. Весь процесс продолжается около 36 часов. Готовую киноварь размалывают на шаровых мельни- цах в мелкий порошок.

Лучшей К. считается китайская, так как она имеет чистый карминово-красный цвет. Способ ее получения в Европе, заимствованный с фабрик Гонконга, заключается в следующем. Нагревают при t° 111° на железных сковородах смесь 4 ч. ртути и 1 ч. серы до тех пор, пока не получится черная масса, к-рую промывают, сушат и закладывают в огнеупорные полушарообразные сосуды, покрываемые сверху такой же формы и размеров чашками. Последние примазывают огнеупорной замазкой и сосуды подвергают нагреву в течение 16 часов; по охлаждении К.

перемалывают и сохраняют в темноте в течение нескольких месяцев, после чего краска приобретает красивый яркий тон.

При мокром способе получения К. ртуть вместе с серой подвергают нагреванию в водном растворе сернистых щелочных металлов или сернистого аммония, после чего для удаления несвязанной серы обрабатывают массу едкими щелочами и промывают водой. При этом способе возможны отравления рабочих.

По германскому способу, на 100 ч. ртути берут 27 ч. серного цвета и небольшое количество едкого кали. Массу подвергают размешиванию, затем прибавляют воды, после чего осторожно нагревают, пока коричневато-красный тон не перейдет в яркокрас-пый, и сейчас же прекращают нагревание. т.к. перегрев может придать готовой краске тусклый тон. Полученный продукт выливают в большой сосуд с водой, промывают сначала едкой щелочью, до удаления серы, и после-водой для удаления щелочи. Промывной щелок, богатый ртутными солями, идет в переработку на ртуть.

К. не растворяется в к-тах и щелочах, но растворима в царской водке. К. как минеральная краска обладает большой кроющей силой, от сероводорода не изменяется, хорошо смешивается с другими красками и допускает большое количество примесей; в качестве последних применяют свинцовый сурик, шпат, гипс и т, д. В продаже К, встречается с содержанием 10, 20 и 40% примесей. При приеме К, ее подвергают испытаниям, причем: 1) проба в абсолютном спирте не должна давать окрашивания спирта (наличие окрашивания указывает на подмесь органическ, краски); 2) при растирании сухой краски на лхелтой меди должно получаться черное пятно; 3) при накаливании на фарфоровой крышке К. должна улетучиваться, давая не более 0,4% остатка,

В настоящее время К. широко применяется в живописи как масляная и акварельная краски; в малярном же деле применение ее ограничено, вследствие дороговизны и нестойкости к атмосферным влияниям, т. к. под влиянием света и влаги она переходит в черную аморфную сернистую ртуть, В технике киноварь употребляется при производстве обоев и сургуча,

В продале под названием К. встречаются такле и краски, не содерлсащие ртути, К таким краскам относятся: сурьмяная, зеленая, сатур нова, австрийская и искусственная К, Сурьмяная К. встречается в природе в виде красной руды-к е р м е з ит а, химич, состава SbaSjO, к-рую измельчают, отмучивают и высушивают. Большею же частью сурьмяная К, вырабатывается из 5 ч, треххлористой сурьмы, SbClg, и 6 ч, серноватисто кислого натрия (или кальция), растворенного в 50 ч, воды. Раствор нагревают до 60-70°, причем выпадает красный осадок краски. Обработка растворов ведется в чанах вместимостью 2 ООО-3 ООО л, имеющих для нагрева жидкостей змеевик, в к-рЬш пропускают пар. Цвет краски зависит от осалодения; с постелен, повышением ее получают краску цвета от лимонно-желтого до оранжевого, при 70° осадок краски принима-



ет красный цвет. Жидкость, слитая с осадка, идет на осаледение новой порции краски из SbClg. Полученную сурьмяную киноварь промывают тепловатой водой и сушат при 50-60°. Иногда сурьмяную К. вырабатывают из трехсернистой сурьмы, SbgSg, обжигом ее в струе воздуха и водяного пара; при этом один атом S замещается атомом кислорода, образуя соединение SbaSO. Сурьмяная К. не стойка к свету, к атмосферным влияниям, к кислотам и щелочам. ЗеленаяК. состоит из смеси лелтых свинцовых или цинковых кронов с берлинской лазурью с примесью шпата, гипса, глипы, сернокислого свинца и т. д.; в зависимости от взятых количеств получаются светлые или темные тона. Зеленая К. вырабатывается сухим и мокрым способами. Сухой способ состоит в тщательном перемешивании в барабанах или на бегунах крона и берлинской лазури; для дешевых сортов примешивают гипс и шпат. При мокром способе смешивают свелсепри-готовлепиые кроны с бер.тинской лазурью, образуя общую массу, которую прессуют, сушат и размалывают. Зеленая К., полученная мокрым путем, отличается большей лль востью тонов. ГСраска эта не стойка к ш;е-лочам и к сероводороду, но обладает большой кроюпг.ей силой. Зеленая К. имеет большое применение в малярном деле, в о.краске стеклянпых, фарфоровых и фаянсовых изделий, в производство типографских красок и обоев. Д.ТЯ известковых покрасок зеленая I-C. не пригодна, так как берлгаокая лазурь от действия щелочей разрушается. Сатур н о-ва К.-высший сорт свинцового сурика- имеет большое применение как масляная краска. Австрийская К., химич. состава РЬСг04-РЬ(ЬН)2, получается действием едкой щелочи на среднюю хромовосвигщо-вую соль. Искусственная К. вырабатывается из смеси шпата, гипса, глины и сурика, иногда подкрашенных органическ. красками. Способ приготовления искусственной К. меняется в зависимости от того, какие opraini4. краски слулхат для окрашивания смеси. Искусственная К., смотря но свойствам органич. краски, отличается различной стойкостью к свету; в продалсе ее часто называют итальянской ализариновой. Применяется искусственная К. Д.ЛЯ окраски трамвайных вагонов, земледельческих машин, семафоров и т. д. При выборе искусственной К. обращают внимание иа цвет, укрывистость и стойкость краски к свету. При прокаливании пробы органическая краска сгорает, оставляя гипс, шпат

и сурик. с. Михайлов.

Лит.: см. Нраски минеральные.

КИНОЗДАНИЯ, специальные здания для демонстрации кинокартин (киносеансы), со-стояш;ие из следующих обязательных помещений: зрительного зала с экраном и аппаратной, раздевальной (гардероб), кассы, фойе для ожидающей пуб.тики, курительной и уборных.

Помещения для киносеансов м.б. устроены: в каменных зданиях-в 1 и 2 этажах и в полуподва.пе (пол не нртже 1,5 м от уровня земли), в деревянных же и смешанных (где таковые разрешаются местной в.тастью)- в 1-м этаже. Минимальные разрывы между

т. Э. т. X.

строениями: для каменных 5 м, для смешанных 9 м, Д.ТЯ деревянных 12 м; деревянные летние без отопления балаганы, размером > 60 X15 jn, д.б. со всех сторон окружены свободным местом <20 м. В несгораемых зданиях могут быть устроены ярусы или балконы при непременном наличии не менее двух самостоятельных .лестниц с выходами наружу для калсдого яруса. В деревянных зданиях балконы или ярусы строить не разрешается.

Лестницы д. б. несгораемые, в несгораемых клетках без Забелиных ступеней,

Фиг. 1.

двойного за.т10жения, иметь > 16 ступеней в ft марше и поручни с двух сторон, и дол-лспы освещаться окнами, выходящими нар у Лгу. Ширина маршей лестниц, всех проходов и дверей, ji ведущих к выходам, и самих выходов (не менее двух, с разных сторон вестибюля) д.

б. <1,50 м из расчета 1 .ч ширины на канс-дые 100 человек зрителей и олшдагощих.

Место для хранения п-патья в вести-б ю л е рассчитывается по норме 0,20 м на 1 че.т1. п.ли. считая 0,13 п. м вешалки на 1 чел. при расстоянии мелсду вепхалками 1 м, с ос-тав.л(нием свободного прохода к выходам и кассам; вся площадь вестибюля при повторных киносеапсах < 0,4 juua 1 че,л.Планировка вестпбю.ля с гардеробами, кассою, входами и выходами д. б. такой, чтобы входящая публика не сталкивалась с выходящей после киносеанса и чтобы не было вообще встречных движений; наиболее рационально устройство гардероба на две стороны: д.ля приема платья входящей публики и для выдачи его выходящим после сеанса. Схема двилсения публики показана па фиг. 1: 1-входной вестибю.ль, 2-кассы, 3-гардероб, 4- лестницы балкона, 5-фойе, 6-зрительный за.л, 7-выходной вестибюль. Тамбуры при входах и выходах д. б\ глубиною < 2 м.

Входы в зал устраиваются из ф о й е для ожидающей публики; площадь фойе д. б. не менее площади зрительного зала. При фойе устраивается курительная (12-15% площади фойе) и теплые мулсские и лсенские уборные из расчета 1 очко на 100 чел.; при уборных должны быть умывальники, а при мужских уборных и писсуары.

В зрительном зале площадь пола д. б. <с0,7на человека. Сиденья д. б. прочно прикреплены к полу, соединены мелгду собою, иметь спинки и деления на отдельные места шириною <0,5 м, при расстоянии между спинками < 0,90 м, а при откидных сиденьях<0,85 м. Ширина проходов, ведущих к выходам, д. б.< 1,50 м, боковых проходов у стен < 0,90.jtt, причем между проходами д. б. > 12 мест, а между стеной и ближайшим проходом > 6 мест. Через калодые 12 рядов места прорезаются проходом в 1,50 м ширины. Расстояние от переднего ряда до экрана д. б. <2,50 м. Высота зала д. б. не менее 3,50 м, при наличии балкона <7,00 м. Все двери из зрительного зала и фойе, а также из вестибюлей на улицу долж-



1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 [ 29 ] 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 69 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 103 104 105 106 107 108 109 110 111 112 113 114 115 116 117 118 119 120 121 122 123 124 125 126 127 128 129 130 131 132 133 134 135 136 137 138 139 140 141 142 143 144 145 146 147 148 149 150 151 152